Художественная значимость любого серьезного произведения определяется не столько тематикой и сюжетом, сколько героями. Точнее, мастерством автора, рождающего их силой слова.
На протяжении трех книг романа перед читателем проходит вереница персонажей, каждый из которых видится живым безотносительно того, списан ли с реального человека, синтезирован или даже полностью вымышлен.
Так кто они, женщины Гульнур Якуповой?
Это прежде всего бабушки главной героини – Райхана-картэсэй и Зульхиза-олэсэй. Женщины сильные, мудрые, трудолюбивые, на протяжении всей книги служащие опорой и самой Нурии и односельчанам.
У башкир, особенно деревенских, сильна школа бабушек; именно они являются хранительницами лучших традиций народа, без которых невозможно поддерживать семейный очаг в наше непростое время. Сейчас в республике даже имеется общество агиняйлар (мудрых седых женщин) как параллель аксакалам (седобородым мужчинам).
Это бывшая «соперница» Зульхизы – Гульшахура, «Знаменитый Цветок».
Это мама Нурии – простая и тихая Гаухар», не слишком удачливая в личной жизни, но все-таки нашедшая свое запоздалое счастье.
Это женщины материнского поколения – тетя Фариза, тетя Шарифа, тетя Гуля-Гульсум, Сагура по кличке «Салпа», то есть «Злючка»… Все они разные, не все могут служить жизненным примером, но каждая заслуживает сочувствия.
А женщины из поколения Нурии не просто живые – они кажутся знакомыми, с ними хочется оказаться рядом.
Прекрасно выписана Камила («Совершенство»), младшая сестра героини. Если Нурия живет внутренними приоритетами, довольно сдержана и нетребовательна к внешним атрибутам, то ее сестренка хочет выглядеть, как принцесса. И не просто хочет – готовясь к новогоднему маскараду, снимает дома тюль с окон и шьет себе карнавальное платье.
Имя определяет образ, сама Нурия отмечает, что ее сестра напоминает дворянку из кино. Камила уже в двенадцать лет – Женщина с большой буквы. Она любит петь и танцевать – причем склоняется отнюдь не к фольклору, а к твисту, чарльстону и черному коту, который жил да был за углом. Не строя из себя Жанну д’Арк, она разумно идет по пути наименьшего сопротивления: вместе с братом поступает в сельхозинститут, поскольку близнецы имеют преимущества. Сама учеба у нее стоит на последнем месте в иерархии жизненных ценностей, при решении женской судьбы она без колебания переходит на заочное отделение. На деньги, подаренные на свадьбу, Камила собирается купить квартиру в Уфе. Этой женщине чужды архаические традиции, она реально смотрит на свою реальную жизнь. Но по итогам становится прекрасной матерью.
Помимо самостоятельного значения, образ Камилы подчеркивает принципиальную разницу между девочками и мальчиками: ее брат-близнец Камил на том же маскараде беспрекословно влезает в дурацкий костюм медведя, достойный не школьника, а детсадовца. Но – опять-таки, по итогам жизни – он существенно превосходит сестру, сделавшись доктором наук.