✓ ном
✓ деспотия
✓ город-государство
✓ депортация
✓ зиккурат
✓ ирригация
От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией, что в переводе означает «Междуречье». В литературе на русском языке чаще употребляется название «Двуречье» (от двух рек – Евфрата и Тигра). Сейчас это в основном территория Иракской Республики.
Именно Месопотамия является тем местом, где человечество раньше всего вступило на путь формирования протогосударственных и государственных структур. Это произошло в период древности, который определяется учеными для данного региона, начиная с IV тыс. для н. э. Выделяют раннюю древность: IV тыс. для н. э. – II тыс. до. н. э и позднюю древность – I тыс. до н. э.
Отличие этих периодов состоит в тех изменениях, которым подверглось общество. Для раннего периода будут характерны сохранение соседской общины, которая была собственником земли, взаимопомощь и коллективная ответственность людей. Кроме того, верования, уходящие корнями в первобытность, «номовое» устройство государства.
К эпохе же поздней древности человечество проделало огромный путь в своем развитии. Это выразилось в распаде общинной собственности на землю, в превращении общины в налоговую единицу, в новых представлениях о человеческой личности, росте индивидуализма, в возникновении мировых религий, а также в появлении государств нового типа – мировых империй.
Ном – первые протогосударственные образования Древнего Востока
Евфрат и Тиф берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив, в древности – двумя раздельными устьями, а сейчас – одним обширным устьем Шатт-эль-Араб.
Реки, питаемые водой горных ручьев, прорезают в верхнем течении малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр (Евфрат) и район горного Курдистана (Тигр) и в среднем и нижнем течении текут по глинистой равнине. На подступах к месту своего впадения в Персидский залив они разливаются по плоской территории, образуя обширное заболоченное пространство, которое древние обитатели Месопотамии звали «Горькой рекой». Реки имеют ряд притоков: у Евфрата наиболее крупные – Балих и Хабур, у Тигра – Верхний и Нижний Заб, Дияла. Тигр был значительно полноводнее Евфрата и имел более быстрое течение.
Разливы Тигра и Евфрата зависят от таяния снегов на Армянском нагорье. Обычно их разлив приходится на март – апрель. Однако его сроки в отличие от режима реки Нил не были точными, ибо Тигр и Евфрат пересекали на своем пути различные климатические зоны, таяние горных снегов не всегда наступало в одно и то же время.
Воды рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год.
Примерно в VIII–VI тысячелетиях до н. э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины Тигра и Евфрата.
С древнейших времен жители Месопотамии рыли каналы, постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы и т. д. Приходилось бороться с засоленностью почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву.
Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с Персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям. Недаром именно в Двуречье родилась знаменитая легенда о всемирном потопе. Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение (дожди, таяние снегов), но и там устраивались колодцы, бассейны и проводились небольшие каналы, что гарантировало снабжение полей водой.
Климат Месопотамии был неодинаков на севере и юге. На севере, в зоне сухих субтропиков, зимой иногда выпадал снег, весной и осенью бывали дожди. Юг отличался исключительно жарким и сухим климатом.
На территории Месопотамии в изобилии имелись глина и природный асфальт. В северной части страны встречались месторождения металлов (свинца, олова, железа), гористые районы давали много камня.
Флора Месопотамии была довольно скудной. Лишь на севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев. По берегам рек росли ивы. Много было, особенно на заболоченном юге, разных видов камыша.
Особое значение в жизни страны имела финиковая пальма. В древности знали 360 ее полезных свойств. Выращивали виноград и фруктовые деревья (яблоню, смоковницу и др.), зерновые (ячмень, полбу, просо), технические (сезам, лен), огородные (лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву), а также бобовые культуры (чечевицу, фасоль, горох).
Фауна в древние времена была богатой. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях, на болотах, по берегам рек водилось много птиц. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие животные обитали в окрестных степях и приречных зарослях.
Месопотамия расположена на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, что обеспечивало ей издревле ведущую роль в международной торговле, ибо многие сухопутные дороги проходили через нее с запада на восток и с севера на юг. Торговля шла также по рекам (хотя судоходство по ним было сопряжено с большими трудностями) и по Персидскому заливу (из Передней Азии в Аравию и Индию).
Население Месопотамии благодаря ее открытости чрезвычайно пестрое. Наиболее ранние культуры, изученные исследователями – Хассунская (VI тыс. до н. э.) и Халафская (V тыс. до н. э.).
Хассунская культура уже отражает образ жизни оседлых земледельцев и скотоводов. Хассунцы жили в глинобитных многокомнатных домах с плоской крышей. Обязательной принадлежностью каждого жома являлась печь, иногда в виде довольно массивного сооружения. Заметное место в рационе хассунцев занимала вареная пища, в том числе разные каши. Полы в доме покрывались циновками из камыша. Благоустроенный быт хассунцев дополняла нарядная глиняная посуда. Она украшалась орнаментом в виде крупных треугольников и узорами, нанесенными темной краской, оттенки которой варьируют от черного до красного.
Халафская культура характеризуется глинобитными круглоплановыми домами, керамикой с монохромной, а затем и полихромной росписью, глиняными фигурками полных сидящих женщин. Специфика халафского зодчества преобладание круглых строений. Наиболее интересны круглые постройки на каменном фундаменте с примыкающими к ним прямоугольными помещениями. Тонкостенная халафская посуда представляет собой едва ли не наиболее совершенные глиняные изделия древности. По желто-оранжевому фону орнамент расписывался красно-коричневой и коричневой краской. Тщательно сделанная глиняная посуда украшалась разноцветным геометрическим и растительным узором, а также изображениями пятнистых барсов, оленей, птиц, рыб, змей. Излюбленный мотив халафских мастеров головы быков. Впервые появляется техника глазури.
Однако племенная принадлежность носителей Халафской и Хассунской культур неизвестна.
Еще одна из изученных археологам культур представлена раскопками в Эль-Убейде. Ученые относят ее к концу V тысячелетия до н. э. Поселки имели крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окруженные городскими стенами. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле, включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами архитектуры и монументального строительства. Интересны раскопки некрополя жителей Эреду, принадлежавшего к истокам Эль-Убейд. Примерно 1000 могил из сырцового кирпича содержали захоронения людей с личными вещами, посудой, пищей, домашними животными (например, собаками), сопровождавшими в загробный мир хозяев.
Какой народ создал эту культуру? Ведь регион Месопотамии представлял из себя своеобразный «котел», где постоянно смешивались различные племена и народы.
Принято считать культуру Эль-Убейда протошумерской. Известно, что на рубеже V–IV тысячелетий до н. э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности.
Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Их собственные легенды указывают в качестве прародины юг – приморские районы Персидского залива; специалисты видят ее то на востоке, то на севере. Ясно одно: шумерский язык значительно отличался от группы семитских языков, распространенных среди большинства древних обитателей ближневосточной зоны. Похоже на то, что пришельцы-шумеры, появившись в зоне обитания насельников культуры Убейд, быстро и энергично заимствовали все достижения их культуры и, возможно, сыграли важную роль внешнего толчка в ускорении поступательного ее развития – теперь уже на их, шумерской, этнической основе.
Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.
В северной части Месопотамии с начала III тысячелетия до н. э., а возможно, и ранее, жили восточносемитские скотоводческие племена. Язык их называется аккадским. Он имел несколько диалектов: в Южной Месопотамии был распространен вавилонский, а к северу, в средней части долины Тигра, – ассирийский диалект. В течение нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до н. э. заняли всю Месопотамию.
В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык был уже мертвым языком. Однако как язык религии и литературы он продолжал существовать и изучаться в школах до I в. до н. э. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру, которые у них лишь с небольшими изменениями заимствовали аккадцы.
В конце III тысячелетия до н. э. с запада, из Сирийской степи, в Месопотамию начали проникать западносемитские скотоводческие племена сутиев. Аккадцы называли их амореями. По-аккадски Амурру означало «Сирия», а также и «запад» вообще. Среди этих кочевников было много племен, говоривших на различных, но близких друг к другу диалектах. В конце III – первой половине II тысячелетия амореям удалось осесть в Месопотамии и основать ряд царских династий.
К северо-востоку от Месопотамии, от верховьев Диялы до приурмийского района и далее к северу жили горные племена кутиев, по-видимому, родственные современным народам Дагестана. В конце XXIII в. кутии вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Лишь в конце XXII в. их власть была свергнута, а сами они отброшены к верховьям Диялы, где продолжали жить еще в I тысячелетии до н. э.
Касситы с древнейших времен жили в СевероЗападном Иране. Во второй четверти II тысячелетия до н. э. части касситских племен удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги в глубь Месопотамии.
В начале XVI в. они захватили крупнейшее из месопотамских государств – Вавилонское – и основали там свою династию. Касситы, осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением и приняли его язык и культуру. В то же время касситские племена, оставшиеся на своей родине, сохранили родной язык, отличный от шумерского, семитских и индоевропейских языков.
Во второй половине II тысячелетия до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа западносемитских племен арамеев. В конце XIII в. до н. э. они создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тысячелетия до н. э. они почти полностью ассимилировали местное население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык начал широко и прочно распространяться на этой территории.
Начиная с IX в. до н. э. в Южную Месопотамию стали вторгаться и оседать там родственные арамеям халдейские племена. После завоевания Вавилонии персами в VI в. до н. э. арамейский язык стал официальным языком государственной канцелярии всей Персидской державы. Аккадский сохранялся лишь в крупных месопотамских городах, но и там он постепенно вытеснялся арамейским и к началу I в. до н. э. был окончательно забыт. Вавилоняне постепенно слились с халдеями и арамеями.
Все население Месопотамии называло себя черноголовыми, независимо от языка, на котором каждый говорил. По-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади.
Пестрота этнического состава Месопотамии была обусловлена также осуществлением политики насильственного переселения народов, которая проводилась в I тысячелетии до н. э. в Ассирийской и Нововавилонской державах, и сильной этнической циркуляцией, имевшей место в Персидской державе, куда входила и Месопотамия.
Говоря о древней истории Месопотамии, ученые выделяют ряд периодов. Очень древнее время Нижней Месопотамии исследователи изучают по археологическим данным. Существуют Протописьменный период (2900–2750 гг. до н. э.) и Раннединастический период (2750–2310 гг. до н. э.). В это время образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. В городах-государствах правили династии, соперничающие между собой. Последняя треть III тысячелетия до н. э. характеризуется созданием обширных деспотических монархий.
Рис. 5
В XXIV–XXIII вв. до н. э. происходит перемещение зоны политической активности Месопотамии из Нижнего региона на север, в центральную часть, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.
В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история, длительностью почти полторы тысячи лет, делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX–XVI вв. до н. э.), средневавилонский, или касситский (XVI–XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII–VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII–VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией.
С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассирийский (XX–XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV–XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X–VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.
Рис. 6
Рассмотрим в самом общем виде исторические события древней Месопотамии, выделив шумерский период, вавилонский, ассирийский и персидский.
Около середины IV тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье появляются первые политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук. Общественным и хозяйственным центром Урука был храм в честь Ана, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства.
В IV тыс. до н. э. Урук являлся самым крупным городом региона, занимая площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе города находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения.
В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука – место народных собраний и заседаний совета старейшин.
Огромным достижением Урукского периода было создание целой системы магистральных каналов в сочетании с продуманной агротехникой, на которой базировалась регулярное орошение полей.
В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства.
Своих залежей металлических руд в Месопотамии не было. Уже в первой половине III тыс. до н. э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.
Помимо Урука надо назвать шумерские города Киш, Ур, Лагаш, Эреду, Ларса, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур.
Город-государство – это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40–50 тыс. человек.
Рис. 7. Древняя Месопотамия
Рис. 8. Древний храм Месопотамии
Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.
Около 3000–2900 гг. до н. э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.
Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «черный», «темный», «больной», «болезнь», «темнота» и т. д. Знак ноги означал «идти», «ходить», «стоять», «приносить» и т. д.