Предисловие

Учебная дисциплина «Культурология» изучается во многих высших учебных заведениях России, в том числе и в военных вузах. Высшее образование в России всегда рассматривалось как форма наиболее универсальной, разносторонней и вместе с тем фундаментальной подготовки военных специалистов. Оно позволяет выпускнику военного учебного заведения решать задачи военно-профессиональной деятельности, вести научно-исследовательскую или педагогическую работу в соответствии с полученной специальностью.

В настоящее время есть целый ряд учебников и учебных пособий по культурологии. Однако подавляющее их большинство ориентировано на полноту и правильность усвоения основных теоретических положений. При этом часть из них рассматривает только вопросы теории культуры, а другие достаточно подробно анализируют вопросы истории культуры. Появляются также издания, содержание которых более или менее успешно соединяет теорию и историю, фактологию и размышления, анализ различных культурных феноменов, культурные достижения если не всего мира, то хотя бы его основных регионов. И, что особо важно заметить, ориентируются имеющиеся учебники и пособия на студентов гражданских учебных заведений, а не на курсантов и слушателей военных вузов, решивших посвятить большую часть своей жизни службе в вооруженных силах. Таким образом, главное отличие этого учебника – его нацеленность на подготовку офицера современных Вооруженных Сил Российской Федерации.

В общей совокупности знаний, получаемых выпускником военного учебного заведения, культурология занимает особое место. Во-первых, она позволяет будущему офицеру получить целостное представление о культуре, ее сущности, структуре и функциях, месте и роли в жизни общества и каждого человека. Любому человеку эти знания необходимы для ориентации в современной культуре. Офицер, кроме того, традиционно должен соответствовать самым высоким требованиям общества, в том числе быть образцом высокой культуры.

Во-вторых, культурология знакомит курсантов с многовековой историей мировой и отечественной культуры. Для офицера такие знания – основа патриотизма, чувства гордости за культурное достояние России и готовности его защищать. Более того, в изучении воспитавшей его культуры кроется основа самоуважения человека, что для офицера также очень важно. Выдающийся отечественный мыслитель и культуролог Ю. М. Лотман, анализируя творчество А. С. Пушкина, совершенно справедливо замечал: «Память о своем прошедшем составляет одно из богатств народа – его культуру – и достояние каждого человека – основу его уважения к себе».

В-третьих, культурология вводит курсантов в круг проблем современной культуры, знакомит их с особенностями военной культуры, профессиональной культуры военнослужащего, с нормами воинского этикета. Все это формирует профессиональную культуру офицера, закладывает прочный фундамент его военно-профессиональной деятельности как руководителя воинского коллектива, педагога, воспитателя своих подчиненных.

Обычно людей, окончивших высшее учебное заведение, относят к социальному слою интеллигенции, то есть к образованным и высококультурным представителям общества. Офицерский корпус составляет отряд военной интеллигенции России, поэтому широкий культурный кругозор и высокая культура поведения являются элементом его профессиональной культуры. Более того, здесь присутствует и определенный традиционализм. Русское офицерство всегда предлагало обществу высочайшие образцы культуры поведения, творчества, образования и искусства.

Почему знание культуры и культурные навыки поведения важны для современного офицера? Потому, что офицер – это прежде всего командир, то есть организатор армейской жизни, а в военное время – руководитель боя. Он должен обладать высокой управленческой культурой.

Офицер – это также педагог, воспитатель своих подчиненных. Он олицетворяет собой высокий интеллект и интеллигентность, обширные культурные знания, художественный вкус, нравственную волю, способность в любых, как значительных, так и повседневных, обстоятельствах сохранять объективность, достоинство, благородство.

Наконец, офицер – это военный инженер, работающий с современной техникой, воплощающей достижения научно-технического прогресса. Он должен обладать современной технической и технологической культурой.

С учетом вышесказанного авторы учебника постарались изложить основы культурологического знания в таком виде, который позволял бы наиболее полно использовать их в деятельности офицера.

Еще одна важная цель учебника – способствовать обогащению и развитию духовного мира читателя, его нравственных и эстетических чувств, появлению интереса к самостоятельному освоению многовекового наследия мировой, отечественной и военно-профессиональной культуры.

В данном учебнике обобщается опыт ведения культурологии преподавателями военных учебных заведений г. Санкт-Петербурга: Военной академии связи имени С. М. Буденного, Михайловской военной артиллерийской академии, Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского и др. Члены авторского коллектива имеют многолетний педагогический стаж, значительный опыт проведения учебных занятий по культурологии в военных учебных заведениях.

В своей работе над учебником авторы опирались на учебные пособия по культурологии, выпущенные в военных вузах Санкт-Петербурга в предыдущие годы.[1] Тем самым осуществлена преемственность педагогических поколений и учтен труд педагогов предыдущих лет. Многие авторы этих пособий вошли в состав авторского коллектива нового учебника. Кроме того, широко использовались материалы учебников и учебных пособий по культурологии, вышедших в различных издательствах.

Руководитель авторского коллектива: Олег Юрьевич Ефремов, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, лауреат премии Правительства РФ в области образования, доктор педагогических наук, профессор (предисловие, заключение, общая редакция).

Члены авторского коллектива:

Николай Владимирович Ершов, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, кандидат исторических наук, доцент (главы 1, 2, параграф 3.2, главы 5–7);

Юрий Николаевич Антонов, доцент кафедры истории и философии Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, доцент (глава 3, параграф 2.2);

Евгений Геннадьевич Вапилин, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, доктор исторических наук, профессор (параграф 6.3);

Инна Владимировна Добряк, доцент кафедры истории и культурологии Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, кандидат философских наук, доцент (параграф 4.2);

Сергей Юрьевич Добряк, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат психологических наук, доцент (параграф 4.2);

Константин Алексеевич Кисин, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат педагогических наук, доцент (параграф 6.2);

Вячеслав Михайлович Котков, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, доктор педагогических наук, профессор (глава 6);

Марина Александровна Кривко, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат философских наук (параграф 4.6);

Наталия Витальевна Матолыгина, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат педагогических наук, доцент (параграф 6.2);

Сергей Александрович Михалев, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, кандидат философских наук, доцент (глава 2);

Лидия Владимировна Руглова, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат педагогических наук, доцент (параграф 6.2);

Артем Валдекович Тихомиров, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, доктор исторических наук, доцент (главы 4, 5).

Загрузка...