✓ Неолитическая революция.
✓ Протогосударственные образования.
✓ Деспотия.
✓ Феномен власти-собственности.
✓ Иерархичная структура общества.
✓ Командно-административная система.
Обратимся к началам истории человечества и предыстории Древнего Востока.
Род «Человек» (Homo) выделился из царства животных свыше двух миллионов лет назад. Ближневосточно-средиземноморские земли, узким перешейком соединяющие Африку с Евразией, на протяжении многих сотен тысячелетий были тем естественным мостом-перекрестком, по которому перемещались, встречаясь и смешиваясь друг с другом, древнейшие популяции гоминид (предлюдей), архантропы и палеоантропы. Не все из них смогли продолжить свое развитие в последующих поколениях. Ученые отмечают наличие тупиковых ветвей в эволюционном процессе. Например, синантроп. Его останки были найдены в Китае.
Смешение популяций и связанная с этим метисация резко ускорили процесс трансформации гоминид, сыграв существенную роль в подготовке тех благоприятных мутаций, которые привели, в конечном счете, к возникновению именно в этом районе мира человека разумного – Homo sapiens.
И хотя специалисты расходятся во мнениях по вопросу о том, была ли ближневосточная зона сапиентации единственной, есть веские основания полагать, что именно здесь в конце древнекаменного века, палеолита, около сорока тысячелетий назад появился последний представитель эволюционного процесса – человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens). Его миграция в различные районы Земли с вытеснением из них обитавших там прежних гоминид и с метисацией с этими последними послужила основой для появления в различных районах земного шара многочисленных расовых типов.
От предков, принадлежавших к более древним человеческим видам, Человек разумный унаследовал умение трудиться и производить для этого простейшие орудия. Но от конца древнекаменного века он еще очень долго – тридцать тысяч лет своей истории – все еще, так же как и эти его предки, только извлекал для себя дары природы с помощью произведенных им орудий, но не воспроизводил ее плоды снова.
Его способы добывания пищи – собирательство дикорастущих растений, охота и рыболовство, – конечно, были трудом. Мало того, для поддержания своего существования человеку и тогда уже нужно было не только производство, но и воспроизводство орудий труда; но сами добываемые им продукты природы он воспроизводить не умел. В соответствии с материалом, используемым для изготовления орудий труда принято подразделять историю человечества на три периода: каменный, бронзовый, железный века.
Каменный век – самый длительный из них. Ученые выделяют: древний каменный век, или палеолит; средний каменный век, иди мезолит, и новый каменный век, или неолит. В это время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из дерева, камня, рога и кости без шлифовки и сверления, методом оббивки.
Жизнь человеческих коллективов (общин, обычно объединявшихся по родству) в огромной степени зависела от внешних природных, даже климатических условий, от обилия или скудости добычи, от случайной удачи. Удача же сменялась периодами голода, смертность была очень высока, особенно среди детей и пожилых. На огромных пространствах земного шара людей было очень мало, и число их почти не увеличивалось, временами, пожалуй, даже падало. Основными занятиями человека были охота и собирательство, использование в качестве основных орудий труда каменных рубил и скребков.
Мезолит принес новшества. Наряду с охотой и собирательством стали развиваться рыболовство, в том числе и морское, охота на морских млекопитающих, собирание морских моллюсков. Человек научился применять уменьшенные в размерах каменные орудия труда – микролиты.
Однако главное событие в развитии человеческого сообщества происходит в эпоху неолита. Именно тогда присваивающий тип хозяйства заменяется на производящий. На смену охоте, собирательству, рыболовству приходят земледелие и скотоводство. Этот важнейший рубеж называется неолитической революцией, так как кладет основу для возникновения новой стадии в развитии человеческого общества – стадии цивилизации.
В самом конце каменного века древние люди впервые познакомились с медью, но использовали ее преимущественно для изготовления украшений. Ученые выделяют так называемый меднокаменный век (энеолит, халколит).
Бронзовый век в истории человечества характеризуется рядом особенностей. Появление бронзы в древности обычно шло рука об руку с возникновением урбанистической цивилизации, т. е. со строительством городских центров с их храмами и дворцами. В развитии передовых древних обществ это был принципиальный качественный рубеж, знаменовавший формирование надобщинных (протогосударственных) политических образований. Для возникновения протогосударственных структур нужны были какие-то существенные предпосылки, важные условия, оптимальное сочетание которых рождалось далеко не везде. Не случайно наука насчитывает лишь очень немного так называемых первичных очагов урбанистической цивилизации, причем и они, эти первичные очаги, обычно были как-то связаны между собой.
Наконец, на рубеже II–I тыс. люди знакомятся с железом, и начинается железный век в истории человечества, продолжающийся по настоящее время.
Как же произошел переход к цивилизации. Что способствовало этому процессу?
10—12 тыс. лет назад в экологически благоприятных регионах некоторые из человеческих общин научились сеять хлеб, обеспечивавший их пищей круглый год, и разводить скот, что позволяло им регулярно питаться мясом, а также молоком и сыром (творогом). Скот обеспечивал их шкурами и кожей лучше, чем охотничья добыча, и, кроме того, давал еще и шерсть, которую люди научились прясть и ткать. Вскоре после этого люди смогли сменить пещерное жилье, шалаши из веток и землянки на постоянные дома из глины или обмазанного глиной камня, а затем и из сырцового кирпича. Жизнь общин стала более обеспеченной, смертность несколько снизилась.
Первым злаком, который люди стали сначала сжинать в диком виде (с помощью деревянных или костяных серпов со вставленными кремневыми зубьями), а затем и сеять, был ячмень, росший на нагорьях Малой Азии, Палестины, Ирана и Южной Туркмении, а также в Северной Африке. Позже были одомашнены и другие злаки. Где это произошло раньше всего, сказать трудно. Во всяком случае, в Палестине, Малой Азии и на западных склонах Иранского нагорья хлеб сеяли уже между Х и VIII тысячелетиями до н. э., а в Южной Туркмении его стали сеять не позже VI тысячелетия до н. э. Примерно в ту же эпоху и в тех же местах приручили козу, овцу, осла. Собаку приручили гораздо раньше ещё охотники древнекаменного века. Позже был одомашнен крупный рогатый скот и кое-где— свиньи.
С VIII–VI тысячелетий до н. э. люди научились делать более совершенные шлифованные каменные орудия, плетеные корзины, ткани, а затем и обожженную на огне глиняную посуду, что позволило лучше готовить и хранить пищу. Жизненный уровень людей еще несколько повысился. Появляется племенная организация жизни человеческого коллектива. Это произошло в эпоху неолита.
Увеличивавшееся население расселялось за пределы родного поселка, быстро осваивало новые пригодные для земледелия территории – сначала в районе плодородных речных долин Ближнего Востока, затем в других землях, например, в Иране и Средней Азии, Индии и Китае. При этом новые дочерние поселения, как правило, сохраняли выработанный уже ранними земледельцами генеральный стереотип существования, включая социально-семейную и общинно-родовую организацию, мифологию, ритуалы, производственные навыки и технологию и т. п. Со временем и в зависимости от обстоятельств на новых местах обитания все это подвергалось определенной трансформации и обогащалось новыми элементами культуры.
В Малой Азии, Сирии и Палестине уже в VIII–VI тысячелетиях до н. э. в ходе неолитической революции возникали развитые и богатые поселки, иногда даже окруженные стеной. Однако, такого уровня развития достигали очень немногочисленные поселения: Иерихон в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии и др.
Поселение Чатал-Хююк в нынешней Турции существовало в 7500–5700 гг. д.н. э. Здесь жили земледельцы, они занимались скотоводством. Возможно, именно здесь впервые была осуществлена плавка меди из руды. Еще много неясного в образе жизни этого поселения, изучение которого продолжается по сей день. Интересной особенностью являются дома поселенцев. Они лепились друг к другу, как пчелиные соты. В них не было дверей. По приставным лестницам жители входили в дом. В хорошую погоду они располагались на своих крышах. Религиозные обряды во многом неясны. По-видимому, древние поселенцы поклонялись Великой богине-матери. Священную роль играл, кажется, бык. В зданиях археологи обнаружили древние рисунки, скульптуры богов, керамическую посуду.
Рис. 1
Рис. 2. Керамика
Рис. 3. Возможно, так выглядело поселение
Рис. 4. Реконструкция святилища
С ростом земледельческого населения в предгорьях часть его стала уходить все далее в глубь степей. По мере того как подобные общинные группы удалялись от районов более или менее обеспеченного дождевого или ручьевого орошения, в их хозяйстве все большее значение приобретал выпас скота, а посев ячменя и полбы, как экономически менее надежный, играл все более подсобную роль. Однако, не одомашнив ещё ни коня, ни верблюда, скотоводы не могли совершать далеких сезонных перекочевок, необходимых для восстановления травяного покрова па пастбищах, и вообще они не могли еще слишком далеко отходить от воды. Да и земледелие они обычно не совсем забрасывали. Когда же в результате хищнического скармливания овцам скудных южных степных пастбищ пли после какого-либо периода катастрофических засух выпас скота в данном районе становился невозможным, скотоводы массами переселялись на другие места.
Так в течение VIII–VI тысячелетий до н. э. совершалось расселение афразийских племен (видимо, потомков мезолитического населения Передней Азии) по Северной Африке, а также по степным районам Ближнего Востока (Аравии, Сирии, Месопотамии, где сохранились – или куда переселились – племена семитской языковой семьи афразийской языковой надсемьи).
Начиная с V–III тысячелетий до н. э. расселялись в разные стороны племена, говорившие на диалектах индоевропейского языкового семейства. Уже ко II тысячелетию до н. э. эти племена, передавая язык местному населению и вовлекая его в дальнейшую миграцию, распространились от Атлантического до Индийского океана.
Такие переселения были, конечно, не случайны. С одной стороны, они были связаны с вековыми колебаниями климата: так, в VI и II тысячелетиях до н. э. господствовали условия засух, и это могло стимулировать уход племен в поисках более благоприятных условий для жизни. С другой стороны, в V–IV тысячелетиях климатические условия были благоприятны, у племен, живших скотоводством и земледелием, смертность падала, и возникал относительный избыток населения, начинавшего растекаться в разные стороны, но в основном в пределах климатической зоны, благоприятствовавшей типу хозяйства данных племен.
Население Земли тогда было очень редким, и передвижение племен приводило, по данным исторической лингвистики, не столько к уничтожению или вытеснению коренных жителей, сколько к ассимиляции пришлого населения с коренным, так что в этническом (по не в языковом) отношении волна дальнейшего передвижения могла совершенно отличаться от первоначальной.
Люди, принесшие в VI–V тысячелетиях до н. э. афразийские (семито-хамитские) языки в глубь Африки, и люди, с которыми во II–I тысячелетиях до н. э. индоевропейские языки пришли к берегам Бенгальского залива (совр. Бангладеш), нисколько не походили по внешнему облику и мало походили по культуре на тех, которые дали первый толчок распространению земледельческо-скотоводческих племен.
Хотя эти относительно подвижные скотоводческо-земледельческие племена еще не были истинными кочевниками, можно все же говорить об отделении земледельцев, сидевших на орошенных землях, от скотоводов-полуземледельцев степей как о первом великом разделении труда. Между земледельцами и скотоводами уже тогда установился обмен; впрочем, он был необходим и раньше – ведь уже в поздне-каменном веке ни одна группа людей не могла обеспечить себя всем необходимым ей без обмена, предметом которого был, например, камень, годный для изготовления орудий (кремний, обсидиан). Такой камень на земле относительно редок. С открытием первых металлов (золота, меди, серебра) начался также и обмен металлов на различные ручные изделия, например ткани, причем обмен шел из рук в руки на значительные расстояния.
Возникновение производящего типа хозяйства, земледелия и скотоводства, создадут предпосылки для зарождения первых городов, письменности, расслоения общества (стратификации), наконец, государств.
Для появления из общин протогосударственных образований необходимы были определенные условия.
В земледельческой общине, давшей основу новой политической структуре, выстраивались отношения на основе важнейших принципов: во-первых, обмена-дара на престиж (то есть на подчеркнутое уважение коллектива по отношению к тем, кто способней других и чаще приносит им свою богатую добычу или щедро делится со всеми тем, что имеет). Складывались зависимые (патронажно-клиентные) связи, так как получатели даров и потребители дарованной всем продукции оказывались в зависимости от тех, кто щедрой рукой дарил и давал остальным то, чем обладал.
Вторым важнейшим принципом была практика централизованного перераспределения. Каждое домохозяйство обычно принадлежало большой семейноклановой группе (отец-патриарх с его женами, младшими братьями и взрослыми сыновьями; жены и дети братьев и сыновей; иногда также прибивавшиеся к группе одинокие аутсайдеры, потерявшие семейные связи). Глава группы имел право от имени коллектива распоряжаться всем его совокупным имуществом.
Право перераспределения помогало главе семейноклановой группы с помощью щедрых раздач имущества группы повышать свой престиж, обзаводиться клиентами и благодаря этому претендовать на выборные должности старейшины общины или его помощников.
Именно эти два принципа создали условия для возникновения усложненной структуры общества в виде земледельческой общины с ее выборным руководством.
Однако необходим был и ряд благоприятных обстоятельств: климатическо-экологический оптимум для земледелия, необходимую демографическую насыщенность данного региона, прежде всего плодородной долины реки, а также высокий уровень производственного потенциала, достигнутый лишь в позднем неолите и в эпоху бронзы.
Например, местонахождение в долинах великих рек, расположенных в теплом и мягком климате, с плодородными почвами и регулярными либо время от времени происходящими удобряющими их разливами. Кроме того, определенный уровень производственной деятельности людей, включавший рациональное использование ресурсов, регулярный обмен с соседями, кооперацию и координацию труда и, как следствие всего этого, устойчивый и имеющий тенденцию к возрастанию избыточный продукт.
Все эти условия, объективно достаточные для регулярного производства такого количества продуктов, прежде всего, пищи, которое позволяет коллективу содержать необходимые для функционирования аппарата администрации и освобожденные от обязательного физического труда по ведению земледельческого хозяйства слои (имеются в виду правитель и его родственники, чиновники, жрецы, воины, обслуживавшие их нужды ремесленники, слуги и рабы).
Появление первых протогосударственных образований было большим шагом вперед в развитии человеческого общества. Постепенно власть вождя, верховного лица приобретала божественное значение. Формируется легитимизация божественного права на власть. Власть становилась пожизненным правом, а выборы нового вождя – более редким явлением. Устанавливается и порядок наследования. Считалось, что наиболее пригодными являются родственники или помощники вождя.
Вождь выступает как носитель божественной благодати, как могущественный посредник между миром живых и сверхъестественными силами, включая и всех умерших вождей. На службу возникающей в связи с этим более сложной религиозно-мифологической системе привлекаются все существовавшие до того колдуны и иные служители культа. Так жречество приобретает свой особый статус в ранних обществах.
С течением времени власть вождя стала наследственной в его семье, что сыграло огромную роль в деле стабилизации всей структуры. При этом личность вождя сделалась священной вне зависимости от его индивидуальных качеств и способностей, недостаток которых должен был восполняться опытом и знаниями помощников. Закрепленные же за семьей вождя привилегии и прерогативы теперь воспринимались всем коллективом как проявление высшего божественного статуса его персоны и безусловного его права распоряжаться всем достоянием протогосударства.
Протогосударство – это политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. Среди функций структуры – административно-экономическая, военная, судебно-посредническая и ряд других.
Именно в рамках этой переходной по типу политической структуры ее вождь из вчерашнего слуги общества, старавшегося завоевать общественный авторитет и с его помощью трудиться на благо коллектива, начинает становиться над обществом, стремится подчинить общество себе и стать его господином.
Появление государства – процесс длительный. В обществах азиатского региона он протекал в разные хронологические периоды. Однако сами эти общества имели общие черты.
Прежде всего, надо сказать о власти и о собственности. Наследственная власть сакрализованного вождя-царя в протогосударствах Востока достаточно быстро – в отличие от античной Греции – трансформировалась в деспотическую, хотя не везде одинаково ярко выраженную. Главной причиной этого было отсутствие здесь развитого рыночно-частнособственнического хозяйства, сыгравшего решающую роль в той социальной мутации, которую пережила античная Греция. Деспотизм как форма власти, а если взглянуть глубже, то как генеральная структура общества, возникает там, где нет частной собственности. На Востоке, и в том числе в Азии власть и собственность неразделимы, нерасчленимы. Это – феномен власти-собственности.
Появление феномена власти-собственности было важным моментом на пути утверждения общества и государства в неевропейском мире. Практически это означало, что прежняя свободная община теряла свои исключительные права владения ее угодьями и продуктом. Теперь она вынуждена была делить эти права с теми, кто в силу причастности к власти мог претендовать на долю ее имущества, начиная от регионального вождя-администратора, будущего владетельного аристократа, которому верховный вождь передавал часть своих высших прерогатив, и кончая общинным главой, все более превращавшимся в чиновника аппарата администрации.
Иными словами, возникал и надолго закреплялся феномен перекрывающих друг друга владельческих прав: одна и та же земля (а точнее, право на продукт с нее) принадлежит и обрабатывающему ее крестьянину, и общине в целом, от лица которой выступает распределяющий угодья старейшина, и региональному администратору, и верховному собственнику.
Второй важной чертой древних обществ становится иерархичность.
Иерархия – последовательное расположение общественных слоёв или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения.
В обществе, прежде ориентировавшемся в основном на заслуги и престиж, появились новые критерии для деления на верхи и низы. Верхи стали комплектоваться из числа наследственных аристократов и причастных к власти должностных лиц, причем те и другие, тесно связанные клановыми связями, образовывали своего рода потомственный слой людей, занятых в сфере управления и включенных в систему социально-имущественных привилегий. Нижний слой составляли производители, прежде всего, общинные крестьяне. Между верхами и низами была еще прослойка обслуживающего верхи персонала – рабов, слуг, ремесленников и др.
Расширяясь, ранние государства включали в свой состав многочисленное население, совершенно различное по этническому составу. Раннее государство обычно оказывалось перед необходимостью усложнить администрацию, следствием чего был дальнейший рост иерархичности структуры в целом: все стоявшие над общиной в свою очередь выстраивались в сложную иерархическую лестницу должностных лиц, прав, статусов, привилегий.
Иерархическая лестница управления оказывалась трехступенчатой. Возникали три уровня – высший общегосударственный, средний региональный и местный. При этом на высшем уровне фиксируется заметная специализация административной деятельности – военачальники, жрецы, главы канцелярий или ремесленных служб, администраторы широкого профиля, казначеи и хранители казенных амбаров, управители дворцовых или храмовых служб, домашних покоев правителя и т. п., вплоть до возникновения кое-где контрольно-ревизорской службы.
На региональном уровне администрация обычно бывала много проще и имела чаще всего двойное подчинение – главе регионального подразделения и соответствующим службам и управлениям центра. Здесь специализация была много слабее и функции нередко совмещались. Тем более все это было характерно для местного уровня, где по традиции на главу общины падала львиная доля всех административных забот о благосостоянии общинного коллектива, а также о своевременных выплатах ренты-налога в казну и организации необходимых для коллектива и для государства общественных работ.
Рента – часть прибавочного продукта, который производили крестьяне, присваемого землевладельцем.
Говоря об общественных работах, следует сказать следующее. Для ранних государств урбанизация была непременным условием существования, чем они принципиально отличались от протогосударств. Все монументальные городские и иные сооружения (дамбы, каналы, дороги) сооружались же за счет труда крестьян, привлекавшихся к общественным работам в свободное от сельскохозяйственных забот время, к тому же поочередно. Именно в порядке общественной обязанности крестьяне участвовали в создании престижных сооружений, находясь в эти дни на полном государственном обеспечении и даже получая для работ казенные орудия и средства труда. Стоит специально подчеркнуть, что такого рода общественные работы никогда не считались подневольными отработками, а напротив, всегда рассматривались всеми, включая и массы работников, как сооружения, имеющие важный ритуальный смысл и общественное значение.
Еще одной особенностью ранних государств древности было обожествление правителя. Государь провозглашался сыном бога или даже живым божеством, а вся система богов, имевших теперь внушительные и возвышавшие их статус монументальные храмы в их честь, способствовала укреплению в умах населения представлений о могуществе божественных сил. Тем самым обеспечивался необходимый духовно-идеологический комфорт.
Наконец, особенностью, свидетельствующей о переходе к развитому древнему государству, было появление товарного рынка и денег. Рабочая сила превращается в товар, следствием чего является институт частного рабства (до того рабы, будучи чаще всего военной добычей, считались коллективным достоянием и от имени коллектива использовались в храмовых и дворцовых хозяйствах, в услужении власть имущих).
Таким образом, раннее государство – это многоступенчатая иерархическая политическая структура, основанная на клановых и внеклановых связях, знакомая со специализацией производственной и административной деятельности. Главными функциями такого государства являются централизованное управление крупным территориально-административным комплексом с этнически разнородным населением, расширение пределов своей территории за счет военных захватов, а также обеспечение благосостояния общества и престижного потребления привилегированных верхов за счет ренты-налога с производителей, дани с зависимых соседей.
Раннее государство хорошо знакомо с урбанизацией и монументальными сооружениями, осуществляемыми населением в счет общественных работ, причем эти работы рассматриваются как закономерный обмен деятельностью и легитимизируются общепризнанной религиозно-идеологической доктриной. Именно на этапе раннего государства закладываются основы новой формы социально-экономических отношений – отношений частнособственнических, связанных с товарно-денежным хозяйством и рынком рабочей силы.
Для развитых древних государств характерной особенностью будут командно-административная система, создание для правящих верхов режима наибольшего благоприятствования и полная подконтрольность государству частной собственности и рынка.
На Востоке рынок и собственник находятся в зависимости от государства и обслуживают нужды, прежде всего, правящего слоя. Государство же здесь твердо стоит над обществом и соответственно над экономикой общества, а его правящие слои живут за счет достояния общества и выполняют в этом обществе функции господствующего класса.
И, что особенно важно подчеркнуть, эти функции правящие верхи традиционно выполняют не потому, что они узурпировали власть и навязали свою волю искусственно ослабленным собственникам, но именно потому, что они управляют обществом принципиально иным, чем европейское. Командно-административная структура опирается на принцип власти-собственности. Она строго контролирует и сурово ограничивает частную собственническую стихию, иначе дезинтеграция угрожала бы нормальному функционированию системы.
Собственники были подавлены и поставлены в зависимость от носителя власти, от произвола администрации, причем наиболее преуспевшие из них нередко расплачивались за это конфискацией имущества, а то и жизнью, благо формальный предлог для этого найти было несложно. История Азии как часть истории Востока, свидетельствует о том, что расцветала частнособственническая экономика только в условиях стабильности и сильной власти центра со всеми ее контролирующими функциями, включая жесткий административный контроль над экономикой всей страны.
Таким образом, в Азии, на Востоке, частная собственность здесь, даже появившись и укрепившись, всегда была второстепенной и никогда не была защищена от произвола власти какими-нибудь привилегиями либо гарантиями, свободами или правами.
Альтернативой господству частной собственности как в Европе здесь была власть-собственность. Функции господствующего класса выполняли организованные в аппарат власти верхи общества.
Государство в Азии, на Востоке абсолютно довлело над обществом. Именно в этом – ключ к пониманию структуры традиционных неевропейских обществ, пониманию сути Востока, как древнего, так и современного.
Итак, отличительными чертами древних обществ, возникших в Азии, на Востоке, являлись:
✓ феномен власти-собственности;
✓ восточная деспотия как тип политической власти;
✓ иерархичная структура общества;
✓ обожествление правителя;
✓ командно-административная система;
✓ абсолютное преобладание государственной собственности;
✓ подчиненное государству и зависимое от него положение частной собственности и рынка;
✓ абсолютный приоритет государства над обществом.
В Азии выделяются три важнейших центра, где были созданы удивительные культуры, наиболее ранние по времени IV тыс. – I тыс. до н. э.: Месопотамия, Индия и Китай. Именно здесь впервые возникают протогосударственные и государственные образования, складываются мировые империи. С их рассмотрения и начинается собственно история Древнего Востока.
1. История обществ Древнего Востока является частью общей истории Востока. Именно здесь впервые произошла неолитическая революция, создавшая условия для формирования протогосударственных образований и государств. Кроме того, здесь возникло разделение между земледельцами и скотоводами, которые вступили между собой в отношения обмена.
2. Расселение людей происходило в разные регионы Древнего Востока, причем путем смешения с местным населением. На протяжении нескольких тысячелетий носители семитской ветви афразийской языковой семьи, а затем индоевропейцы распространились по Востоку.
3. Отличие Востока от Европы – преобладающая мощь государства, отсутствие условий для реализации всего потенциала частной собственности и рынка, которые им жестко контролируются.
4. Условиями возникновения протогосударственных образований являлись наличие благоприятных экологических факторов, производственный уровень общества, значительная концентрация населения.
5. Протогосударственные образования возглавлялись правителем, чья власть постепенно становилась наследственной, а сам он признавался сыном бога или приравнивается к богу. Жречество было привилегированным слоем, который обслуживал власть. Общество строилось на принципах иерархии, где верхи, куда входят правитель и его окружение, жречество и бюрократия разного ранга, содержались за счет низов – крестьян-общинников. Имелся промежуточный слой из слуг, ремесленников, рабов и прочих.
6. Для обществ Азии, как и всего Востока, характерен феномен власти-собственности. Это приводит к утверждению государственной собственности и не дает развиться в полной мере потенциалу частной собственности и рынка. Сама власть приобретает характер деспотии.
7. Наличие привилегий, захват чужеземных территорий, выплата дани и другие источники постепенно вели к появлению излишков, которые стимулировали появление товарного рынка, денег. Товаром стала и рабская сила. Это был показатель появления государственных структур. В отличие от протогосударственных образований оно характеризуется процессом урбанизации, организацией общественных работ в масштабе всей страны.
1. Каковы особенности эпохи неолита?
2. Каковы последствия неолитической революции?
3. Какие условия необходимы для перехода к новой организации человеческого сообщества в условиях неолита?
4. Как менялась роль первого лица в древнем сообществе людей?
5. Каковы условия возникновения протогосударственных образований?
6. Какова структура общества в протогосударственных образованиях?
7. Что отличало государственные образования на раннем этапе?
8. Каковы особенности азиатского восточного общества?
9. Представители каких языковых семей расселялись по просторам Азии?
10. Как связаны между собой господствующая в Азии форма собственности и форма политического устройства?