Что такое богема? Как бы тебе попроще объяснить?..
По Карлу Марксу, богема – это часть «надстройки» общества, в которую так же гармонично вписываются работники любого умственного труда и служащие. То есть все, кроме пролетариата. Соответственно, какое общество, такая и надстройка. Московский музыкант принципиально отличается от лабуха из провинциального городка, а лабух – от поселкового гармониста. Отличается уровнем доходов, профессионализмом и манерами, но… не подходом к жизни.
В чем особенность миропонимания творческого человека? Прежде всего в зацикленное™ на своем таланте и всех факторах, которые могут его продвинуть либо же, наоборот, «похоронить навсегда». Попробуй с художником поговорить о чем-то, кроме его художеств, с музыкантом – не о музыке. Пройдет самое большее пятнадцать минут, и разговор скатится на обсуждение любимой темы. Естественно, от тебя потребуется быть самой ярой ценительницей его таланта; другого подхода – пренебрежения, критики или насмешек – творческий мужчина не потерпит. Его творение, если он, конечно, не банальный «ремесленник», – самое дорогое детище, его сердце и душа, вывернутые наизнанку. Любая критика – как плевок с Эйфелевой башни в выстраданное и дорогое.
Творческий человек постоянно что-то ищет и мучается. Нам ли не знать, что в таком состоянии мужчины часто начинают пить. Всегда поражалась этому интересному способу борьбы с окружающим миром и протеста творческой души. Излюбленное занятие советского творческого бомонда мирно перекочевало в российскую действительность. Как говорит одна моя знакомая: «Работать не пробовали?».
Человек работающий устает, увлекается. Выпить-то ему не сильно и хочется, да и некогда по большому счету: дел невпроворот. Некогда не только пить, но и болеть, и даже спать! Вылетают из головы дурацкие депрессии…
Работать не пробовали?
Именно этого люди творческие и не пробовали. Или пробовали, но очень им это занятие не понравилось. Поэтому за маской поэтов и писателей, музыкантов, сценаристов и художников скрывается куча бездарных лентяев, которые бесконечными поисками себя и совершенствованием собственного таланта пытаются оправдать типичное тунеядство. Они не поняты и не признаны, они очень любят вспоминать, что слава приходит после смерти, и талант должен быть всегда голодным. «Творческий интеллигент» зол на конкурентов и неблагодарную публику, на свою бездарность, о которой не говорится вслух. Парадокс миропонимания непризнанного гения в том, что он презирает всех, кто не блещет талантами, и ненавидит тех, кто талантливей или удачливей. Он презирает деньги, но мечтает о больших гонорарах. Он ненавидит мысль, что неталантлив, и никогда сам себе в этом не признается, чтобы реализоваться в чем-либо другом. Или величие, или полное прозябание. Третьего не дано. Золотой середины для мужчины творческого не существует, во всяком случае, он так думает. На самом же деле она есть. Рисовать «залепухи» на продажу в угоду дурновкусию масс и корпеть над великими, никем не оцененными шедеврами; сниматься в эпизодах и мечтать о роли Гамлета; лабать в ресторане с мыслью о Большой Сцене. Смешной, но стабильный заработок и положение мальчика на побегушках.
Как бы ни плакался ресторанный музыкант о своей тяжелой доле, поверь, он никогда не пойдет работать на полный рабочий день, никогда не станет предпринимателем, даже если у него два высших (совсем не музыкальных) образования. Свободный график работы, стабильный заработок и легкие, но такие редкие, большие деньги от состоятельных почитателей его таланта. Легкие деньги портят. Тот, кто попробовал сладкий вкус халявы, никогда не станет зарабатывать тяжело, руками или головой. Он будет искать очередную халяву, даже если на это уйдет куча времени, за которое можно было бы неплохо заработать, занимаясь чем-то другим. Творческая личность ненавидит богатство, но вынуждена преклоняться перед его «носителями», потому что деньги – это признание. Если у человека талантливого (или считающего себя таковым) нет денег, значит, все, кто их имеет, – невежественные толстосумы. Но, несмотря на то, что талант по кем-то придуманным законам творит шедевры только голодным, денег творческим людям все равно очень хочется. Приходится петь для богатых песенки и рисовать портреты с их противными физиономиями. Сжимая от ненависти губы, талант идет на поклон к капиталу.
Связав судьбу с творческим мужчиной, ты рискуешь приобрести злого и совсем не гения. Врожденный материнский инстинкт толкает нас в объятья молодых и ищущих, которые, кажется, еще чуть-чуть и станут великими. Не проще ли завоевывать тех, кто уже стал знаменит? Бесконечная возня с молодыми (и не очень) талантами, их содержание и уход, бесконечные творческие кризисы и депрессии, пьянки и патлатые компании в квартире. Такого не потерпит даже муза. Да и согласись, одно дело – муза Сальвадора Дали, а другое – Васи Пупкина. Знаешь, в чем разница? В том, что муза Васи Пупкина работает за двоих, пока муж не станет знаменитым (шанс, что это случится, ничтожно мал), зарабатывая не только на еду, жилье и вещи, но и на холсты и краски, выставки и «выходы в свет», положительные рецензии. К тому же творческие натуры так непостоянны, что в любой момент могут со спокойным и одухотворенным выражением лица сообщить о том, что нашлась другая муза.
Совет от стервы: смотри только на тех, чей талант оценила не только ты. Завоевывай гениев, а не их жалкие тени. Деньги – это оценка таланта. Время бедных «одаренностей» прошло. Кто-то может со мной поспорить, но я для себя так решила.