Указ. соч. М., 1998. С. 57–58.
Из Устава Дай Ниппон Бутокукай, принятого в 1895 г. Перевод Ф. Кубасова.
Император Дзимму (神武天)) – легендарный основатель и первый император Японии. Согласно «Кодзики», родился 1 января 711 г. до н. э. и умер 11 марта 585 г. до. н. э. В древней японской религии синто Дзимму выступает как правнук богини солнца Аматэрасу Омиками, являющейся главной богиней пантеона синто. Сам же Дзимму является вторым по старшинству божеством. Нынешний, 125-й по счёту, император Японии – Акихито (р. 1933) считается прямым потомком Дзимму.
782–806 гг. н. э.
Камму Тэнно (桓武天皇, 737–806) – император Японии (781–806). В 794–796 гг. перенёс столицу государства из г. Нагаока (недалеко от современного г. Осака) в Хэйан-кё – ныне Киото, основав, таким образом, первую постоянную столицу (до этого было принято менять места расположения главных городов после смерти императоров).
796 г. н. э.
Имеется в виду, по всей вероятности, Мэйдзи Исин – Реставрация Мэйдзи (明治維新)), известная также как Революция Мэйдзи, – консервативная революция, приведшая к кардинальным изменениям в японской политической и социальной структуре и положившая начало современной Японии.
Дайгокудэн (Тайкёкудэн) – помещение для важных церемоний. В частности, там в старину проводилась церемония возведения нового императора на престол. Древнее здание погибло при пожаре в 1177 г. (Примечания переводчика здесь и далее даны по данным «Расширенного словаря по истории Японии» (Нихон-си кодзитэн) изд-ва Кавадэ сюппанся, 1997.)
Император Мэйдзи (明治天皇, Мэйдзи Тэнно), прижизненное имя Муцухито (3.11 1852–30.07.1912) – 122-й и один из наиболее почитаемых императоров Японии (1867–1912), при котором она сменила статус малоизвестной азиатской страны на роль одного из лидеров мировой политики.
Ватанабэ Тиаки (1843–1921), политический деятель периодов Мэйдзи (1868–1912) и Тайсё (1912–1926), граф. Выходец из самураев клана Такасима провинции Синано. Занимал важные посты в провинциях, с 1910 г. вошёл в число придворных. Был членом тайного совета (сумицуин).
Мибу Мотооса (1835–1906), политический деятель годов бакумацу (начального периода Реставрации Мэйдзи) и Мэйдзи. В период бакумацу активно выступал за почитание императора и изгнание варваров (сонно дзёи). После революции Мэйдзи вернулся к активной общественной деятельности. С 1891 г. граф. Член верхней палаты парламента.
Заметим, что японские авторы никогда не согласятся с таким сравнением, так как у нас в этом вопросе разные системные подходы. Так, по мнению популярного писателя Сиба Рётаро, «ничего подобного феномену казачества не найти в истории Японии. Вот почему для нас часто непонятна сама идея “героя”. Система, о которой я пишу, сама рождала героев, в то время как в традиционном японском сознании герою появиться на свет очень трудно (хотя нельзя сказать, что в нашем климате не рождались крупные политические деятели» (Сиба Рётаро. О России. Изначальный облик севера. М., 1999. С. 60).
См. приложение 2.
В средневековой Японии при сёгунате Токугава была принята сословная система си-но-ко-сё, где си – самураи; но – крестьяне; ко – ремесленники; сё – торговцы. Над всеми сословиями находилась немногочисленная аристократия, компактно проживавшая в Киото. Кроме того, священники и монахи не выделялись в отдельное сословие, но сохраняли определённое влияние. Отдельно существовали также неприкасаемые – эта. К их числу относились мясники, дубильщики, кожевенники, мусорщики и могильщики – то есть японцы, выполнявшие самую грязную работу.
В данном контексте имеются в виду фактические правители Японии, представители верхушки буси, установившие в стране военно-бюрократический режим, при котором самураи являлись господствующим классом.
1688–1704 гг.
Эта история повествует о том, как сорок семь самураев подготовили и претворили в жизнь план отмщения Кира Кодзука-но-Сукэ, чиновнику при дворе сёгуна Токугава Цунаёси, за смерть своего господина – князя (даймё) Асано Такуми-но-Ками Наганори. В 1701 г. Асано был приговорён к сэппуку (харакири) за нападение на чиновника в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего – такова каноническая версия событий. Потеряв своего господина, 47 буси, ставших самураями без хозяина – ронинами, во главе с Оиси, дали клятву отомстить за смерть. Однако, чтобы не возбуждать подозрений, они около двух лет, тщательно соблюдая конспирацию, делали вид, что забросили все думы о мести, и в конце концов ввели обидчика в заблуждение. 15 декабря 1702 г. ронины напали на поместье Кира в Эдо, перебив 16 и ранив более 20 человек. Самому Кира было предложено совершить сэппуку, но тот отказался или же просто не смог этого сделать. Оиси убил его сам. Голову поверженного врага ронины отнесли в монастырь Сэнгакудзи и возложили на могилу своего господина, исполнив тем самым клятву, данную ими два года назад, после чего сдались властям. Сёгун оказался в затруднительном положении: с одной стороны, ронины поступили согласно духу бусидо, отомстив за своего хозяина; с другой стороны, они нарушили ряд его приказов. В итоге суд всё же приговорил заговорщиков к смерти. Однако им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казненными как уголовникам. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а история мести – классическим, хотя и далеко не бесспорным, примером исполнения самурайского долга, который и по сей день является предметом ожесточённых дискуссий между историками и специалистами по бусидо.
Завершающий период эпохи Эдо с 1853 по 1869 год, «смутное время», когда феодальный строй безуспешно пытался бороться с веяниями времени и иностранным вмешательством в дела Японии.
Указ. соч. С. 146–147.
Долин А.А. Пророк в своем отечестве. М., 2002. С. 34–35.
Война Босин (戊辰戦争, 1868–1869) – гражданская война между сёгунатом Токугава и проимператорскими силами в Японии. Закончилась поражением сторонников сёгуната, что привело к Реставрации Мэйдзи. Противостояние между сёгунатом и реформистским проимператорским движением за изгнание варваров – сонно дзёи продолжалось несколько лет. В ноябре 1866 г. император Мэйдзи дал свою санкцию двум мятежным провинциям – Сацума и Тёсю – на свержение власти сёгуната; однако правящий сёгунТокугава Ёсинобу обошёл это препятствие, отказавшись от своего поста (но не от своей власти) на следующий день. 3 января 1868 г. император Мэйдзи провозгласил реставрацию всей полноты императорской власти. Через семь дней после того, как сёгун объявил о том, что императорская декларация «незаконна», началась война. Войска Ёсинобу атаковали резиденцию императора в Киото. Несмотря на соотношение сил 3:1 и помощь французских военных советников, первая значительная битва возле Тоба и Фусими привела к поражению 15-тысячной армии сёгуна, и Ёсинобу был вынужден бежать в Эдо. Сайго Такамори из клана Сацума повёл императорскую армию на северо-восток Японии, что привело к капитуляции Эдо в мае 1868 г. После того как Ёсинобу капитулировал, большая часть Японии признала императорское правление, но ядро сторонников сёгуната, возглавляемых кланом Айдзу, продолжало сопротивление. После затяжного сражения, продолжавшегося месяц, клан Айдзу наконец признал своё поражение, после чего масса юных самураев из отряда Белого Тигра (Бяккотай) совершила самоубийство. Через месяц Эдо был переименован в Токио, и началась эпоха Мэйдзи. В финальной стадии войны адмирал флота сёгуната, Эномото Такэаки, с остатками флота и несколькими французскими советниками бежал на остров Хоккайдо и организовал там республику, объявив себя президентом, но в мае 1869 г. был разгромлен войсками императора, после чего война была закончена.
Японо-китайская война (1894–1895) велась против Китая с целью установления контроля над Кореей (номинально являвшейся вассальной по отношению к Китаю страной) и проникновения в Китай. В ходе войны превосходство японской армии и флота привело к крупным поражениям Китая на суше и на море и подписанию унизительного для Китая мирного договора в Симоносэки.
Указ. соч. С. 74–75.
Нынешний император Японии – Акихито – 125-й в списке единственной в мире непрерывно правящей династии.
Молодяков В.Э. Бренд «Япония»: превращения национальной идеи // Глобальные вызовы – японский ответ. С. 46.
Молодяков В.Э. Консервативная революция, М., Восточная литература, 1997. С. 82–83.
Цит. соч. С. 45.
Сацума (薩摩藩, Сацума-хан) – княжество на юго-востоке о. Кюсю, существовавшее в Японии в период Токугава. Наряду с княжеством Тёсю играло ведущую роль в Реставрации Мэйдзи. Управлялось кланом Симадзу. С 1609 г. было сюзереном королевства Рюкю. Из Сацума вышли знаменитые деятели Мэйдзи Исин, премьер-министры, министры и генералы, в том числе Сайго Такамори, Окубо Тосимити, Того Хэйхатиро, Ояма Ивао, Курода Киётака и многие другие.
См. приложение 3.
Личность Нитобэ, и особенно его неоднозначное, во многом противоречивое произведение ещё долго будут будоражить поклонников боевых искусств. Мы тоже не раз обращались и будем обращаться к книге «Бусидо. Дух Японии», но хотим напомнить, что спустя недолгое время после её появления американский журналист и японовед Хью Байес называл автора «очаровательным апостолом полуправды, объясняющим Японию западным народам», а наш современник В.Э. Молодяков очень точно охарактеризовал Нитобэ Инадзо как «лукавого комментатора». Причина такого отношения к выдающемуся японскому пиарщику исходит из понимания его профессиональных обязанностей: пропагандируя бусидо в мире, Нитобэ, как и его последователи, пытались «приспособить его этику и эстетику к пониманию иностранцев, затушевывая всё, что могло показаться «жестоким» или «отсталым».
С проведением Токийской олимпиады в 1964 г. и широким распространением дзюдо и каратэ в мире, главной международной площадкой для выступления мастеров по этим видам в Японии стал построенный тогда же столичный Будокан. Тем не менее Бутокудэн сохранил свои позиции как самое старое, престижное, традиционное и не затронутое излишней коммерциализацией место для демонстрации традиционных будо.
Подробнее об этом в главе «Духовный центр».
См. приложение 1.
全日本剣道演武大会のあゆみ:明治期にみる武徳際大演武会(通算100回大会記念出版)。全日本剣道連盟。2004年。 剣道を知る事典。日本武道学会剣道専門分科会。平成21年。 日本の武道(日本武道協会設立30周年記念)。日本武道館。平成19年
Цит. по «Токё супоцу» от 05.1971.
Дрэгер Д. Указ. соч. С. 58–59.
Любопытно, что в советское время похожая система действовала в ряде наших военных училищ. Например, наряду с обучением по основной специальности, скажем, командира взвода, курсанты имели шансы получить диплом переводчика с одного из иностранных языков – при успешном освоении соответствующей программы, разумеется.
Указ. соч. С. 58.