Религии и народ

Кыргызстан – светская страна с преимущественно мусульманским населением, подобно соседним – станам (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан). В целом, Кыргызстан – единственная страна в Средней Азии, где одинаково привольно себя чувствуют как мусульмане и другим верующие, так и атеисты. Государство не ущемляет чувства верующих, и не старается навязать всем свою единственно верную трактовку мировоззрения. Этим Кыргызстан отличается от… от всех стран региона, не буду подробно перечислять.

Мусульманские праздники (Курбан-байрам и Ураза-байрам) тут являются государственными выходными, как и христианский праздник (Рождество) и «атеистические» – День труда (1 мая) и День Октябрьской Революции (7 ноября), чтобы никого не обидеть. Есть и общегосударственные праздники – День независимости (31 августа) и День конституции (5 мая). Если праздник попадает на воскресенье, то, как и в России, выходным становится и следующий после воскресенья рабочий день.

Религиозный и национальный состав народа разнится от севера к югу, заметны различия и при переезде из города в сельскую местность. В целом, север страны более русифицированный, более светский и менее религиозный, юг – более национальный и более религиозный.


Мусульмане в Киргизии. Соблюдающие основы мусульманской религии более распространены в сёлах Ошской области, таких как Араван, Эски-Ноокат, где процент соблюдающих мусульман около 100%. В столице, городе Бишкек, полностью соблюдающие мусульмане-мужчины составляют порядка 5% общего числа (на мой авторский взгляд), на пятничную молитву в мечеть ходит порядка 10%. В южной столице, городе Ош, соблюдающих полностью порядка 20%, в пятницу мечеть посещает около 50%. Люди, совершающие намаз (молитву) на улице, вдоль трассы, весьма редки и могут только иногда встретиться на юге.

Самый распространённый мини-признак народной религиозности такой: проезжая или проходя мимо кладбища, поднимать руки произносить небольшую молитву за покойников, так делают очень многие, или просто проводить руками по лицу (молитва подразумевается). А кладбища у них очень интересные, на надгробиях они сооружают иногда целые мавзолеи, похожие на маленькие мечети. Есть местночтимые мусльманские «святые» или известные деятели, которые имеют особо известные в народе гробницы, такие гробницы называются «гумбез». Часто вокруг значимых гумбезов вырастают большие кладбища, но кто похоронен под начальным гумбезом, не помнят и сами местные жители.

Процент женщин, одетых в хиджабы, увеличивается к югу (сёла Баткенской области, Ошской, до 100%). Самые малорелигиозные города, помимо Бишкека, находятся в Чуйской области, Иссык-Куль и его курорты.

Всего в стране около 2500 мечетей (в среднем одна мечеть на две-три тысячи человек). Почти каждый посёлок Кыргызстана содержит, как минимум, одну мечеть, а в Бишкеке и Оше их десятки. Есть крупные мечети, есть небольшие. Мечеть обычно открыта круглосуточно. В выходные дни там, помимо молитв, проходят курсы изучения религии, арабского языка, Корана, а вечером в священный месяц Рамадан – общественная трапеза (ифтар), в которой участвуют все желающие (как правило, из числа молящихся). Где нет большой мечети (на трассе, на автозаправке, в микрорайоне «советского» города), можно найти комнату для молитвы – она имеет надпись «Намазхана».

Азан – призыв на молитву – не очень громко, но разносится из динамиков пять раз в день. Если вы увидите на улице человека с бородой, в тюбетейке и в халате, то вероятно он имеет какое-то отношение к мечети – или активист-затейник, или постоянный посетитель. В пятницу посещаемость мечетей увеличивается, около 13:00 люди квартала, городского района или села собираются на общественную молитву и проповедь, которая читается на киргизском языке. Изредка встречаются заезжие гости – проповедники из других стран мира – Кувейт, Пакистан, Бангладеш и проч., которые читают лекции с переводом на киргизский. Это необычно для Средней Азии: в соседних странах проповедников гоняют, кроме как если они представители муфтията (офиицального начальства).

Все мечети в Киргизии – суннитские. Преобладающий масхаб – ханафитский. Шиитская община тоже существует, но никак себя не проявила во время моих путешествий по Киргизии. Ещё тут могут быть исмаилиты (последователи исмаилизма, распространённого на соседнем Памире), но центры этого учения тоже не выявлены.

Недостатком почти всех мечетей в Кыргызстане является то, что они «мужские» – ходят туда только люди мужского пола. Дамский отсек иногда присутствует, но почему-то он, как правило, пустует.


Православие в Киргизии. Вторая по численности конфессия в стране, к которой относит себя большая часть русского населения страны. Имеется около 25 храмов и 20 молитвенных домов. Православные храмы имеются в Бишкеке, Оше, Караколе, Чолпон-Ате, Ананьево, Джалал-Абаде, Балыкчы, Токмаке, Таласе, Кемине и в некоторых небольших населённых пунктах, где живёт много русских.

Религиозной розни в стране не обнаружено. Трения между киргизами и узбеками бывают, а между мусульманами и русскими православными – вроде не наблюдается.


Прочие религии. Религиозная толерантность государства в Кыргызстане позволяет, в теории, возникнуть тут различным сектам, но их тут немного. Видны только Свидетели Иеговы. Изредка встречаются баптисты и некоторые другие протестанты – как правило, в городах с русским населением.

Синагоги и дацаны тут не обнаружены.

Есть пара десятков запрещённых религиозных организаций, среди которых – всякие ответвления Аль-Каиды, а также секта Муна («Церковь Обьединения»)

В крупных городах Киргизии имеется достаточное количество атеистов, как впрочем и просто граждан, не задумывающихся о выборе религии, а увлечённых другими, более земными вещами.

Загрузка...