В 2014 году я провел отпуск в Сингапуре и был глубоко впечатлен местной работой такси: их современным подходом к построению бизнеса. Местным жителям не обязательно вызывать такси. Для этого достаточно выйти на дорогу или в специально обозначенное место и подождать, когда мимо тебя проедет свободная машина, а ездят они довольно часто. Все такси у них отличаются ярким желтым цветом, каждое оснащено светодиодным плафоном на крыше, демонстрирующим, свободен или занят сейчас автомобиль.
Такси не стоят, а непрерывно ездят по городу, посадка организована в специально отведенных местах, например, у достопримечательностей, которые обустроены как отдельные парковки для такси, где можно наблюдать очередь из автомобилей или желающих уехать.
В Сингапуре нет нужды торговаться с таксистами: на бортах автомобилей написан тариф за пройденный километр, а также за потраченное время, а в конце пути обязательно выдается чек, напечатанный таксометром. Мне очень понравилась идея фиксированной, четко отслеживаемой системы ценообразования без необходимости торгов с водителем.
Тогда я и подумал: а что нам мешает внедрить и организовать такую же систему?
Концепция заключалась в открытии собственной службы заказа такси. Я планировал также установить на крыши автомобилей светодиодные плафоны, сигнализирующие о том, свободна или занята машина; разместить на наружной поверхности автомобиля ценник с тарифами и оставить возможность заказывать такси так, как привыкли местные жители, по телефону или через приложение. Планировалось разместить машины в людных местах (торговые центры, достопримечательности и т. п.), но без возможности торга, как это было принято у нас, а с фиксированной платой.
В моей голове все складывалось как нельзя лучше, и я приступил к реализации проекта.
Мы купили программное обеспечение, наняли людей, открыли диспетчерскую службу, разобрались с концепцией светодиодных табло и их переключением. Мы произвели 20 тестовых плафонов и разработали магнитные наклейки с тарифами.
Что получилось в итоге:
Водители не клеили магнитные вывески, потому что им было лень.
Из-за небольшого количества заказов на начальном этапе мы не могли внедрить систему штрафов.
Для того, чтобы люди начали пользоваться этой услугой, нужно, чтобы люди знали, что такая услуга существует.
Было вложено несколько миллионов в рекламу, радиоэфиры, билборды, контекстную рекламу и прочее, чтобы донести до людей информацию о нашем существовании, но этого было мало.
Таксистов было мало, потому что было мало заказов, а пассажиры не могли воспользоваться услугой, потому что не было машин.
Мы боролись с этой круговой зависимостью несколько лет, а потом пришли к нескольким выводам.
Урок первый: мы не просчитали, что стоимость вложений увеличит стоимость поездок и наши услуги на рынке такси не будут конкурентными.
Наши таксисты выделялись и были видны издалека, а потому мы не могли позволить, чтобы они работали без лицензии и без полного пакета документов, что тоже увеличивало себестоимость перевозок. Государственная система контроля за соблюдением законодательства не работала и какого-либо прогресса в этом вопросе не наблюдалось. 90 % таксистов работали без документов, но с более низкой стоимостью, что привлекало пассажиров: мало кого волновало, есть разрешающие документы или нет, все хотели ездить дешевле, а вопрос законности и предрейсового контроля мало кому был интересен.