Kazhdan A. Patria // The Oxford Dictionary of Byzantium. New York, Oxford, 1991. P. 1598.
Это название происходит от имени Македонской династии, правившей с 867 до 1056 года.
Лемерль П. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до X века / Вступ. ст. и пер. с франц. Т. А. Сениной (монахини Кассии). СПб., 2012.
«Темными веками» в византинистике обычно называют два столетия с середины VII до середины IX века.
К сожалению, на русском языке отсутствует обобщающий справочник по топографии и памятникам Константинополя. О топографии Города см.: Janin R. Constantinople byzantine: dévelopment urbain et répertoire topographique. Paris, 1964; Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topograhie Istanbuls. Byzantion – Konstantinupolis – Istanbul bis zum Beginn des 17. Jahrhunderts. Tübingen, 1977; http://constantinople.ehw.gr/forms/fmain.aspx; о церквях см.: Janin R. Le siège de Constantinople et le patriarcat oecumenique. T. III. Les églises et les monastéres (La géographie écclesiastique de l’Empire Byzantin; 1). Paris, 1969. На русском языке см.: Попов И. Н. и др. Константинополь // Православная энциклопедия. Т. 37. М., 2015. С. 134–193; Иванов С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу. М., 2020 (с новейшей литературой).
Дальнейшие внутритекстовые ссылки будут даваться по этим книгам с указанием глав.
Она не сохранилась, но ее можно реконструировать на основании более поздних редакций С и М, которые происходят от нее напрямую.
Полное количество списков до сих пор неизвестно и источниковедческая работа с ними еще не проведена, см.: Accounts of medieval Constantinople: The Patria / transl. by A. Berger. Cambridge (Mass.); London, 2013. P. vii – xxi. Там же см. английский перевод Патрий с кратким комментарием.
Scriptores originum Constantinopolitanarum / ed. Th. Preger. Leipzig, 1901. Fasc. 1. P. 74–108; Die Erzählung vom Bau der Hagia Sophia in Konstantinopel: Kritische Edition mehrere Versionen / ed. E. Vitti. Amsterdam, 1986.
Dagron G. Constantinople imaginaire: Études sur le recueil des “Patria” (Bibliothèque Byzantine. Études; 8). Paris, 1984. Там же см. французский перевод фрагментов Патрий, рассеянный по тексту книги.
Berger A. Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. Diss. (ΠОIΚIΛΑ ΒΥΖΑΝΤIΝΑ; 8). Bonn, 1988. Там же см. немецкий перевод топографической редакции Патрий, рассеянный по тексту книги.
Полный перевод этого произведения с научным комментарием готовится в настоящее время к публикации И. Е. Суриковым, О. Л. Габелко и А. Ю. Виноградовым. Мы приносим сердечную благодарность нашим коллегам за возможность воспользоваться совместными наработками.
В работах некоторых историков Гесихий иногда предстает христианином, но последние работы, посвященные реконструкции его трудов, чаще склоняются к тому, что он к христианству относился резко негативно и был язычником. См., например: Kaldellis A. The works and days of Hesychios the Illoustrios of Miletos // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 2005. Vol. 45. P. 381–403.
Заголовок «Παραστάσεις σύντоμоι χρоνικαί» стоит в начале всего текста, однако возможно, что он относится только к первой его части (Par. 1–26, с лакуной между гл. 5 и 6, восстанавливающейся по компиляциям, ср. ниже), от которого продолжение текста отделено заставкой.
Treu M. Excerpta anonymi Byzantini ex codice Parisino Suppl. Gr. 607 A. Ohlau, 1880.
Издание текста и английский перевод: Cameron A., Herrin J. Constantinople in the Early Eighth Century. The «Parastaseis Syntomoi Chronikai». Leiden, 1984. Существует также болгарский перевод: Градските легенди на Константинопол / Пер. И. Вульпе. Б.м., б.г.
Так мы будем давать в тексте ссылки на «Краткие представления из хроник», перевод которых в настоящем издании дается после Патрий.
Вопреки Бергеру, конъектура ἐφ’ ἡμῶν («при нас») необходима, так как стоящее в рукописи εὐφημῶν («прославляющий») бессмысленно.
См. комм. к Par. 56.
Полный перевод с подобным комментарием см. в: Виноградов А. Ю., Захарова А. В., Черноглазов Д. А. Храм Святой Софии Константинопольской в свете византийских источников. СПб., 2018. С. 397–435. Мы сердечно благодарим наших коллег за возможность воспользоваться совместными наработками.
В Патрии некоторые части этого рассказа представлены в сокращении, но мы даем его полный перевод по изданию Т. Прегера (Scriptores originum Constantinopolitanarum… Fasc. 1. P. 74–108); позднейшее, но не слишком удачное издание: Die Erzählung über den Bau der Hagia Sophia in Konstantinopel: Kritische Edition mehrere Versionen / ed. E. Vitti. Amsterdam, 1986.
Efthymiades S. Diegesis on Hagia Sophia from late Antiquity to tenth-century Byzantium // Byzantinoslavica. 2015. Vol. 73. P. 11–18.
Так называемая Неа экклесиа («Новая церковь») была одним из главных архитектурных проектов императора Василия I Македонянина.
В переводе Патрий в квадратные скобки ([]) помещены наши дополнения, необходимые для лучшего понимания текста, в угловые (<>) – фрагменты текста из других рукописей или редакций, в фигурные ({}) – слова, которые были включены в текст ошибочно древними переписчиками.
Гесихий считает начало единоличной власти Августа от битвы при Акции 2 сентября 31 г. до н. э., которая послужила началом отсчета учрежденной Октавианом «Актийской» эры.
Константин Великий фактически стал единственным правителем Римской империи после победы над Лицинием 18 сентября 324 г.
Константинополь был освящен 11 мая 330 г. Город был официально нареченный Новым (или Вторым) Римом.
Ср. Геродот. История IV, 138; VI, 5.
Ср. Зосим. Новая история II, 36, 1.
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 14.
Барбисий (позднее Хартарик и Пектинакорий) – совр. Кагитхане-Су, текущая с высот Акпианар к верховьям Золотого Рога; Кидар – совр. Алибей-Су, также впадающий в Золотой Рог.
Нимфа, дочь Марина. Алтарь Семестры находился в совр. Алибейкёе. Ср. Дионисий Византийский. Анапл 24.
Мегары – древний греческий город на границе Средней Греции и Пелопоннеса.
Мифический царь Мегар.
Инах – речное божество Аргоса, сын Океана и Фетиды, позднее отождествлявшийся с мифическим царем Арголиды.
«Бычья переправа». Совр. пролив Босфор.
Т.е. Рогатой.
Имеется в виду (Золотой) Рог, залив на западной стороне Босфора, омывающий с севера Византий. На самом деле, залив получил название по сходству своей формы, со множеством бухточек, с рогом оленя (ср. Страбон. География 7, 6, 2).
Коза, согласно мифам, выкормившая младенца Зевса на Крите своим молоком. Именно с ней связано появление понятия «рог изобилия».
Дионисий Византийский (Анапл 24) уточняет, что у Кероессы «по обеим сторонам лба выступали как бы образы рожек».
Подразумевается нимфа – эпоним города Визе в Восточной Фракии.
Начало акведука, снабжавшего водой Константинополь, находилось около Визе, приблизительно в 250 км к западу.
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 17.
Вероятно, речь идет об охоте.
Местность на восточном берегу Босфора (совр. Ускюдар), прямо напротив Византия.
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 109.
Аполлон и Посейдон названы также строителями стен Илиона (Гомер. Илиада 21.441–457). Ср. Зосим. Новая история II, 36–37.
Стены Византа – либо фикция, либо не оставили после себя археологических свидетельств.
Ср. Дион Кассий. Римская история LXXV, 10, 1–6.
Ср. Дион Кассий. Римская история LXXV, 14, 4–6.
Ср. надпись IOSPE I2 179 из Ольвии о башне, которую Пантакл в конце IV в. до н. э. посвятил Гераклу и народу, а также Птолемей. География IV, 4, 3. Из других источников данная башня в Константинополе не известна: возможно, здесь произошло смешение со башнями Ираклия – концом сухопутной стены у Золотого Рога.
Возможно, речь идет о контрминных ходах для борьбы с подкопами стен.
Сведения Гесихия о храмах и алтарях богов и героев легендарны.
Дочь Урана и Геи, мать олимпийских богов. Нередко отождествлялась с малоазийской Великой матерью богов, святилище которой Дионисий Византийский (Анапл 52) локализует в южной части европейского берега пролива.
Т.е. храм Форутны.
Cp. Дионисий Византийский. Анапл 9.
Вероятно, близнечная символика культа сочетается с особенностями ландшафта – слиянием двух рек.
С утверждением христианства Диоскуры (в античном мире почитавшиеся как покровители путешественников и мореплавателей) стали отождествляться со святыми врачами Космой и Дамианом, чьи мощи были перенесены в Константинополь императором Юстинианом. Их храм располагался у начала залива Золотой Рог, т. е. там, где Гесихий помещает святилище Диоскуров.
Предание об алтаре Ахилла порождено, очевидно, баней Ахилла.
Дионисий Византийский (Анапл 63) локализует святилище Амфиарая в средней части европейского берега Босфора.
Согласно Иоанну Малале (Хронография 291–292, 324, 345), это были два храма, упраздненные Феодосием I.
Вероятно, западный край первого холма; ср. Дионисий Византийский. Анапл 6.
Это имя связано с названием горного массива Гем (совр. Стара Планина) во Фракии. Гем фигурирует как сын Борея и Орифии, дочери афинского царя Эрехтея, брат крылатых Бореадов Зета и Калаида, участники похода аргонавтов.
Ang. доб.: А этот Гем, намереваясь воевать с Византом, обратился за прорицанием к Аполлону и получил в ответ следующее:
Нет, не велит тебе Феб сражаться с тем мужем – тебя он
Лучше, ибо сам бог над ним простер свою руку,
Коего вся трепещет земля и широкое небо.
Вот что предвестило Гему прорицание. Я же восхищаюсь ниспосланной свыше заботой Бога о Византии – такой, какая и всегда свойственна человеколюбивому Богу: с помощью Своего предвидения всегда заранее совершать благодеяния тем, кто еще только в будущем почтит Его. Потому Он и давал пророчества, которые, хоть и шли от врагов, но все-таки оказывались полезны Византию.
Имя этого персонажа, хотя он и назван далее царем скифов, связано с одрисами, крупнейшим из фракийских племен, создавшим мощную державу в V–IV вв. до н. э. и контролировавшим территории близ от Византия.
Т.е. Нижний Дунай.
Очевидно, здесь подразумевается скифский царь Атей, возглавивший в середине IV в. до н. э. значительное государственное объединение в низовьях Дуная (Истра) и по западному берегу Черного моря (так называемая Малая Скифия) и разгромленный Филиппом II Македонским в 339 г. до н. э.
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 59.
У Стефана Византийского его зовут Стройб.
Ср. ниже, 23, откуда следует, что, скорее всего, это были фракийцы или вифинцы.
В действительности, скифы после разгрома царства Атея больше ни в какой связи с Византием в источниках не фигурируют.
Намек на Филиппа Македонского или афинян?
Родосцы в союзе с царем Вифинии Прусием I в 220 г. до н. э. вели войну против Византия, добиваясь отмены введенных им пошлин на проход через пролив (см. Дионисий Византийский. Анапл 47). Неясность описания этих событий Дионисием Византийским могла заставить Гесихия записать родосцев в число союзников Византия.
Т.е. правитель.
Это имя фракийского происхождения нигде не встречается.
Здесь возможна и аллюзия на симполитию (объединение в одно государство) между Византием и Халкидоном в III в. до н. э.
Совр. Курба(га)лы Дере.
Калхант – сын Фестора и Полимелы, прорицатель, принимавший участие в Троянской войне. О его сыне Халкидоне сообщает только Гесихий.
Это фантазия самого Гесихия или его источника, построенная на созвучии названий двух городов: Халкидон, несомненно, был колонией Мегар.
Из-за противодействия фракийцев (ср. Дионисий Византийский. Анапл 53) или вследствие неблагоприятного характера течений (ср. Полибий. История IV, 43-44).
В Мегарах и некоторых мегарских колониях высшее должностное лицо именовалось именно βασιλεύς («царь»).
Первоначально Анаплом называлось плавание вверх по Босфору, однако в византийское время так стала называться местность на европейском берегу Босфора (также Ксирокрина; у совр. Куручешме).
Вероятно, все тех же фракийцев.
Высшим (эпонимным) магистратом в полисе византийцев был гиеромнамон. Впрочем, стратеги Византия известны по надписям.
В античной традиции аисты традиционно считались птицами, истребляющими змей.
Главным недостатком местоположения Византия был дефицит хорошей питьевой воды. Поэтому сооружение цистерн, служивших для ее запаса, было весьма актуальной задачей для жителей города.
Тиана – город в малоазийской области Каппадокия.
Аполлоний Тианский, известный философ-неопифагореец I в. н. э. В других источниках о пребывании Аполлония в Византии ничего не сказано, однако он и в самом деле мог побывать здесь во время своих многочисленных странствий (см. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского).
В начале второй половины IV в. до н. э. в Византии, напротив, засвидетельствовано демократическое устройство.
Леонт – единственное несомненно реальное историческое лицо из числа политических деятелей Византия, упомянутое Гесихием. Он был известен также как философ, ученик Платона, и писатель, автор ряда произведений, в том числе и сочинения о войне Филиппа против Византия, в которой он стоял во главе своего города. Филиппу будто бы удалось скомпрометировать Леонта в глазах сограждан, и тот был вынужден покончить с собой.
Царь Македонии в 359–336 гг. до н. э.
Осень 340 – весна 339 гг. до н. э.
Активное использование передовой на тот момент осадной техники Филиппом в войне против Византия отмечают и другие источники.
Ср. легенду о спасении Рима гусями.
Практика, хорошо известная в античности и Византии. Впрочем, в стенах Феодосия II практически нет сполий, которые активно использовались в частях стен, построенных в средне- и поздневизантийский период.
Слово Τυμβоσύνη уникально, и в других источниках такая стена Константинополя не упоминается.
О сюжетах, связанных со спасением города Гекатой см. Дионисий Византийский. Анапл.
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 65. Судя по всему, данное морское сражение было последним эпизодом войны, связанным с попыткой македонского флота прорваться из Понта Эвксинского в Мраморное море через самое узкое место пролив.
Имеется в виду, скорее всего, т. н. мыс Быка, близ Хрисополя и прямо напротив Византия.
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 110.
Флот афинян, византийцев и их союзников навязывал столкновения с македонскими кораблями, но эти стычки были не слишком масштабными, так как воины Филиппа уклонялись от борьбы с более многочисленными военно-морскими силами противника.
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 110.
Т.е. в Египет.
Дионисий Византийский. Анапл 110, напротив, называет ее наложницей.
Харет был отозван ввиду недовольства афинских властей его действиями, и командование флотом у него перенял Фокион, добившийся несколько бóльших успехов. Однако между отплытием Харета и приходом к власти в Византии Протомаха нет никакой связи.
Нет полной ясности с тем, о каких именно фракийцах тут идет речь.
Легенда о медных (или бронзовых) трофеях на Милии могла возникнуть из-за стоявших на нем статуй Гелиоса на колеснице, Фортуны, Константина I и Елены, а также конных изваяний Траяна, Адриана и Феодосия II.
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 79.
Автор противоречит сам себе, так как выше (3) он связывал это прорицание непосредственно с аргивянами как первопоселенцами.
Герой эпоса об аргонавтах.
Знаменитое святилище Зевса Урия у устья Понта; см. о нем Дионисий Византийский. Анапл 92-94.
Иерий был захвачен и разрушен Прусием I во время войны против византийцев.
Герой мифа о Золотом руне, якобы умерший в этом месте.
Обращает на себя внимание близкое сходство этого имени с именем полководца Селевка Каллимеда, у которого византийцы выкупили святилище Зевса Урия – за большие деньги и незадолго до войны против Родоса и Вифинии в 220 г. до н. э.
Не вполне ясно, когда именно произошло подчинение Византия римлянам.
Септимий Север, уроженец Африки, пришел к власти в результате гражданской войны, в которой его противниками были Дидий Юлиан, Песценний Нигер и Клодий Альбин.
Гай Песценний Нигер Юст – римский политический деятель, уроженец Италии. Будучи легатом Сирии, в 193 г. был провозглашен императором. Вступил в борьбу в Септимием Севером и поддержавшим его Клодием Альбином. Весной 194 г. его войско было разбито около г. Исса, а сам Нигер вскоре был убит.
Ср. Геродиан. История III, 6, 9.
Осада города шла более двух лет и завершилась в конце 195 г.
Перинф – колония Самоса на побережье Мраморного моря (совр. Мармара Эрегли), примерно в 100 км к западу от Византия. В Гераклею Перинф был переименован в III или IV в. н. э.
Нигде более не упоминается.
Существовало несколько версий этимологии этого имени: от статуи Зевса Конного (Ζεὺς ἵππιоς), от некоего Зевксиппа, от ζεῦξαι ἵππоυς «запрячь коней» (ввиду близости Ипподрома).
Должность эфоров («надзирателей») существовала в Византии до 1204 г. Нельзя исключать, что эта легенда об эфорах связана с монастырем Эфора в соседнем квартале Зевксиппа. О яйцах, как знаках эфоров, ничего не известно.
Это уникальное свидетельство о бронзовой облицовке поворотных столбов – мет. Возможно, речь идет об овах (яйцах) на карнизе.
Септимий Бассиан, император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август, более известный как Каракалла.
Ср. Евстафий Солунский. Схолии к Дионисию Периэгету 803, 40-43. Речь шла, скорее всего, о colonia Antoniniana как почетном наименовании города.
Текст испорчен; имеется в виду, несомненно, смерть названных императоров.
Гл. 37–41 – вставка в текст Гесихия, сделанная автором Патрий. Если эти 655 лет отсчитываются от взятия Византия Септимием Севером в 195 г. н. э., то Византа он помещает в 460 г. до н. э. Хотя в реальности город был основан в 667 г. до н. э., сам Гесихий помещает Византа за два поколения до Филиппа Македонского, осаждавшего город в 340 г. до н. э.
Автор Патрий смешивает данные Гесихия, делая из Нигера (см. гл. 34) царя Византия и союзника и свата Севера, а из Тимесия (см. гл. 30) – отца Нигера.
Ср. II, 82; III. 37.
Альтернативное название греческого огня. Т. е. бани обогревались якобы при помощи нефти.
Возможный намек на братьев-Диоскуров (см. I, 35).
Обелиск из каменных блоков, покрытый позолоченной бронзой или медью (совр. Ёрме Дикилиташ): был построен Константином VII.
Цистерна, в которую были превращены субструкции Сфендона после землетрясения 557 (?) г.
Действительно, Септимий Север умер в 211 г., через 17 лет после осады Византия, однако не в Риме, а Эбораке (совр. Йорк в Англии).
Имеется в виду Форум Константина на главной улице города – Месе; от него сохранилась колонна Константина (совр. Чемберли Таш). Он действительно находился за пределами стен Византия.
Патриографы приписывали Константину I строительство десятков церквей – на самом деле, достоверные источники относят к нему всего несколько, а археологических подтверждений нет почти вообще.
Тема соперничества старого и нового Рима была очень популярна в ранневизантийской литературе.
Легендарная этимология. На самом деле, Стратигий был местом военных смотров.
О статуе Елены († 330), матери Константина I, на порфировой колонне посреди Августея сообщает также Иоанн Малала (Хронография 321).
Популярная легенда о создании константинопольского Сената.
Ср. I, 63–66.
Строительство акведука Константином I (или Констанцием II) – миф патриографов, однако достоверное строительство им терм и фонтанов предполагает наличие водопровода в городе.
Имеется в виду Форум Константина.
Ang. доб.: У основания этой колонны и на подходах к ней были помещены изображение Честнóго Креста, мощи святых, те корзины, в которых хранились хлебы благословения, два креста разбойников и сосуд со святым миром для укрепления и верности. Если же, как говорят некоторые, сенат убедил тогда также и палладий, пресловутый символ удачи, перевезти из Рима и поставить у основания колонны, то это было сделано всецело ради тех мужей, которые привыкли стремиться к баснословному вздору.
От сотворения мира = 1106 г. н. э.
Т.н. Большая комета X/1106 C 1.
Доб. в В.
В столице, действительно, было два здания Сената, построенных Константином: одно составляло северную сторону Форума Константина, а другое (Магнавра) находилось на Августее.
Святилище Зевса в Додоне (Эпир) было знаменито своим древнейшим в Греции оракулом. В Додоне почиталась стоячая статуя Зевса Керавния («Громовержца») с перунами в руке (сохранилось несколько античных версий).
Ср. II, 39, 78; Par. 61.
Ang. доб.: Император же не только воздвиг в Константинополе славные здания в подражание Риму и Капитолий, но также щедро построил божественные и священные храмы: и храм святой Ирины, чтимых, верховных Христовых учеников и святого Мокия, и храм архангела Михаила, что у Пристани и что в Сосфене, где, как утверждает Сократ, Константин и увидел и услышал много необыкновенных знамений.
Согласно Бергеру, в качестве жетонов для получения хлеба использовались окаменевшие стебли лилий.
Здесь заканчивается текст Гесихия и начинается собственно текст Патрий.
См. III, 1–3.
См. II, 96.
См. III, 1.
См. III, 2.
Стена Византия археологически не фиксируется. Автор Патрий провел ее маршрут по площадям и аркам к востоку от Форума Константина. Но в действительности стена Византия и до, и после Севера шла западнее, в районе Форума Константина.
Стена Константина археологически не фиксируется. Морские стены, приписываемые здесь Константину, возникли не ранее 438 г.
Ср. II, 54.
Основание Константинополя здесь датировано правильно по году правления Константина (324 г.) и неверно – по году от сотворения мира (должно быть 5825).
Т.е. 11 мая 330 г.
Доб. в А и В.
Вставка из Гесихия.
Празднование дня рождения Константинополя 11 мая было учреждено по образцу дня рождения Рима 21 апреля.
Т.е. в 330 г. 25-й год царствования Константина отсчитывается от его провозглашения августом в 306 г.
Речь идет о статуе, которая 11 мая вывозилась на Ипподром. См. I, 57; II, 42, 49, 87.
Ср. II, 87.
См. I, 65.
См. III, 22.
См. III, 60.
См. II, 65; III, 121.
Возможно, идентичен каппадокийскому ритору и историку IV в.
О нем известно только, что его именем были названы ворота в Городе (см. I, 101).
Вероятно, идентичен Гонорату, префекту Константинополя в 361 г.
Евтихиан и Евтропий – историки, действительно участвовавшие в персидском походе Юлиана.
Вероятно, идентичен митрополиту Кизика в 359 г.
Известный константинопольский ритор рубежа IV–V вв.
Вероятно, идентичен автору древних «Патрий» VI в.
В гл. 59–60 перечислены преимущественно постройку верхней части Большого дворца, в т. ч. и возведенные после IV в.
Т.е. на верхней террасе Большого дворца.
На самом деле, части Большого дворца, перечисленные в I, 59–60, – это не постройки Константина I, а дворцовые здания, существовавшие к концу Х в.
Ср. I, 40.
Ср. I, 40.
Ср. I, 41.
Вероятно, это была статуя сатира с козлиными ногами; ср. II, 47.
См. II.
Ср. I, 44.
Все 12 сенаторов в этом списке, кроме Скомбра («скумбрии»), отождествляются с историческими персонажами Константинополя, но не эпохи Константина I, а 360–395 гг.
См. III, 36.
См. III, 23.
См. III, 99.
Военный комит во Фракии в 377 г.
Препозит в 360-е гг. См. также III, 35.
Секунд Салюстий – префект претория Востока в 360-е гг. См. также III, 35.
Префект Города в 362 г. Цистерна Модеста находилась к югу или юго-западу от Св. Апостолов.
При Константине не было войн с Персией. Этот поход, как и фигура спальничего Евфрата, заимствован из позднего «Жития Константина».
Ок. 11952 кг. Фантастическая цифра, связанная с числом дней года.
На самом деле, ее построил, вероятно, Филоксен, консул 525 г.
Император Константин V, имевший прозвище Каваллин («Лошадник»).
Агриколай («Диколай») – насмешливое прозвище патриарха Николая IV Мистика (901–907, 912–925).
Жена одного из высоких чиновников (иканата) из знатной семьи Склиров.
Патрикий Феодор Велона известен в 944–959 гг.
Вероятно, идентична Феофано, дочери Маманта и жене Константина, младшего сына Романа I.
Известны два Контомита: Константин и его зять Варда, сын Сергия, дяди Михаила III и патриарха Фотия.
Из других источников неизвестен.
Ср. I, 45.
Т.е. по северному и южному берегам Города. Древность этих портиков неизвестна.
Т.е. по обеим сторонам Месы и ее южного рукава. Однако портики Константина шли только от Милия до Форума Константина, а остальная часть была построена лишь на рубеже IV–V вв.
Т.е. из Фракии.
Константин I дважды совершал походы в Малую Скифию (на Нижнем Дунае) – в 328 и 332 гг.
Здесь перечислены поздние (кроме Констанцы) города, взятые императором Иоанном I Цимисхием во время похода на болгар («скифов») в 971 г.: Преслав, Доростол и Плиска.
Имеется в виду египетский патриограф IV в. или философ-неоплатоник V в.
Этимологическая легенда, производящая название района от лат. armatus («оружие»). Ср. III, 61.
Ср. Par. 73. Во имя Константа II.
Григорий Ивирица – тесть узурпатора Константина Дуки, поднявшего мятеж в Константинополе в 913 г.; Иоанн Тувакий – его оппонент, к которому, очевидно, перешел дом Ивирицы.
Род Акрополитов прослеживается только с XII в. Возможно, здесь это имя связано с соседним Акрополем.
См. III, 1–18.
Т.е. в 413 г. На самом деле, Трисвятое было введено в 438/9 г., на пятый год патриаршества Прокла.
Амаликиты – здесь обозначение варваров. Хацицарии – армянская иконоборческая секта средневизантийского периода, почитавшая только крест.
См. II, 78.
См. III, 11.
Рук. доб.: и здесь же об Адиабене.
Гл. II, 1–15, 17 представляют собой фрагмент словарных выписок на букву α из Иоанна Лида (VI в.), преимущественно об ἀγάλματα «статуях».
Адиабена – царство в Северной Месопотамии, на территории древней Ассирии, со столицей в Арбеле (совр. Эрбиль в Ираке). Имя Адиабена – приспособление арамейского названия Хадьяб, однако здесь перетолковано как ἀ-διαβήνη «непроходимая».
Имеется в виду статуя Януса.
Имеется в виду античный счет на пальцах (у Бергера ошибочно понят как счет при помощи камешков).
Возможно, речь идет о статуе Мойры.
Башню обычно держала персонификация города.
Имеется в виду статуя Гермафродита.
Или: ветрами.
Геракл держит в руках яблоки Гесперид.
Лакуна, восстановленная Прегером по ватиканской рукописи.
Илиада 1, 200; 2, 400 и др.
Одиссея 7, 36.
Греческое божество мужской потенции.
Египетский бог неба и солнца, изображался в виде сокола.
Греческая богиня домашнего очага.
Греческая богиня Земли.
Правильно – Никатор. Селевк Никатор – диадох, основатель Селевкидской державы и ее первый царь (312–281 гг. до н. э.).
Антиох I Сотер, царь Селевкидской державы (281–261 гг. до н. э.).
См. Плутарх. Сравнительные жизнеописания 31–32.
На самом деле, рога появляются на изображениях Александра Македонского, когда он был объявлен сыном Амона, чьим священным животным был баран.
Патрицианские тоги с широкими полосами.
Бергер считает, что такие одежды носили послы, однако здесь их явно носят византийские сановники.
В действительности, слово заимствовано из латинского языка.
Главы регионов Города.
Статуя Елены на Августее нигде более не упоминается.
От латинского gustare «вкушать».
На самом деле, Викторий.
Ср. II, 15.
Знаменитый полководец Юстиниана I, консул 535 г., попавший в конце жизни в опалу († 565).
Король вандалов (530–534).
Средиземноморское побережье совр. Марокко.
Эта история заимствована из Прокопия Кесарийского (О войнах 4, 6), вероятно, через какую-то средневизантийскую хронику.
Доб. в С. Это первое свидетельство легенды, которая легла затем в основу «Повести о Велизарии» XIV в. Возможно, здесь отразилась история Симватия, полководца Михаила III (842–867), которому за мятеж выкололи глаза и посадили просить милостыню в квартале Лавса.
Ср. Par. 16.
Согласно Par. 16., в северо-восточной.
О нем писал также грамматик Присциан ок. 500 г.
Возможно, первоначально имелся в виду гороскоп на 36 лет.
Иоанн Диакриномен – церковный историк VI в.
Ср. II, 105; Par. 71.
Ср. Par. 23.
Ср. Par. 22.
Совр. Фламур дере.
Клон императора Василиска (474–476), свергшего Зинона, и свергнутый им.
Согласно Дионисию Византийскому (Анапл 19), это был храм Аполлона.
Здесь отразилось уничтожение дворца св. Маманта болгарским ханом Крумом в 813 г., который забрал с ипподрома среди прочих статую морского змея.
Ср. Par. 25.
Ср. Par. 86.
Ср. Par. 22.
Или: гороскопы. Т. е. попробует изменить судьбу (восстав против императора).
Из других источников неизвестен.
Об истории Платона ничего более не известно.
Ср. Par. 28.
Ссылка на известного церковного историка VI в. Феодора Чтеца – фикция.
Должность хартулярия (хранителя бумаг) существовала в Городе в VII–IX вв., однако этот Имерий из других источников неизвестен.
Их других источников неизвестен.
Вероятно, фиктивный персонаж.
Ср. Par. 29.
На самом деле, к северу.
Т.е. к югу Анемодулия, на северной стороне Месы.
Ср. Par. 30.
Имеется в виду храм св. Евфимии в квартале Оливрия. Эта церковь была построена, возможно, действительно при Юстине I, но не его женой, а Юлианой Аникией, не любившей династию Юстина. Статуя приписана императрице Евфимии (+ 523/4) – очевидно, из-за названия церкви.
Ср. Par. 32.
Многие исследователи ставят ее существование под сомнение, так как первая жена Зинона Ариадна после его смерти вышла замуж за следующего императора Анастасия.
Согласно словарю «Суда», Аркадию и погребли в этом храме.
Имеется в виду, вероятно, северный портик Месы, шедший вдоль Августея.
Ср. Par. 33. Пульхерия († 453) пользовалась большим почитанием в Византии как организатор IV Вселенского Собора.
Ср. Par. 80. См. Палатинская антология 16, 69 (где эти стихи приписаны Асклепиаду или Посидиппу, а не Секунду – софисту I в.):
«Градоначальник [воздвиг] Юлиан василевса Зинона».
«Спутницу жизни Зинона [воздвиг] Юлиан Ариадну».
В рукописи ошибочно: две.
Цезарь (351–354), брат Юлиана.
Ср. Par. 78. Бергер считает, что они, как и последующие объекты, стояли над «воротами Заботы», которые вели с Месы на Августей.
Ср. Par. 44а.
Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света.
Арабские путешественники Харун-ибн-Яхъя и Аль-Харави приписывают их установление Аполлонию Тианскому, а им самим – магическую силу.
Вероятно, в северном портике Месы.
Ср. II, 76, 104а; Par. 77.
Ср. II, 89.
Ср. Par. 34.
Ср. I, 13.
Ср. Par. 35.
Две последние женщины ниоткуда более не известны.
Ср. Par. 67.
Административные единицы (генерал-губернаторства), появившиеся только в «темные века».
Поздняя этимологическая легенда.
Ср. Par. 36.
Возможно, эти статуи стояли в южном портике начала Месы.
Эти танцы были важной частью придворных праздников. При Ираклии пляски были перенесены из Трибуналия в другие дворы и залы Дворца.
Ср. Par. 74.
Эта статуя стояла между Магнаврой и Армаментом, на полукруглой террасе.
Некое изображение Фоки было сожжено на Ипподроме после его свержения (Пасхальная хроника 701).
Преподобный Феодор Сикеот (ок. 553 – 613 гг.).
DF доб.: Когда император Маврикий ударил его манглавиями (ибо этот Фока дерзнул прицепить к копью записку, которую он принес, прибыв из Лонгивардии (или: Лангобардии), так как войско послало его оттуда по поводу своего жалования), он, предъявив эти претензии в день скачек (а на Ипподроме был мятеж) и получив гарантию безопасности, взял сменных лошадей и уехал, а оставшимся подрезал сухожилия. Он уехал в Лонгивардию, еще неся на себе эти раны, и поэтому войско предпочло выбрать его императором.
Вся эта история легендарна.
Намек на легенду о домах 12 сенаторов, см. I, 63–67.
Ср. Par. 82.
Речь может идти как о картине или фреске на стене, так и о раскрашенном рельефе. Вардан Филиппик менял мозаичную декорацию на соседнем Милии.
Ср. Par. 74.
Имеется в виду вымостка двора над цистерной.
Каменоломней или печью для обжига извести (?).
Цистерна базилики действительно была построена в 532–542 гг.
Из других источников неизвестна, однако показательно, что Par. 74 называют цистерну Базилики «Большой цистерной».
Перекрытия (?).
Доб. в С.
Вероятно, речь идет об одной статуе – Феодосия I (ср. Par. 74).
Ср. Par. 37.
Явно фантастическая трактовка статуи.
Болгарский хан (ок. 700–721).
У северо-восточного угла Базилики.
Это статуя Лисиппа, разрушенная крестоносцами в 1204 г.
Консул 322 г.
Ср. Par. 38.
Про войну Константина с городом Азот (совр. Ашдод в Израиле) ничего не известно. Возможно, имя «азотец» обозначает здесь восточных варваров, как у Кирилла Александрийского (Толкование на малых пророков I, 426) – ассирийцев.
Вырезание крестов на лбу у языческих статуй, с целью их «обезвредить», – известная ранневизантийская практика.
Ср. Par. 39.
Эта уборная находилась в портике Макелла.
Ср. Par. 59.
Вымышленный персонаж.
Имеется в виду статуя Афины, якобы попавшая из Трои в Италию.
В Par. 52 лагерь Константина помещается на Форуме Быка.
На самом деле, Форум был построен круглым по восточной моде III в. С-образные портики находились между западной и восточной триумфальными арками.
Колонна Константина (совр. Чемберлиташ) состояла первоначально из 9 каменных блоков, из которых 3, вместе со статуей, упали при землетрясении 1106 г.
В действительности, это была статуя самого Константина в виде Солнца непобедимого.
Ср. Par. 40.
Имеется в виду Анемодулий.
Неясно, что представляла собой эта композиция, даже статуя это была или рельеф.
Видимо, вымышленный персонаж, получивший имя от великого римского врача Галена.
В 476 г.
Свиней привозили из Малой Азии в порт Неорий, откуда гнали на продажу по портику Макриана через Анемодулий до Форума Быка.
В 387 г. Статуя Феодосия была разрушена землетрясением в 477 г. и заменена статуей Анастасия I, разрушенной при восстании 512 г.
Т.е. на триумфальных арках у западного и восточного выезда на Месу. Статуя Аркадия упала в 557 г.
Par. считают ее статуей Феодосия I (379–395), но в реальности это было изваяние Феодосия II (408–450). Беллерофонтом всадника считали потому, что у коня не было упряжи, как у Пегаса, а Иисусом Навином – потому, что он протягивал руку к закату.
Это было изображение покоренного варвара, вероятно, на пьедестале статуи тетрархов.
Триумфальная колонна с винтовой лестницей внутри.
Ср. Par. 56, 70.
На самом деле, это Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций Хлор.
Т.е. первой, более низкой стеной.
Эти сведения об императоре Каре легендарны.
Ср. Par. 54.
Т.е. архиепископ Константинопольский.
Ср. Par. 58.
Впервые фиксируется в 407 г.
Эти порфировые фигуры, называвшиеся в народе «праведными судьями», разбились при транспортировке в Венецию.
Ср. II, 97–97а.
Это толкование происходит из смешения терминов horreum «зернохранилище» и ὡρоλόγιоν «часы».
Вероятно, перепутан здесь с Валентом (ср. III, 57).
Название зернохранилища, данное, вероятно, по статуе мифической Ламии – демона, пожирающего детей. Ср. III, 85.
В античных городах стояли каменные меры для сыпучих тел, чтобы проверять правильность объемов при продаже.
Ср. Par. 41.
Лик («волк») – ручей, протекавший через город в Мраморное море.
Название Амастриан означает «житель Амастриды», города в Пафлагонии, однако его происхождение неясно.
Ср. Par. 42.
Имеется в виду Форум Быка.
На самом деле, на форуме стояла статуя быка, воздвигнутая, согласно Par. 42, Валентинианом, препозитом при Константе I (337–350), сперва на Ипподроме. Легенда о печи в виде быка возникла в связи с Фаларидом, тираном Агригента на Сицилии, и была использована в мученичествах (например, свв. Евстафия, Пелагии Тарсийской и Антипы Пергамского (согласно Георгию Кедрину, это был именно этот бык)), а здесь перенесена на Юлиана Отступника и Форум Быка, так как здесь с VII в. сжигали преступников.
На самом деле, Эксакионий был лишь воротами Аттала (предшественниками Золотых ворот) стены Константина, где заканчивалась Меса и начиналась дорога во Фракию.
Скорее всего, имеется в виду землетрясение 447 г.
В действительности, название Эксакионий происходит, вероятно, от шестиколонного (ἑξα-κιώνιоς) фасада ворот.
Букв «Четырехзанавесный».
Т.е., вероятно, до 477 г. – возвращения Зинона в Константинополь. Неясно, о каком именно тетрапилоне идет речь: об Анемодулии или о тетрапилоне у Сигмы.
Один из ближайших придворных Феодосия II.
Золотые ворота были построены в 408–413 гг. Изваяния пяти слонов образовывали единую группу со статуей Феодосия II, которая упала при землетрясении 740 г., но была восстановлена.
Из них только Харисий – исторический персонаж (см. III, 138).
См. III, 140.
Ср. II, 73.
Из других источников неизвестен.
Очевидно, статуя Виктории, изображенной как Фортуна Константинополя и разбитой землетрясением 862 г.
Ср. Par. 69.
В Par. 69 говорится, что это треножник, – видимо, автор Патрий пытается сделать это место более понятным.
Т.е. с 334 г. до н. э. до 314 г.
Эта история легендарна. В действительности, это могла быть статуя самого Константина I.
Ср. I, 43.
Возможно, это действительно была нижняя часть обелиска на Ипподроме, высотой ок. 10 м.
Префект Города Прокл действительно был ответствен за установку обелиска, как следует из надписи на Ипподроме, но только при Феодосии I (379–395). Патрии смешивают его с известным философом-неоплатоником Проклом, жившим при Феодосии II (408–450) в Афинах.
Ср. III, 24.
Это была статуя Фортуны с рогом изобилия, пострадавшая при пожаре 510 г.
Брат императрицы Феодоры, фактический правитель империи в 856–866 гг.
Вероятно, примыкал к Стратигию.
Ср. III, 37. Историчность этих сведений сомнительна.
Ср. III, 91. Историчность этой заметки сомнительна. Вероятно, это предание связано с ровным местом у дворца Елевферия.
Реальная история памятника прослеживается до Фоки, который поставил его в 609 г. над небольшой цистерной (совр. Чифте Сарайлар), и Ираклия, который водрузил на нем крест в 612 г.
Это (кроме датировки борделя) подтверждается и другими источниками.
Легендарный сенатор, прибывший из Рима с Константином; см. I, 58.
Марии, супруги Константина VI.
Доб. в ред. С из «Хроники» Симеона Логофета.
Фольклорная история, не засвидетельствованная в других источниках.
Ср. Par. 53.
Галлиен, действительно, подавлял в 262 г. восстание в Византии.
Ср. III, 35. На самом деле, храм был построен Юстинианом I в правление Юстина I (518–527).
Легенды, основанные на том, что у Милия была арка, а Дииппий связан с лошадьми.
Ср. Par. 54.
Βίγλα. Настоящую этимологию см. в III, 117.
Ср. Par. 72.
В действительности, Неорий обновил Леонтий в 698 г.
Ср. Par. 69.
В 376–378 гг.
Ср. Par. 87.
На самом деле, в 421 г. Аэтий был префектом Города в 419 г.
Ср. Par. 88.
В 459 г.
Аспар и его сын Ардавурий возвели Льва на престол, но в 471 г. попали в опалу и подняли восстание.
Доб. в С.
Находился близ Аркадиан, позднее назывался домом Варвара.
Василий Ноф – незаконнорожденный сын Романа I, важный государственный деятель середины Х в.
Магистр († 627), возглавлявший оборону Города простив персов в 626 г.
Возможно, это предание связано с его латинским именем – Bonus.
Ср. III, 83.
Ср. Par. 60, 76.
Никомидия была главной резиденцией Диоклетиана.
В этом списке представлены места, которыми византийцы владели к 990 г.
Эти скульптуры римского времени (изначально части квадриги) были увезены после 1204 г. в Венецию и хранятся в Сан-Марко.
Ср. Par. 19.
Ср. II, 104а.
Ср. Par. 61.
Вероятно, это рельеф, который был на Ипподроме уже к 400 г.
Т.е. семь тысячелетий от сотворения мира, которое по византийской эре датировалось 5508 г. до н. э.
Нигде больше не упоминается. Современник автора Кратких представлений из хроник.
Ср. Par. 62.
Имеются в виду рельефы конца IV в. на базе обелиска.
Сохранились две базы статуй возницы Порфирия начала VI в. (ныне в Стамбульском археологическом музее).
Имеется в виду «змеиная колонна» (ныне в Стамбульском археологическом музее).
Гл. 80–81 – выдержка из Иоанна Лида, случайно попавшая в Патрии, ср. III, 1–15.
Ср. Par. 64.
Неясно, какой именно Валентиниан (или Валент) имеется в виду.
Вымышленные персонажи, подражающие древним семи мудрецам и их изречениям, с именами, частично взятыми из античности.
На самом деле, Олимпийские игры (которые проводились в Олимпии) были запрещены еще Феодосием I в 394 г.
Вероятно, статуя лежащего Геракла работы Лисиппа. Ср. Par. 37.
Греч. δῆμоς в византийский период обозначало не столько народ, сколько дим – партию цирка.
περικεφαλαία. У Бергера: шлем.
Речь Пелопса – намек на гонения Константина V на иконопочитаталей.
Ср. Par. 65.
Это вставка из Иоанна Лида.
Ср. Par. 85.
Город в Ликаонии (совр. Конья).
Эта легенда зафиксирована уже в VI в. у Иоанна Малалы (Хронография 36). В ее основе лежит, вероятно, ошибочное соединение словарных статей о Медузе Горгоне (с иконийским преданием о Персее, известным по монетам города) и о патрикии Горгонии, заказчике церкви в Антиохии (341 г.). Баня Константина находилась, на самом деле, к северу от Св. Апостолов.
Ср. Par. 4.
Бергер предполагает, что они могут быть идентичны Заглубленным воротам в стене Ираклия у Влахерн, однако местоположение параграфа показывает, что речь идет о западных воротах Ипподрома, очевидно, засыпанных вместе с подтрибунными помещениями.
См. I, 16, 32.
Преподобный Савва Освященный был в Константинополе в 512/3 и 532 гг. В его житии ни о каких подобных чудесах не упоминается.
Ср. Par. 5.
Вероятно, на северо-востоке Ипподрома.
Ср. II, 75.
Очевидно, фигура юноши-возницы: она смешана здесь со статуей Константина I с Фортуной Города в руке, которую вывозили на Ипподром в день рождения Города.
Вероятно, при Феодосии I были устранены языческие элементы праздника.
11 мая. Ср. I, 56; II, 42.
Ср. Par. 5а.
Переделка древних легенд: бронзовые быки в святилище Зевса на Родосе мычали, когда городу грозила опасность, а бронзового быка тирана Фаларида (ср. II, 54, прим.) утопили агригентцы.
Ср. Par. 5b.
Из других источников неизвестен. Ср. Par. 64, где он назван астрономом и консулом при Льве I.
Ср. Par. 5с.
Судя по дальнейшему рассказу, Маркиан здесь перепутан с Маврикием: персидское нападение на Византию стало местью за смерть последнего.
Из других источников неизвестен.
Очевидно, в Халкидоне.
Еретик, осужденный на IV Вселенском Соборе 451 г.
Вероятно, Сарена (Сарара) в Месопотамии.
Возможно, имеется в виду Решайна в Месопотамии.
Возможно, за Периттием скрывается персидское имя Пероз.
GB доб.: добавив, что одновременно с тем, как он достигнет их, овдовеет.
Имеется в виду персидское нападение 609, 617 или 626 г.
В храм св. Евфимии у Ипподрома. GB доб.: из-за которой так сильно старался несвященный предатель Акат, желая одержать победу, так как она посрамила положения их ереси.
Победа диофизитов на IV Вселенском Соборе в Халкидоне преданием связывалась с мощами св. Евфимии, лежавшими в этом городе: она приняла их исповедание веры.
Эта история (ср. Par. 5с) ниоткуда более неизвестна. GB доб.: и почтили как бога.
Ср. Par. 5d.
Ср. Par. 5d.
Вероятно, квадрант.
Возможно, в цистерне Мокия.
Ариане были изгнаны из Города в 379 г.
Поскольку эта местность находилась за стеной Константина, здесь размещались кладбища IV – начала V в.
Ср. Par. 6.
Совр. Бандырма на южном берегу Мраморного моря.
Или: витая лестница. У Бергера: шип. Стиракс – род тропических деревьев, производящих благовонную смолу.
Имеется в виду нападение персов в 609, 617 или 626 гг.
В 614 г.
В 630 г.
На самом деле, Иерусалимский.
Ср. Par. 7.
На самом деле, четыре, как в Par. 7.
Имеется в виду Крисп.
В источнике рассказа детоубийца Константин, вероятно, сравнивался с Иродом, который превратился здесь в Геродота.
В действительности, источник этого рассказа, Филосторгий (Церковная история 14–17), которого автор не упоминает как еретика-арианина, сравнивает Криспа с мифическим Ипполитом, обвиненным в покушении на честь своей мачехи.
Эта фраза восходит к Зосиму (Новая история 2, 29).
Настоящую этимологию см. в III, 117.
Эти персонажи либо жили позже, либо из других источников неизвестны.
Ср. Par. 8.
На самом деле, это были статуи Афины (из Линдоса) и Амфитриты (или Фетиды).
ἐν αἷς σκυτάλαις. Перевод Кэмерон, Херрин и Бергера «дубинками» невозможен (как и обезглавливание дубинками), так как относительное местоимение ὅς указывает на связь многозначного слова σκυτάλη с вышеописанным астрономическим прибором. Вероятно, здесь имеются в виду его стержни или рукоятки.
Ср. Par. 9.
Имеются в виду хлебы, которыми Христос насытил 5000 человек.
По преданию, корзины были положены в крипте, которую замуровали при Феодосии I.
Ср. Par. 11.
Т.е. кафедральном соборе – синоним Св. Софии.
На самом деле, император Кар был отцом Карина, которого сверг Диоклетиан.
Герон Александрийский – знаменитый греческий ученый III–II вв. до н. э.
Скорее всего, имеется в виду цезарь Галл (ср. Par. 44а).
Юлиан, префект претория Востока в 315–324 гг.
Известны два крупных чиновника начала IV в. с именем Серапион.
Их других источников неизвестен.
Неясно, имеет ли это сообщение под собой историческую основу.
Ср. Par. 12.
Неясно, какие события лежат в основе этого известия.
От лат. horreum – «зернохранилише».
Ср. II, 51.
Дом семейства Кратеров, известного в середине – второй половине IX в., был, вероятно, предшественником Мирелейского дворца.
Вероятно, Валентиниан I здесь опять спутан с Валентом.
Легенда.
У Феодорита Кирского никаких сведений о модии нет, хотя нельзя исключать, что здесь намекается на «Церковную историю» 3, 20, где говорится про серебряные ведра и корзины.
Ср. Par. 12.
Из других источников неизвестен.
Т.е. в 528 г.
Ср. Par. 13.
Легендарный маг и шарлатан, которого относили к временам Траяна.
Ок. 5 и 2,6 м соответственно.
Из других источников эта история неизвестна.
Ср. Par. 14.
Вряд ли имеется в виду историк III в.
Ср. II, 28; Par. 14, где горбатым назван Тиверий I Фракиец.
Ок. 43,55 кг.
Т.е. занимаясь фальшивомонетчеством.
В действительности, Аспар и Ардавурий были казнены за мятеж против императора.
На самом деле, это была статуя Феодосия II.
Ср. Par. 15.
Возможно, они украшали нимфей на южной стороне Форума, построенный при Феодосии I (379–395).
Это произошло во 2-й половине VIII в.
На самом деле, вероятно, с рогом изобилия.
Ср. Par. 16.
У Бергера: ангелов.
Ср. Par. 17.
πυξίоν. У Бергера: коробочку.
Речь идет о надгробной надписи: Форум стоял за стенами древнего Византия, на месте городского кладбища.
Оἱ δὲ στηλωτικоὶ τῶν ἀπоτελεσμάτων ταῦτα πάντα συνιᾶσι. У Бергера: Пророческие записи подтверждают все это.
См. I, 23, 79.
Ср. Par. 18.
На самом деле, это была, очевидно, Виктория с венком.
Ср. Par. 19.
Ср. II, 76.
Ср. Par. 20.
Триумфальные арки при въезде и выезде на Месу.
Имеется в виду падение статуи Аркадия при землетрясении 740 г.
Ср. Par. 10.
Первые архиепископы Константинополя: Митрофан – в 306–314 гг., Александр – в 314–337 гг., Павел – в 337–350/1 гг. Это явная фикция, так как Павел стал епископом Константинополя уже после смерти Константина I.
Вероятно, при Валенте.
Нил Анкирский, церковный писатель V в.
Вероятно, автор флорилегия, где были выдержки из Нила Анкирского.
Ср. Par. 2.
Возможно, намек на то, что храм некоторое время служил кафедральным собором.
Знак особого статуса храма.
Вероятно, имеется в виду Софийский дворец.
Ср. Par. 3.
Т.е. сухопутные стены Феодосия II.
Т.е. Золотых ворот.
В Par. 3 сохранилась оригинальная форма этой истории, где партия Зеленых кричала: «Лев [и] Константин крепко победил», так как описывалось известное по надписям восстановление стен при Льве III и его сыне-соправителе Константине V после землетрясения 740 г., хотя уже там Лев III, превратился в Льва I Великого, который, действительно, был автором закона о воскресном отдыхе.
Ср. Par. 3.
Ср. Par. 1.
В этой легенде реалии (древнее происхождение храма, изгнание ариан из Города при Феодосии I) смешаны с фантазией.
В 518–527 гг.
Этот раздел основан преимущественно на сведениях Феодора Чтеца и других церковных историков.
В 325 г.
Андрея, Луки и Тимофея.
В 381 г.
У Петрия.
Св. Иоанна Предтечи.
В 681 г.
Ираклий и Тиверий – братья и соправители Константина IV, низложенные им сразу после Собора. Здесь этот Тиверий перепутан с Тиверием, сыном и соправителем Юстиниана II (с 705 г.).
Автор явно ссылается на свой источник, но непонятно, на какой именно.
В 787 г.
В 843 г. Позднее этот собор не причислялся ко Вселенским, а получил название Торжество Православия, воспоминание которого введено в литургический календарь (совершается в 1-е воскресенье Великого поста).
G: Святую Ирину в Пераме.
Должно быть, вероятно, 139: 317 + 139 = 456.
В 311 г.
Из других источников неизвестен.
На самом деле, монастырь был построен Феоктистой, тещей Феофила.
Вероятно, идентичен Еленианскому дворцу.
Об этой легенде см. I, 63–66.
В 388 г. Это обычная легенда о превращении бедняка в императора: колонна и форум Тавра возникли только при самом Феодосии I.
На самом деле, Св. Евфимия была перестроена в храм, вероятно, ок. 680 г. из зала дома препозита Антиоха, построенного в 416–418 гг., а ее мощи были перенесены в Константинополь ок. 680 г.
В 759 г. Согласно Феофану Исповеднику (Хронография 440), это случилось в 766 г., вероятно, из-за землетрясения.
Антииконоборческая легенда: в действительности, храм пришел в упадок, вероятно, после землетрясения 740 г.
В 796 г.
Ср. Филосторгий. Церковная история 20–22.
Имеется в виду Форум Константина.
Из других источников неизвестен, но, возможно, связан с проповедью апостола Андрея в соседнем Неории (см. III, 179)
В других рукописях – 286, т. е. до 603 г., когда сгорела тюрьма-преторий на Месе.
Преторий – резиденция префекта города, с тюрьмой при ней. В Константинополе он впервые упоминается под 396 г., на месте более позднего храма Сорока Мучеников.
На самом деле, новый преторий, вместо сгоревшего при восстании 406 г., был построен уже до 425 г. Здесь, вероятно, имеется в виду его восстановление после пожара 603 г.
Первый префект Города зафиксирован только в 359 г., а префект Евдоксий ниоткуда не известен. Возможно, он спутан с патриархом Евдоксием (360–370), а в оригинале вместо ἔπαρχоς стояло ἐπίσκоπоς.
Св. Анастасий Перс был замучен в 628 г., так что 290 лет здесь отсчитываются от смерти Константина I в 337 г.
«Ласточки». Имеется в виду статуя ласточки.
На самом деле, вероятно, Маврикием.
В 726 г., с чего началось Первое иконоборчество.
Он был замазан в 815 г. и раскрыт после 842 г.
Т.е. с 312 г. Согласно Par. 48, ее разрушил уже Юлиан.
Кто этот Евгений, неясно, но точно не узурпатор на Западе в 390–392 гг.
По другим источникам, его построил св. Андрей Критский в начале VIII в.
Препозит при Анастасии I. Назван так для различия от действовавшего в то же время евнуха Урвикия.
Т.е. в 497 г.
См. I, 63. Возможно, идентичен наместнику Сирии после 360 г.
Т.е. с 317 по 569 г.
На самом деле, форма Στείρоυ – искажение более раннего Τζήρоυ, от имени Феодора Цира, вероятного незаконного сына Юстиниана I.
В 457 г.
В 532 г., после пожара.
В 869 г.
Ср. II, 61.
G доб.: который поставил Аполлоний [Тианский].
Конопий означает «сетка от насекомых» и «защищаемое такой сеткой ложе» (канапе). Какую форму имел этот памятник, неизвестно. Ср. III, 200, где это разрушение приписывается Василию I.
Дата строительства храма неизвестна: возможно, Аркадий появился в тексте из-за аркадиан.
Подразделение аркадиан было основано ок. 400 г. Число 6000 – новация Патрий.
Такая форма – это не описка, так как восходит к Иоанну Малале (Хронография 13, 46).
Ср. III, 61.
На самом деле, в баптистерий Св. Софии.
Крепость в Каппадокии (совр. Гёльчук).
Вероятно, этимологическая легенда; ср. II, 27.
Ошибка составителя Патрий.
На самом деле, монастырь был построен Пульхерией († 453), а Михаилом лишь возобновлен.
Вероятно, именно с исцелениями слепых и связано имя монастыря Ὁδηγоί («проводники»). В XII в. здесь известна баня, где было изображено исцеление Христом слепого в Овчей купели.
Часть церемоний на праздник дня рождения Города 11 мая.