Раздел II Статус адвоката. Полномочия и обязанности адвоката. Органы адвокатуры и адвокатские образования

8. Понятия «адвокат», «адвокатская деятельность». Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Понятие «адвокатура», принципы организации и деятельности адвокатуры

Адвокат – независимый профессиональный советник по правовым вопросам, имеющий статус адвоката.

Признаки понятия «адвокат»:

1. Независимость. Данный признак проявляется в том, что, с одной стороны, адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны – адвокат не состоит с доверителем в трудовых отношениях.

2. Профессионализм. Данный признак проявляется в требовании к адвокату являться юристом по профессии.

3. Специальный статус. Данный признак мы подробнее рассмотрим при анализе понятия «адвокатская деятельность».

4. Специфика деятельности, которая ограничена кругом правовых вопросов.

Адвокатская деятельность есть не предпринимательская деятельность, заключающаяся в оказании квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном ФЗ об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, обеспечения доступа к правосудию.

Признаки адвокатской деятельности:

1. Профессионализм. Данный признак проявляется в требовании к адвокату являться юристом по профессии.

2. Квалифицированность. Данный признак проявляется в требовании наличия у адвоката высшего юридического образования, стажа работы по юридической специальности не менее двух лет, успешной сдачи квалификационного экзамена и обязанности адвоката повышать свою квалификацию.

3. Не носит предпринимательский характер. Гражданское законодательство предпринимательской деятельностью называет самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.

4. Специальный статус субъекта. Данный признак проявляется в том, что адвокатскую деятельность может осуществлять только специальный субъект, имеющий статус адвоката. Во избежание расширительного толкования субъекта адвокатской деятельности ФЗ об адвокатуре прямо говорит о том, что не является адвокатской профессиональная деятельность работников юридических служб юридических лиц, работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, работников организаций, оказывающих юридические услуги, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, патентных поверенных, представителей в силу закона.

5. Наличие специальной цели. Целью адвокатской деятельности является не извлечение прибыли адвокатами и их объединениями, не исполнение любых пожеланий доверителя, а строго защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечение им доступа к правосудию.

6. Специфика содержания. Содержанием адвокатской деятельности является юридическая помощь.

Виды адвокатской деятельности: консультирование, составление проектов документов правового характера, представительство и защита. Адвокатская деятельность также может быть классифицирована на платную и бесплатную.

Федеральный закон об адвокатуре не дает легального определения адвокатуры, указывая лишь в ч. 1 ст. 3, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В указанной статье закона закреплены следующие признаки адвокатуры: профессионализм, общественность, принадлежность к институтам гражданского общества, отделение от органов государственной и муниципальной власти. Суть этих признаков такова.

Профессионализм. Данный признак проявляется в требовании к членам адвокатского сообщества являться юристами по профессии. Юристом в нашей стране может считаться только человек, имеющий высшее юридическое образование, полученное в вузе, отвечающем установленным законом требованиям. Поэтому каждый член российской адвокатуры имеет высшее образование и является юристом по специальности. Ни одно лицо, не имеющее высшего юридического образования, не может именовать себя адвокатом и быть причисленным к адвокатскому сообществу, адвокатуре. Можно констатировать, что название этого признака как «профессионализм» не в полной мере отражает его сущность. Ведь адвокатура объединяет не просто профессионалов юридического труда, а только их часть – адвокатов. Как таковой профессии «адвокат» не существует, есть профессия «юрист». Но не каждый юрист может стать адвокатом, и не каждый им становится. К лицу, претендующему на присвоение статуса адвоката, предъявляются повышенные требования. Таким образом, адвокатура объединяет своих членов не по профессиональному, а по квалифицированному профессиональному признаку. Объединение происходит по профессиональному признаку с дополнительными требованиями к членам сообщества. Следовательно, адвокатура формируется не просто по профессиональному принципу, а по узкопрофессиональному, суперпрофессиональному, сверхпрофессиональному. Поэтому суть этого признака была бы более отражена при употреблении в его названии не слова «профессионализм», а слова «суперпрофессионализм». Одновременно необходимо учитывать, что в адвокатских палатах и образованиях работают не только адвокаты, но и лица неюридического труда: бухгалтеры, секретари, уборщицы и т. п. Это так называемый наемный персонал. Относительно этих лиц допустимо говорить, что они работают в адвокатском образовании таком-то или в определенной адвокатской палате, но нельзя сказать, что они работают в адвокатуре.

Общественность. Этот признак характеризует адвокатуру именно как сообщество адвокатов, причем сообщество именно адвокатов (а не всех юристов вообще) и всех без исключения адвокатов определенного государства. В систему национальной адвокатуры не входят только адвокаты, получившие этот статус за рубежом. Из обязательного условия необходимости принадлежности адвоката к адвокатуре своего государства следует вывод о том, что в государстве не может быть двух и более адвокатур. Адвокатура в государстве всегда одна, даже если в некоторых национальных правовых системах допускается действие альтернативных адвокатских образований.

Признак принадлежности к институтам гражданского общества своим содержанием предполагает, что общество, в котором отсутствует адвокатура, не может претендовать на определение гражданского. Это же верно в отношении такого общества, в котором адвокатура хотя и существует формально, однако находится в полной зависимости от государства, доминирующей политической партии либо не имеет возможности полноценно функционировать в силу отсутствия экономической поддержки со стороны государства или дефектов правового регулирования. Насколько верно утверждение о том, что цепь сильна настолько, насколько сильно самое ее слабое звено, настолько верно и утверждение, что гражданское общество при прочих оптимальных условиях не может быть качественнее своей адвокатуры.

Под гражданским обществом понимается такое состояние населения государства, при котором само общество способно следить за государством, контролировать его деятельность и принимать эффективные меры борьбы с фактами отступления от правовых принципов. Общество называется гражданским потому, что длительное время в государствах оно было не свободно от влияния последнего, люди были подданными государства, считались его принадлежностью. Государство было высшей ценностью. Это было административное общество, общество, основным инструментом управления которым являлось администрирование, команда, императив, наказание. В отличие от административного, гражданское общество нацелено на регулирование своего функционирования с использованием своей свободы, свободы каждого своего члена. Государство же используется в гражданском обществе исключительно как средство для того, чтобы объем реализованной свободы одного субъекта отношений (их группы) не ущемил потенциальной свободы другого субъекта. Гражданское общество – это некая совокупность неадминистративных, негосударственных отношений в обществе. Современное государство призвано обеспечивать нормальное функционирование гражданского общества и его поступательное развитие.

Гражданское общество функционирует при условии реализации следующих принципиальных положений: равенство прав и свобод; гарантированность и эффективность государственной защиты прав, свобод и законных интересов субъектов общественных отношений; экономическая автономия субъектов общественных отношений; свобода объединений; государственная поддержка науки и культуры; политическая свобода средств массовой информации.

Базой для построения современного правового государства является реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одним из условий построения гражданского общества является реальное право на справедливое судебное разбирательство, которое включает в себя право на доступ к суду, на бесплатную правовую помощь, право требовать полного и неуклонного исполнения решений суда. Право обжаловать решения и определения суда является гарантией защиты от незаконных и необоснованных действий самой судебной системы, а также от судебных ошибок. С начала 90-х гг. в России осуществляется судебная реформа. Ее достижениями за прошедшие годы стали меры по укреплению независимости судей, формирование института мировых судей, установление судебного контроля за правомерностью заключения под стражу и применением других процессуальных мер (обыска жилища, прослушивания телефонных переговоров), постепенное введение суда с участием присяжных.

Именно в рамках судебной реформы происходит реформирование российской адвокатуры, наделение ее реальными возможностями для полнокровного функционирования на благо общества и государства, на пути построения гражданского общества.

Отделение от органов государственной и муниципальной власти. Данный признак проявляется в том, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Однако адвокатура в своей деятельности не бесконтрольна. Для надзора за качественным исполнением своих функций в квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Федерации вводятся представители основных государственных органов, напрямую связанных с правовой работой: судьи федеральных и арбитражных судов, представители регионального законодательного органа (думы), представители территориального органа, уполномоченного в области адвокатуры. При этом адвокатура полностью выведена из-под контроля органов местного самоуправления. Одним из существенных элементов отделения адвокатуры от органов государственной и муниципальной власти является ее самоуправление. Адвокатура управляется теми органами, которые избираются непосредственно из ее среды. Если быть более конкретным: органы управления адвокатскими палатами на всех уровнях и адвокатскими образованиями формируются исключительно из адвокатов, а не из государственных служащих, представителей муниципалитетов, политических функционеров, любых иных лиц, пусть даже и имеющих юридическое образование, но не имеющих официально присвоенного статуса адвоката.

Однако перечисленные признаки адвокатуры, содержащиеся в тексте ФЗ об адвокатуре, не в полной мере отражают ее сущность.

Еще одним обязательным признаком адвокатуры является специфическая цель ее деятельности, которая ограничивается обеспечением прав и свобод граждан и юридических лиц в правоприменительной сфере.

Таким образом, исходя из совокупности перечисленных признаков, можно дать следующее определение адвокатуры.

Адвокатура – отделенный от системы органов государственной власти и местного самоуправления институт гражданского общества, представляющий собой суперпрофессиональное сообщество адвокатов, имеющее основной целью обеспечение прав и свобод граждан и юридических лиц в правоприменительной сфере.

Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Основными принципами, обеспечивающими независимость адвокатуры от государства, являются: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов. Суть этих принципов сводится к следующему.

Законность. Это один из основных общих принципов правовой деятельности. Данный принцип предполагает, что основой направления профессиональной деятельности адвокатуры в целом и отдельного адвоката является законодательство, а не произвольное желание государственных органов и их служащих. Закон выше воли доверителя.

Независимость. Данный принцип предполагает, что адвокаты, адвокатские образования и адвокатура в целом не подчинены никакому органу государства или местного самоуправления. Адвокат не имеет права ставить себя в долговую зависимость от доверителя, а также вступать в трудовые правоотношения с работодателем, кроме случаев занятия научной, педагогической и творческой деятельностью. Это организационная независимость адвокатуры. Кроме того, органы управления адвокатурой и адвокатскими образованиями финансируются самими адвокатами путем ежемесячных взносов в кассу части отработанного гонорара. Ежемесячные взносы являются основным источником финансирования отечественной адвокатуры. При этом, хотя государство и участвует в экономической поддержке адвокатского сообщества, это происходит в форме оплаты за услуги отдельных адвокатов по защите интересов граждан по назначению правоохранительных органов, а не в форме прямых перечислений органам управления адвокатурой. Таким образом, государственные органы исполнительной власти лишены возможности оказывать экономическое давление на органы управления адвокатским сообществом, так как размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном постановлением Правительства РФ, расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Это экономические основы независимости отечественной адвокатуры.

Самоуправление. Данный принцип выражается в том, что управление делами адвокатуры осуществляют специализированные органы, избранные самими адвокатами: федеральной палатой адвокатов, палатами адвокатов субъектов РФ, руководителями отдельных адвокатских образований. При этом принцип самоуправления должен пониматься максимально узко: адвокатское сообщество и адвокатские коллективы не только сами выбирают органы своего управления, но и выбирают только из самих себя, то есть только и исключительно из адвокатов.

Корпоративность предполагает объединение адвокатов в сообщество по признаку соблюдения профессиональных интересов. Одновременно перед адвокатом не стоит вопрос о том, примкнуть ли к адвокатскому сообществу или функционировать автономно. Если лицо приобрело статус адвоката, оно одновременно автоматически становится членом адвокатского сообщества, подконтрольно органам его управления, обязано нести бремя их содержания и т. п.

Равноправие адвокатов. Данный принцип исключает официальное деление адвокатов на какие-либо категории и группы в зависимости от любых условий. Лицо, получившее статус адвоката, сразу становится полноправным членом адвокатского сообщества без дополнительных условий и имеет право голоса при решении вопросов адвокатских образований. Все адвокаты обладают идентичным объемом прав и обязанностей. Но из этого общего правила есть исключения. Так, быть наставником стажера может только адвокат, имеющий стаж работы в адвокатуре не менее пяти лет (ст. 28 ФЗ об адвокатуре). Установлены и цензы выслуги для адвокатов, которые могут быть представлены к награждению Федеральной палатой адвокатов РФ. Так, орденом «За верность адвокатскому долгу» могут быть награждены только те адвокаты, которые имеют непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее двадцати лет, медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» 1-й степени могут быть награждены только те адвокаты, которые имеют непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее пятнадцати лет, а той же медалью 2-й степени – имеющие непрерывный адвокатский стаж не менее десяти лет.

9. Полномочия и обязанности адвоката в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката и процессуальными законами

Полномочия адвоката можно условно разделить на две укрупненных группы.

Первая группа полномочий регулируется тем процессуальным законом, которым определяется статус адвоката в конкретном процессе. Например, при участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве его полномочия определены УПК РФ.

Вторая группа полномочий адвоката прямо предусмотрена ФЗ об адвокатуре. В соответствии с указанным законом адвокат имеет право:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в т. ч. запрашивать справки, характеристики и иные документы;

2) опрашивать с их согласия лиц;

3) собирать и представлять предметы и документы;

4) привлекать на договорной основе специалистов;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, конфиденциально, без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать, в том числе при помощи технических средств, информацию, содержащуюся в материалах дела;

7) совершать иные действия в рамках закона.

Обязанности адвоката:

1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя;

2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в судопроизводстве по назначению;

3) оказывать в установленных случаях гражданам РФ бесплатную юридическую помощь;

4) совершенствовать свои знания;

5) повышать свою квалификацию;

6) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката;

7) исполнять решения органов адвокатской палаты;

8. ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты и адвокатского образования;

9) осуществлять страхование риска своей профессиональной ответственности;

10) соблюдать государственную и иную, охраняемую законом тайну.

10. Обязанность адвоката по повышению квалификации: значение и формы реализации

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ об адвокатуре адвокат обязан постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию.

30 ноября 2007 г. Советом ФПА РФ утверждена Единая методика профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов (протокол № 3).

Согласно этой Методике:

• адвокатские палаты субъектов РФ самостоятельно определяют порядок и систему обязательного ежегодного повышения квалификации адвокатов, утверждают программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов и организуют профессиональное обучение по этим программам как на собственной учебной базе, так и на основе договоров с кафедрами адвокатуры и/или курсов при вузах, имеющих государственную аккредитацию;

• для обеспечения исполнения советами адвокатских палат установленной федеральным законом обязанности постоянного обучения адвокатов по программам повышения квалификации, адвокатские палаты субъектов РФ при определении размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты обязаны учесть связанные с этим расходы и предусмотреть их в сметах на содержание адвокатских палат;

• адвокаты со стажем адвокатской деятельности до 1 года проходят обязательное обучение, организуемое адвокатской палатой субъекта РФ, в объеме не менее 30 часов по программе «Введение в профессию»;

• адвокаты со стажем адвокатской деятельности более 1 года проходят обязательное обучение по «Общей программе повышения квалификации адвокатов», организуемое адвокатской палатой субъекта РФ, в объеме не менее 20 часов в год или не менее 100 часов каждые пять лет;

• советы АП субъектов РФ при учете времени ежегодного обучения адвокатов, кроме обучения по «Общей программе повышения квалификации адвокатов», вправе:

а) зачесть присвоение ученых степеней кандидата наук за 2 года и доктора наук за 3 года обязательного обучения по повышению квалификации;

б) зачесть (полностью или частично) документально подтвержденное обучение по специальным программам в рамках юридической, экономической и иной специальности, требующейся адвокату для углубленной специализации в пределах адвокатской деятельности;

• советы АП субъектов РФ при учете времени ежегодного обучения адвокатов со стажем адвокатской деятельности от 5 до 20 лет, кроме обучения по «Общей программе повышения квалификации адвокатов», вправе:

• зачесть виды и формы повышения квалификации адвокатов (см. выше пп. «а» и «б»);

• зачесть документально подтвержденную годовую подписку на периодическое адвокатское издание в эквиваленте до 5 часов, на более чем одно адвокатское периодическое издание, включающее одно издание ФПА – в эквиваленте до 10 часов;

• предусмотреть возможность и условия зачета иных документально подтвержденных видов и форм повышения квалификации адвокатов (участие в семинарах и конференциях, выступление на конференциях и в СМИ по профессиональным вопросам, преподавание на курсах повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров, разработка методических пособий по вопросам адвокатской деятельности);

• советы АП субъектов РФ при учете времени ежегодного обучения адвокатов со значительным стажем адвокатской деятельности, определяемым адвокатскими палатами субъектов РФ, но не менее 20 лет, а также членов советов и квалификационных комиссий адвокатских палат и руководителей адвокатских образований, в которых работает не менее десяти адвокатов, кроме обучения по «Общей программе повышения квалификации адвокатов», засчитывают им:

• виды и формы повышения квалификации адвокатов, предусмотренные выше;

• участие в работе «круглых столов», ведение мастер-классов, участие в семинаре по обмену опытом работы, преподавание юридических дисциплин в высших и средних специальных юридических учебных заведениях, обучение стажера адвоката и наставничество в отношении адвоката со стажем до пяти лет.

В некоторых субъектах РФ советы адвокатских палат практикуют направление адвокатов, не повышающих свою квалификацию, на аттестацию путем сдачи квалификационного экзамена. Суды подтверждают правомерность таких требований [29].

11. Статус адвоката: допуск к квалификационному экзамену, порядок приобретения, присвоение, приостановление, возобновление, прекращение

Осуществление адвокатской деятельности возможно только после приобретения статуса адвоката. Требования к кандидату на получение статуса адвоката:

1. Наличие (альтернативно):

a) высшего юридического образования, полученного по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

б) ученой степени по юридической специальности.

2. Наличие (альтернативно):

а) стажа работы по юридической специальности не менее двух лет. Стаж исчисляется не ранее чем с момента окончания вуза, если ранее высшее образование не было получено по другой специальности. В стаж работы включается работа: в качестве судьи, на требующих высшего юридического образования государственных должностях в государственных органах РФ, а также СССР, РСФСР, находившихся на территории РФ, муниципальных должностях, в органах Судебного департамента, в юридических службах организаций, в научно-исследовательских учреждениях, в качестве преподавателя юридических дисциплин в ссузах, вузах и учреждениях послевузовского образования, в качестве адвоката, помощника адвоката, нотариуса. ФПА РФ дало разъяснение, согласно которому в этот стаж не может входить деятельность по оказанию юридических услуг предпринимателя без образования юридического лица, работа третейскими судьями, а также иная работа, которая может приравниваться к работе по юридической специальности [30]. Кроме того, ФПА РФ разъясняла, что основанием для допуска претендента к сдаче квалификационного экзамена может являться стаж работы по юридической специальности, приобретенный на условиях совместительства [31].

б) прохождение стажировки в адвокатском образовании.

Ограничения на приобретение статуса адвоката предусмотрены для лиц:

1) недееспособных либо ограниченно дееспособных;

2) имеющих судимость за умышленное преступление.

Претендент на присвоение статуса адвоката представляет в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ следующие документы:

• документ, удостоверяющий личность;

• анкету, содержащую биографические сведения;

• сведения о трудовой деятельности или копию трудовой книжки, иной документ для подтверждения стажа;

• копию документа о высшем юридическом образовании или о наличии ученой степени.

Квалификационная комиссия в течение двух месяцев, при необходимости, организует проверку представленных документов и принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену, который состоит из письменных ответов на вопросы и устного собеседования. В случае успешной сдачи экзамена в течение трех месяцев со дня подачи заявления квалификационной комиссией принимается решение о присвоении статуса адвоката, которое вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. Статус адвоката не ограничивается временными и возрастными рамками. В семидневный срок квалификационная комиссия уведомляет о присвоении статуса адвоката территориальный орган юстиции, который в течение одного месяца вносит сведения о новом адвоката в региональный реестр и выдает адвокату удостоверение.

Осуществление адвокатской деятельности не допускается в период приостановления статуса адвоката.

Основания приостановления статуса адвоката:

1. Избрание адвоката в орган государственной власти или местного самоуправления.

2. Призыв адвоката на военную службу.

3. Признание адвоката безвестно отсутствующим.

4. Неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности.

5. Подача адвокатом заявления о приостановлении статуса адвоката по личным обстоятельствам в совет адвокатской палаты.

Решение о приостановлении статуса адвоката принимается советом адвокатской палаты субъекта РФ с уведомлением в письменной форме территориального органа юстиции и внесением изменений в региональный реестр.

Приостановление статуса адвоката влечет невозможность осуществления им адвокатской деятельности и замещения выборных должностей в органах адвокатской палаты. Для возобновления статуса адвоката необходимо решение того же совета при отпадении оснований для приостановления статуса.

Осуществление адвокатской деятельности не допускается после прекращения статуса адвоката.

Прекращение статуса адвоката предусмотрено в двух формах: простой и квалифицированной.

Простая форма предполагает принятие решение о прекращении статуса адвоката советом адвокатской палаты субъекта РФ.

Основания прекращения статуса адвоката в простом порядке:

1. Личное заявление адвоката.

2. Недееспособность либо ограниченная дееспособность адвоката.

3. Смерть адвоката.

4. Вступление в законную силу решения суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления.

5. Выявление имеющейся судимости адвоката за совершение умышленного преступления.

6. Осуществление адвокатом, статус которого приостановлен, адвокатской деятельности либо замещение им выборных должностей в органах адвокатской палаты.

Квалифицированная форма предполагает принятие решения о прекращении статуса адвоката советом адвокатской палаты субъекта РФ на основании заключения квалификационной комиссии.

Основания прекращения статуса адвоката в квалифицированном порядке:

1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем.

2. Нарушение норм Кодекса профессиональной этики адвоката.

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты.

4. Недостоверность сведений, представленных в квалификационную комиссию при приобретении статуса адвоката.

5. Отсутствие в адвокатской палате в течение четырех месяцев (со дня присвоения статуса адвоката или внесения сведений об адвокате в региональный реестр после изменения им членства в адвокатской палате) сведений об избрании формы адвокатского образования.

О прекращении статуса адвоката уведомляются в письменной форме в десятидневный срок (за исключением случая смерти адвоката):

• лицо, статус адвоката которого прекращен;

• адвокатское образование, являвшееся его последним местом работы;

• территориальный орган юстиции.

12. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений

Кроме лиц, имеющих статус адвоката, в адвокатских образованиях работают и такие категории работников, как помощники и стажеры адвоката.

Помощник адвоката – лицо, оказывающее адвокату содействие в осуществлении им профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи (п. 1 Положения о порядке работы помощника адвоката, утв. Решением Совета ФПА РФ от 27.05.2020, Протокол № 14).

Стажер адвоката – лицо, проходящее стажировку, под которой понимается практикоориентированная подготовка, включающая изучение теоретических вопросов и приобретение практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной адвокатской деятельности (п. 1.2 Положения о порядке прохождения стажировки, утв. Решением Совета ФПА РФ от 27.05.2020, Протокол № 14).

Любой адвокат вправе иметь помощников, а адвокат, имеющий адвокатский стаж более пяти лет, – стажеров.

Помощник и стажер адвоката не имеют права заниматься адвокатской деятельностью самостоятельно.

Помощник и стажер адвоката обязаны хранить адвокатскую тайну.

Помощник и стажер адвоката принимаются на работу на условиях трудового договора, заключаемого с адвокатским образованием, либо с адвокатом, практикующим в адвокатском кабинете, которые осуществляют их социальное страхование.

В п. 1.2. Решения Совета ФПА РФ от 10.12.03 [32] разъяснено, что на стажера адвоката не распространяются ограничения на работу по совместительству. В этом же пункте рекомендовано такое ограничение включать в трудовой договор, заключаемый со стажером адвоката.

Ограничение для лиц, желающих работать помощником адвоката либо пройти стажировку у адвоката:

• недееспособность либо ограниченная дееспособность;

• наличие судимости за умышленное преступление.


Различия в законодательных требованиях к помощнику и стажеру адвоката:


13. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, ее органы: понятие, порядок образования, компетенция

Высшим звеном управления адвокатурой является Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ.

ФПА – общероссийская негосударственная некоммерческая организация, объединяющая адвокатские палаты субъектов РФ на основе обязательного членства.

ФПА образуется Всероссийским съездом адвокатов и регистрируется в общем порядке.

Высший орган: Всероссийский съезд адвокатов. На съезде каждая палата субъекта РФ имеет один голос.

Компетенция:

• принятие устава ФПА, внесение в него изменений и дополнений;

• принятие кодекса профессиональной этики адвоката (КПЭА), внесение в него изменений и дополнений;

• утверждение стандартов адвокатской профессии;

• формирование состава совета ФПА;

• определение размеров отчислений адвокатских палат;

• утверждение сметы расходов, отчета совета ФПА, регламента съезда;

• избрание членов ревизионной комиссии;

• определение места нахождения ФПА.

Коллегиальным исполнительным органом ФПА является Совет, избираемый Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве не более тридцати трех членов. Подлежит ротации на одну треть каждые два года.

Компетенция:

• избрание президента и вице-президентов ФПА;

• принятие решения о досрочном прекращении полномочий членов совета (в период перерывов между собраниями);

• представительство ФПА;

• определение порядка оказания бесплатной юридической помощи по назначению;

• координация деятельности адвокатских палат субъектов РФ;

• стандартизация адвокатской профессии;

• утверждение порядка работа помощника адвоката и порядка прохождения стажировки;

• защита социальных и профессиональных прав адвокатов;

• участие в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам адвокатской деятельности;

• организация информационного обеспечения адвокатов;

• обобщение дисциплинарной практики адвокатских палат;

• методическая деятельность;

• созыв Всероссийского съезда адвокатов;

• распоряжение имуществом ФПА;

• утверждение нормы представительства от адвокатских палат;

• утверждение регламента совета ФПА и штатного расписания аппарата;

• определение размера вознаграждения президента и вице-президентов ФПА.

Президент ФПА избирается советом ФПА из своего состава сроком на четыре года. Он представляет ФПА в отношениях с органами и организациями, действует от имени ФПА без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени ФПА, осуществляет прием и увольнение работников аппарата ФПА, созывает заседания совета ФПА.

14. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации и ее органы: понятие, порядок образования, компетенция

Основным звеном управления адвокатурой являются адвокатские палаты субъектов РФ. Адвокатская палата субъекта РФ – негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.

Признаки адвокатской палаты субъекта РФ:

1. Негосударственный характер. Данный признак проявляется в том, что государство не участвует в создании, управлении и ликвидации адвокатских палат субъектов РФ.

2. Некоммерческая форма. Данный признак проявляется в том, что извлечение прибыли не является целью деятельности анализируемых палат. Адвокатские палаты субъектов РФ создаются со специальной целью: обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории субъекта РФ, организации оказания бесплатной юридической помощи, представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, а также организации контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики. Адвокатская палата не имеет права осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени.

3. Обязательность членства адвокатов. Каждый адвокат, практикующий на территории РФ, обязан состоять членом одной из палат субъектов РФ.

4. Признак территориальности. На территории одного субъекта РФ может быть образована только одна палата. Адвокатская палата субъекта РФ не имеет права образовывать какие бы то ни было структурные подразделения на территории иных субъектов РФ. Не допускается создание адвокатских палат с включением нескольких субъектов РФ.

Порядок образования палаты предполагает наличие соответствующего решения учредительного собрания (конференции) адвокатов и государственную регистрацию в общем порядке.

15. Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Понятие, порядок образования, компетенция

Коллегиальным исполнительным органом является совет адвокатской палаты, избираемый собранием адвокатов тайным голосованием в количестве не свыше пятнадцати человек, подлежащий ротации на одну треть каждые два года.

Компетенция:

• избрание президента палаты;

• принятие решения о досрочном прекращении полномочий членов совета (в период перерывов между собраниями);

• определение нормы представительства на конференцию, порядка избрания делегатов;

• обеспечение доступности юридической помощи, в том числе бесплатной;

• определение порядка оказания юридической помощи адвокатами по назначению и контроль за его исполнением;

• определение порядка выплаты вознаграждения за счет средств палаты адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь;

• представительство палаты;

• содействие повышению профессионального уровня адвокатов;

• рассмотрение жалоб на действия адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии;

• защита социальных и профессиональных прав адвокатов;

• содействие обеспечению адвокатских образований служебными помещениями;

• организация информационного обеспечения адвокатов, обмена опытом;

• методическая деятельность;

• созыв собрания адвокатов и формирование повестки дня;

• распоряжение имуществом палаты;

• утверждение регламентов совета и ревизионной комиссии, штатного расписание аппарата палаты;

• определение размера вознаграждения президента, вице-президентов и других членов совета палаты;

• ведение реестра адвокатских образований и их филиалов;

• дача разъяснений по запросам адвокатов.

16. Общее собрание (конференция) адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации: полномочия, порядок проведения

Высший орган – собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской палаты превышает триста человек, высшим органом является конференция. Правомочие собрания предполагает наличие не менее 2/3 состава.

Компетенция собрания:

• формирование совета адвокатской палаты субъекта РФ;

• избрание членов ревизионной и квалификационной комиссий;

• избрание представителей на Всероссийский съезд адвокатов;

• определение размера обязательных отчислений на общие нужды палаты;

• утверждение сметы расходов, отчета ревизионной комиссии, отчетов совета, регламента собрания;

• определение своего места нахождения;

• создание целевых фондов;

• установление мер поощрения и ответственности.

17. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия

Ревизионная комиссия – орган адвокатской палаты, создаваемый с целью контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

Квалификационная комиссия – орган адвокатской палаты, создаваемый с целью приема квалификационных экзаменов на статус адвоката и рассмотрения жалоб. Формируется в составе 13 членов, в том числе: 7 адвокатов со стажем не менее пяти лет, включая президента, 2 от территориального орган юстиции, 2 от законодательного органа государственной власти субъекта РФ, 1 судья от суда субъекта РФ, 1 судья от арбитражного суда субъекта РФ.

18. Юридическая консультация и адвокатский кабинет как формы адвокатских образований. Налогообложение в адвокатских кабинетах

Наиболее простой формой адвокатского образования является адвокатский кабинет.

Адвокатский кабинет – форма адвокатского образования, в которой адвокат осуществляет свою профессиональную деятельность индивидуально.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Адвокат, осуществляющий свою профессиональную деятельность в форме адвокатского кабинета, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета с указанием на соответствующий субъект РФ.

Соглашение об оказании юридической помощи адвокат заключает от своего имени и регистрирует в документации адвокатского кабинета.

Адвокатский кабинет может быть размещен не только в нежилом, но и в жилом помещении с согласия членов семьи адвоката. В случае использования для размещения адвокатского кабинета нанимаемого помещения требуется согласие наймодателя и всех проживающих в нем совершеннолетних лиц.

Для перехода в форму адвокатского кабинета требуется стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет.

Одной из коллективных форм адвокатских образований является юридическая консультация.

Юридическая консультация – некоммерческая организация, учреждаемая адвокатской палатой субъекта РФ по представлению органа исполнительной власти в случае, если на территории судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью.

Представление органа исполнительной власти должно содержать сведения о судебном районе, числе судей и необходимом числе адвокатов в нем, о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации (помещении, организационно-технических средствах, источниках и размерах финансирования).

Порядок направления адвокатов для работы в юридической консультации определяется советом адвокатской палаты.

Налогообложение. Адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обладают двойным налоговым статусом, т. к. обособленно выделяются среди участников налоговых правоотношений – физических лиц.

Адвокаты не вправе применять специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, т. к. не относятся к индивидуальным предпринимателям.

Адвокаты не признаются плательщиками НДС (налога на добавленную стоимость) и НП (налога на прибыль).

Адвокаты признаются плательщиками НДФЛ (налога на доходы физических лиц).

Кроме непосредственно налогов адвокаты являются плательщиками обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В этом их статус приравнен к статусу предпринимателей без образования юридического лица.

Особенность налогообложения адвокатских кабинетов заключается в том, что адвокат обязан платить налоги и сборы не только за себя, но и за весь наемный персонал.

Относительно налогообложения адвокатских кабинетов в Письме МНС РФ от 25.02.2003 № СА-6-04/242@ даны следующие разъяснения.

Исчисление и уплата налога на доходы, полученные адвокатами, принявшими решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и учредившими адвокатский кабинет, производится в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.

Статьей 227 НК РФ определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Адвокаты, принявшие решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и учредившие адвокатский кабинет, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

При этом общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиками с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщикам дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в бюджет.

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с декларацией по налогу на доходы физических лиц, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае появления в течение года доходов, полученных от осуществления индивидуальной адвокатской деятельности, адвокаты обязаны представить декларацию по налогу на доходы с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. Налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в декларации по налогу на доходы, производится исчисление сумм авансовых платежей.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Загрузка...