– Ну что парень, остаёшься со старым Ландерфаком, – с иронией сказал Казимир, и положив руку на плечо Никиты они пошли обратно на хутор.
– Как мне к вам обращаться, Казимир Владиславович, – поинтересовался Никита.
– А так и обращайся – Ландерфак или Ландерфаг. По-моему хорошее прозвище, я не люблю официозности и серьёзности, а Ландерфаг и звучит хорошо и смысл содержит.
– Мне кажется Казимир Владиславович будет лучше с учётом вашего возраста.
– Нет, дорогой мой, для тебя лучше будет именно Ландерфаг и это моё первое условие. Пойдём в дом, я покажу тебе твою комнату.
Казимир показал Никите его комнату, которой оказалась та самая маленькая комнатка во второй половине дома, где на площади не более девяти метров квадратных умещались старая панцирная кровать, прикроватная тумбочка и небольшой сервант. Комната Казимира была прямо напротив за перегородкой и в ней было две кровати, одна из которых такая же панцирная стояла вплотную к печи, а другая деревянная стояла у самого окна. По всей видимости та кровать, что стояла у самой печи, была зимней, а у окна – летней.
Как бы упреждая заранее вопрос Никиты о том, почему им нельзя спать в одной комнате, Казимир пояснил:
– У меня очень неспокойный сон и мне нужно время от времени становиться на молитву, Никита, посему спать тебе лучше в отдельной комнате.
Во время знакомства с домом, Никита сразу обратил внимание на то, что в комнате Казимира над кроватью, что стояла у окна, висела икона, а точнее список с иконы Христа Пантократора,* под которой была небольшая самодельная полочка с масляной лампадкой тёмно-синего цвета с золочёным рисунком по глазури.
* Икона Христа Пантократора из монастыря Святой Екатерины считается одной из наиболее древних икон, написанных предположительно в VI веке нашей эры. В настоящее время сама икона хранится в монастыре Святой Екатерины на горе Синай в Египте. Особенность этой иконы в том, что запечатлённый на ней несколько ассиметричный лик Христа, считается наиболее точным отражением реального лица Спасителя.
Религиозные мысли давно волновали Никиту, который своим сердцем чувствовал наличие Бога, как некого единого начала всего сущего, но никак не мог этого объяснить и понять своим пытливым умом программиста. Данная дилемма по существу и вызвала у Никиты глубокое разочарование в вере, поскольку в церкви, куда его изо всех сил направляла мать, он столкнулся совсем не с тем, что он ожидал от религии и как он представлял себе религиозность. Именно поэтому, увидев икону спасителя в доме Казимира, он понял, что хозяин дома, должно быть, верующий человек, у которого он сможет кое-что об этом узнать. Это был один из веских аргументов у Никиты в пользу того, чтобы остаться на хуторе у Казимира.
Войдя в дом, Казимир и Никита снова сели за стол в кухне-прихожей, на котором ещё стояли не убранные после чаепития чашки и блюдца с остатками мёда.
– Вы верующий, Казимир Владиславович? – поинтересовался Никита.
– Конечно, в нашем деле без веры никак нельзя, просто невозможно, – со своей привычной улыбкой ответил Казимир и добавил: – Мы же с тобой условились, что ты будешь обращаться ко мне Ландерфаг и давай сразу перейдём на ты, поскольку так мне будет проще, – ответил Казимир.
– Извините, Ландерфаг, – ответил Никита, в первый раз назвав Казимира Ландерфагом и ощутив некоторую неловкость от столь странного имени.
– Не извините, а извини. Я люблю простоту и доверительность, – заметил Ландерфаг.
– Мне просто ещё не доводилось так ни к кому обращаться, – несколько оправдываясь ответил Никита.
– Не доводилось, так придётся, мой друг. В жизни многое приходится делать в первый раз. Ты в гостях у Ландерфага и тебе за короткое время предстоит много что узнать и много чему научится, поэтому будь предельно внимателен к тому, о чём я тебя прошу и буду просить. Да, я верующий, но правильнее всё же будет сказать знающий Бога, а не верящий в Него. Верят в Бога те, кто Его не знает и не видит, а я Его и знаю и могу видеть, поэтому мне нет нужды в него верить.
Никита промолчал, подумав про себя, что Ландерфаг или куражится над ним или просто набивает себе цену. Тем не менее, нисколько не смутившись, он задал вопрос Казимиру:
– А я читал, что Бога никто никогда не видел?
– Правильно читал, – ответил Ландерфаг. – Телесным зрением Дух увидеть невозможно, но Дух можно созерцать внутренним духовным восприятием, как свет. Мы с тобой об этом как-нибудь поговорим. Меня сейчас интересует другое – почему ты разочаровался в вере? В твоей ситуации вера – это один из столпов и поручней, за которые можно держаться.
– Я ещё до болезни ходил с матерью в церковь к отцу Николаю, бывал в праздничные дни на его проповедях, несколько раз исповедовался и причащался, но какой в этом смысл, если это никак не помогло мне в жизни. Да и атмосфера там, откровенно говоря, не самая здоровая, одни пенсионеры и не совсем адекватные люди. Там просто нечего делать нормальному здравомыслящему человеку.
– Здесь я с тобой могу согласиться, – неожиданно поддержал Никиту Ландерфаг. – Сегодня от веры осталась одна обёртка, внутри которой пустота, но это не значит, что веры совсем не существует. Я бы сказал, что не осталось носителей веры, как живых примеров духовной силы, а остались одни лицедеи, имитирующие веру, но не имеющие ни знания ни силы. Вот мой учитель Вартимей Махлис или как его ещё звали Вартимей Лавришевский был таким примером и глядя на него люди верили в Бога и понимали, что дух есть.
– А чем он был так известен и знаменит? – поинтересовался Никита.
– Он был настоящим целителем от Бога, каких уже нет, поскольку обладал большой духовной силой и глубоким знанием. Простые люди его очень уважали, а священники и епископы его боялись, как огня, поскольку он мог одним лишь взглядом как поразить человека, так и исцелить. В нём обитал дух, т.е. сила, которой нет ни у одного смертного человека и одно его присутствие вызывало благоговение перед его силой.
– А как он таким стал и откуда он получил этот дух? – неожиданно поинтересовался Никита.
– На твой вопрос, Никита, сложно ответить однозначно, – сказал Ландерфаг. – Дух – это непостижимая сила, о которой трудно сказать что-то конкретное. Я точно знаю лишь одно – это самая могущественная и благородная сила, которая сама выбирает себе обиталище в душе и сердце человека по только ей ведомым критериям. Вартимей Махлис был тем человеком, которого почтил своим присутствием дух, вот и всё. Он мне рассказывал, что в молодости подвизался послушником при мастерских в Лавришевском монастыре*, а это один из старейших монастырей Беларуси, который был основан во второй половине VIII века ещё до крещения Руси.
* Лавришевский монастырь в Новогрудской и Лидской епархии Белорусской православной церкви является самым ранним по времени основания из действующих мужских монастырей в Беларуси. Монастырь расположен близ дер. Гнесичи (Щорсовский сельсовет Новогрудского района Гродненской области), справа от реки Нёман.
Лавришевский монастырь был одним из важнейших духовных центров на белорусских землях со времени основания Великого Княжества Литовского и первым из белорусских монастырей, который, по историко-документальным сведениям, получил название лавры.
По Галицко-Волынской летописи, старший сын первого великого князя Миндовга Великого Княжества Литовского – Войшелк принял постриг и по прошествии трёх лет «основал себе обитель на реке на Нёмане между Литвой и Новым городком, и тут жил» предположительно в 1257 г.
В дальнейшем, после гибели Миндовга, Войшелк был вынужден выйти из монастыря, чтобы возглавить Великое Княжество Литовское в 1264 – 1267 гг.
После восстановления порядка Войшелк передал правление великому князю Шварну Даниловичу (мужу своей сестры), а сам удалился в Угровский монастырь в Волынской земле.
От предполагаемого иноческого имени Войшелка – Лаврентий (Лавриш) – возможно, местность и получила название Лавришево.
Первым настоятелем монастыря был Елисей, согласно житию, он, возможно, являлся сыном Тройденя, великого князя Великого Княжества Литовского в 1270 – 1281 гг. По некоторым сведениям, духовным отцом Елисея был Лаврентий Туровский.
В начале XIV века (не позже 1329 года) для монастыря было переписано знаменитое Лавришевское Евангелие – выдающийся пример иллюстрированной рукописной книги Средневековья. Календарная часть Лавришевского Евангелия в значительной мере схожа с Холмским Евангелием, написанным в последней трети XIII века.
В XVI веке в монастыре были собственные школа и библиотека, насчитывающая более 300 томов.
Монастырь неоднократно горел (в 1628 г. и в 1915 г.) и восстанавливался заново, а также несколько раз переходил из православия в униатство и обратно.
В 1824 г. в Лавришевском монастыре проживало 5 насельников, последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 г. монастырь был упразднен, Успенская церковь обращена в приходскую униатскую; с 1839 г. опять возвращена в православную.
Попытка возродить Лавришевский монастырь была предпринята в XX веке стараниями еп. Минского и Туровского сщмч. Митрофана (Краснопольского) и гр. К. А. Хребтовича-Бутенёва. В 1913 г. на территории обители была построена деревянная церковь во имя прор. Елисея, вскоре возведены братский корпус и дома паломников. Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома. В обители проживали с 1913 г. иером. Донат (Литвинко), монахи Геронтий (Белозубов) и Илиодор (Уколов). В 1915 г. в результате военных действий храм был разрушен, а братия покинула подворье.
В 1993 г. архиеп. Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) и еп. Новогрудский и Лидский Константин (Горянов) освятили место, где стоял монастырский храм. В 1997-1998 гг. был возведен и еп. Новогрудским и Лидским Гурием (Апалько) освящен храм во имя преп. Елисея Лавришевского. Впоследствии близ храма был построен корпус, в котором поселилась братия.
В 2001 г. при храме зарегистрирован приход, а 21 апреля 2007 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви он преобразован в мужской монастырь, настоятелем является архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместником игумен Евсевий (Тюхлов).
В 2018-ом году был реставрирован главный храм обители в честь преп. Елисея Лавришевского.
– Вартимей Махлис мне рассказывал, что юношей работал в мастерских обители, где его наставником был иеромонах Донат – один из немногих, кто владел умной молитвой и был монастырским травником. После пожара 1915 года Вартимей сохранил у себя много редких книг из монастырской библиотеки, включая отеческие писания и лечебники – книги по травам и целительству. Из них-то он и узнал множество тайн о том, как обретается духовная сила и что такое настоящее целительство.
После разрушения монастыря в 1916 г. Вартимей стал промышлять целительством и травным промыслом на новогрудщине и это дело у него так хорошо пошло, что его известность дошла до Рубежевичей, где в то время ещё существовал травный промысел и велась заготовка лекарственных растений как раз на месте травной аптеки Анатолия. Там Вартимей Махлис и остановился и там же мне выпала удача с ним познакомиться и стать его учеником. Как это произошло – отдельная история.
Он мне говорил как-то, что знал от Доната историю похищения из обители знаменитого Лавришевского Евангелия*, которое было вначале заложено за долги одному знатному шляхтичу, который тайно переправил его в Краков, а затем продал князю Чарторыйскому.
* Лавришевское Евангелие – уникальное рукописное иллюминированное напрестольное Евангелие-апракос, созданное в волынском скриптории в начале XIV века для Лавришевского монастыря под Новогрудком.
Евангелие – апракос (лекционар) представляет собой одновременно и Евангелие и богослужебные евангельские чтения на каждый день года, кроме шести недель Великого поста, для которых приводятся только субботние и воскресные тексты.
Первая вкладная грамота в Евангелие датируется 1329 годом, что иногда дает основания для датировки самого Евангелия. Некоторые исследователи связывают создание Евангелия с образованием в начале XIV века Литовской митрополии и с деятельностью православного новгородского князя Михаила-Кориата Гедиминовича. Основание им церкви в Новогрудке упоминается в первой вкладной грамоте в Лавришевское Евангелие.
При российском правительстве (между 1842 и 1882 годами) книга была тайно вывезена в Краков и оказалась в библиотеке князей Чарторыйских. В 2009 году в Беларуси на заседании комиссии по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот национальных культурных ценностей, которые оказались за пределами Беларуси, был поднят вопрос о возврате Польшей Лавришевского Евангелия.
Благодаря факсимильному воспроизведению в киевском издательстве «Горобец», 1 марта 2019 г. в музее книги прошла церемония передачи в дар Национальной библиотеке Беларуси факсимильного издания Лавришевского Евангелия.
Никита очень проникся рассказом Ландерфага, ведь этой страницы духовной истории Беларуси он совсем не знал и она показывала ему Ландерфага уже не как самоучку или шарлатана, а как подвижника и преемника уникального духовного знания и традиции.
– И как проявляет себя дух? – заинтересованно поинтересовался Никита.
– Как сила, исходящая изнутри, делающая человека сильным и целостным, – с привычной улыбкой ответил Ландерфаг. – Просто по необъяснимым причинам происходит то, чего ты всем сердцем желаешь, но ты сам не можешь понять, как это происходит..
– Значит, целитель может чего угодно захотеть и оно случится, так? Но это же магия какая-то и колдовство, при чём здесь вера? – несколько разочарованно переспросил Никита.
– Целитель не может хотеть чего угодно. Целитель подчиняется духу, а дух действует в рамках духовно-нравственного закона, а этот закон зла не приемлет и допускает в принципе. Ты об этом наверняка даже не догадываешься, что я знал о твоём приезде заранее, как знал и то, что ты останешься здесь.
Я не стану от тебя скрывать тайны и скажу прямым текстом, что тебя ко мне привела сила веры твоей матери, которая вначале вывела её на священника Николая, который указал ей адрес аптеки Анатолия, а тот вывел её на меня. Вся эта цепочка, Никита, сработала благодаря силе веры и намерения, а ты говоришь – при чём здесь вера.
Никита подумал про себя, что Ландерфаг намеренно нагнетает атмосферу загадочности и мистицизма, поскольку решение остаться на хуторе Никита принимал сам и в самый последний момент и в его воле было решить не оставаться.
– Я ведь мог здесь и не остаться. Что бы ты тогда говорил, если бы я уехал с матерью в Минск? – прямо задал вопрос Никита, полагая, что теперь-то Ландерфагу будет непросто найти убедительное оправдание.
– У тебя не было такого выбора в реальности, Никита, хотя теоретически может показаться, что он у тебя был. Можешь мне поверить, но за тебя несколько часов назад всё решил дух. Накануне вашего приезда я видел сон, в котором плачущий маленький мальчик с разбитой головой обращался ко мне за помощью. Мальчик разбил голову неудачно выпав из автомобиля, которым управлял человек в военной форме. У меня с собой был бинт и я взялся ему помочь. Маленьким мальчиком в этом сне был ты, дорогой. Это была карта грядущих событий, которую мне открыл дух.
– Но ведь это же всего лишь сон.
– Для тебя это только сон, а для меня это духовное послание и прямое указание на то, что должно произойти. Дух в данной ситуации и есть та связующая сила, о которой ты спрашивал. Просто у меня с ней уже есть связь, а у тебя ещё нет, но это поправимо.
Никита в очередной раз отметил для себя удивительную способность Ландерфага быть безупречным в своих оценках и изящно выходить из любых каверзных ситуаций, оставляя его каждый раз в дураках.
– Меня в данной ситуации больше всего интересует человек в форме – водитель автомобиля из которого выпал мальчик, поскольку это твой отец, Никита.
От слов Ландерфага об отце, Никиту едва не передёрнуло, поскольку Ландерфаг, как бы невзначай, коснулся того самого болезненного, что было в душе Никиты и что многие годы не давало ему покоя, разъедая самое сердце. От одной только мысли об отце у Никиты по всему телу пробежала волна возбуждения и напряжения, как от внезапного соприкосновения с чем-то очень холодным.
– А при чём тут мой отец? – пытаясь сохранять спокойствие спросил Никита.
– А при том, что это затаённая в сердце обида – одна из самых сильных разрушительных эмоций и энергий, какие только есть в распоряжении человека.
Ты не забыл заповедь – Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле?
– Боюсь, что всё это просто совпадение и никакой прямой связи тут нет, – скептически заметил Никита и взялся левой рукой за голову в области затылка.
– Голова закружилась? – поинтересовался Ландерфаг.
– Да, – тихо ответил Никита и пошатнулся, едва не упав при этом со стула. Он хотел было сказать, что сейчас это пройдёт, но Ландерфаг уже подхватил его под мышки и, взвалив на плечи левую руку Никиты, потянул его в малую комнату на кровать.
– Снимай кроссовки и приляг. Тебе нельзя нервничать, Никита. Я заметил что твоя опухоль очень чувствительна к раздражительности. Засиделись мы с тобой за разговором. Я совсем забыл, что ты ещё слаб и тебе может быть вреден избыток информации. Я пойду закрою собак и кур, а ты отдохни. Туалет за домом, а вода для питья в прихожей в белом ведре.
С этими словами Ландерфаг вышел на улицу, а Никита всё ещё прокручивал по кругу состоявшийся разговор, никак не понимая того откуда Ландерфаг так много всего знает из истории, психологии и онкологии. За окном послышался тихий лай собак, точнее даже не лай, а потявкивание и Никита провалился в глубокий сон.