Раздел I История российской адвокатуры

1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г

Судебные уставы были утверждены императором Александром II 20 ноября 1864 г.[1]

Российская адвокатура получила наименование института присяжных поверенных и была введена Законом от 20.11.1864 об учреждении Судебных установлений. Глава 2 раздела 9 этого документа называлась «О присяжных поверенных» и состояла из трех отделений:

1. О присяжных поверенных вообще (ст. ст. 353–356);

2. О совете присяжных поверенных (ст. ст. 357–378);

3. О правах, обязанностях и ответственности присяжных поверенных (ст. ст. 385–406).

В соответствии со ст. 353 Судебных установлений присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест [2].

Адвокатура образца 1864 г. строилась на следующих принципах:

• совмещение правозаступничества с судебным представительством;

• относительная свобода профессии;

• формальное отсутствие связи с магистратурой;

• сословная организация и отчасти дисциплинарная подчиненность судам;

• договорное определение суммы гонорара [3].

Требования, предъявляемые к присяжным поверенным:

• высшее юридическое образование;

• пятилетний стаж работы по юридической специальности;

• достижение 25-летнего возраста;

• российское подданство;

• отсутствие состояния банкротства;

• отсутствие состояния на службе у правительства или по выборам (кроме лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья);

• отсутствие лишения либо ограничения прав состояния или духовного сана по приговору светского или духовного суда;

• не состояние под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния;

• отсутствие факта исключения из службы по суду либо из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговору тех же сословий, к которым они принадлежат;

• отсутствие судебного запрета на «хождение по чужим делам», а также исключения из числа присяжных поверенных;

• мужской пол;

• наличие разрешения Министерства юстиции для иноверцев (т. е. лиц нехристианских вероисповеданий: иудеев, мусульман и пр.).

Внутреннее управление адвокатурой было построено по французскому образцу. Организационно российская адвокатура распределялась по округам судебных палат. Если в таком округе насчитывалось 20 и более присяжных поверенных, то учреждался их совет в количестве от 5 до 15 человек. Задачей совета присяжных поверенных было отправление административных и дисциплинарных функций.

О своей деятельности совет присяжных поверенных ежегодно обязан был отчитываться на общем собрании.

К полномочиям советов относились:

• решение о принятии в ряды присяжных поверенных;

• рассмотрение жалоб на присяжных поверенных;

• установление очередности между присяжными поверенными одного округа по оказанию бесплатной юридической помощи лицам, пользующимся правом бедности в судах;

• определение величины гонорара присяжного поверенного в случае возникновения спора об этом.

Дисциплинарные полномочия советов предоставляли им возможность накладывать на присяжных поверенных следующие виды взысканий:

• предостережение;

• выговор;

• запрет отправлять обязанности поверенного в течение определенного срока, но не более одного года (не более двух раз, на третий – исключение);

• исключение из числа присяжных поверенных;

• предание уголовному суду.

Все решения совета принимались при кворуме в 50 % членов большинством голосов (с правилом о решающем голосе председательствующего при равенстве голосов).

Предостережение и выговор, наложенные советом, присяжным поверенным не обжаловались, остальные взыскания подлежали обжалованию в судебную палату с применением двухнедельного пресекательного срока давности.

Приложение № 2 к Судебным установлениям содержало текст присяги, которую обязан был приносить каждый новый поверенный: «Обещаюся и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и Животворящим Крестом Господним Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому не исполнять и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц, дела которых, будучи на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на Страшном суде Его. В удостоверение сего целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

Был предусмотрен прокурорский надзор за деятельностью адвокатуры. Совет был обязан сообщать прокурору решения по всем дисциплинарным производствам в отношении присяжных поверенных.

Уже в 1866 г. присяжных поверенных в Российской империи насчитывалось более 1600 человек [4].

2. Формирование российской адвокатской школы в 60-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры

2. Формирование роВ 60-70-е гг. ХIХ в. сформировалась отечественная адвокатская школа, об основных представителях которых ниже даются краткие биографические описания.

Кони Анатолий Федорович (28.01.1844-17.09.1927). Окончив в 1865 г. курс юридического факультета, А. Ф. Кони занялся научной деятельностью. Первая его научная работа – диссертация «О праве необходимой обороны», – дав автору степень кандидата наук и право на заграничную командировку, едва было не «посадила» его на скамью подсудимых. Не в меру ретивые чиновники обнаружили, что ученый, считая необходимую оборону возможной как против официальных лиц, злоупотребляющих своей властью, так и против самого правительства в форме революции, если правительство нарушает права, действительно принадлежащие народу, представляет собой зловредную пропаганду, и потребовали привлечь А. Ф. Кони к уголовной ответственности. Только благодаря чистой случайности дело не получило надлежащего движения, и А. Ф. Кони получил возможность продолжить свою деятельность.

В связи с приостановкой в то время заграничных командировок для научного усовершенствования Анатолий Федорович вынужден был поступить на службу, избрав работу в государственном контроле. С введением судебных реформ А. Ф. Кони перешел на службу в судебное ведомство и здесь последовательно занимал ряд видных постов вплоть до обер-прокурора кассационного департамента Сената. На всех должностях, как бы значительны они ни были, А. Ф. Кони никогда не поддавался господствующему политическому курсу. В частности, в Сенате он вел упорную борьбу в защиту свободы совести угнетаемых царским правительством сектантов. Под его председательством суд присяжных осмелился оправдать революционерку Веру Засулич и т. д.

А. Ф. Кони проявил себя не только как блестящий оратор и крупный судебный деятель, но и как литератор. Его перу принадлежат известные труды: «На жизненном пути», «Из воспоминаний судебного деятеля», «За последние годы», «Судебные речи», ряд обширных очерков, небольших статей, характеристик и портретов деятелей науки и изящной литературы его времени. В 1900 г., когда при Академии наук был образован «разряд изящной словесности», А. Ф. Кони избрали почетным членом Академии по этому разряду, и с тех пор он принимал самое деятельное участие в работах Академии. Задолго до революции А. Ф. Кони ушел от практической судебной работы, не оставив, однако, своей литературно-общественной деятельности.

В последние свои годы А. Ф. Кони непрерывно выступал с публичными докладами и лекциями, делал доклады в Академии наук, в ряде ленинградских культурно-просветительных учреждений, как, например, в Пушкинском Доме АН, читал лекции в Институте по усовершенствованию врачей и в криминологическом кабинете Ленинградского губернского суда, делясь со слушателями своими колоссальными знаниями и опытом. Советское правительство признавало заслуги А. Ф. Кони и назначило ему персональную пенсию. Летом 1927 г. тяжелая болезнь – воспаление легких – свалила его с ног и после долгой борьбы свела в могилу. А. Ф. Кони умер, работая над пятым томом своих воспоминаний «На жизненном пути» [5].

Плевако Федор Никифорович (25.04.1842-23.12.1908). Окончив курсы Московского университета, Ф. Н. Плевако поступил на службу в судебное ведомство, но уже в 1867 г. он подал в отставку и зачислился в сословие присяжных поверенных округа Московской судебной палаты. В Москве, в сущности, и протекала вся его славная деятельность.

Первое дело, которое принесло Ф. Н. Плевако громкую известность, было пресловутое дело игуменьи Митрофаньи, в котором он выступил гражданским истцом, бичуя жизнь «за монастырскою стеною».

Затем прогремели на всю Россию его речи по делу Каско, убившей студента Байрашевского, по делу Бартенева и Висневской, Максименко и Резникова и по множеству других крупных дел.

В Петербурге Ф. Н. Плевако в последний раз выступил по громкому делу Мережвиля и Зеленко, обвинявшихся в вовлечении в невыгодную сделку. Ф. Н. Плевако выступил тогда в качестве гражданского истца и произнес громовую речь – одну из лучших в его ораторском творчестве. При выборе в Третью Государственную думу Плевако был избран депутатом от Москвы по первой курии. В Думе он дебютировал блестящею речью при обсуждении ответного адреса на тронную речь. Дальнейшее его бытие в качестве члена Государственной думы не проявилось почти ничем: он заболел, и болезнь вскоре приняла такие размеры, что уже нечего было думать не только о возвращении на политическое поприще, но и в самую жизнь [6].

Пороховщиков Петр Сергеевич (1867 г. – 21.07.1954). (Псевдоним П. Сергеич.) Родился в Петербурге, в обеспеченной дворянской семье, сумевшей дать ему хорошее образование. Учился в Лицее цесаревича Николая, затем на юридическом отделении Московского университета. С декабря 1889 г. в течение года служил по ведомству Министерства юстиции кандидатом на судебные должности, после чего был определен на место «и. д. помощника секретаря при прокуроре Московской судебной палаты». Несколько лет состоял на различных канцелярских должностях – старшего помощника делопроизводителя государственной канцелярии, младшего делопроизводителя, члена хозяйственного комитета канцелярии. Первый самостоятельный пост П. С. Пороховщиков получил в августе 1894 г., когда его назначили товарищем прокурора Смоленского окружного суда. Через год способного и хорошо проявившего себя на службе Пороховщикова перевели товарищем прокурора Московского окружного суда. Затем работал прокурором Орловского и Харьковского окружного суда. Вплоть до 1917 г. состоял членом Петербургского, а затем Петроградского окружного суда, имел чин действительного статского советника. Был награжден орденами Анны 2-й и 3-й степени и Владимира. Наиболее известны работы Пороховщикова «Уголовная защита» (1908) и «Искусство речи на суде» (1910), а также ряд статей в периодической печати. П. С. Пороховщикова по праву считали одним из самых просвещенных юристов своего времени, тонким психологом, восприимчивым и чутким наблюдателем, выдающимся теоретиком судебного красноречия и даже… поэтом [7].

Спасович Владимир Данилович (16.01.1829-26.10.1906). В. Д. Спасович по праву считается одним из самых блестящих представителей эпохи великих реформ. С его именем неразрывно связано становление русской адвокатуры, в рядах которой он работал с первого года введения судебных уставов Александра II. В частности, сложные и столь щекотливые правила об отношениях адвокатов к клиентам были разработаны при самом активном участии В. Д. Спасовича, несколько лет занимавшего почетный пост председателя и товарища председателя совета присяжных поверенных Санкт-Петербургского округа. В качестве судебного оратора В. Д. Спасович был известен глубиной, блеском и сжатостью своих речей. В некоторых процессах он мастерски освещал большие и запутанные общественные проблемы; так, в деле Утина он дал исследование о происхождении и внутреннем значении поединка; в деле Кронеберга подробно рассмотрел вопрос о пределах карательной власти государства и о соотношении с ней этики права; в ряде дел о преступлениях против веры им была затронута важная проблема о свободе вероисповедания. В качестве ученого этот адвокат составил себе громкую известность лекциями по уголовному праву. В то время самостоятельная кафедра философии в Санкт-Петербургском университете была упразднена, и В. Д. Спасович пользовался общею частью своего лекционного курса для того, чтобы знакомить русское общество с теориями Фихте, Канта и Гегеля. Изданный им учебник уголовного права – первое самостоятельное исследование этого рода на русском языке – проникнут гуманными идеями и лег в основание целой школы русских криминалистов. Кроме этого учебника, известны и другие работы В. Д. Спасовича – о литературной собственности, о правах нейтральных, о теории судебных доказательств, об отношениях супругов по древнему польскому праву и т. д. [8]

Урусов Александр Иванович (02.04.1843-16.07.1900), получив хорошее домашнее воспитание, окончил 1-ю московскую гимназию и поступил в Московский университет. За участие в студенческих беспорядках был временно исключен из университета, но в 1866 г. благополучно получил степень кандидата прав и тогда же определился на службу в Московский окружной суд кандидатом на судебные должности. Выступая здесь защитником по назначению, он уже на первых порах обратил на себя внимание как судебного мира, так и публики. Не прошло и года, как имя его гремело в громком деле Мавры Волоховой, обвинявшейся в убийстве мужа. А. И. Урусов сразу занял положение в ряду лучших русских адвокатов. В кандидатах он пребывал недолго; столкновение с товарищем председателя суда заставило его покинуть службу и поступить в помощники присяжного поверенного. В этот первый период деятельности А. И. Урусов участвовал в целом ряде громких процессов, упрочивших его славу талантливого защитника.

Тогда же у А. И. Урусова была дуэль с П. Н. Островским из-за недоразумений в московском артистическом кружке, и за эту дуэль он должен был отсидеть три недели на гауптвахте. Однако скоро наступили такие обстоятельства, что он на довольно продолжительный срок должен был оставить адвокатуру. В 1872 г. А. И. Урусов вынужден был выехать в г. Венден, служил некоторое время в канцелярии лифляндского, эстляндского и курляндского генерал-губернатора; в 1876 г. был назначен товарищем прокурора Варшавского окружного суда, а через два года переведен на ту же должность в Петербург. В роли обвинителя А. И. Урусов скоро приобрел известность, выступив в делах Гулак-Артемовской, Юханцева, профессора Гирштовта и др. Тем не менее лавры обвинителя не манили адвоката, и, назначенный в 1881 г. на должность товарища прокурора Санкт-Петербургской судебной палаты, он скоро вышел в отставку и вновь вернулся к адвокатской работе [9].

Утин Евгений Исаакович (03.11.1843-09.08.1894) происходил из очень зажиточной семьи, благодаря чему получил прекрасное образование. Старший брат его, известный профессор Санкт-Петербургского университета Борис Исаакович, оказывал на младшего брата сильное влияние. Поступив в университет, Е. И. Утин со всем пылом своей страстной натуры отдался движению молодежи 1860-х гг. Когда разразились студенческие волнения 1861 г., молодой Утин оказался среди арестованных и в числе многих своих товарищей провел некоторое время в заключении в Петропавловской крепости. Это обстоятельство, однако, не помешало ему в качестве вольнослушателя окончить курс и на девятнадцатом году жизни получить диплом кандидата права. По окончании университета он на несколько лет уехал за границу, путешествуя по Италии, Франции, Германии и присматриваясь к государственным и общественным порядкам Западной Европы. Он знакомится с выдающимися произведениями литературы и науки европейских корифеев, изучает искусство и возвращается на родину во всеоружии достижений западного прогресса. По возвращении на родину Е. И. Утин намеревался выбрать государственную службу, но вскоре сменил чиновничий мундир на значок присяжного поверенного. Свободная профессия, жизнь по влечению разума и сердца была ему более по душе, и с того времени до конца своих дней русское общество видело в лице Е. И. Утина выдающегося общественного деятеля. На адвокатском поприще он быстро выдвинулся вперед и заслуженно занял свое место в ряду российских знаменитых судебных ораторов. Из блестящих его защитительных речей следует отметить речь в громком Нечаевском процессе и по делу о черниговских раскольниках, обвинявшихся в сокрытии имущества. Помимо таланта, в деятельности этого адвоката современники отмечали еще два замечательных качества: во-первых, добросовестность изучения дела и тщательность подготовки к судоговорению; во-вторых, удивительная сердечность и гуманность в отношении своих клиентов. Он точно сроднялся со своими доверителями и делался их другом не только на скамье подсудимых, но и за порогом храма Фемиды. Такое отношение к людям, обращавшимся за помощью, создало ему чрезвычайно почетное положение среди товарищей по профессии и не только своего судебного округа, но и далеко за его пределами. Поэтому Евгения Утина встречали с почетом, как выдающегося представителя корпорации адвокатов, во всех судебных учреждениях империи, где ему только ни случалось появляться [10].

3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры

Несмотря на законодательное закрепление правового статуса института присяжных поверенных, реализация нормативных предписаний на практике характеризовалась чрезвычайной медлительностью.

Всего в Российской империи было 14 округов судебных палат. Предполагалось, что советы присяжных поверенных будут сформированы в каждой из них. Но на практике процесс строительства имперской адвокатуры был следующим:

• в 1866 г. советы присяжных поверенных были сформированы в столице и в Москве;

• в 1874 г. – в Харькове.

В этом же, 1874 г. создание советов присяжных поверенных было «временно» приостановлено по инициативе Министерства юстиции, посчитавшего, что советы не справляются с возложенными на них контрольно-надзорными обязанностями. Функции советов были переданы окружным судам, чем по независимости адвокатуры был нанесен серьезный удар. Временный мораторий на формирование советов присяжных поверенных продлился до 1904 г.

Реформа 1864 г., создавшая национальную российскую адвокатуру, не смогла полностью решить вопрос об обеспечении права всего населения Российской империи на получение квалифицированной юридической помощи. В первое пореформенное десятилетие отмечался острый дефицит услуг присяжных поверенных, в связи с чем в 1874 г. был издан Закон, учредивший наряду с присяжной адвокатурой институт частных поверенных.

Требования к частным поверенным были гораздо ниже, чем к поверенным присяжным. Частный поверенный должен был удовлетворять следующим требованиям:

• грамотность;

• совершеннолетие;

• отсутствие статуса учащегося;

• отсутствие фактов отлучения от церкви, исключения со службы, из своего сословного общества или из ходатаев по чужим делам, лишения по суду всех прав состояния.

Частный поверенный действовал на основании свидетельства, выдаваемого судами. Свидетельство давало право участвовать в мировых и общих судебных установлениях по гражданским делам в том округе, суд которого выдал свидетельство.

Вопросы дисциплинарной ответственности частных поверенных были отнесены к юрисдикции судов.

Несмотря на то, что институт частных поверенных создавался исключительно для применения в гражданском судопроизводстве, частные поверенные свободно брались за ведение уголовных дел в порядке ст. 565 Устава уголовного судопроизводства.

К 1917 г. количество присяжных поверенных достигло 13 000 чел.

4. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г

Адвокатское сословие, классово враждебное пролетариату и крестьянству (по оценке правительства большевиков), после революции в октябре 1917 г. почти полностью было либо репрессировано, либо подалось в эмиграцию. К 1921 г. из тринадцатитысячной армии профессиональных адвокатов в РСФСР осталось не более 650 человек.

Такое «таяние» адвокатуры объясняется тем, что Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24.11.1917 «О суде» в п. 3 было предписано упразднить доныне существовавшие институты присяжной и частной адвокатуры. В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенными, отныне допускались все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.

Тем самым, максимизировав принцип равенства на доступ к правозащитной деятельности, молодое советское правительство признало адвокатское ремесло ненужным излишеством царского режима.

В том же году, 19.12.1917, была издана Инструкция «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». В соответствии с ней Народный комиссариат юстиции РСФСР образовал при революционных трибуналах коллегии правозаступников, которые действовали наряду с общегражданскими обвинителями и защитниками. В такие коллегии могли вступать любые лица, желавшие помочь революционному правосудию и представившие рекомендацию от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [11].

Согласно п. 6 названной Инструкции Наркомюста судебное следствие должно было происходитъ при участии обвинения и защиты.

Далее, в п. 7-11 Инструкции разъяснялось, что в качестве обвинителей и защитников, имеющих право участия в деле, допускаются по выбору сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола. При Революционном трибунале учреждалась коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. Названная коллегия образовывалась путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Из состава коллегии правозаступников Революционный трибунал мог пригласить для участия в деле как общественного защитника, так и общественного обвинителя, а также назначить защитника, если обвиняемый не воспользовался своим правом выбора представителя.

Как видно из изложенных нормативных положений, защитником в уголовном и представителем в гражданском процессе мог стать любой желающий, кроме лиц, пораженных в правах. Конечно, о качестве юридической помощи, оказываемой «всеми желающими», можно только догадываться. Судя по тексту Инструкции, революционное правительство большевиков не находило более легкого занятия, чем обвинение и защита по уголовным делам, от которых зависела жизнь подсудимого. Если идти по такому пути нивелирования профессионализма в отраслях человеческой деятельности, то можно было создать и «коллегию лиц, посвятивших себя врачеванию», из которой любой желающий мог бы выбрать себе, допустим, хирурга, вступившего в профессию «путем свободной записи».

Согласно п. 6 Инструкции, содержание Революционного трибунала (следовательно, и членов коллегии правозаступников) относилось на счет государства, а размер вознаграждения и суточных определялся Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Популярностью коллегии правозащитников у сторон судебных дел не пользовались, поскольку как таковой юридической помощи они оказать были не в состоянии. Граждане продолжали пользоваться услугами бывших присяжных и частных поверенных, имеющих дореволюционный опыт ведения судебных процессов.

7 марта 1918 г. был принят Декрет ВЦИК «О суде» № 2. Часть 7 этого Декрета «Об обвинении и защите» содержала статьи с 23 по 28, которыми:

– закреплялось, что судебное следствие происходит при участии защиты;

– при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов создается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты;

– в эти коллегии могли вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов;

– только эти лица получали право выступать в судах за плату;

– устанавливалось правило, согласно которому, если обвиняемый почему-либо не воспользовался своим правом приглашения защитника, суд, по его просьбе, назначал ему защитника из коллегии правозаступников;

– кроме защитников из числа членов коллегий правозаступников в судебных прениях мог принимать участие один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.

Как видим, приведенные нормативные положения не ограничивали вступление в адвокатуру образовательными, профессиональными либо какими-либо иными цензами, кроме лояльности революционному советскому правительству, которая обеспечивалась полнотой власти над коллегиями правозаступников со стороны Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.

30 ноября 1918 г. в свет вышло Положение о народном суде РСФСР, утвержденное очередным Декретом ВЦИК [12].

Коллегии правозаступников этим Положением были преобразованы в коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе (ст. 40). Члены этих коллегий приравнивались к должностным лицам и, в соответствии со ст. 42 Положения, получали оклад, равный окладу народного судьи.

Деятельность новой советской адвокатуры получила официальную оценку в работе В. И. Ульянова (Ленина), сохранившего, как известно, с первых лет профессиональной деятельности крайне негативное отношение к представителям правозащитной деятельности. «Мы, – писал он, – разрушали в России, и правильно делали, что разрушали, буржуазную адвокатуру, но она возрождается у нас под прикрытием советских правозаступников» [13].

Положением о народном суде РСФСР 1920 г.[14] коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе были упразднены. В качестве защитников предписывалось привлекать любых лиц, вплоть до применения режима трудовой повинности с сохранением заработной платы по месту основной работы либо с выплатой вознаграждения для неработающих граждан. Привлечение к правозащитной деятельности населения в зачет отработки трудовой повинности не повысило уровень оказываемой населению юридической помощи.

26 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение об адвокатуре, а 5 июля 1922 г. Наркомюст РСФСР издал Положение о коллегиях защитников. В соответствии с этим Положением были созданы коллегии по гражданским и уголовным делам при губернских отделах юстиции.

Органом управления таких коллегий был Президиум, избираемый общим собранием защитников.

Полномочия Президиума:

• прием в коллегию;

• отчисление из коллегии;

• наложение дисциплинарных взысканий;

• финансовая деятельность;

• административная деятельность.

В этом же году государством предпринимаются попытки поставить только что созданную адвокатуру, формально независимую, под политический контроль.

2 ноября 1922 г. Центральный Комитет Рабоче-крестьянской партии (большевиков) издает Циркуляр «О вступлении коммунистов в коллегии защитников». Этим партийным документом предписывалось коммунистам-адвокатам объединяться во фракции, которые были подконтрольны губернским партийным комитетам.

При этом адвокатам из числа коммунистов запрещалось заниматься делами по защите контрреволюционеров, расхитителей имущества, взяточников, а также любых буржуазных элементов в спорах против рабочих, государственных предприятий и учреждений [15].

Следующим интересным документом является Положение о судоустройстве РСФСР от 11.11.1922 [16], которое в ст. 8 в качестве цели действия коллегий защитников называет обеспечение юридической помощи, причем не всему населению, а лишь трудящимся.

Из этой короткой статьи можно почерпнуть следующую информацию. Во-первых, юридическая помощь защитниками оказывалась не всем категориям граждан, а только трудящимся, то есть представителям правящего класса, что являлось реализацией принципа классовости. Во-вторых, коллегии защитников действовали под наблюдением губернских судов, то есть не были независимыми. И, наконец, в-третьих, что симптоматично, защитники упомянуты без определения «народные», тогда как тем же положением предусматривалось функционирование народных судов (ст. 1), народных следователей (ст. 7) и государственной (то есть тоже народной, так как советское государство декларировалось как народное) прокуратуры (ст. 6). Исключение адвокатуры из перечня «народных» правоприменительных учреждений вело к подрыву доверия со стороны революционных масс и нового чиновничества и существенно затрудняло правозащитную деятельность.

Пунктом «а» ст. 49 Положения о судоустройстве РСФСР 1922 г. к полномочиям председателя губернского суда отнесено наблюдение за деятельностью коллегии защитников.

Несмотря на то, что в годы нэпа многие российские присяжные поверенные и их помощники вернулись к своей профессии, советская адвокатура была значительно малочисленнее дореволюционной. Всего же в Москве и Петрограде в 1923 г. число адвокатов составляло всего 15–20 % от численности дореволюционных защитников в этих городах. По РСФСР же общее количество адвокатов составляло 2800 человек, приблизительно 25 % от дореволюционного уровня. В последующие годы нэпа состав коллегий защитников резко увеличивался, например, только с 1923 по 1927 г. в адвокатуру было принято 2000 членов [17].

12 сентября 1928 г. коллегия НКЮ РСФСР приняла Постановление «О реорганизации коллегии защитников», в котором окружным судам предписывалось организовать коллективы адвокатов.

27 февраля 1932 г. НКЮ РСФСР утверждено новое Положение о коллективах членов коллегии защитников. В соответствии с этим Положением коллективы защитников в райцентрах и сельских населенных пунктах функционировали под прямым руководством президиумов областных и краевых коллегий защитников.

Согласно Положению прием в коллектив защитников производился добровольно, в каждом отдельном случае по заявлению вступающего в коллектив. Отказ в приеме мог быть обжалован в президиум коллегии защитников, постановление которого являлось обязательным. Членам коллегии защитников запрещалась всякого рода юридическая работа, за исключением педагогической, литературной и научной деятельности, а также работы юрисконсульта предприятий и учреждений обобществленного сектора – по совместительству [18].

Органами управления адвокатского коллектива являлись:

• общее собрание;

• бюро;

• ревизионная комиссия.

Юридическая помощь населению оказывалась через специальные учреждения, которые получили название юридических консультаций.

5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939–1980 гг.)

1939–1979 гг. Обновленный правовой статус представителей адвокатского труда был закреплен Положением об адвокатуре СССР (утв. Постановлением СНК СССР от 16.08.1939 № 1219) [19].

Положение об адвокатуре СССР устанавливало следующие нормативные основы организации и функционирования советской адвокатуры.

Для оказания юридической помощи создавались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов, которые являлись добровольными профессиональными объединениями на правах юридических лиц.

Формы юридической помощи:

• юридические консультации (советы, справки, разъяснения и пр.);

• составление заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;

• участие адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Требования к адвокатам (альтернативные):

• высшее юридическое образование;

• окончание юридической школы в совокупности со стажем практической работы в органах юстиции в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов;

• стаж работы не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов без требований к уровню образования.

Оговорка Положения об адвокатуре 1939 г. о допуске к практике лиц, не имеющих высшего или вообще любого юридического образования, отражала общий уровень правовой грамотности того времени. Большинство юристов, как теоретиков, так и практиков, с начала до середины ХХ в. в нашем государстве отличалось низкой теоретической подготовкой. Так, в 1936 г. из 220 преподавателей юридических институтов только 8 имели ученые степени. Вузы юридического профиля имели мало штатных преподавателей из-за низкой оплаты труда. Научная работа в институтах отсутствовала. Учеба была частично фальсифицирована. Студенты отличались низким уровнем знаний [20]. В 1935 г. была развернута кампания по сдаче юрминимума работниками юстиции, не имеющими высшего образования. Кампания затянулась до конца 1936 г., при этом «большинство работников юстиции даже не смогли понять содержание кодексов!» [21] Более половины работников НЮ СССР юрминимум так и не сдали, а положительные результаты были практически полностью фальсифицированы. Значительное количество регионов даже не отчиталось о результатах экзамена. Кампания по проверке юридических знаний работников НЮ СССР полностью провалилась [22].

Кроме того, главной задачей Управления учебных заведений Наркомата юстиции СССР в 1937 г. стала очистка учебных дисциплин от «паушкановщины» и чистка в правовых институтах. При этом было изъято большое количество «вредительских» учебников, в результате чего учебник остался только один – по юрминимуму. После этого в 1937 г. было составлено только два учебника: по судебной статистике и по уголовному процессу. Срыв в подготовке учебных материалов был объявлен вредительством. В течении 1938 г. ВИЮН лихорадочно разрабатывал программы курсов и учебники. Как отмечает историк адвокатуры А. Я. Кодинцев, «об их качестве лучше не говорить» [23].

Ограничения для адвокатов:

• лишение избирательных прав;

• судимость;

• статус обвиняемого или подсудимого;

• служба в государственных и общественных учреждениях и предприятиях (кроме выборных, а также преподавательской и научной деятельности).

Прием в члены коллегии адвокатов, исключение и дисциплинарная практика входили в компетенцию президиумов коллегий адвокатов.

Основания к исключению из числа адвокатов:

• совершение преступления, установленного приговором суда;

• совершение проступков, порочащих звание советского адвоката;

• нарушение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.

Органы управления коллегиями адвокатов:

• общее собрание;

• президиум.

Общее собрание членов коллегии адвокатов должно было созываться не реже двух раз в год. Оно считалось правомочным при наличии более половины состава членов коллегии.

Компетенция общего собрания коллегии адвокатов:

• избрание президиума коллегии адвокатов;

• избрание ревизионной комиссии;

• заслушивание отчетов о деятельности президиума и ревизионной комиссии коллегии адвокатов и дача им указания по вопросам работы коллегии адвокатов;

• утверждение штатов и сметы коллегии адвокатов;

• утверждение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.

Президиум коллегии адвокатов и ревизионная комиссия избирались тайным голосованием сроком на два года.

Президиум коллегии адвокатов осуществлял руководство всей практической деятельностью коллегии.

Количество членов президиума не было регламентировано и определялось общим собранием коллегии адвокатов.

Компетенция президиума коллегии адвокатов была следующей:

• прием в члены коллегии адвокатов и исключение из членов коллегии;

• организация юридических консультаций и руководство их деятельностью;

• распределение членов коллегии адвокатов по юридическим консультациям, городам и районам области, края, республики;

• разработка и проведение необходимых мероприятий по повышению идейно-политического уровня и юридической квалификации членов коллегии;

• утверждение сметы и штатов юридических консультаций;

• осуществление контроля за деятельностью членов коллегии адвокатов, в частности, за выполнением правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов и за соблюдением таксы оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами;

• рассмотрение дел о совершенных членами коллегии проступках, нарушении дисциплины и наложение на них дисциплинарных взысканий;

• распоряжение средствами коллегии в пределах сметы, утвержденной общим собранием членов коллегии;

• представление отчетов о деятельности коллегии адвокатов Народному Комиссариату юстиции.

Президиум коллегии адвокатов избирал из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря президиума.

Меры дисциплинарного взыскания, применяемые к адвокату:

• замечание;

• выговор;

• строгий выговор;

• отстранение от работы адвоката на срок до шести месяцев;

• исключение из состава коллегии адвокатов.

Советская адвокатура образца 1939 г. не была независимой от государства. Управление, надзор и контроль за нею осуществлялся через органы Наркомюста. Основными формами воздействия государства на адвокатуру являлись:

• возложение на НКЮ СССР полномочий по организации коллегий адвокатов и общему руководству их деятельностью через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся;

• возможность обжалования Народному Комиссару юстиции союзной и автономной республики наложенного на адвоката дисциплинарного взыскания;

• наличие у Народного Комиссара юстиции Союза ССР и Народного Комиссара юстиции союзной республики права отвода принятых в коллегию адвокатов.

Для организации работы членов коллегии адвокатов в районных центрах и городах области, края, республики создавались юридические консультации в соответствии с планом, утверждаемым НКЮ республики.

Юридической консультацией руководил заведующий, который назначался президиумом коллегии адвокатов и нес перед ним ответственность. На заведующего консультацией возлагалось распределение дел между адвокатами, установление размера платы за юридическую помощь в соответствии с таксой и контроль за качеством работы адвоката. Если в консультации работало пятнадцать и более адвокатов, заведующий освобождался от обязательного ведения судебных дел, его труд подлежал оплате из средств коллегии.

Положение об адвокатуре образца 1939 г. действовало до 1976 г.

25 июля 1962 г. был принят Закон РСФСР, утвердивший Положение об адвокатуре РСФСР [24].

Основные нормы Положения об адвокатуре РСФСР 1962 г. согласуются с Положением об адвокатуре СССР 1939 г., но имеется и ряд важных новелл, основные из которых сводятся к следующему.

Согласно ст. 9 Положения об адвокатуре РСФСР 1962 г. членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, принимались в коллегию адвокатов лишь после прохождения стажировки сроком не менее шести месяцев. В виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в члены коллегии могли быть приняты лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.

В соответствии со ст. 13 Положения об адвокатуре РСФСР 1962 г. исключение из коллегии адвокатов производилось президиумом коллегии, а также Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся и министром юстиции РСФСР в случаях:

• обнаружившейся непригодности к исполнению обязанностей адвоката;

• систематического нарушения правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов и недобросовестного выполнения своих обязанностей;

• получения адвокатом денежного вознаграждения помимо юридической консультации;

• совершения проступков, порочащих звание советского адвоката;

• совершения преступления.

Модификации подверглась структура органов управления коллегий адвокатов. Такими органами стали:

• общее собрание членов коллегии адвокатов;

• президиум коллегии адвокатов;

• ревизионная комиссия.

В коллегиях адвокатов, насчитывающих более 300 адвокатов, вместо общего собрания членов коллегии могли созываться конференции (ст. 15 Положения об адвокатуре РСФСР 1962 г.).

30 июня 1976 г. Совет Министров СССР принял Постановление от № 516 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам юстиции и арбитража» [25], которым было признано утратившим силу Положение об адвокатуре СССР 1939 г.

1979–1989 гг. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «Об адвокатуре в СССР», определивший, что в соответствии с Конституцией СССР основной задачей советской адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям. Согласно ст. 1 этого закона адвокатура в СССР была призвана содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.

Высшим органом коллегии адвокатов являлось общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом – президиум, контрольно-ревизионным органом – ревизионная комиссия.

Президиум и ревизионная комиссия коллегии адвокатов избирались общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года.

Полномочия общего собрания (конференции), президиума и ревизионной комиссии, права и обязанности председателя президиума коллегии адвокатов определяются Положением об адвокатуре союзной республики.

Новое Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено Законом РСФСР от 20.11.1980 [26].

Согласно ст. 6 Положения об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 в компетенцию общего собрания членов коллегии адвокатов входило:

• избрание президиума коллегии адвокатов и ревизионной комиссии;

• установление численного состава, штата, сметы доходов и расходов коллегии адвокатов с последующим утверждением Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета народных депутатов;

• заслушивание и утверждение отчетов о деятельности президиума коллегии и ревизионной комиссии;

• утверждение по согласованию с профсоюзными органами правил внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов;

• определение порядка оплаты труда адвокатов в соответствии с правилами, устанавливаемыми Министерством юстиции СССР;

• рассмотрение жалоб на постановления президиума коллегии;

• рассмотрение других вопросов, связанных с деятельностью коллегии адвокатов.

Общему собранию (конференции) членов коллегии адвокатов принадлежало право досрочного отзыва членов президиума и ревизионной комиссии, не оправдавших оказанного им доверия.

Решение общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов могло быть пересмотрено общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.

Согласно ст. 3 Закона «Об адвокатуре в СССР» в члены коллегии адвокатов могли быть приняты граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц мог быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию адвокатов после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года. Члены коллегии адвокатов и стажеры не могли состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение могло быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью.

Согласно ст. 12 Положения об адвокатуре РСФСР заявления о приеме в коллегию адвокатов подлежали рассмотрению не позднее месячного срока с момента их поступления в президиум коллегии адвокатов, как правило, в присутствии лица, подавшего заявление. Постановление об отказе в приеме в коллегию адвокатов могло быть обжаловано в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов в месячный срок со дня его вынесения.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об адвокатуре в СССР» члены коллегии адвокатов имели право:

• избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов;

• ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии, вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении;

• принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения;

• выйти из состава коллегии адвокатов.

Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, был правомочен:

• представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов;

• запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии.

Адвокат не мог быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона «Об адвокатуре в СССР» адвокат был не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он:

• по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела;

• участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, производившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля или понятого, а также если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях.

Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона «Об адвокатуре в СССР» для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумами коллегий адвокатов в городах и других населенных пунктах создавались юридические консультации.

Ст. 9 Закона «Об адвокатуре в СССР» и ст. 19 Положения об адвокатуре РСФСР определяли виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Согласно этим статьям, адвокаты, оказывая юридическую помощь, могли:

• давать консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

• составлять заявления, жалобы и другие документы правового характера;

• осуществлять представительство в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

• участвовать на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

• оказывать гражданам и организациям иную юридическую помощь.

Статья 11 Закона «Об адвокатуре в СССР» и ст. 22 Положения об адвокатуре РСФСР определяли случаи, в которых адвокат обязан был оказать юридическую помощь бесплатно.

Бесплатную юридическую помощь в коллегиях адвокатов могли получить:

• истцы в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

• граждане по жалобам на неправильности в списках избирателей;

• депутаты Советов народных депутатов при даче консультаций по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий;

• члены товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью.

Меры поощрения адвокатов определялись ст. 23 Положения об адвокатуре РСФСР, согласно которой мерами поощрения были:

• объявление благодарности;

• выдача премии;

• награждение ценным подарком;

• награждение почетной грамотой;

• занесение в Книгу почета и на Доску почета.

Меры дисциплинарных взысканий адвокатов определялись ст. 26 Положения об адвокатуре РСФСР. В соответствии с указанной статьей Положения мерами дисциплинарных взысканий, которые налагались президиумом коллегии адвокатов, являлись:

• замечание;

• выговор;

• строгий выговор;

• исключение адвоката из коллегии.

Кроме того, Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» определялось, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляли Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством, определяющим их компетенцию, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

Закон об адвокатуре в СССР и Положение об адвокатуре РСФСР действовали и некоторое время после распада СССР – до вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее также – ФЗ об адвокатуре).

6. Становление современной российской адвокатуры (1989–2002 гг.)

В новой России общество вступило в рыночные отношения, когда адвокатура была устроена по образцу 1979–1980 гг. С небольшими коррективами в таком виде она функционировала еще более десяти лет.

Коренная реформа всего законодательного массива нашего государства коснулась и законодательства об адвокатуре. 90-е годы ХХ века обновили российскую адвокатуру следующим образом.

Во-первых, были сняты ограничения на начисление адвокатам гонораров. Раньше перспективный адвокат мог заключить соглашение со своим клиентом, в котором предусмотреть довольно высокий размер гонорара. Однако гонорар шел не напрямую адвокату, а в коллегию, которая начисляла заработную плату, иногда премии, но в установленных рамках средней заработной платы по юридической профессии. Иногда адвокат не получал и десятой доли уплаченного гонорара. Из сложившейся ситуации в советский период было два выхода: тратить излишек гонорара на содержание коллегии, делая дорогостоящие ремонты, либо брать гонорар нелегально, не указывая его реальный размер в соглашении. Второй вариант являлся грубым нарушением, и за подобные грехи адвокатов отчисляли из коллегий. Но, несмотря на угрозу исключения из рядов адвокатуры, теневой гонорар имел место.

Во-вторых, появились так называемые параллельные коллегии адвокатов. Поэтому в ХХI век российская адвокатура вступила с разрозненной и полностью разобщенной адвокатурой, причем разобщение имело место и по вертикали, и по горизонтали. По вертикали адвокатские образования ни на что не замыкались, единый орган управления адвокатурой отсутствовал. Надзор Минюста за деятельностью адвокатуры в 90-х гг. ХХ в. нельзя признать аналогом единого руководства, так как некоторые вопросы регулирования адвокатской деятельности находились исключительно в компетенции общих собраний коллегий адвокатов и могли решаться по-разному в различных регионах страны, выпадая из-под опеки органов юстиции. По горизонтали также не существовало единой адвокатуры. В каждом регионе и населенном пункте могли действовать и традиционные, созданные еще в советский период, коллегии адвокатов, и автономные коллегии, получившие почти официальное наименование «параллельных». Отдельные адвокаты курсировали между традиционными и параллельными коллегиями, по своему усмотрению меняя место работы.

31 мая 2002 г. был принят Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Этот закон стал воистину революционным для организации отечественной адвокатуры. Основными достижениями этого закона стали следующие.

Во-первых, российская адвокатура выстроена в единую стройную систему. На вершину управляющей пирамиды была установлена Федеральная палата адвокатов РФ, ставшая единым органом управления российской адвокатурой с широкими полномочиями, включая использование делегированных государством нормотворческих функций. Основание пирамиды составили адвокатские образования, а между вершиной и основанием – палаты адвокатов субъектов Федерации. Эти мероприятия полностью устранили вертикальную разрозненность отечественной адвокатуры. Кроме того, был устранен параллелизм адвокатских коллегий. С момента вступления в силу нового закона адвокат свободен в выборе любой организационной формы своей деятельности, но при этом он обязан состоять в реестре адвокатов и подчиняться решениям Федеральной палаты адвокатов и палаты адвокатов своего субъекта РФ. Эти мероприятия полностью устранили горизонтальную разрозненность отечественной адвокатуры.

Во-вторых, стала возможной индивидуальная деятельность адвоката. Предусмотренная новым законом форма адвокатского образования – адвокатский кабинет – сразу была окрещена не иначе, как высшая форма адвокатской свободы. Теперь адвокат не обязан заключать соглашение от имени коллегии или любого другого коллективного адвокатского образования, он может сделать это сам, от лица адвокатского кабинета.

В-третьих, новый закон предусмотрел четыре формы адвокатских образований (коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация и адвокатский кабинет) вместо ранее существовавших двух (коллегия адвокатов и юридическая консультация). Различия в правовом статусе этих адвокатских образований позволяют организовать работу адвокатов на местах в зависимости от складывающихся условий и их профессиональных предпочтений.

Принятие нового федерального закона об адвокатуре ближайшим своим последствием имело резкое разукрупнение адвокатских образований. Множество адвокатов ушли в адвокатские кабинеты, как максимально экономичные и автономные образования.

Согласно ст. 40 ФЗ об адвокатуре адвокаты – члены коллегий адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих на территории Российской Федерации на момент вступления в силу ФЗ об адвокатуре и отвечающие требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 ФЗ об адвокатуре, сохраняют статус адвоката после вступления закона в силу без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решений о присвоении статуса адвоката.

Как видно из содержания ст. 40 ФЗ об адвокатуре, при модернизации отечественного законодательства об адвокатуре сохранена организационная преемственность, выразившаяся в автоматическом включении всего адвокатского корпуса, существующего на момент вступления закона в силу, в ряды обновленной адвокатуры без обязанности сдачи квалификационных экзаменов и дополнительного утверждения кандидатур.

Преемственность имеет место не только в отношении самих адвокатов, но и в отношении существовавших на момент вступления ФЗ об адвокатуре в силу адвокатских объединений: коллегий адвокатов. При этом различия между традиционными и альтернативными коллегиями адвокатов были устранены, формы адвокатских образований унифицированы.

В соответствии с положениями ст. 41 ФЗ об адвокатуре в срок до 1 декабря 2002 г. должны были быть проведены учредительные собрания (конференции) адвокатов на уровне субъектов РФ. Проведение таких собраний было поручено территориальным органам юстиции и президиумам уже существовавших на момент принятия закона коллегий адвокатов.

Во исполнение требований ст. 42 ФЗ об адвокатуре Министерством юстиции РФ совместно с адвокатскими палатами субъектов РФ был образован Оргкомитет по проведению первого Всероссийского съезда адвокатов. На съезде, открывшемся 31.01.2003, была образована Федеральная палата адвокатов РФ, сформированы ее органы управления, принят Кодекс профессиональной этики адвоката (КПЭА), решены многие организационные вопросы.

Принятие ФЗ об адвокатуре сопровождалось признанием ряда крупных нормативных правовых актов утратившими юридическую силу. Это такие нормативные правовые акты, как: Закон СССР от 30.11.1979 № 1165-X «Об адвокатуре в СССР»; Закон РСФСР от 20.11.1980 «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР»; Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.07.1991 № 1560-1 «О мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов РСФСР в условиях перехода экономики к рыночным отношениям». Отмеченное свидетельствует о проведенной кодификации законодательства в сфере адвокатуры и адвокатской деятельности. Ранее разрозненное, противоречивое и устаревшее законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности заменено вновь принятым законом. Хотя в научной литературе неоднократно отмечаются недостатки закона ФЗ об адвокатуре, в связи с чем он периодически подвергается изменениям и дополнениям, однако в целом он вполне приспособлен к регулированию общественных отношений, связанных с функционированием адвокатуры в современных условиях.

7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)

5 апреля 2007 г. III Всероссийским съездом адвокатов в Устав Федеральной палаты адвокатов РФ внесены следующие изменения. Закрепленные в ст. 20 Устава цели деятельности ФПА дополнены содействием развитию издательской деятельности, направленной на освещение вопросов адвокатуры, адвокатской деятельности, а также вопросов и проблем российского и международного права. Статья 25 Устава дополнила правовой статус адвокатских палат субъектов РФ обязанностью устанавливать порядок и систему ежегодного повышения квалификации адвокатов, утверждать программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов.

Этим же съездом расширены полномочия Совета ФПА, который с 5 апреля 2007 г. уполномочен назначать своих представителей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти по согласованию с соответствующим органом, а также учреждать представительства Палаты, определять их штатную структуру и порядок финансирования. Детализированы полномочия Совета ФПА по координации деятельности адвокатских палат субъектов РФ. Согласно новой редакции п. 5 Устава ФПА его Совет в этих целях:

• проводит ежегодные собрания представителей адвокатских палат, организует их учебу;

• формирует на постоянной основе комиссию по правовому наблюдению, которая дает заключения о законности решений, принимаемых органами адвокатского самоуправления адвокатских палат (за исключением решений, входящих в их исключительную компетенцию);

• вносит в совет адвокатской палаты субъекта РФ на основании заключения комиссии правового наблюдения представление об устранении нарушений, если принятое советом решение не соответствует требованиям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», решениям Всероссийского съезда адвокатов или Совета Палаты. Указанное представление подлежит рассмотрению советом адвокатской палаты в месячный срок со дня его поступления. Если представление не рассмотрено в установленный срок или изложенные в нем требования отклонены, то Совет Палаты вправе принять решение, отменяющее или изменяющее решение совета адвокатской палаты;

• создает на постоянной основе комиссию по вопросам дисциплинарной практики и применения Кодекса профессиональной этики адвоката для подготовки предложений и рекомендаций Совету Палаты по формированию единых принципов и критериев деятельности квалификационных комиссий.

Кроме того, III Всероссийским съездом адвокатов внесены следующие изменения в Кодекс профессиональной этики адвоката. Значительная их часть касается процедуры дисциплинарного производства. Введен мораторий на рассмотрение заявления адвоката о прекращении его статуса или об изменении членства в адвокатской палате при наличии в отношении него дисциплинарного производства до момента окончания разбирательства. Установлена обязательная письменная форма жалобы, представления, сообщения и мирового соглашения в рамках дисциплинарного производства. Установлено, что жалоба, представление и сообщение в целях возбуждения дисциплинарного производства подаются не в Совет палаты, а непосредственно в палату адвокатов субъекта РФ. Запрещено рассматривать анонимные жалобы и сообщения на действия (бездействия) адвокатов. Установлен двухмесячный срок рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией адвокатской палаты субъекта РФ. Срок вручения заверенной копии заключения дисциплинарной комиссии увеличен с пяти до десяти дней. Ограничено право Совета адвокатской палаты субъекта РФ при принятии решения по дисциплинарному производству обязывать адвокатов возмещать ущерб, причиненный доверителю нарушением, помимо применения мер дисциплинарной ответственности. Установлен трехмесячный срок обжалования адвокатом решения Совета адвокатской палаты субъекта РФ по дисциплинарному производству.

21 июня 2007 г. Федеральная палата адвокатов РФ вступила в крупнейшую международную профессиональную организацию – Международную ассоциацию юристов (The International Bar Association), заявка на вступление в которую была подана еще летом 2006 г. Федеральная палата адвокатов РФ принята в Международную ассоциацию юристов в качестве полноправного члена с закреплением десяти голосов в президиуме, что является максимально возможным количеством для одного члена. Международная ассоциация юристов основана в 1947 г. в США (штат Нью-Йорк). В настоящее время главный офис Международной ассоциации юристов находится в Лондоне (Великобритания). Эта организация объединяет более тридцати тысяч частнопрактикующих независимых юристов и около двухсот юридических сообществ представителей юридических профессий из различных стран мира.

Федеральным законом № 160-ФЗ от 02.06.2016 внесены следующие существенные изменения в законодательство об адвокатуре:

• введена отдельная статья, посвященная институту адвокатского запроса (ст. 6.1 ФЗ об адвокатуре);

• введена административная ответственность за игнорирование адвокатского запроса (ст. 5.39 КоАП РФ);

• введен пятилетний ценз адвокатской деятельности для учреждения адвокатского кабинета либо коллегии адвокатов (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22 ФЗ об адвокатуре), позднее Федеральным законом от 02.12.2019 № 400-ФЗ пятилетний ценз заменен на трехлетний;

• создана комиссия по этике и стандартам (ст. 37.1 ФЗ об адвокатуре), 19 апреля 2017 г. утвержден ее регламент [27].

28 июня 2017 г. создана комиссия Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов [28].

Рекомендованная литература:

Адвокатура в России / под ред. В. И. Сергеева. – М.: Юстицинформ, 2019. – 548 с.

Мельниченко Р.Г. Генезис и периодизация истории российской адвокатуры // Адвокатская практика. – 2011. – № 4. – С. 34–37.

Осадчук Е.И. История российской адвокатуры: зарождение, развитие, периодизация // Адвокатская практика. – 2013. – № 3. – С. 38–42.

Гессен И.В. История русской адвокатуры. – М.: Эксмо, 2021. – 544 с.

Чашин А.Н. Адвокатура в России: учебник. – М.: Дело и Сервис, 2008.

Загрузка...