Ночь. Непроглядная темень. Кругом царит тишина. И лишь тоскливый звон колокола в часовне окруженного города леденит душу, усиливая чувство обреченности. С первыми лучами солнца стройные ряды индейских воинов двинулись к городу. Вьются на ветру знамена, колышутся перья на пышных головных уборах, пронзительно ревут боевые трубы и морские раковины. Час решающей битвы настал…
Пять лет спустя после падения великолепного Теночтитлана, столицы ацтеков, испанский идальго дон Франсиско де Монтахо (участник похода Эрнандо Кортеса в Мексику, выпускник университета в Саламанке, изысканный щеголь мадридского двора) получил в 1525 году разрешение короля Испании на завоевание полуострова Юкатан, заселенного индейцами майя. Юкатан – исковерканное индейское Тектекан («я тебя не понимаю»). Собственно завоевано было все вокруг, кроме Юкатана, причем завоевано быстро. Старый авантюрист понимал: нужно спешить! Дележка аппетитного американского пирога заканчивалась.
Помощником Монтехо стал Алонсо Давила, еще один любитель приключений и наживы, ветеран мексиканских походов Кортеса. Его яркая жизнь полна поистине фантастических приключений: сражения под Теночтитланом, французский плен по дороге на родину на корабле с золотом ацтеков для испанского короля, долгий плен во Франции и другие испытания.
Продав или заложив все, что только можно, взяв деньги взаймы везде и всюду, в июне 1527 года Франсиско Монтехо отправился к берегам Юкатана. Он возглавил эскадру в четыре корабля, вооруженных пушками, на борту которых находились лошади, 250 солдат и офицеров.
Надежды на легкую победу над десятком местных майяских городов-государств, ослабленных постоянными междоусобицами, быстро рассеялись. Высадившись на восточном побережье Юкатана, Монтехо столкнулся с многими трудностями. Вредный для европейцев жаркий и влажный климат, удушливые испарения многочисленных мангровых болот, обширные заросли колючего кустарника, затхлая солоноватая вода, отсутствие доброкачественной пищи и резкая враждебность окрестных индейцев – косили людей десятками. Непримиримая борьба майяских городов за свою независимость подарила испанцам 20-летнюю кровавую войну в Юкатане. Здесь, в отличие от империй ацтеков или инков, убийство верховного правителя или императора не означало конца сопротивления врагу. Каждый город ожесточенно боролся. Терпя бесконечные лишения, в бесчисленных стычках с индейцами оставляя за собой трупы людей и коней в чащах джунглей и топких болотах, Франсиско де Монтехо не раз и не два бывал близок к отчаянию и гибели, но всякий раз его спасал счастливый случай. С каждым боем сопротивление местных жителей росло, а обещанного богатства не было видно.
Во время одного из походов на юг Юкатана, Монтехо взял в осаду цветущий город майя Четумаль. Здесь он неожиданно столкнулся с обороной города, которой руководила чья-то рука, весьма опытная в военном деле. И кто-то (явно европейского происхождения) превратил Четумаль, находившийся между морем и озером, в грозную твердыню. Оказалось, то был испанец Гонсало Герреро, уцелевший во время кораблекрушения испанцев у берегов Юкатана в далеком 1511 году. Много скитавшийся и немало переживший, он чудом избежал участи жертвы в ритуальном жертвоприношении майя, чудом не был съеден на пышном пиршестве аборигенов, пока не оказался в конце концов в Четумале. Тут он и стал главным военным советником местного владыки Начана Кане. Хитростью, даже обманом Герреро заставил Монтехо снять осаду и убраться восвояси не солоно хлебавши.
Шли годы; удачи все не было. Росло недовольство в среде людей Монтехо. Видя, что одному не справиться, Франсиско обратился за помощью к старому знакомому Эрнандо Кортесу в Мехико. И все началось сначала. Так прошло еще несколько лет бесплодной войны, в которой горемычные Монтехо и Давила нередко оказывались на грани катастрофы…
Город встретил наступающих индейцев непривычной тишиной. Ее по-прежнему нарушали только монотонные удары колокола. Заподозрив неладное, индейские вожди отправили одного молодого воина в разведку. Он осторожно пробрался к часовне, и вопль ярости пронесся над округой. Враги ушли из западни! В часовне не оказалось ни одного человека, кроме голодной собаки. К ее ошейнику была привязана веревка от языка колокола. На недосягаемой для несчастного животного высоте испанцы положили кусок хлеба. Пытаясь дотянуться до него, бедная собака бегала по часовне, заставляя колокол постоянно звонить. Этот звон и обманул индейцев, убеждая их в присутствии врага, загнанного в западню, в то время как конкистадоры тихо убрались под покровом ночи и одиноко звонящего колокола.
Неизвестно, чем закончились бы безуспешные попытки дона Монтехо покорить Юкатан, если бы не случай. Война с испанцами подорвала основу хозяйства майя – земледелие. А тут еще наступила страшная засуха. Начался такой голод, что люди стали есть кору деревьев. Беда не приходит одна, и неожиданно началась братоубийственная война между самыми могущественными династиями майя – Кокомами и Шивами. Причиной послужило коварное убийство Шивов, отправившихся на поклонение богам через селение Кокомов. Их вероломно заживо сожгли ночью, когда они мирно спали в доме. Казалось, самое время для Монтехо продолжить завоевания, но у 67-летнего конкистадора, полжизни проведшего в походах и сражениях, уже не было ни сил, ни денег. Судьба отвернулась от него, так и не улыбнувшись напоследок. Его время прошло.
Дело Монтехо продолжили его сын и племянник. По иронии судьбы того и другого звали Франсиско. В 1541 году Монтехо-младший выступил в поход. Ему повезло больше, чем отцу. Один за другим крупные майяские города Чампотон, Кампече, Тихоо и другие, ослабленные голодом и междоусобицами, пали. Монтехо-сын и Монтехо-племянник в союзе с правителем города Мани (из майяской династии Шивов) мечом и посулами подчинили других правителей. Поддерживая испанцев, Шивы стремились рассчитаться со своими заклятыми врагами. Решающее сражение произошло 11 июня 1542 года под пирамидами города Мерида. В этой ожесточенной схватке, самой напряженной за всю историю покорения Юкатана, победили испанцы. Сказалось преимущество огнестрельного оружия и кавалерии. Против них были бессильны презрение к смерти и бесстрашие мужественных майяских защитников Юкатана. Произошел коренной перелом в многолетней истории завоевания Юкатана.
В 1546 году Юкатан был покорен. Начались жестокие карательные экспедиции усмирения непокорных и массовое устрашение майя. Огнем и мечом испанцы творили зверства, которым нет прощения. Испанцы насаждали новые порядки на земле Юкатана. Своей невероятной жестокостью семейство «благородных» Монтехо превзошло всех конкистадоров Нового Света. Именно Монтехо ввели обычай затравливать индейцев собаками до смерти, а затем скармливать собакам замученных людей. Однако жестокость не увеличила богатства палачей до масштабов Эрнандо Кортеса в Теночтитлане и особенно Франсиско Писарро в Перу. На Юкатане таких сокровищ просто не было. Дон Франсиско де Монтехо остался в ореоле мрачной известности – самый жестокий неудачник среди завоевателей Америки.