Как менялось мышление психоаналитиков

Добрый день. Начинаем разбор статьи Дж. Стайнера «Цель психоанализа в теории и практике». Напомню вам, что Дж. Стайнер написал книгу «Психические убежища».

– Идея психических убежищ в том, что человек при переходе из параноидно-шизоидной позиции в депрессивную (или наоборот) может попасть в психическое убежище. Он как будто изолируется от внешнего мира.

Начало статьи Дж. Стайнера даёт нам исторический экскурс – как менялось мышление психоаналитиков. Я надеюсь, что мы подробно остановимся на этом, и вы сможете понимать – какое у вас мышление было, как вы видели своих пациентов и ваше взаимодействие с ними.

Первая теория З. Фрейда – застой либидо. З. Фрейд предполагал, что «душевное заболевание возникает в результате сексуальных торможений». Если вы ещё не смотрели фильм-комедию «Без истерик» – обязательно посмотрите. Это фильм об изобретении вибратора. Вы увидите – как мыслили врачи того времени. Женщины были сексуально неудовлетворёнными, потому что церковь запрещала сексуальные удовольствия. Но возбуждение никуда не деть. Как я понимаю, женщины сами не понимали, что они возбуждены. Они приходили к врачам (которые в то время были только мужчинами), описывали свои симптомы. И мужчины ставили диагноз – бешенная матка. В качестве лечения предлагали удаление матки. Тогда, когда никто не смел заговаривать о сексе, З. Фрейд это сделал. Поэтому в то время его теория была революционной. Он открыто заговорил о сексуальных желаниях. И о том, что они вытесняются. В то время у женщин была болезнь «перчаточный синдром». У женщины отнималась рука примерно до локтя. Лечить эту болезнь не удавалось теми способами, что предлагали врачи. З. Фрейд понял, что «перчаточный синдром» возникает от того, что женщина мастурбирует. Но поскольку мастурбация под запретом, то она испытывает чувство вины. И это чувство вины как будто локализуется в «перчаточном синдроме». Т.е. чтобы не мастурбировать, у женщины отнимается рука.

– Когда происходило осознание вытесненного желания— чувствительность руки восстанавливалась.

Таким образом, подтверждалась теория застоя либидо. Как будто сексуальная энергия не могла свободно течь. Когда через осознание сексуальных желаний, течение энергии восстанавливалось— пациентам становилось лучше. Во многих фильмах показывают, как психоаналитик даёт интерпретации, связанные с сексом. И человеку становится лучше. Да, эта тема по-прежнему табуирована, хотя совсем не в той степени, как это было во времена З. Фрейда. В фильме «Опасный метод» герой, играющий К. Г. Юнга говорит: «Не может всё держаться на одном гвозде». К. Г. Юнг пошёл дальше – он увидел другие комплексы кроме Эдипова. Но для З. Фрейда это было предательством, он не смог простить К. Г. Юнга. Потом произошла сексуальная революция. О сексе стали говорить много. Постепенно он перестал быть запрещённым. Хотя и сейчас у многих могут быть табу на тему секса, но мы уже не даём интерпретаций по застою либидо.

Далее Дж. Стайнер говорит о теории психического конфликта. «Эта ранняя теория либидо вскоре была заменена моделью психического конфликта, которая по мере своего развития стала классической теорией фрейдовского психоанализа и остаётся центральной для всех психоаналитиков». Автор говорит, что со временем менялась формулировка сущности конфликта. Но идея остаётся до сих пор. Он говорит: «Вначале подчёркивался конфликт между бессознательными импульсами и влечениями с одной стороны. И требованиями реальности – с другой. Затем, с введением структурной теории, более важным стал конфликт между Эго и силами Ид и Супер-Эго. Наконец, конфликт стал определяться в терминах конфликта между инстинктами жизни и смерти. А внутренняя деструктивность – как устанавливающая границы того, что психоанализ может достичь (З. Фрейд, 1937)»

У З. Фрейда есть топографическая модель личности. Есть Эго, на которое с двух сторон давит Ид (Оно) и Супер-Эго. Предполагается, что конфликт происходит как раз из-за этого давления. Примеры 1-го типа конфликта – между

– 1) бессознательными импульсами и влечениями и 2) требованиями реальности.



Очень не хочется ходить на работу, не хочется проходить собеседования, не хочется продвигать себя как специалиста. Вместо этого хочется почитать интересную книгу, посмотреть сериал, позаниматься всякой ерундой. Это будут бессознательные импульсы и влечения. Но есть реальность, в которой надо кушать, оплачивать квартиру как минимум. Это будет требование реальности. Или другой пример. Сейчас продвигают закон о домашнем насилии. Предполагается, что у мужчины есть бессознательные садистические импульсы, которые он не способен сдерживать. Возможно, женщина тоже его провоцирует. Мужчина срывается и избивает женщину. Это будут влечения и бессознательные импульсы. Предполагается, что если ввести закон о домашнем насилии, где мужчина будет серьёзно наказан за свою несдержанность – он будет ощущать требование реальности – не бить женщину. Иначе последует наказание. Такой же пример, когда мужчин стали жестоко наказывать за изнасилование. У мужчины есть потребность в сексуальном удовлетворении. Это влечения. Но реальность требует быть сдержанным и держать их при себе. Пример ближе к нашей работе. Когда происходит смерть близкого человека – происходит отрицание его смерти. Человек может там застрять. Требование реальности – принять, что человек умер, принять потерю. Потеря не принимается – случается депрессия, упадок сил и т. д.

Второй конфликт – между Эго и силами Ид и Супер-Эго. Здесь мы видим, что есть Эго, как остров. И ему необходимо защищаться от внутренних сил Ид и Супер-Эго, которые давят на него с разных сторон. Чтобы защищаться, Эго требуются системы защит. Мы с вами их проходили в психоаналитической диагностике. Психических защит очень много. Те же примеры можно увидеть с точки зрения этого конфликта. Только теперь внешние структуры в виде законов в социуме становятся внутренними структурами Супер-Эго. Но теперь можно увидеть иначе конфликты с родителями. Например, мать была жестокой – нападала, критиковала, унижала. Теперь это структура Супер-Эго. И человек сам на себя нападает, критикует за малейшие ошибки. Чувствует себя униженным от любого замечания. Чтобы справиться с этими нападками Супер-Эго на Эго, человек использует разные механизмы психических защит. Например, идеализацию и обесценивание, отрицание, рационализацию, интеллектуализацию. А также сексуализацию и сублимацию—перевод в творчество.

Третий конфликт – между инстинктом Жизни и инстинктом Смерти.

Впервые про инстинкт смерти сказала Сабина Шпильрайн на конференции, год не помню. Через несколько лет З. Фрейд взял её идею и стал говорить, что есть энергия либидо, и есть энергия мортидо. Другими словами – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Это две силы, которые живут у нас внутри. Инстинкт смерти проявляется в деструктивном поведении, в любых типах зависимости. А инстинкт жизни проявляется в виде творчества, желания жить, воле к жизни. На примере зависимости можно видеть борьбу этих двух сил. Например, алкогольная зависимость. Она помогает отвлечься от реальности. Обещает расслабление, отвлечение от тяжёлых мыслей, переживаний. Но на самом деле, эти переживания принадлежат инстинкту смерти. Потому что чем больше человек прибегает к зависимости – тем глубже разрушения в теле и в психике. Инстинктом жизни в данном случае будет воля к жизни.

Силы, чтобы сражаться с внутренними монстрами, которые нападают через чувство вины, стыда. Плюс соблазняют, обещая лёгкое удовлетворение. Это удовлетворение кажется невероятной ценностью. Из-за этой ценности человек готов рвать отношения с близкими. Потому что они причиняют боль. Он путает – кто ему помогает и хочет спасти. А кто убивает. Ему кажется, что убивают те, кто хотят лишить его зависимости. А помогает зависимость, потому что происходит облегчение страданий на время.

Делитесь своими примерами – как вы поняли эти 3 конфликта.

Далее Дж. Стайнер говорит, что согласно этой теории – суть «в том, чтобы уладить этот конфликт. И когда он (человек) не в состоянии сделать это – он развивает симптом в качестве компромисса. И использует неадекватные механизмы для защиты себя и своих объектов. Такие механизмы устанавливаются как постоянные свойства личности и могут привести к болезни или тяжёлым расстройствам характера». Получается, мы смотрим – как одна часть пациента борется с другой частью. И думаем – как мы можем их примирить. Психическое разрушение мы видим, как невозможность пациента справиться со своим конфликтом. Например, зависимость мы видим как защиту от невыносимых переживаний, от ран, которые были нанесены пациенту в детстве или позже. И чтобы справиться с этими переживаниями – человек пьёт. Тогда переживания притупляются. Далее автор говорит: «Модель конфликта была существенно обогащена, когда Фрейд открыл перенос и сопротивление. Что дало возможность появления сложной теории, согласно которой конфликт может быть проработан в анализе, поскольку во время лечения он переживается вновь в отношении к аналитику (Фрейд, 1914а). Из этой модели следуют цели лечения, состоящие в помощи пациенту в разрешении конфликта более здоровым способом, в особенности посредством использования инсайта. Если пациент может развить понимание своих бессознательных процессов, конфликт становится менее искажённым примитивными фантазиями и, следовательно, более управляемым».

З. Фрейд понимал так, что перенос не складывается сразу. Что он как будто бы зреет в процессе анализа. И в какой-то момент пациент не может не думать, не может не говорить о том, что происходит между ним и аналитиком. Он назвал это переживание «невроз переноса». И считал, что надо дожидаться невроза переноса, и потом только говорить с пациентом об отношениях в кабинете. Наверняка, вы тоже слышали о важности инсайта. Предполагалось, что когда неосознанное становится сознательным– конфликт решается. Наверное, вы знаете, что З. Фрейд ставил вопрос: «Почему?» А К. Г. Юнг ставил вопрос: «Зачем?» По-сути, они оба говорили об инсайте, который даёт понимание. Только З. Фрейд предполагал, что понимание надо искать в прошлом. А К. Г. Юнг предполагал, что надо искать смысл, который потом будет направлен в будущее.

– Я это понимаю так. Например, может быть такой инсайт по З. Фрейду: «Оказывается, потому что мама бросила меня в раннем детстве —теперь я не выношу одиночества, „прилипаю“ к первому, кто обратит на меня внимание».

– Тот же самый инсайт по К. Г. Юнгу: «Мама бросила меня в раннем детстве. Я понимаю—насколько это больно, как хочется „прилипнуть“ к первому, кто обратит внимание. Поэтому я стала психологом, чтобы помогать другим понять себя и вместе переживать эту боль».

Поэтому мы были заняты тем, чтобы «раскопать» что-то глубокое, но (как нам казалось) важное. И пациент приходил к нам за этими инсайтами. Ему часто было больно. Кто-то не выдерживал и уходил. И, как мне кажется, сам инсайт становился наркотиком. Одна пациентка мне сказала: «Вы ничего нового мне не сказали». Тогда её слова меня поразили. Я почувствовала, что не соответствую идеалу, который она выстроила в своей голове. Как-то я оправдалась, но сделала вывод: «Ей надо, чтобы я всё время генерировала новые мысли». Сейчас с одной пациенткой я замечаю, что она как будто давит на меня. Она как будто вкладывает в меня свою способность рождать инсайты. Я их выдаю ей. Она успокаивается. А на следующей сессии не помнит ничего, что было. Т.е. она их уничтожает. Потому что не она их рождает. Мне кажется, что сейчас время идеализации инсайтов прошло. Люди видят, что им не помогают никакие осознания. «Да, мама издевалась надо мной в детстве. Но сейчас мне это знание никак не помогает— надо мной теперь издеваются все окружающие».

Ханна Сигал, в одной из своих статей говорила об эмоциональном инсайте. Он меняет мышление. После него не может звучать вопрос: «И что теперь делать?» Ответ очевиден – надо менять своё поведение.

Думаю, что теория травмы вписывается в теорию конфликтов. Мы видим треугольник Карпмана: Насильник-Жертва-Спасатель. В моём представлении треугольника как такового не существует. Есть связи Насильник-Жертва и Жертва-Спасатель. Мне кажется, что пары Насильник-Спасатель не существует. При травме из внешней реальности внутрь погружаются два этих объекта в жёсткой связи. И тогда Насильник и Жертва будут представлять собой инстинкт смерти. Потому что один убивает, а вторая умирает. А Спасатель будет представлять собой инстинкт жизни, потому что пытается оставить в живых. И наша задача была бы показать конфликт пациенту. И предполагалось, что он увидит его, получит инсайт – и это поможет снизить это напряжение. И человек начнёт действовать иначе, опираясь на инсайт. Но если сюда добавить теорию переноса, то получается, что при неврозе переноса пациент будет чувствовать, что он жертва, а аналитик насильник. И через осознание, что это не так —конфликт будет разрешён.

И теперь двигаемся дальше. Дж. Стайнер говорит о следующей теории – теории проективной идентификации: «Теория конфликта сохраняет основополагающее значение для психоанализа. Однако, она была существенно обогащена представлением о шизоидных механизмах, описанных Мелани Кляйн (Кляйн, 1946, 1952). В частности, открытие расщепления и проективной идентификации радикально повлияло на наше понимание психического конфликта, изменило базовую модель душевной болезни и оказало фундаментальное влияние на понимание целей психоанализа».

Далее он говорит, что З. Фрейд тоже использовал представление о расщеплении Эго, но только по отношению к фетешизму и психозу. «Фрейд утверждал, что при фетишизме реальность одновременно признаётся и отрицается (Фрейд, 1927). … Однако, на мой взгляд, фрейдовское использование термина „расщепление“ сильно отличается от его использования Кляйн. … По большей части он считал Эго единым – разумеется, подвергающимся „изменениям“ под влиянием сил Ид и Супер-Эго, но не расщеплённым и не фрагментированным. И определённо, не разбитым на отдельные части таким образом, чтобы отдельные аспекты личности перестали считаться своими и приписывались другим людям. В представлении Фрейда, слабость Эго возникает из-за конфликта, а не из-за истощения через утрату частей себя. И вытеснение, а не расщепление, считается механизмом, посредством которого в самости преграждается доступ к отдельным её элементам. Индивидуум, хотя и находящийся под влиянием отдельных инстанций, воспринимается в данной концепции как целостная личность, вынужденная находить свой путь среди опасностей и конфликтов жизни».

Здесь мы видим кардинальное отличие теории М. Кляйн и З. Фрейда.

В теории проективной идентификации М. Кляйн предполагается, что человек проецирует в другого не просто конфликт – он проецирует часть себя. Можно сказать, что он отдаёт свою руку. И видит, как будто другой – это его рука. А сам человек при этом остаётся без руки. Моя пациентка говорит мне: «Я восхищаюсь вами. Вы такая талантливая, у вас всё получается». Таким образом, она проецирует в меня часть себя, где она талантлива и у неё получается. Она остаётся истощённой. Она не целая. Я обращаю её внимание: «Вы мне рассказываете, как у вас получается отстаивать себя, как другие признают вас лидером мнений. И вы очень радуетесь, а потом как будто убиваете это знание о себе успешной». Моей пациентке страшно – если она себе оставит успех, который видит во мне – тогда что останется мне? Т.е. как будто она у меня заберёт мой успех, а я останусь пустой. Поэтому она заботится обо мне, чтобы я продолжала быть успешной. И делает это тем, что отказывается от представления о себе, как успешной и талантливой женщины. Таким образом, сохраняется баланс. Но что будет, если она решит присвоить себе свои же качества, которые видит во мне? Я её спрашивала: «Когда вы видите меня такой успешной – какой вы видите себя?» Ей было очень страшно смотреть на эту картину, поэтому она даже не сразу поняла вопрос. Затем ответила: «Я никчёмная, серенькая. У меня ничего не получается». Таким образом, мы видим объектные отношения. На одной стороне сверкающая талантливая, у которой всё получается. На другой стороне – никчёмная, которая обязана смотреть снизу вверх и ничего не делать, никак не проявляться. Предполагаю, что если пациентка будет чувствовать себя успешным специалистом, с достаточным количеством сил и энергии – тогда меня она будет видеть как никчёмную, не способную рождать новые мысли. И как будто в её фантазии она отбирает у меня возможность творить и быть такой, какой она меня видит. Это работа механизма зависти. Поэтому следующая фантазия может быть, что я приду в ярость от того, что она как будто отняла у меня все таланты и мой потенциал. И как будто я захочу разорвать связь с ней. А это высшая мера наказания. Поэтому в данный момент она сохраняет фантазию обо мне прекрасной и недостижимой. Оставляя себе образ нищенки, которая может только восхищаться королевой. У пациентки был вопрос: «А что если правда вы такая талантливая и успешная?» Вот этот вопрос может сильно путать. Когда наши пациенты указывают на наши реальные достоинства или слабости —мы не можем отрицать, что они у нас есть. Я имею ввиду для самих себя. Но. Это не значит, что они не проецируют свои достоинства или слабости. Т.е.я на самом деле талантливая и успешная. И одновременно с этим моя пациентка такая же. Но ей пока страшно о себе так думать.

С точки зрения теории конфликта можно было бы представить, что в моей пациентке борются 2 энергии —

– 1) её творческая часть и 2) механизм зависти, который разрушает достижения.

Это будет правдой. И тогда пациентка должна получить инсайт об этих 2-х силах. И ей должно стать легче. Но этого не происходило. С точки зрения М. Кляйн и теории проективной идентификации моя пациентка вложила в меня свою успешную и талантливую часть. И когда эта часть во мне – она не в ней. И таким образом, она не может ей пользоваться. У неё просто нет сил, чтобы продвигать себя как специалиста на рынке. И так будет продолжаться до тех пор, пока не произойдёт процесс горевания (об этом будет в статье дальше). Т.е. пациентке предстоит тяжёлая душевная работа, чтобы расстаться с представлением о себе, как о нищенке, которая может только восхищаться другими. И также будет одновременно горевание – она будет расставаться с образом меня, как всемогуще-успешной, ослепительно-талантливой. Я останусь такой какая я есть. Но для неё я стану более реальной. Это значит, что она почувствует, что может пройти путь, подобный тому, что прошла я. Он будет другим, будет отличаться. Но это будет путь успеха.

И ещё хочу привести пример сессии с другой моей пациенткой. Надеюсь, что это полезно для вас. И вы можете этим пользоваться. Она пришла и была счастлива, что не опоздала. Потом стала жаловаться, что у неё не получается вести общение с мужчинами, которые её привлекают. А привлекают её те, кто выше её интеллектуально. (С точки зрения проективной идентификации пациентка помещала свой образ, свою часть себя неуспешной, непонятливой, тупой в тех мужчин, с которыми строила отношения). Далее мы говорим с пациенткой о механизме разрушения, который становится для неё всё более очевидным. Она говорит, что все люди кругом не помогают ей. Все как будто против неё. Но я знаю, что это не так. Потому что 3 встречи назад я ей показывала, как механизм разрушения внутри неё рушит отношения с людьми, которые ей помогают. И буквально перед тем, как она стала говорить, что все против неё, она рассказала – как ей помогает мужчина, помогла подруга тем, что объяснила этому мужчине, как моей пациентке нужна помощь. Он откликнулся и делает всё возможное, чтобы у неё пошло продвижение по карьере. Поэтому, когда она начала говорить: «Мне никто не помогает», – я ответила: «В реальности это не так». Пациентка как будто впала в ступор. Сказала привычное: «Ну да», – но по её выражению лица я поняла, что она не понимает, о чём я говорю. Я сказала: «Вам помогает этот мужчина. Он делает всё, чтобы у вас получилось». Этот мужчина нашёл ей квартиру, поселил её туда бесплатно. Нашёл ей помещение для работы, сделал вместе с ней рекламу, чтобы приходили клиенты. (Таким образом я возвращала её в реальность, с одной стороны. А с другой стороны – возвращала ей потерянную часть её, на которую она может опираться) После моих слов она поняла. У неё случилось замешательство. В контрпереносе я почувствовала сильную неловкость.

Это была проективная идентификация, я не смогла с ней справиться. И я ей стала что-то говорить, чтобы просто заполнить ту пустоту, что образовалась. Одновременно с этим я всё больше осознавала свою неловкость. И поняла, что должна о ней говорить. Я сказала: «Когда я вам сказала о том, что в реальности у вас есть поддержка – я как будто напала на вас. Как будто я оголила ваше самое уязвимое место. И от этого вы можете ощущать стыд. И возникает вопрос – придёте ли вы на следующую консультацию. Потому что чувства настолько невыносимые, что может хотеться разорвать отношения. Вы можете чувствовать сильную неловкость и растерянность». После того, как я сделала очевидными переживания пациентки, она как будто воодушевилась, сказала, что действительно себя так ощущает. Дальше у неё пошли ассоциации. Она рассказала про то, что обычно никто не понимает её шуток. Но нашёлся один мужчина, который понял. И когда она это почувствовала, то тут же сжалась, сказала, что ей завтра рано вставать, пора уходить. А потом он подловил её, спросил: «Куда ты завтра с утра идёшь?» Тогда ко мне в голову пришла мысль, которую я ей озвучила: «Когда я вам сказала о том, что в реальности вам помогают – я как будто оказалась выше вас интеллектуально. И тогда вы почувствовали себя так, как с мужчинами, которые вам нравятся. Вы как будто потеряли дар речи. Возникла невыносимая неловкость. Как будто я уличила вас в чём-то стыдном. С одной стороны – вы пришли ко мне за помощью, ожидаете, что я буду выше вас интеллектуально. С другой стороны —для вас это невыносимо». Пациентка ответила: «Да, я пережила: „Она меня видит! Неужели это возможно, чтобы меня увидели такой, какая я есть“. И я почувствовала себя маленькой девочкой». Я ответила: «Вы себя сравнили со мной. Механизм разрушения как будто напал на вас изнутри. И вы почувствовали себя тупой, намного ниже интеллектом, чем вы есть. Вы как будто увидели во мне свою интеллектуальную часть. И решили – раз она во мне, то не может быть в вас. Механизм разрушения как будто напал на ваш интеллект, и велел отдать его весь без остатка мне. Если он во мне – значит вы должны быть маленькой глупой девочкой».

Вот такая была сессия. Это было пару месяцев назад. Сейчас эта пациентка сильно продвинулась по своим заработкам. Гораздо лучше отстаивает себя перед работодательницей. И делает конкретные шаги для продвижения по карьере.

На этом сегодня остановимся. Жду ваших вопросов и размышлений.

Загрузка...