Красная Вишера. Путевые заметки По следам собственной книги «Житие Углицких»

Тракт Красной Вишеры

Красновишерский тракт – образование, надо понимать, исключительно искусственное. Он прорублен, как некогда, окно в Европу Петром Великим – в буквальном смысле этого слова, топорно, прямо и просто. Почти везде прямая стрела его уходит вдаль, просматриваясь на несколько километров вперед. Повороты относительно редки. Справа и слева от трассы – сначала кустарниковый «подшерсток», потом подлесок, далее – сплошная таежина. Впрочем, кое – где попадаются свежие гари, проплешины, старые и новые ляды, а также недавние лесопосадки. Изредка виднеются прикрепленные к деревьям на высоте человеческого роста таблички красного цвета, на которых, даже из стремительно движущейся машины можно прочитать первое, самое верхнее слово: «Медведи!» Остальные слова на скорости не прочитываются, но они, если честно и не нужны, их просто домысливаешь сам, доходишь силами собственного воображения. Дорожное полотно хорошее, содержится аккуратно, поэтому выбоин и вымоин практически нет. Само по себе движение по Красновишерскому тракту можно считать вполне комфортным: летит навстречу дорожное полотно, выплывают, и увеличиваясь наплывают на ветровое стекло автомобиля дорожные указатели. р. Нижняя Язьва, Федорцово, Сейсмостанция. В сочетании с хорошей погодой, с каким – то фантастически синим небом (а на Западном Урале вообще, как я заметил, небо не жидко – голубое, белесо – голубоватое, как в Москве, скажем, нет, на Урале небо темно, насыщенно синее, как синька. Как впрочем, и вода в Камском море. Но – повторюсь – это только в хорошую, ясную погоду!) все это создает атмосферу какую – то сказочную, удивительную, неповторимую. Встречные машины скорее не норма, а исключение из таковой. Все номера встреченных и попутных автомобилей 59 серии (Пермский край). Собственно, красновишерским данный тракт считать можно (да и то, лишь условно – ведь за Красновишерском еще есть и Вая, и Велс!) после отпадения дороги на Чердынь – то есть, сразу же после губдорского поворота, но уж больно нравится мне это самое слово «Красновишерск» повторять: «Красновишерск, Красновишерск…» Еще бы – ведь, сорок лет не был! Сорок! Даже представить страшно такую прорву времени. А местные, кстати, «Красновишерск» очень редко говорят. Думаю, потому, что очень длинно это выговаривать: «Крас – но – ви – шерск». Целых четыре слога. Да в конце еще и три согласных подряд. Язык сломаешь! Нет, местных не проведешь! Они говорят просто, куда проще: «Вишера, на Вишере, с Вишеры». Или, уж в самом крайнем, в самом торжественном случае: «Красная Вишера, на Красной Вишере, Красную Вишеру». Кстати, газета местная так называется: «Красная Вишера». Но об этом – позднее. До газеты еще доехать надо. Пока лишь Красновишерский тракт… Тракт Красной Вишеры, храни тебя Господь!

Герои Красной Вишеры

28.06.2011. Приехали в Красновишерск вечером, часов в семь – восемь. Пока перекусили с дороги, то, да се, глядишь, а уже и десять, почти. Выглянули в окно, а на улице – то, батюшки – святы, светлынь стоит! Ровно днем! Почему? Да потому, что в Красновишерске в конце июня – белые ночи, как и в городе Санкт – Петербурге, на широте которого он, примерно, находится. Единогласно решили светлого времени суток боле не терять и отправились на улицу, невзирая на ярость комаров, которых здесь много

Моя двоюродная сестра – Елена Леонидовна Углицких повела нас по Красновишерску.


Елена Леонидовна Углицких


Первая остановка состоялась у городского мемориала славы. Где на мраморных досках высечены имена героических жителей Красновишерска, отдавших жизни в борьбе с фашизмом. Конечно, обратили мы внимание на обилие одинаковых фамилий. Сразу же находим среди них «своих» – Углицких. Вот они, все одиннадцать, один к одному. Это не самое, кстати, большое фамильное «представительство» тут. Больше всего в войну полегло Судницыных (25 человек), потом – идут Петровы, Ничковы и Митрофановы (по 13). За ними – Яборовы – 12 (причем, один из них – Иван Петрович Яборов – Герой Советского Союза!), и только затем приходит черед Углицких. Мне уже доводилось писать о не вернувшихся с войны Углицких в статье «Углицких в Великой Отечественной войне. Попытка воскрешения безвозвратного». Но там речь шла обо всех безвозвратных потерях (убитых, умерших от ран, болезней, пропавших без вести) всех призванных в Красную Армию в 1941—45 Углицких. Таковых – 58. А эти одиннадцать – это красновишерские, только. Без федорцовских, губдорских, чердынских, усть – язвинских, соликамских, бахаревских, ордынских, курганских… Все равно – много, очень много. Земной поклон, печаль и память вечная!


Фрагмент «Мемориала землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941—45 гг.» г. Красновишерск Пермского края 28 июня 2011 г.

Тишина Красной Вишеры

Страна бурлит, негодует, и сострадает, сочувствует, заходится от гнева и выражает соболезнование близким и родственникам очередных и очередных жертв разгильдяйского, преступного отношения новых хозяев жизни к жизни и здоровью остальных российских граждан («Булгария», «АН – 24», приводнившийся с горящим двигателем, очередной разбившийся вертолет).

А я продолжаю писать, упорно писать о моей Красной Вишере – городе Красновишерске Пермского края.

28.6.2011. 22.30. Стало расхожим местом называть Вишеру красавицей, но это действительно так – Вишера красавица! И становится все краше и краше. Год от года. Потому, что деятельность бумкомбината и связанный с ней молевой сплав прекращены. И вода, и без того чистая, как слеза, стала еще чище. Говорят, «в несколько раз»! Для рыбы – абсолютное раздолье и благодать, особенно это в кайф хариусу, вишерскому хариусу, который прославил собой красавицу реку. Почему вода в Вишере такая холодная? Причин тому немало: и холодные родники и ключи бьющие то тут, то там, прямо из прибрежного песка, и близость уральских гор, ну, и климатическая зона конечно же… Не забывайте, что речь идет о шестидесятом градусе северной широты!


Вишера – река ледяных родничков. Вон сколько их выбивается на волю, прорывается из берегового песка! Урал – край белых ночей. Конец июня 2011. Полночь.


Еще одной особенностью этого северного уральского городка является то, чего не в состоянии передать фотография – оглушительная, немыслимая, все заполняющая и везде проникающая …тишина! Правда, замечаешь присутствие ее не сразу. Тишина входит в тебя незаметно, исподволь, вместе с дыханием, сердцебиением. Ты идешь, идешь с ней, с тишиной немыслимой этой, по вечернему городу, дышишь, смотришь и вдруг с какого – то момента начинаешь понимать, что что – то тут не так. Что – то необычное, не испытанное, неведомое. То, что начинает беспокоить.

Ты начинаешь соображать, в чем дело, отчего так здорово, и странновато как – то. Что беспокоит, что?! И вдруг в какой – то момент понимаешь – ти – ши – на! Глубочайшая, неслыханная тишь, разливающаяся в тебе волнами. Я впервые испытал это. Спросил об этом у сестры, давней жительницы Красновишерска. Елена смеется и жмет плечами: не знаю, мол, не замечаю. А не замечает, потому, что привыкла. Для нее это норма. А для меня нет! Такая вот, загогулина получается!

И наконец, последнее на сегодня: со всех точек города просматривается главное чудо – Полюдов Камень. Он виден на обоих представленных снимках, вдали, почти на горизонте: скалистый, так напомнивший Брокгаузу и Эфрону монолит памятника Петру Великому в Санкт – Петербурге! А что, похож, не правда ли? Между прочим, 527 метров в высоту, как одна копеечка! Зураб Церетели может отдохнуть пока… Да и нам на покой пора…


Вишера. Полюдов Камень. Полночь. Конец июня 2011

Алмазы Красной Вишеры

29.06.2011. Не успели переночевать в Красновишерске, как пора уже уезжать. И дело здесь не комарах, которых, по счастью, здесь, мягко говоря, много. Красновишерцы смеются: «Если комара много – значит, хорошая у нас тут экология!» Проблема не в клещах, которые также есть и в самом городе и в окружающей тайге. А много клеща потому, что соответствующие службы не обрабатывают леса эффективными противоклещевыми средствами. Итог: в газета «Красная Вишера» сообщает, о 49 укушенных клещами за неделю. Много это или мало? Если учесть, что в городе сейчас проживает около 10000 человек, то очень много! Очень! Это – же почти 0,5% городского населения! За какую – то одну неделю! А сколько еще не обратилось? Про это в «Красной Вишере» ничего не пишут, но мы знаем, что это есть. (Клещевой энцефалит – штука серьезная. Север Пермского края – эндемичен по клещевому энцефалиту.

Так было всегда.

И при советской власти и до нее и после. Помню свое детство: приезжали к нам в Пермь с Вишеры мои родственники – братья двоюродные, троюродные мои, перенесшие клещевой энцефалит – с параличами лицевого, отводящего нерва, с судорожными синдромами, эпилептиформными припадками, гиперкинезами, параплегиями верхних и нижних конечностей. Эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами… Не дай, Бог, в общем… Ладно, не будем о грустном…


Утренний Красновишерск


Нравится мне этот деревянный городок, где бараки, настоящие «финские» еще двухэтажные, бараки, с маленькими придомовыми участочками, с клумбами и тепличками. Рядком, ладком стоят. Дерево уже черное, снаружи вид очень непрезентабельный – барак и есть барак, но я – то знаю, что не все так просто. В таких деревянных строениях на 60° северной широты очень и очень уютно и тепло. Дерево «дышит», пропускает через поры воздух, но при этом не выпускает, удерживает тепло. Воздух теплый, сухой. А иначе, при таких морозах не избежать было бы массы простудных заболеваний, хронических бронхитов и пневмоний…

Хорошо, что почившее в бозе градообразовавшее предприятие – Красновишерский целлюлозно – бумажный комбинат (КЦБК) в свое время разрешало своим сотрудникам, рабочим, инженерам строится – отпускало им лес бесплатно, помогало обжиться. Что случилось с КЦБК, конечно, спросите вы, почему он почил в бозе? Потому что попал в руки прохвостов, которые выкупили его, только затем, чтобы под шумок демонтировать и сдать на цветмет уникальные бумагоделательные машины. Импортные, немецкие. И – получив прибыль, благополучно скрыться… И от гордости красновишерцев – от завода, обеспечивавшего в лучшие свои годы примерно полстраны школьными тетрадками и обложками остались рожки да ножки…

На чем же город стоит, держится? Я и сам не пойму. Второе по значимости городское производство – «Уралмаз». Предприятие, которое занимается добычей уральских алмазов – тоже переживает не лучшие времена. Из четырех алмазных драг, которыми располагало оно в советские времена, осталась только одна… А алмазные драги – это о – го – го! Огромные, примерно с трехэтажный дом, машины, процеживающие через себя целые реки, ползущие по руслам рек, со скоростью в 100 меньше, чем черепашья… Мало их сейчас уже осталось. Мало. И в Красновишерском и в соседнем с ним Чердынском районе Пермского края. Хотя алмазов по – прежнему, хватает. И в прямом и в переносном смысле. Ведь настоящие алмазы Красной Вишеры – это …люди, твердостью – под стать алмазам… И я о них еще напишу!

Федорцово – родина отцова – дедов дом

Ранее мне уже доводилось не раз рассказывать о судьбе моего деда Андрея Харитоновича Углицких и его семьи, раскулаченных в период коллективизации (1929) и отправленных в ссылку. Дело (с раскулачиванием, высылкой) происходило в селе Федорцово Красновишерского района Пермского края, расположенном примерно в 40 км от города Чердыни, неподалеку от места впадения реки Язьвы в реку Вишеру (Усть – Язьвинский сельсовет). С самого раннего детства мы, с братом Алексеем, наслышаны были об этом доме, доме в котором жила большая трудолюбивая семья деда, знали (со слов отца), что дом был «большой, просторный, теплый, уютный». Знали, что для его сруба деревья отбирались в тайге отборные, индивидуально, что делали это настоящие специалисты своего дела из числа наиболее уважаемых плотников, потому, что это, оказывается, очень важно «знать» – про каждое дерево в срубе, нужно, чтобы оно «легло». Знали мы также, что в этом доме этом (в котором, кстати, родился и отец мой, и еще 7 его братьев и сестер) все долгие десятилетия советской власти «работала поселковая восьмилетняя школа, а потом был избирательный участок…». Из – за того, что семью дедову выгнали из родного дома – отцу моему, тогда 12 – 13 – летнему мальчишке, пришлось, в итоге, идти «в люди…» Выходит, что не только деду, но и отцу моему коллективизация изрядно поломала жизнь! Так уж вышло, что видеть дедов нам ранее никогда не доводилось. Даже на фотографии.

Вот и решили мы с братом Алексеем нынешним летом, впервые в жизни взять да и «тряхнуть стариной», то бишь, навестить родимое «пепелище», посетить, наконец, наше родовое землевладение, «гнездо».

Не хочу и не буду отнимать внимания читателей чепухой всяких дорожных трудностей, излишними транспортными и организационными подробностями дела, скажу лишь, что село Федорцово нашли мы. Случилось это погожим ранним утром 29 июня 2011 года!


Село отцово открылось нам за очередным поворотом трассы неожиданно. Мы попали в большой сельский населенный пункт. Со всеми вытекающими… Вьехать – то, вьехали, а что дальше: где, где дедов дом? Как его найти? Куда дальше? Домов – то до 150 в округе, никак не меньше! Догадались найти продуктовый магазин и там спросить, попытать счастья… В продуктовом магазинчике было немноголюдно: продавщица и несколько сельчан, ожидающих приезда хлебовозки. Появление наше вызвало у присутствующих оживление.

– Скажите, пожалуйста, вы не знаете, где тут дом Углицких Андрея Харитоновича? В нем еще потом школа, говорят, была? Мы издалека, из Москвы, внуки Андрея Харитоновича…

– Какого Углицких? У нас здесь полсела Углицких. Я, вот, Углицких, к примеру! – пожилая женщина подошла ко мне поближе, пристально всматриваясь в залетного молодца. – Чей ты сродственник, гришь?

– Андрея Харитоновича… Внук…

– Андрея Харитоныча? Погоди – ко, погоди – ко, это ли не Василия, что с третьей улицы, родственники, а?

Подоспел еще один очередник:

– Василиса, нет, это другие… Я, я знаю этот дом! Щас, покажу.

Мы отправились в путь. По дороге новый знакомый рассказывал о себе, о моем деде, о селе:

– У нас тут места хорошие. Вот, и церковь была. В мае сгорела. Зря мы плохих людей на постой пустили. Они ее и сожгли. А фамилия моя Мамербеков… Анатолий Буланович… Мы с вами родственники, у меня в роду также много Углицких. Я – здешний, коренной житель. Не обращайте внимания на мою казахскую внешность и фамилию. По матери – то я русский, просто мама вышла замуж за одного из заключенных – вольнопоселенцев (здесь раньше было много зон), так вот я и стал Мамербековым. По специальности, кстати, учитель истории… А дом деда вашего хорошо известен. Мы с вами – соседи, получается, дома наши рядышком стоят, через один, на одной улице. Я и в школу ходил в ваш дом. Лазили мы в нем, классе в третьем или четвертом, помню, на чердаке были, кстати, там у вас на одном из бревен вырублена была метка: «1912 год». Так что дому вашему скоро сто лет…

Так, за разговорами, рассказами мы вышли на просторную сельскую улицу, неподалеку от реки.

– Недалече осталось. Да его уже и отсюда видно. Вот, видите, третий дом отсюда, где березы, – Анатолий указал рукой вдаль. Сгорая от нетерпения, мы убыстрили шаги, почти рванули к указанной постройке. Дедов дом, таким, каким мы его увидели, не произвел впечатления большого, огромного – видели мы дома и побольше, но ведь он – ДЕДОВ! Сколько, сколько мы слышали о нем, а теперь, вот, и увидели!

А Анатолий Буланович все рассказывал и рассказывал:

– Вот, выборы здесь сейчас проводим… Участок избирательный теперь тут. Школу – то уже закрыли. Видите, вот, загляните в окна – там сейчас ремонт планируется… Этот дом не все владение – вот еще второй дом, тоже ваш, Углицких, в нем была аптека, а за самим имением – огромный земельный участок… Только, вы уж не обижайтесь, но теперь собственность поселка это, а вовсе не ваша…

Мы подошли к окнам, сделали несколько снимков. Здравствуй, родина отцова! Вот и свиделись, наконец!…


Дедов дом. Вотчина Углицких. Июнь, 2011


Странно и больно смотреть на дом, в котором ты никогда не был, который ты никогда не видел, но о котором знаешь, кажется, уже все… Все на свете… Странно ощущать и понимать, что когда – то, из – за таких, вот, «огромных» домов – людей, живых, безвинных, могли лишить всего, обьявить «кулацкими выродками», и выселить, увезти, как скот, лишая имущества, будущего, обрекая в жизни на выживание… Кажется, такого не могло быть, потому, что такого не должно быть, по определению, но это все было, и мы знаем о том, что было, было именно так…

Алмазные люди Красной Вишеры

Село Федорцово Красновишерского района Пермского края, июнь, 2011


В одном из недавних постов, посвященных Красной Вишере, Красновишерскому району Пермского края, в котором довелось побывать мне этим летом, сулился я написать о людях, живущих на севере. Какие они? Чем отличаются от остальных и отличаются ли вообще?

Отличаются. И ощущаешь ты это сразу же, как только попадаешь в края, где нужно выживать не только в психологическом (как это приходиться делать в мегаполисах, таких как Москва, к примеру), а больше – в физическом смысле. Вокруг Красновишерска намного десятков километров – тайга. Тайга со всеми вытекающими. С одной стороны – это замечательно, ибо чистый воздух, много ягоды, грибов и так далее. С другой – опасность большая уйти в тайгу и не вернуться. Ибо произойти может все, что угодно: ты можешь случайно подвернуть ногу и оказаться обездвиженным, можешь провалится в старую шахту или сорваться в расселину, можно стать добычей какого – нибудь зверя, которого стало за последние годы больше. Кроме того, в тайге всегда много кровососущих тварей: гнуса, мошки, слепней, оводов, пауртов. Не говоря уже о таких фирменных таежных жителях, как клещи. Человек, живущий в подобных условиях неизбежно становится самостоятельным, сугубо адаптированным к сложным условиям, в которых проживает.

С другой стороны, удаленность от цивилизации, от театров, трамваев, «Макдональдсов», дивайсов, «Кайенов Порше», аквапарков и коктейлей, невозможность иметь это все под рукой, в шаговой доступности – ведет к формированию у некоторых старожилов синдрома провинциализма, который иногда может проявлять себя в форме некой местечковой гордости: «Хрена ли вы из себя тут изображаете? Чем бахвалитесь без конца? А вы в тайге медведя живого когда – нибудь видели? Да лицезрели мы вас, задаваки городские!». В третьих, и это самое печальное, что может случиться с человеком, живущем далеко от Больших и Малых театров – это уход от всех этих сложностей, которые, по мнению красновишерцев придумывают там, в загазованных и обворовавшихся столицах своих такие никчемные и никому не нужные депутаты, уход в ирреальный мир: алкоголь (самое распространенное), наркота.

В Красновишерске советского периода было почти двадцать тысяч жителей, сейчас – около десяти. Люди спиваются, люди убиваются, люди уезжают, люди не видят перспектив. Особенно касается это молодежи. В городе всего лишь одно профтехучилище и один техникум. Хочешь получить высшее – уезжай. В Соликамск, Березники, Пермь, Москву – уезжай. Хочешь стать популярным, известным, хочешь прославиться, попасть в телевизор – уезжай! Это особенно обидно потому, что многовековое проживание в тайге, рядом с тайгой, в природе – выковало из обычного «гомо сапиенс» особый тип, подвид: «человека алмазного вишерского». Этот человек способен работать на морозе – 35°С по 12 часов ежедневно и не жаловаться, этот человек может добыть летом в тайге – лед, а зимой, в мороз, найти незамерзающий источник воды, этот человек, увидев, что вам понравилась какая – либо его вещь – рубашка, туфли, новый плеер, магнитофон тут же незамедлительно будет пытаться (совершенно естественно и искренне) ее вам подарить. От всего сердца! И обидится на вас, если не примете подарка. Или не сумеете обьяснить, почему вы отказываетесь от даримого. Этот человек не знает умных законов хитрованства, подсиживания, интриганства, выдуманных карьеристами в далеких от Вишеры городах. В городах, в которых он, человек вишерский алмазный, чувствует себя как Ихтиандр, лишенный спасительного кислорода океана – то есть, за – ды – ха – ет – ся…

Загрузка...