Во время правления царя Ивана Грозного Казанское ханство стало частью Московского царства. В Москве в честь победы построили собор Василия Блаженного.
Царь призвал зодчих Ивана Ширяева (Ширяя (Барму)) и Постника Яковлева и поручил им отстроить новый Казанский кремль. За дело взялась артель из 200 псковских каменщиков.
Крепость значительно расширили, однако каменными была только треть стен и 6 из 13 башен – остальные остались деревянными – на каменные их заменили в начале XVII в. Русские мастера построили первые православные храмы, а также два монастыря – Троице-Сергиевский и Спасо-Преображенский.
Среди достопримечательностей Казанского кремля – 58-метровая башня Сююмбике. До сих пор неизвестно, когда и как она была построена. Сейчас 7-ярусную башню условно относят к XVII в. Некоторые учёные полагают, что нижние ярусы принадлежат мечети Нур-Али, а верхние пристроены при Иване Грозном для превращения её в православный храм.
В 2005 г. в Казанском кремле воссоздана главная мечеть Казанского ханства, разрушенная в 1552 г. войсками Ивана Грозного. Мечеть назвали в честь её последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из организаторов обороны Казани. Мечеть действующая, в ней расположен музей.
Православный кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля строился по подобию московского Успенского собора, этим подчёркивался новый статус Казанского царства, в нём прослеживается псковский стиль.
Казанский кремль вобрал в себя достижения татарского и русского градостроительного искусства, в память об этом здесь поставлен памятник русскому и татарскому зодчим.
Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль» включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дербент – самый южный город нашей страны. Он считается также самым старым городом Российской Федерации и одним из древнейших «живущих» (то есть непрерывно существующих) городов мира.
Город расположен в том месте, где Кавказский хребет ближе всего подходит к Каспийскому морю. Расстояние между водой и горами всего 3 км. Здесь персы в 438 г. основали крепость, выросшую в современный Дербент – в переводе «узкие врата».
В древности здесь сходились торговые караваны, Север и Юг, Запад и Восток. Обладать столь выгодной стратегической точкой хотели все – и воевали за неё. Крепость 1500 лет была отлично построенным оборонным комплексом.
Над городом и сейчас возвышается цитадель (крепость) Нарын-Кала (в переводе на русский «солнечная крепость»), внутри которой сохранились бани, резервуары для воды и руины древних зданий, в том числе шахского дворца.
От крепости в море, образуя порт и прикрывая собой с двух сторон Старый город, уходит двойная Дербентская стена. Северная и южная стены параллельны, имеют многочисленные башни и отстоят друг от друга на 300–400 м; их длина 3600 м. В горы стены уходили на 40 км, от них сохранились лишь фрагменты; в море стена заходит на 500 м.
Северная стена сохранилась практически в первозданном виде, она датируется VI в. Средняя высота стен 12 м, толщина – 3 м. Сохранились 9 древнейших ворот из 14. Нарын-Кала представляет собой единственный сохранившийся памятник древнеперсидского фортификационного (военного) зодчества.
Внутри крепостных стен расположена древнейшая в России джума-мечеть, заложенная, как считается, в VIII в., перед ней – медресе (духовная школа) XV в.
Почти 900 лет тому назад на небольшом островке, расположенном там, где Нева вытекает из Ладожского озера, высадились новгородцы. Островок оказался удобен и безопасен: рядом суша, а быстрое течение не даёт воде замерзать и защищает от врагов. Островок назвали Ореховым – то ли орешник здесь рос, то ли из-за формы.
В 1323 г. князь Юрий Данилович поставил на острове крепость и заключил первый в истории мир со шведами. Крепость стала называться Орешек.
В 1352 г. сгоревшие деревянные стены заменили каменными. Крепость отделили от города каналом.
В конце XV в. царь Иван III вновь перестроил Орешек. Внутри появилась цитадель – самое укреплённое место (остатки сохранились).
В мае 1612 г. крепость стала шведской, и её переименовали в Нотебург. Но по-русски это означало всё то же – Ореховый город.
Царь Пётр I отвоевал Орешек осенью 1702 г. 10 дней артиллерийского обстрела, затем 13 часов штурма… И Нотебург пал! Все участники сражения получили специальные медали с надписью: «Был у неприятеля 90 лет». Россия вышла к Балтийскому морю. А Орешек и город на левом берегу Невы переименовали в Шлиссельбург – «ключ-город» в переводе с немецкого. При Петре I крепость стала тюрьмой.
В Великую Отечественную войну Шлиссельбург не дал замкнуть кольцо ленинградской блокады, продержавшись более 500 дней. Павшие воины похоронены здесь же, в братской могиле.
В 1944–1992 гг. город назывался Петрокрепость, сейчас – опять Шлиссельбург. Тут работает филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Постоянно на острове никто не живёт. Попасть на Ореховый остров можно только по воде – из Санкт-Петербурга или Шлиссельбурга.
Московский Кремль – это самая большая крепость, сохранившаяся в Европе. Сейчас на его территории расположен Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
В 1156 г. сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский построил на Боровицком холме небольшую крепость. Длина её стен составляла всего 510 м, в ней укрывалась дружина. В середине XIV в., при великом князе Дмитрии Донском, башни и часть деревянных стен заменили на каменные (камень был белого цвета) – Москва стала Белокаменной.
Затем Иван III Великий пригласил в Москву лучших итальянских мастеров, которые превратили Кремль в неприступную крепость. Стены стали кирпичными и заняли современное место.
Общая протяжённость их увеличилась до 2235 м. Кажется, что все они одной высоты, однако это не так, высота колеблется от 5 до 19 м, со стороны Красной площади самые высокие стены. С двух других сторон крепость защищали от врагов реки Москва и Неглинная.
По верху стен расположены 1045 зубцов в форме ласточкиного хвоста (мерлоны), которые помогали вести оборонительный бой.
С 1712 по 1918 г. Москва не была столицей России, но Кремль оставался царской резиденцией. Любой желающий мог взять бесплатный билет и посетить все кремлёвские дворцы.
Московский Кремль включён в Список особо ценных объектов ЮНЕСКО. Сегодня Кремль является официальной резиденцией Президента России. В состав музея входят: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, ансамбль колокольни «Иван Великий», Патриаршие палаты, церковь Ризоположения и Оружейная палата.
Интернет позволяет совершить виртуальную экскурсию по территории Московского Кремля и заглянуть в уголки, куда вряд ли кому удастся попасть (http://tours.kremlin.ru).
На том месте в Кремле, где когда-то стояла деревянная церковь Михаила Архангела, в начале XVI в. было решено поставить новый Архангельский собор.
Строительство возглавил итальянец Алевиз Новый. Освящение состоялось в 1508 г.
Архангел Михаил почитался на Руси как покровитель князей, поэтому Ивана Калиту, который построил в Кремле первый каменный Архангельский собор, в нём и похоронили. Этот храм стал официальной монаршей усыпальницей. При нём даже состояли особые архиереи, обязанные совершать панихиды в дни поминовения. Церемонии венчания на царство обязательно завершались молитвой у захоронений.
В Архангельском соборе находятся мощи царевича Дмитрия, малолетнего сына Ивана Грозного, погибшего в Угличе при странных обстоятельствах.
Имеющиеся в храме росписи в основном относятся к середине XVII в. Мастера Симон Ушаков, Степан Рязанец, Фёдор Зубов, Фёдор Козлов, Иван Филатов, Гурий Никитин – всего около сотни – практически полностью повторили иконографию фресок столетней давности; работу они закончили в 1666 г. Кроме того, в усыпальнице появилась галерея условных портретов князей и царей, погребённых в соборе, а также их предков – князей владимирских.
В 1812 г. французы устроили в Архангельском соборе продовольственный склад, так что после ухода оккупантов потребовалось реставрировать храм и обновлять иконостас. Пострадал собор и во время революционных событий 1917 г.
Самая большая ценность собора – икона «Михаил Архангел с житием», написанная неизвестным мастером из круга Андрея Рублёва. Она считается символом защиты Русской земли от вражеских нашествий.
Сейчас Архангельский собор – музей и действующий храм.
Один из древнейших в Москве, его посещала только царская семья. Как и прочие соборы Кремля, Благовещенский собор был построен на месте более древних храмов. По приказу Ивана III возвели новое «благолепное» здание – оно стоит и поныне. Строительство доверили псковичам Кривцову и Мышкину.
Собор освятили в 1489 г. Предполагается, что из старого храма в него перенесли иконы Андрея Рублёва. Роспись выполнил лучший художник Фёдор Едикеев. До наших дней частично дошла также роспись, сделанная в 1508 г. Феодосием, сыном Дионисия.
Но вот странность: в настенной росписи храма присутствуют изображения древнегреческих мудрецов, язычников, живших задолго до Рождества Христова: Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа… И у них в руках свитки с философскими изречениями! Историки по-разному объясняют такую роспись. Например, тем, что наставники христианства традиционно ссылались на древних философов в вопросах, согласующихся с христианскими истинами. Но это только одна из существующих версий…
Василий III повелел украсить старые иконы золотыми и серебряными окладами и богато позолотить маковки собора – все 9 штук. Они стали так сиять на солнце, что храм прозвали Златоверхим. Пол собора выложен разноцветными камнями: мрамором, агатом, яшмой, говорят, их прислал царю Алексею Михайловичу персидский шах. Фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, установил на центральной главе крест из чистого золота – его, по преданию, тщетно искал Наполеон…
И всё же, по свидетельству современников, во время французского нашествия этот храм пострадал меньше прочих, а вот во время революционных событий 1917 г. снарядом было разрушено его крыльцо.
Ныне в Благовещенском соборе музей, он является действующим храмом.
Когда умер князь Иван III Великий, в память о нём решили построить храм на Соборной площади Кремля. Руководил работами архитектор Бон Фрязин.
К 1509 г. выросла церковь-колокольня: в нижнем ярусе – церковь, а прямо над ней, вторым этажом, – звонница. Общая высота – 60 метров. Храмы такой архитектуры («иже под колоколы» – под колоколами то есть) возводили только на Руси – нигде на Западе подобных нет.
Уже тогда это было самое высокое московское здание – и звонница, и сторожевая башня, и пожарная каланча. Фундамент громадины опирается на деревянные 500-летние сваи.
Около колокольни кричали «во всю ивановскую», оглашая царские указы. В праздники колокола «Ивана Великого» давали сигнал московским храмам к началу звона.
Спустя 25 лет к «Ивану Великому» пристроили звонницу – Успенскую, или Петроковскую (так как её строил Петрок Малый).
В 1600 г. царь Борис Годунов поручил Фёдору Коню, «государеву мастеру», достроить над «Иваном Великим» ещё один ярус. Стала колокольня высотой 81 метр – с 30-этажный дом! Обновлённого «Ивана» прозвали «Годунов столп»; видно с него на 30 км.
В 1624 г. по распоряжению патриарха к Успенской звоннице пристроили ещё одну – Филаретовскую.
Изначально у «Ивана Великого» были красные (кирпичные) стены с белыми декоративными деталями; полностью побелили колокольню только в XVII в.
В 1812 г. французы, занявшие Москву, взорвали «Ивана Великого». Звонницы разрушились полностью, колокольня дала трещину, но устояла. Восстанавливали их лучшие архитекторы: И. В. Еготов, Л. Руска, Д. Жилярди.
Сейчас на первом этаже Успенской звонницы проводятся выставки, а колокола «Ивана Великого», замолчавшие в 1918 г., вновь зазвонили.
В официальных документах Красная площадь стала упоминаться с весны 1661 г. Возможно, название утвердил сам царь Алексей Михайлович. Площадь всегда была торговой. В конце XVI в. на ней построили три ряда каменных лавок, друг за другом спускавшихся к Москве-реке. Теперь на их месте Верхние (ГУМ – напротив Мавзолея), Средние (за собором Василия Блаженного) и Нижние торговые ряды. Современные здания построили после пожара 1812 г.
На Красной площади построен собор Василия Блаженного. Рядом с ним сейчас стоит памятник Минину и Пожарскому. Недалеко находится Лобное место, каменный помост, на котором зачитывали царские указы, объявляли об избрании патриарха, войне и мире. В исключительных случаях рядом казнили преступников. Современное Лобное место перестроено и немного передвинуто по проекту М. Ф. Казакова в конце XVIII в.
В Мавзолее лежит забальзамированное тело Ленина. За ним – некрополь, место захоронения выдающихся людей. В самой кремлёвской стене, в специальных нишах урны с прахом видных политиков, лётчиков, космонавтов, учёных, всего 114 человек; их имена можно прочесть на закрывающих ниши досках.
У Мавзолея раньше находился Пост № 1, а на его трибуну во время демонстраций и парадов поднимались руководители государства.
На площади находится Государственный исторический музей; сейчас на ней восстановлены снесённые Казанский собор и Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города с часовней. Около входа в часовню находится знак нулевого километра. По поверью, если встать на него, загадать желание, трижды обернуться вокруг себя и бросить монетку через левое плечо, то желание обязательно сбудется.
Уникальный архитектурный ансамбль площади состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
У Московского Кремля 20 башен. Самая высокая – Троицкая, более 79 м, на ней когда-то были часы, а в подвале – тюрьма. Она находится в Александровском саду и соединена мостом с предмостной Кутафьей башней. Это единственная сохранившаяся башня из предназначенных для охраны ведущих в крепость мостов.
Правительственные кортежи въезжают в Кремль через Боровицкую башню, расположенную у Большого Каменного моста через Москву-реку.
Первой из башен обновлённого Кремля в 1485 г. Антон Фрязин построил Тайницкую. Тогда она была проездной, а название получила по колодцу-тайнику и тайному ходу к Москве-реке – башня находится ровно на середине выходящей к ней стены.
Самая маленькая башня – Царская. Её построили прямо на стене, она выглядит как шатёр и почти на 200 лет моложе остальных башен Кремля.
Самая красивая и величественная башня – Спасская. Первоначально она была вдвое ниже и называлась Фроловской. Затем её надстроили, и она стала первой шатровой кремлёвской башней; в 1658 г. её переименовали в Спасскую. Над воротами были помещены две иконы Спаса.
Спасские ворота всегда были в Кремле самыми главными. Через них будущие цари проходили перед коронацией, выходил патриарх, провожали воинов на битву. Через них не разрешалось проезжать верхом, а пешие мужчины обнажали голову и крестились. По легенде, с нарушившего традиции Наполеона в Спасских воротах сорвало треуголку.
Сейчас их открывают в исключительных случаях: перед военными парадами – для выезда командующего и принимающего парад; для кортежа президента, следующего на инаугурацию; чтобы доставить на Соборную площадь главную новогоднюю ёлку.
Бо́льшая часть кремлёвских башен выглядит так же, как в XVII в. В XIX в. перестроили только Никольскую.
Сейчас Оружейная палата – музей-сокровищница, но когда-то она действительно имела отношение к настоящему оружию. В начале XVI в. в Оружейном приказе (или Большой казне) его хранили и изготавливали. С середины века стало употребляться название «Оружейная палата». До начала XVIII в. в ней хранились ещё драгоценности и предметы дворцового обихода.
В XVII в. при Оружейной палате появились иконописная и живописная мастерские. Тут работали лучшие оружейники, ювелиры, художники.
Пётр I распорядился собирать в Оружейной всякие «курьёзные вещи». Эта коллекция, перевезённая в Санкт-Петербург, стала основой Кунсткамеры.
К середине XVIII в. в Оружейной палате собрались очень большие ценности, но всё чуть было не уничтожил Троицкий пожар 1737 г., погубивший Царь-колокол, – в огне погибло множество трофеев Полтавской битвы.
В 1806 г. Оружейная палата стала музеем. Здание, в котором она расположена сейчас, было построено в 1851 г. по проекту архитектора К. А. Тона.
После революции 1917 г. в Оружейную палату были переданы сокровища Патриаршей ризницы, кремлёвских соборов, монастырей, храмов, частных собраний. Сейчас здесь можно увидеть шлем князя Ярослава Всеволодовича (конец XII – начало XIII в.), сабли К. Минина и Д. Пожарского, царские троны, кареты, доспехи, облачение царей и цариц.
Тут хранится шапка Мономаха – головной убор, который использовался при возведении на престол всех русских государей вплоть до конца XVII в. Она изготовлена в конце XIII – начале XIV в. и относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате.
В музее имеется около 4000 уникальных экспонатов декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока. В здании Оружейной палаты работает выставка Алмазного фонда России.
Соборная площадь – самая центральная, самая старая, самая главная площадь Московского Кремля.
При Иване I Калите, в первой половине XIV в., на вершине Боровицкого холма построили три каменных храма: Успенский, Иоанна Лествичника и Архангельский. Позже, при Дмитрии Донском, ещё один, Благовещенский. Они и определили основные границы Соборной площади.
Современный вид площадь приобрела в конце XV – начале XVI в. К этому времени российские земли объединились и сплотились вокруг Москвы, Русь окончательно освободилась от власти ордынских ханов (монгольского ига), был проведён ряд важных реформ.
Для строительства достойной царской резиденции в обновлённом государстве великий князь московский Иван III пригласил лучших русских и европейских мастеров (таковыми тогда считались итальянцы). Именно в это время заново отстроили обветшавшие соборы и церкви на Соборной площади, следуя русским и итальянским архитектурным традициям.
На Соборной площади происходили все важнейшие события. В Грановитой палате, главном зале княжеского дворца, принимали иностранных послов, заседала Боярская дума, проходили земские соборы; тут праздновали взятие Казани и Астрахани, победу под Полтавой… У восстановленного ныне Красного крыльца стояли челобитчики; по его лестнице цари и императоры шли на коронование в Успенский собор. А в Архангельском соборе с начала XVI в. хоронили московских князей и русских царей.
Удивительно, но Соборная отнюдь не была самой благоустроенной площадью, хотя отдельные её части вымостили ещё в XVII в., полностью её выложили камнем только в 1913 г.
В наше время каждый год в конце декабря в Кремль привозят главную новогоднюю ёлку страны – её устанавливают на самой старой столичной площади.
Старейшее полностью сохранившееся здание в Москве. До него здесь стояла первая каменная церковь в городе, построенная ещё в 1326–1327 гг., но здание обветшало – своды подпирали брёвнами, часть стены обвалилась.
За образец был взят Успенский собор во Владимире. Новый храм должен был быть больше и выше. За строительство взялись русские зодчие Иван Кривцов и Мышкин, но их постройка рухнула. Тогда строительство храма доверили итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, который возвёл его в течение 5 лет.
До нас дошли фрагменты росписи, выполненной артелью Дионисия, – старейшие фрески на территории Кремля. В 1479 г. храм освятили.
До 1721 г. Успенский собор был местом погребения большинства митрополитов и патриархов киевских и московских. Всего в соборе 19 гробниц.
В 1812 г. при приближении войск Наполеона часть святынь из собора перевезли в Вологду. Рассказы современников о действиях захватчиков разнятся. Одни утверждают: храм был разграблен и осквернён; чтобы скрыть масштабы надругательства, его пришлось запереть. По другим свидетельствам (похожим на легенду), Наполеон, войдя в Успенский собор, испытал такой трепет, что велел запереть двери, и храм остался нетронутым оккупантами.
Сегодня в Успенском соборе самое богатое в мире собрание старинных икон XI–XVII вв. Здесь находилась и чудотворная Владимирская икона Божией Матери, одна из самых чтимых церковных реликвий, не раз спасавшая Москву. Теперь она в Третьяковской галерее.
Собор освещает люстра «Урожай» массой более 300 кг – она сделана из серебра, отнятого казаками у убегавших из России наполеоновских войск.
Сейчас Успенский собор – музей и православный действующий храм, в отдельные дни в нём совершаются богослужения.
Царь-колокол всё время простоял на Ивановской площади Кремля. Здесь его отлили, здесь он раскололся, здесь и находится вот уже почти 180 лет. Царь-колокол ни разу не звонил. Он четвёртый в «династии» «Царей». Первый и третий пострадали от частых в те времена пожаров. Второй оборвался и раскололся во время рождественских звонов.
В 1730 г. царица Анна Иоанновна попыталась заказать колокол «с пополнением» (больше предыдущего) французскому королевскому механику Жерменю, но иностранец отказался.
За дело взялись Иван и Михаил Мото́рины – знаменитые российские литейщики. Изготовили действующую модель и отправили её «на утверждение» в Санкт-Петербург. Подготовка к отливке шла больше полутора лет; закончить работу Иван не успел – умер. Отливал Царь-колокол его сын Михаил.
На Ивановской площади в Кремле вырыли 10-метровую яму, в которой в 1735 г. отлили исполинский колокол: 12 327 пудов (более 201 т); высота с ушками – более 6 м, диаметр – около 7 м. Металл плавили 36 часов, а колокол отлили всего за час с небольшим.
В яме Царь-колокол провёл ещё полтора года – сначала ему надо было остыть, потом начались работы по его украшению…
На Троицу 1737 г. в Кремле вспыхнул сильнейший пожар (он так и вошёл в историю как Троицкий), пламя стали заливать и вокруг колокола. От него откололся кусок массой около 700 пудов (около 12 т) – как принято считать, из-за неравномерного охлаждения.
Приделать его обратно и наконец-то услышать «царский» голос оказалось невозможным. Достать колокол из ямы удалось только через сто лет, в 1836 г. Сделал это итальянец Огюст Монферран, он же спроектировал постамент, на который колокол и был установлен.
Царь-пушка сейчас похожа на огромный сувенир, а ведь задумывалась она как настоящее боевое оружие.
В 1586 г. мастер московского Пушечного двора Андрей Чохов отлил из бронзы орудие массой 2400 пудов (более 39 т), с длиной ствола 5,34 м и калибром 35 дюймов (890 мм). Лафета (опора для пушки) не было – один ствол, правда богато украшенный рельефами. На одном из них изображён царствовавший в тот момент Фёдор Иоаннович. Есть версия, что это и дало название орудию: Царь-пушка. Хотя, возможно, всё дело в гигантском размере: в стволе свободно помещается взрослый человек.
Диковину поместили на Красной площади у Лобного места на специальный бревенчатый настил – пушечный раскат. Предполагалось, видимо, что новое орудие позволит дать достойный отпор врагам, если они станут переправляться через Москву-реку и атаковать главные ворота Кремля, но не случилось.
В XVIII в. Царь-пушку перевезли в Кремль; сначала к зданию Арсенала, потом к Оружейной палате, потом обратно к Арсеналу; в 1812 г. во время пожара сгорел её деревянный лафет. В 1960-е гг. она встала на своём нынешнем месте.
Сейчас исполинский ствол лежит на лафете, изготовленном в 1835 г. в Санкт-Петербурге на заводе Берда вместе с декоративными ядрами. Каждое почти в две тонны массой, но полое внутри – стрелять ими нельзя. Ядра Царь-пушке подходят каменные, массой килограммов 800.
Военные историки спорят, к какому же типу орудий относится Царь-пушка. Есть мнение, что это мортира или бомбарда, то есть осадное (не оборонное) орудие, предназначенное для разрушения стен.
В боях Царь-пушка так и не участвовала, однако сейчас считается, что как минимум один настоящий выстрел из неё был сделан: историки полагают, что в 1606 г. Царь-пушку зарядили прахом самозванца Лжедмитрия I.
Был заложен в XI в. Его площадь – более 12 га. Толщина стен – от 3 до 7 м; высота – 8–15 м. В настоящее время большая часть стен выглядит, как в XV в.
В 1862 г. в Новгородском детинце (кремле) установили памятник «Тысячелетию России», а в 1965 г. был зажжён Вечный огонь.
Князь Владимир (сын Ярослава Мудрого), отстроивший первый деревянный детинец, возвёл внутри крепости Софийский собор, который освятили в 1052 г. Через три недели 32-летнего князя в нём и похоронили. Новгородский собор Святой Софии – старейший православный храм, построенный в России славянскими зодчими.
На кресте центрального купола сидит голубь, символ Святого Духа. По легенде, опричники Ивана Грозного в 1570 г. устроили в городе такую резню, что увидевшая её птица окаменела. А после одному монаху открылось, что голубь послан Новгороду в утешение – пока он на кресте, город под защитой. С тех пор он, рукотворный, и сидит над Новгородом.
Древний пол в Софийском соборе ниже современного на 2 м, расстояние до вершины креста 38 м. Стены толщиной более 1 м сложены из известняка. В соборе отсутствует эхо, так как внутренние стены заполнены специальными сосудами – голосниками.
Во время боёв Великой Отечественной войны пострадало много исторических зданий и древних храмов Новгородчины – как от фашистских бомб и снарядов, так и от советских. В зданиях оборудовали надёжные огневые точки, а блестящие купола и кресты – отличные мишени. Сейчас повреждённые храмы реставрируются и восстанавливаются; исторические здания Новгорода и окрестностей – храмы и монастыри, средневековые архитектурные памятники – внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.