См. классическую работу на эту тему [Pipes 1975].
Подробнее об этом положении см. [Klier 1986, ch. 5].
Развитие взаимоотношений между армией и еврейской общиной подробно рассмотрено в [Petrovsky-Shtern 2009].
О казенном раввинате см. [Shohet 1975: 95-109].
Подробнее об этом периоде см. [Stanislawski 1983].
Про горячие публичные дебаты этого периода и статус евреев в российской прессе см. [Klier 1995].
В своей недавней монографии Б. Нейтане продемонстрировал важность изучения элементов русификации еврейской общины. См. [Nathans 2002].
В одной из глав своего труда, названной «История или образование?», Г. Маккаллох и У. Ричардсон в более общем ключе рассуждают о недостатке взаимодействия между специалистами по истории и по образованию. Многие их выводы применимы и к иудаике. См. [McCulloch, Richardson 2000, ch. 3].
См. также [Dubnow 1916–1920, 1: 121; Baron 1976: 117; Levitats 1981: 50, 118, 124].
Как пример научно-популярного подхода см. [Benisch 2003]. Среди недавних серьезных исследований – [Weissman 1976; Weissman 1977; Weissman 1995; Bechhofer 2005].
То, как Кац применяет к еврейской истории социологические методы и вопросы, прежде всего в [Katz 1993], но также и в других работах, стало толчком для творческих и новаторских подходов к изучению еврейской истории.
См. [Stanislawski 1983; Zipperstein 1985; Zipperstein 1988].
См. [Krieze 1994; Rappaport 2000; Natans 1995; Zalkin 2000].
Прекрасный ранний обзор этой области см. в [Olney 1980].
См. в особенности [Moseley 2006; Stanislawski 2004].
Подробнее об этом собрании см. [Cohen, Soyer 2006].
Особый интерес в этой связи представляют пространные дебаты по поводу классического гимназического образования. Педагогика и политика тесно переплелись, когда несколько министров образования подряд пытались пройти по тонкой грани между запросами учащихся, преподавателей, средних школ, университетов, правительства и общества в целом. Подробнее об этом см. [Darlington 1909, ch. 4; Makowski 1993].
Историки, занимающиеся изучением российского еврейства, почти единодушно считают введение процентной нормы после 1881 года мерой, направленной конкретно против евреев. Однако Д. Ховард отмечает в своей диссертации, что эта мера носила скорее классовый, чем этнический характер, что видно из печально известного «Циркуляра о кухаркиных детях» 1887 года [Howard 2006: 141–142].
См. [Sinel 1973].
Подробнее о Смольном институте и образовании в XVIII веке см. [Nash С.
1978], а также [Лихачева 1899, 1, часть I].