Симптомы зависимости
Как промывание мозгов ведет к зависимости
Как зависимость загоняет вас в ловушку
Как иллюзии держат нас в ловушке зависимости
Знакомая ситуация
Разоблачение иллюзии
Я разработал «Легкий способ» как метод избавления от никотиновой зависимости. Потом я успешно использовал его в работе с другими зависимостями, включая алкоголизм, игроманию, переедание, зависимость от сахара и шопоголизм. Многие из этих проблем, если не все, долгое время не считались зависимостями; споры об этом идут до сих пор.
В нашем обществе принято называть «зависимыми» наркоманов и алкоголиков. На самом деле между наркоманами и алкоголиками нет никакой разницы. Алкоголики – тоже наркоманы: они зависимы от наркотика под названием алкоголь. Точно так же курильщики зависимы от наркотика под названием никотин.
Многие курильщики оспаривают это. Они считают, что зависимыми являются только те курильщики, которые курят много лет и выкуривают по несколько пачек сигарет в день. Они не понимают, как тот, кто курит всего несколько месяцев или лет, может быть зависимым.
Они прозревают и постигают истину только тогда, когда вы станете рассуждать аналогичным образом о героиновом наркомане. Мы легко соглашаемся с тем, что человек, втыкающий иглу себе в вену и вводящий героин, является зависимым от наркотика; почему же мы должны по-другому относиться к тому, кто вдыхает ядовитый дым, наполняя им свои легкие? Или тот, кто поглощает нездоровую пищу несмотря на то, что очень хочет похудеть, или тот, кто ставит на кон всю свою зарплату, играя в рулетку, или тот, кто тратит последние деньги, покупая вещи, которые ему не нужны, и поэтому не вылезает из долгов, – почему к ним нужно относиться иначе, чем к героиновым наркоманам?
Все вышеперечисленные люди имеют следующие общие особенности:
Эти симптомы знакомы очень многим людям. Если они применимы и к вам, то для вас есть хорошие новости:
Перечисленные выше симптомы зависимости характерны для многих аспектов современной жизни. Наркомания (включая курение и алкоголизм) и игромания – вероятно, две самые известные зависимости, но те же симптомы все чаще и чаще можно наблюдать в питании, употреблении сахара, обращении с деньгами, работе, отношениях с другими людьми, использовании интернета, порнографии и так далее.
Все эти симптомы – следствие того, что интеллект подавляет инстинкты. Как еще можно объяснить то, что вы продолжаете делать нечто такое, чего вам делать не хочется и что делает вас несчастными? Никто не заставляет курильщиков курить. Они сами покупают сигареты, сами достают сигарету из пачки, прикуривают и вдыхают табачный дым.
Внутренний голос призывает курильщика остановиться, но его заглушает другой голос, убеждающий курильщика, что курение дает ему нечто вроде удовольствия или поддержки. Этот второй голос – результат промывания мозгов. Даже когда вред от курения становится настолько очевидным, что его невозможно отрицать, курильщик продолжает утверждать, что в курении должно быть что-то такое, без чего он не может жить – а иначе почему же он никак не остановится?
Отсутствие логики в этом утверждении очевидно любому, кто не находится в ловушке зависимости, но если вы оказались в этой ловушке, то уже не видите вещи такими, каковы они на самом деле, и смотрите на них через искажающую призму зависимости. Вы обнаруживаете, что в вашей душе происходит отчаянная борьба: вы мечетесь между страхом причинить себе вред («Эта привычка стоит мне целое состояние, она управляет моей жизнью, делает меня и мою семью несчастными и разрушает меня») и страхом жить без вашей «небольшой поддержки» («Как же тогда я смогу справиться с напряжением, тревогой и стрессами, мне будет очень трудно жить без этого, я буду ужасно себя чувствовать, моя жизнь станет мрачной и беспросветной, смогу ли я тогда наслаждаться жизнью?»)
Обратите внимание на то, что обеими сторонами этого внутреннего конфликта являются страхи. Чем же вызваны оба этих страха? Действием наркотика. Именно внутренняя борьба двух страхов держит зависимого человека в «подвешенном» состоянии неопределенности, в ловушке зависимости, и единственный способ выбраться из этой ловушки – избавиться от одного из этих страхов. Чтобы это сделать, вам нужно избавиться от последствий промывания мозгов.
В результате промывания мозгов с помощью рекламы у нас создается ложное убеждение, будто определенные вещи дают нам своего рода удовольствие или оказывают поддержку. Обратите внимание на содержание рекламы. Если продукт может предложить вам нечто действительно ценное, реклама будет фокусироваться на этом конкретном преимуществе или свойстве продукта.
Возьмем в качестве примера яблоки: они вкусные, сочные, питательные, и в них много витамина C. Чтобы продавать яблоки, вам не нужно рассказывать байки, – польза яблок очевидна. Виски, напротив, не имеет никакой питательной ценности. Этот алкогольный напиток притупляет ваши чувства и подрывает умственные и физические способности. Поэтому продавать виски нелегко. Что же делают продавцы виски? Они создают иллюзию привлекательного стиля жизни. Когда люди покупают виски, они покупают вовсе не болезни печени и не алкогольное опьянение, – они покупают атмосферу шотландских вересковых пустошей и уютных вечеров у камина. Им промыли мозги и заставили верить в то, что виски является неотъемлемой частью этой атмосферы и, следовательно, без виски не создать соответствующего настроения. Причем для создания такого настроения не подойдет любой выдержанный виски – нужен именно ЭТОТ конкретный виски, который вам показывают в рекламе.
Мой старый друг, который работал в рекламном бизнесе, говорил мне: «Ты продаешь не сосиски – ты продаешь их шипение на огне!», и если вы знаете, из чего делают большинство сосисок, то поймете, почему.
Это очень хитрый трюк, на который мы ведемся снова и снова.
По иронии судьбы, миф об удовольствии или поддержке продвигают так называемые эксперты, которые не только говорят нам, будто от того, что вызывает зависимость, трудно «отказаться», но и пытаются объяснить, почему оно приносит удовольствие. Бесконечные исследования механизмов действия дофамина и серотонина, генетической и психологической предрасположенности к зависимости нужны только для того, чтобы с умным видом объяснить, почему вещи, вызывающие зависимость, якобы доставляют удовольствие. Эти объяснения никому не помогают избавиться от зависимости и лишь усиливают у зависимых людей ощущение безнадеги и безысходности, когда у них возникает желание попробовать избавиться от пагубного пристрастия.
Все просто. Зависимость не имеет ничего общего с удовольствием, а дофамин и серотонин здесь вообще ни при чем – ведь неважно, отчего вы испытываете чувство облегчения, когда перестаете биться головой о каменную стену. Важно лишь, чтобы вы поняли одну простую вещь: после того, как вы прекращаете биться головой о стену, боль проходит и больше никогда не возвращается.
Когда нам говорят, что что мы должны отказаться от пагубной привычки, слово «отказаться» само по себе подразумевает, что нам придется чем-то пожертвовать. И чем больше нам говорят, что бросить пагубную привычку очень трудно, тем больше мы думаем, что в ней должно быть нечто такое, что перевешивает все ее отрицательные последствия.
Кроме того, нам промывают мозги те люди, которые стали для нас авторитетами: родители, учителя, правительство. У них могут быть благие намерения, но их предупреждения и запреты делают запретное еще более привлекательным в наших глазах.
К тому времени, когда мы становимся достаточно взрослыми и сами начинаем выбирать, чтó именно покупать и потреблять, наш мозг уже подвергся бомбардировке смесью искушений и предупреждений относительно множества вещей, которые никогда не принесут нам ничего хорошего. Оказавшись в этом тумане противоречивых сведений, мы, движимые естественным любопытством, хотим всё выяснить самостоятельно.
Мы ищем нечто такое, что помогло бы нам заполнить внутреннюю пустоту, и обнаруживаем, что нас раздирают противоречия. Мы восстаем против тех, кто навязывает нам свое мнение, хотим ладить со сверстниками, подражать тем, на кого стремимся быть похожими. Мы хотим «вписаться» в компанию или вырваться из нее, выделиться из толпы или раствориться в ней. Мы хотим найти самих себя.
От этого неустойчивого, напряженного состояния один шаг до той или иной зависимости. Всё, что обещает сделать нас крутыми и в то же время подчеркнуть нашу независимость от родителей и других авторитетов, становится для нас очень притягательным. И мы легко попадаем в ловушку.
Объясняя природу зависимости, «Легкий способ» представляет ее как результат совместного действия двух чудовищ – Маленького чудовища в вашем теле (абстинентный синдром) и Большого чудовища в вашем сознании (промывание мозгов). Если взять в качестве примера курение, то здесь Маленьким чудовищем будет ощущение пустоты и неуверенности, которое овладевает вами по мере того, как никотин выводится из вашего организма. Это очень слабое и тонкое физическое ощущение, но его оказывается достаточно, чтобы в вашем сознании проснулось Большое чудовище. Большое чудовище – это результат промывания мозгов. Это внутренний голос, который интерпретирует вопли Маленького чудовища как «Мне нужно выкурить сигарету».
Одна сигарета – это всё, что нужно, дабы пробудить этих чудовищ к жизни. Сначала в ваш организм поступает никотин, а затем, когда он начинает выводиться из организма, рождается Маленькое чудовище. Маленькое чудовище начинает требовать всё больше и больше никотина, и вы испытываете новое для вас ощущение внутренней пустоты и неуверенности.
Маленькое чудовище пробуждает в вашем сознании Большое чудовище – веру в то, что курение доставляет вам нечто вроде удовольствия или оказывает какую-то поддержку – иными словами, будто курение что-то вам дает.
Если вы прислушаетесь к Большому чудовищу и выкурите еще одну сигарету, то попадете в замкнутый круг чередующихся периодов абстиненции и приема новых доз никотина, который затягивает вас все глубже и глубже в никотиновую ловушку.
Следующая доза никотина частично снимает дискомфорт абстинентного синдрома, укрепляя вашу веру в то, что курение помогает вам расслабиться, и таким образом усиливает Большое чудовище. Кажется, будто этим подкрепляются предубеждения, созданные промыванием мозгов: на первый взгляд, курение вроде бы заполняет внутреннюю пустоту. Но эту пустоту создает сам никотин. Вскоре вы начинаете закуривать каждый раз, когда чувствуете напряжение. И, поскольку никотин делает вас более нервным и раздражительным, бóльшую часть времени вы испытываете стресс. Вы всё быстрее и быстрее опускаетесь в никотиновую ловушку.
Все это напоминает поведение мухи, попавшей в саррацению. Трубчатые листья саррацении похожи на воронки; их внутренние стенки выделяют сладкий нектар и покрыты направленными вниз волосками, а дно этих «кувшинов», куда соскальзывают мухи, заполнено жидкостью, в которой растение переваривает попавших в ловушку насекомых. Когда муха, привлеченная запахом нектара, садится на лист саррацении, она не подозревает, что это ловушка. Она может улететь, когда захочет, но нектар очень вкусен, и муха продолжает им лакомиться.
Лакомясь нектаром, она медленно сползает по направленным вниз волоскам на дно воронки. Стенки воронки становятся все более крутыми и скользкими. Но муха все равно продолжает пить нектар и в конечном итоге оказывается на дне воронки, где перевариваются уже утонувшие насекомые. Отсюда она уже не может выбраться. Саррацения поймала очередную жертву.
Подобно этой мухе, человек, выкуривающий свою первую сигарету, не понимает, что попал в ловушку. К тому времени, когда курильщик начинает сознавать, что что-то пошло не так, зависимость уже держит его мертвой хваткой. И чем сильнее он пытается освободиться из этой ловушки, тем крепче запутывается.
Мы используем курение в качестве примера; то же самое происходит каждый раз, когда мы подавляем наши инстинкты и наносим себе вред.
Так почему же зависимый человек не останавливается на краю воронкообразного листа саррацении? Почему его состояние постоянно ухудшается?
Каждая доза облегчает зависимому человеку те муки, которые причиняет ему Маленькое чудовище – именно облегчает, не избавляя от них полностью. Она не избавляет от ощущения внутренней пустоты. Если представить изменение нашего самочувствия в виде графика и изобразить уровень нормального самочувствия человека без зависимости как горизонтальную прямую, то во время первой абстиненции – периода между приемами наркотика – наше самочувствие опускается ниже этого уровня. Следующая доза повышает наше самочувствие, но на пике оно все равно не поднимается до обычного уровня.
Во время следующей абстиненции наше самочувствие снижается еще сильнее, и следующая доза опять повышает его, но оно не только не достигает нормального уровня, но и оказывается ниже уровня предыдущего подъема. С каждой дозой наше самочувствие падает все ниже и ниже по сравнению с нормальным уровнем. Мы жаждем всё бóльших и бóльших доз, которые, в свою очередь, снижают наше самочувствие всё сильнее и сильнее. Физиологические последствия приема наркотика усугубляют наши страдания, и из-за этого наше самочувствие падает еще ниже. А поскольку мы всё яснее и яснее начинаем понимать наше бедственное положение, отчаяние от осознания того, что мы оказались в ловушке зависимости, приводит к еще более глубокому падению нашего самочувствия.
Поскольку наше сознание находится во власти Большого чудовища, наше желание получить «небольшую поддержку» постоянно возрастает.