После изучения главы 2 магистр должен
знать:
• сущность и содержание культуры;
• историю появления организационной культуры и культуры профессии руководителя;
• основы нравственной культуры;
• особенности стилей и методов работы руководителей в социальной сфере;
• роль руководителя в построении культуры современной организации;
• организацию руководителем своего труда;
• профессиональные качества руководителя;
уметь:
• использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы;
• анализировать роль руководителя в формировании организационной культуры, оценивать ее с точки зрения достоинств и недостатков;
• проводить исследования организаторских и коммуникативных склонностей специалистов;
• реализовывать организационно-управленческую работу в подразделениях социальных учреждений и служб;
владеть:
• знаниями о сущности организационной культуры;
• системным подходом в определении культуры;
• высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, содействующих социальному благополучию граждан своей страны.
Системный подход – направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих эту целостность механизмов, на выявление многообразных типов связей внутри сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину Система – это совокупность элементов, связанных между собой таким образом, что возникает определенная целостность, единство.
Важным аспектом системного подхода, проявлением взаимосвязи и динамичности системы и среды является ситуационный подход, требующий восприятия системы как открытой, испытывающей влияние внешней среды.
С позиций системного и ситуативного подходов организационная культура, составной частью которой является профессиональная культура, культура труда, культура управления и культура труда руководителя, безусловно, – система, системное явление, обладающее всеми свойствами систем. Она обладает целостностью, автономностью, адаптивностью, она связана с внешней средой, ее элементы взаимосвязаны и также имеют системные признаки. Организационная культура динамично развивается, ее практически невозможно смоделировать или описать настолько точно, чтобы прогнозировать развитие с высокой вероятностью. Кроме того, культура каждой организации, как и сама организация, уникальна.
Почему в современном производстве, в том числе в социальных службах и обществе, уделяется такое внимание проблемам организационной культуры? Потому что в ней стали видеть не просто идею, позволяющую объяснить многие организационные явления, но и нечто такое, с помощью чего руководители могут создать более эффективную социальную организацию. Кроме того, обществу не безразлично, какими путями производство и сфера услуг добивается успеха и в какой среде пребывают члены общества – сотрудники социальной организации. Исследования показали, что сотрудники, чьи приоритеты совпадают с приоритетами организации, работают более эффективно и больше удовлетворены своей работой. Противоречие шкалы ценностей работника и того, что является наиболее ценным для социальной организации, становится основным источником разочарований, конфликтов и падения производительности труда. Особенно важна правильная оценка собственных приоритетов, приоритетов своей организации и своей страны, если человек стремится достичь гармонии на работе и планирует долгосрочное карьерное продвижение.
Хрестоматийное определение культуры выглядит так: культура – социально-философская категория (от лат. слова cultura – возделывание; воспитание, образование). Культура характеризует исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей.
У Цицерона культура – это «возделывание человеческого ума», воспитание. В китайской философии «жэнь» – человеколюбие, в индийской философии «джарма» – культура как духовно-материальное существование человека. В эпоху Просвещения идея культуры выражала степень развития разумного начала, воплощенного в праве, политике, морали, религии, науке как объективациях разума. Классическая немецкая философия рассматривала культуру как прогресс общественного и индивидуального сознания. Г.В.Ф. Гегель анализировал культуру как искусство, религию и философию, называя эти формы общественного сознания «ликами культуры». В «философии жизни» (В. Дильтей, А. Бергсон, Ф. Ницше) культура выступала как «дух субстанции». Неокантианство исследовало такие универсалии и ценности культуры, как логические, эстетические, нравственные, религиозные. Для К.Г. Юнга культура предстает как психобиологическое единство человечества; идеи об «осевой изначальности» представляют смысл культуры у К. Ясперса. Существует несколько сот определений понятия «культура», десятки подходов к ее изучению.
Культура исследуется философией, антропологией, социологией. В философии особенно влиятельные следующие основные подходы к пониманию культуры: 1) семиотический – толкующий культуру как социальное наследие общества (связь с традицией); 2) деятельностный – при котором культура есть образ жизни, определяемый социальными нормами; 3) аксиологический, где культура предстает как создание ценностей, позволяющих приспособиться человеку к определенной природной и социальной среде; 4) структурный, интерпретирующий культуру как создание совокупности социальных элементов: религии, мифологии, языка, семьи; 5) социологический подход исследует культуру как социальный институт (отличие культуры от явлений природы и от общественных отношений в их собственной специфике); 6) гуманистический подход, трактующий культуру как средство совершенствования человека, как духовное производство субъекта культуры; как меру человеческого в человеке.
История культуры знает три основные модели культуры: натуралистическую, классическую и неклассическую (модернистскую). Натуралистическая модель представлена в работах Ф.М.А. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха, которые утверждали, что благодаря культуре человек не исключается из природы. В XIX веке ведется речь о классической модели культуры, когда человек рассматривается как субъект культуры, а она сама предстает как надындивидуальное и чисто духовное образование. Материалистическая интерпретация культуры в марксизме исключает роль человека как субъекта культуры, для развития которой первостепенное значение имеет создание необходимых условий для всестороннего развития и самого человека. Неклассическая (модернистская) модель культуры ориентирована на повседневную жизнь человека. Это культура социума, этноса, личности, выступающая в качестве элементов повседневности. Неклассическая модель культуры связывает культуру не с творчеством субъекта, а с некой «бессубъективностью», делая ее «массовой». «Массовая культура» возникла в XX веке как продукт бизнеса. Ее черты: стандартизация содержания и формы, конформизм, культ успеха, примитивизм изображения человеческих отношений, ориентация на человека «среднего класса».
В качестве социального феномена существует культура политическая, правовая, эстетическая, этическая, экономическая, религиозная, философская, экологическая. Культура предстает в продуктах материального и духовного производства, в социальных нормах и духовных ценностях, в отношении человека к природе, обществу, другим людям, к самому себе. Культура включает в себя: результаты предметной деятельности (орудия труда, произведения искусства, различные постройки); способы человеческого общения (мораль и право); характерные особенности общественного сознания (нравственное, эстетическое); способности людей, реализуемые в их деятельности (знания, умения, навыки) в конкретных сферах общественной жизни. Культура характеризует разные особенности сознания, поведения и деятельности людей (культура производства, культура поведения, экономическая культура, физическая культура и т. д.). В понятие «культура» включается также способ жизнедеятельности человека (культура личности), социальной группы (крестьянская культура), нации (русская культура) или всего общества. Культуре присущи историческая целостность, избирательная преемственность в освоении достижений и традиций предшествующих культур, неразрывная взаимосвязь общечеловеческого и национального, общечеловеческого и классового. Овладение всем богатством культуры человечества заложено в систему воспитания и образования.
Социальная культура включает в себя наилучшие способы жизни, социальных отношений, поведения, деятельности, действий; ценности и идеалы социальной практики общества; оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов, потребностей и т. д. Социальная культура (как и культура в целом) не существует вне своего живого носителя – человека. Ее развитие – процесс сложный, противоречивый.
Во-первых, человеку как субъекту своего развития и творческой деятельности во всех сферах жизни общества важно владеть культурой мышления, культурой поведения и культурой деятельности. Человек как социальный феномен должен понимать роль в системе народной культуры традиций, а поэтому ему важно соблюдать в соотношении традиций и новаторства меру и не вмешиваться грубо в систему традиций, нарушая тем самым сложный механизм самой культуры. Не следует «улучшать» дух жизни общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память народа.
Во-вторых, социальная культура ориентирована на нравственность и правозаконность, социальные интересы и потребности. И цели и средства их достижения должны быть с «человеческим лицом». Это относится к содержанию условий труда и всей жизнедеятельности человека, материальных и духовных ценностей, их содействию развитию личности, ее благополучия и счастья.
В-третьих, социальная культура призвана быть ориентированной на понимание диалектики взаимосвязи общечеловеческих и конкретно социальных и индивидуальных интересов. Собственно культурной делают социальную практику не узкогрупповые или индивидуальные интересы и пристрастия, а общечеловеческие ценностные ориентации, которые синтезируют индивидуальные, корпоративные и общие интересы.
В-четвертых, социальная культура конкретной корпорации синтезирует индивидуальные интересы, поведение и действия, обусловленные общей принятой целью. В целом социальная культура общества определяется исторической демократической традицией и развитостью его социальных институтов, связей и отношений в них, ценностью конкретного человека для общества.
Под культурой поведения принято понимать совокупность духовных ценностей, правил, норм и требований, регулирующих характер взаимоотношений между людьми, и служащих для того, чтобы облегчить человеку вхождение в общество, сделать условия его общения с другими людьми приятными и удобными. Культура поведения складывается из внутренней нравственной культуры человека, включающей в себя нравственные чувства (долга, справедливости, любви, сочувствия и сострадания к другим, патриотизма, доброжелательства и т. п.), моральные качества человека (верность, стойкость, принципиальность, мужество, доброта и отзывчивость), его ценностные ориентации и установки на определенные моральные принципы и идеалы гуманизма, человеческой солидарности, трудолюбия, социального равенства и т. д., на то или иное понимание смысла и назначения человеческой жизни, а также из знания и умения следовать правилам и нормам этикета.
Термин «профессиональная культура» представляет собой социологическую категорию, характеризующую социально-профессиональное качество субъекта труда. Профессиональная культура – это интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности. В принципе ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, то есть профессиональный опыт.
Основные элементы профессиональной культуры: общее среднее, специальное среднее и высшее образование; квалификация; профессиональный опыт. В ходе научно-технического прогресса повышается общий уровень квалификации за счет уменьшения объемов малоквалифицированного труда и качественного изменения самого феномена квалификации. В условиях автоматизированного производства квалификация рабочего в решающей степени зависит от сложности контролируемых систем. Так как эти исторически сменяющие друг друга типы техники сосуществуют в современном производстве, феномен квалификации совокупного промышленного рабочего наполняется качественно различным содержанием, отражающим уровень развития культуры общественного производства и культуры труда. Повышение квалификации в условиях научно-технического прогресса сопровождается накоплением и систематическим обновлением профессионального опыта работника. Разные формы ее повышения обогащают различные аспекты профессионального опыта. В результате овладения вторыми и смежными профессиями и специальностями происходит расширение профессионального профиля работника и одновременно рост его профессиональной культуры. Культуроформирующий эффект от совмещения профессий и специальностей проявляется в преодолении профессиональной ограниченности, вступающей в противоречие с потребностями организации производства. Переход к более сложным видам деятельности вызывает качественное усложнение трудовых функций и слияние их в профессии так называемого интегрального типа. Процессы освоения профессий широкого профиля, требующих повышения мастерства, вызывают политехнизацию профессиональной культуры, сопровождающуюся ее качественным ростом.
Категория «культура труда» представляет собой систему внебиологически выработанных механизмов (и соответственно «умения» их актуализировать), благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется деятельность субъектов труда. Культура труда реализуется тем активнее, чем глубже и многограннее отражаются в индивидуальной и коллективной трудовой деятельности технико-технологические нормативы и социальные ценности труда, трудового коллектива, общества. Объективные характеристики культуры труда представляют собой технико-технологические и социальные нормативы, обусловленные достижениями техники, технологии и организации производства и представляющие собой иерархию требований к человеку как исполнителю производственных функций и как личности. Субъективными характеристиками культуры труда являются социокультурные потребности, образующие в своей совокупности тип ценностного отношения к труду. Исследование связей и отношений между этими характеристиками позволяет анализировать культуроформирующий эффект труда, который проявляется в единстве и противоречивом развитии процесса формирования индивидуальных способностей человека и процесса реализации его обогащенной социальным опытом индивидуальности в труде. Культуроформирующий эффект труда обусловлен его содержанием в той мере, в какой он обогащает знания и способности человека, и характером труда в той мере, в какой он способствует полноте раскрытия личности и ее самовыражению в процессе труда. Культура труда развивается во взаимодействии и взаимоусилении ее внешних и внутренних регулятивных механизмов. Если внешние механизмы связаны с управляющим воздействием на человека (путем приведения его социально-профессиональных характеристик и социокультурных потребностей в соответствие с возрастающими требованиями техники, организации труда и производства), то внутренние – с познанием и организацией человеком собственных сущностных сил как общественных. Именно за счет эффективности действия внутренних механизмов образуются социальные резервы повышения культуры труда. В современных условиях взаимодействие присвоения человеком существующей совокупности производительных сил и реализации этого опыта в трудовой деятельности отличается известной противоречивостью. С одной стороны, это проявляется в недостаточно быстром росте качества рабочей силы, способной к овладению существующими средствами труда и технологическими процессами, с другой – в далеко не полном использовании наличных способностей рабочей силы, ее интеллектуального резерва. Совокупность социально-экономических и технико-организационных противоречий, обусловливающих дисгармонию этих процессов, разрешается с помощью внешних и внутренних регулятивных механизмов культуры труда, выявляющих резервы ее функционирования и развития.
Как видим, полное определение понятия «культура» включает в себя множество элементов, уровней, смыслов.
Различные мнения об элементах культуры и представления о ее сущности находят отражение в используемых понятиях, соотносимых с концепциями культуры, и акцентируют внимание на том или ином ее аспекте или идее, разделяемой членами группы. Основные концепции, ассоциируемые с организационной культурой, таковы:
1. Наблюдаемые поведенческие стереотипы при взаимодействии людей: язык, используемый ими, обычаи и традиции, которых они придерживаются, ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.
2. Групповые нормы – такие свойственные рабочим группам стандарты и ценности, как, например, конкретная норма «полноценной дневной выработки за полноценную дневную зарплату», возникшая у рабочих участка намотки катушек в хоторнских экспериментах.
3. Провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится группа, такие как «качество продукции» или «лидерство в ценах».
4. Формальная философия: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются действия группы по отношению к акционерам, служащим, клиентам или посредникам.
5. Правила игры: правила поведения для работающих в организации; «ограничения», которые следует усвоить новичку, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».
6. Климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.
7. Существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.
8. Склад мышления, ментальные модели и/или лингвистические парадигмы: принятые когнитивные (связанные с познанием) системы, определяющие восприятие, мышление и язык, используемые членами группы и передаваемые новым ее членам на этапе первичной социализации.
9. Принятые значения: мгновенное взаимопонимание, возникающее при взаимодействии представителей группы друг с другом.
10. «Базовые метафоры», или интеграционные символы: идеи, чувства и образы, выработанные группой для самоопределения, которые не всегда оцениваются на сознательном уровне, но находят воплощение в зданиях, офисной структуре и других материальных аспектах существования группы. Этот уровень культуры отражает не когнитивные или оценочные, а эмоциональные и эстетические реакции членов группы.
Одно из наиболее распространенных определений: организационная культура – это система материальных и духовных ценностей, явлений, представлений, присущих данной организации, которые, взаимодействуя между собой, отражают ее индивидуальность и проявляются в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Одно из наиболее распространенных определений: организационная культура – это паттерн (схема, модель, рамки) коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем.
Организационная культура выполняет две основные функции:
• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
• внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.
Основные элементы организационной культуры:
• поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях;
• групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов;
• провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т. п.);
• философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам;
• правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок»;
• организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами;
• существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.
Аналогично культуре общества в целом культуру организации нельзя понимать как абсолютно однородную и внутренне неразделимую сущность. Специфика организационной культуры определяется ее носителями: как в обществе есть различные социальные группы, которые могут выражать ценности, в определенной степени отличающиеся от общей культуры социума, так и в организации существуют отдельные группы.
Основными компонентами организационной культуры принято считать: культуру управления, культуру производства, культуру внешних отношений, предпринимательскую культуру, экологическую, культуру отношений с акционерами.
• Понятие «культура управления» охватывает широкий спектр вопросов, включая культуру проведения деловых совещаний, переговоров, собраний, конференций, встреч, круглых столов и т. д. Сюда относится также культура делопроизводства и коммуникаций, культура рекламной и пиаровской деятельности. Коренные изменения в стратегии предприятия очень часто требуют серьезного внимания к культуре управления, так как это связано с необходимостью изменения взглядов руководителей и работников на реальное положение вещей. Зачастую необходимо преодолеть сопротивление носителей старой культуры. Некоторые западные идеологи корпоративной культуры предлагают безжалостно избавляться от них. В условиях российских предприятий такая бескомпромиссная позиция является неприемлемой. Дело все в том, что носители старой культуры – это, обычно, опытные, высококвалифицированные специалисты, добросовестные работники с обостренным чувством долга перед своим предприятием. Особое внимание к ним со стороны всего персонала, признание заслуг и достойная оценка их труда администрацией предприятия помогают этим работникам адаптироваться к новым условиям деятельности и восприятию новой культуры управления.
• Культура производства означает, что на рабочих местах должна поддерживаться чистота и порядок, выполнение технологических операций должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями технической документации, в течение рабочего дня недопустимы неоправданные отлучки с рабочего места, продолжительные неслужебные разговоры и другие отступления от рабочего регламента. К культуре производства следует также отнести культуру инженерной (технологической и конструкторской) деятельности, культуру межличностных отношений в ходе трудового процесса, культуру поведения людей, их внешний вид (дисциплинированность, эстетичная одежда или служебная форма, вежливость в обращении друг с другом и т. п.).
• Культура внешних отношений означает соблюдение принципов этичных взаимодействий со всеми партнерами и клиентами: предприятиями-поставщиками, предприятиями-заказниками, дилерскими компаниями, инжиниринговыми компаниями, банками, налоговыми органами, местными и федеральными органами управления и власти, образовательными, медицинскими и культурными организациями и др. Поддержание этого компонента корпоративной культуры создает благоприятный имидж предприятию и хорошие отношения к нему со стороны внешней среды.
• Коммерческая (предпринимательская) культура охватывает сферу коммерческих взаимоотношений с деловыми партнерами предприятия. Главные принципы здесь: строгое соблюдение, добросовестное и качественное исполнение всех условий заключаемых договоров, внимательное отношение к просьбам партнеров, поддержание стабильных долгосрочных отношений с постоянными клиентами, предоставление достаточной информации о своей продукции.
• Экологическая культура проявляется в бережном отношении предприятия к окружающей среде, его готовности пойти на дополнительные расходы по охране окружающей среды и недопущению вредных выбросов. Экологическая культура не ограничивается только соблюдением требований соответствующих органов надзора, она предполагает также проведение работ по внешнему и внутреннему дизайну зданий, благоустройству территории предприятия и окружающего ландшафта.
• Культура отношений с акционерами включает в себя такие элементы, как проведение честной и открытой дивидендной политики, культуру проведения собраний акционеров, четкое реагирование на запросы акционеров, регулярное информирование акционеров о деятельности предприятия и т. д.
Роль организационной культуры можно рассматривать с различных позиций: с точки зрения сотрудника; с точки зрения руководителей; с точки зрения внешнего окружения.
• Организационная культура с точки зрения сотрудников способствует тому, что у человека, пришедшего в организацию, первое впечатление о ней складывается благодаря именно организационной культуре. Все, с чем он сталкивается в организации, несет на себе отпечаток организационной культуры. Организационная культура предстает перед новым сотрудником в виде поведения окружающих, подчиняющихся неизвестным законам, согласующимся с неизвестными ценностями. Если работа по адаптации новичков поставлена хорошо, то до сотрудника доводится свод правил и норм, согласно которым он должен вести себя, работать, те ценности, на которые он должен ориентироваться. Если сотрудник работает довольно долго, он, как правило, не замечает проявлений культуры, поведение окружающих ему кажется нормальным. Осознать собственную организационную культуру он может при сравнении ее с другим предприятием или при введении новых сотрудников в организацию, независимо от того, работали они где-нибудь раньше или нет.
Организационная культура оказывает немалое влияние на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт.
Организационная культура выполняет оценочно-нормативную функцию. На основе сравнения реального поведения человека, группы, организации со значимыми для нашего сообщества нормами культурного поведения можно говорить о позитивных и негативных действиях, гуманных и бесчеловечных, прогрессивных и консервативных. Для работников организационная культура задает направленность деятельности – ориентир (цель деятельности тесно связана с ценностями, принятыми в организации), а также допустимые способы достижения различных целей (как личных, так и организационных). Относительная устойчивость характеристик культуры к изменениям поддерживает у работников чувство стабильности, что отвечает потребности в безопасности, одной из базовых потребностей человека. Слишком быстрые изменения элементов культуры, особенно глубокие, касающиеся структуры предприятия, нарушают ощущение стабильности и вызывают чувство тревоги за будущее. Если крупные изменения происходят во внешней среде, организационная культура, ориентируя работников в главном, служит своеобразной технологией выживания, способствует сохранению положения организации на рынке.
Культура наполнена шаблонной ритуализированной деятельностью, закрепленной в определенных характерных формах поведения, обычаях, правилах морали, что представляет собой форму социальной и психологической защиты. Организационная культура обеспечивает значимость производственной деятельности в глазах работников, так как достижение целей организации способствует достижению их собственных целей, удовлетворению их потребностей, соответствует внутренней структуре личности каждого работника (в идеале). Элементы организационной культуры, усвоенные работником ценности и нормы являются внутренними побудительными силами, мотивирующими работника к эффективной деятельности, к более производительному и качественному труду.
• Организационная культура с точки зрения руководителей может проявляться двояко: если культура не противоречит целевым установкам руководителей, то они ее не ощущают, не замечают, но чувствуют себя комфортно. Однако, если базовые установки существующей культуры не способствуют развитию организации, если цели работников противоречат целям руководства, то культура становится серьезным препятствием на пути развития и может стать причиной краха организации. Культура в любом сообществе, в том числе и в организации, является мощным регулятором деятельности человека. Культура задает целевой ориентир (общественно одобряемые цели), ограничивает способы достижения целей (социально приемлемые средства – нормы поведения, принятые в данном сообществе), а также обеспечивает психологическую поддержку и одобрение со стороны членов сообщества, если индивид действует в рамках правил.
Культура организации отражает ценности, нормы поведения, которые сформировались под управленческим воздействием на протяжении истории развития организации. Она несет в себе как основу черты национальной культуры той страны (или местности), в которой существует организация. Но столь же сильное воздействие на содержание организационной культуры оказали ценности, принципы, установки и представления тех, кто создавал эту организацию.
Очень многие теперь существующие организации зарождались в советский период, где структура определялась тогдашними представлениями об эффективности, то есть строились по тому же принципу, что и партийные организации. В соответствии с этим подбирались и руководители, поэтому их могли без особых потерь перемещать с одного предприятия на другое. Если руководители не подходили для данной роли, назначались другие. Новые владельцы долго существующих предприятий столкнулись поэтому с проблемой подбора руководителей, особенно молодых, воспитанных на рыночных условиях хозяйствования, подходящих для управления ими.
Руководители старшего поколения также не подходят в силу своей устаревшей ориентации на плановую экономику и слабой способности к реагированию на быстро меняющиеся рыночные условия. В таком случае структура организации является тем отправным элементом, который определяет политику преобразований и развития (существует необходимость перестройки структуры или нет, соответствует она новому руководству и тем задачам, которые ставятся перед организацией или нет).
Итак, для руководителей организационная культура выступает как регулятор поведения сотрудников, который в лучшем случае способствует процветанию организации, в худшем же мешает и ограничивает возможности развития. Культура организации является сильнейшим мотиватором или демотиватором деятельности персонала, и руководители вынуждены искать рычаги усиления мотивирующей способности организационной культуры или ослабления ее демотивирующего воздействия.
Степень соответствия поведения руководителей официально задаваемым нормам поведения, провозглашаемым ценностям является фактом проявления организационной культуры, который формирует представление работников о руководстве и действительно ценном в данной организации поведении.
Проанализировав организационную культуру с точки зрения ее свойств, функций и элементов, а также ее сильных и слабых сторон, руководители данной организации имеют возможность избежать многих ошибок, лишних затрат и волнений. Очень важно знать, что любое существующее в организации явление тесно связано с культурой организации и малейшее изменение повлечет реакцию культуры в положительную или, скорее всего, отрицательную сторону.
Организационная культура и внешняя среда связаны тем, что организационная культура представляет внешней среде (потребителям, поставщикам, сообществу, в котором существует организация) информацию о целях существования и принципах деятельности организации, то есть в глазах окружающих она предстает как устойчивый имидж организации. Эта информация может целенаправленно формироваться средствами рекламы, службой связи с общественностью и представляться в виде внешних, материальных аспектов жизнедеятельности организации. К ним можно отнести дизайн, спецодежду, логотип, фирменный знак, марку. Однако внешний имидж организации должен соответствовать внутреннему, иначе все, кто сталкивается с организацией, не только изменят свое мнение о ней, но и будут относиться к ней как к нечестному и ненадежному партнеру.
Внутренний имидж организации является проявлением организационной культуры. Целенаправленное формирование внутреннего имиджа невозможно без изменения или развития организационной культуры.
Основная заповедь культурной организации: не наносить своей деятельностью вреда окружающей среде и вообще кому бы то ни было. Производство должно быть экологически чистым. Без этого компания не получит сертификацию по стандартам ISO. По американским законам организация, завершившая свою деятельность в какой-либо местности, обязана оставить эту территорию в таком же состоянии, в каком она была до размещения производства: восстановить ландшафт, травяной покров, деревья и кустарники и т. п.
Отметим роль руководителя в управлении организационной культурой. Очевидно, что проблема препятствий на пути развитой организации, разработки и реализации стратегии отчасти лежит в плоскости организационной культуры, элементы которой не соответствуют тому состоянию организации, в которое она намерена перейти в результате разработки и реализации стратегии. Основными задачами руководителей при формулировании и внедрении стратегии являются: (1) точное и глубокое понимание происходящего, (2) накопление достаточного количества информации, противоречащей сложившемуся положению и представлениям, чтобы продемонстрировать работникам и убедить их в необходимости изменений, не вызывая при этом излишнего беспокойства, (3) обеспечение психологической безопасности за счет ви́дения будущего организации, направления и способа изменения или создания процесса, способствующего выявлению и нахождению самой организацией своего пути, (4) признание наличия неопределенности, (5) отношение к ошибкам в процессе обучения как к неизбежным и необходимым и (6) управление всеми фазами процесса изменений, в особенности беспокойством при отказе от старых и внедрении новых культурных представлений.
Следовательно, руководитель должен иметь достаточно полное представление о культуре вообще и организационной культуре своей организации в частности. Его задача – понимать роль и место своей личной и организационной культуры в достижении целей организации, понимать необходимость грамотного выявления специфики культуры его организации, ее формирования, корректировки и поддержания на оптимальном уровне. Руководитель должен уметь предвидеть последствия своих решений в культурологическом аспекте. Способность предвидеть и замечать наметившиеся во внешней среде или в жизни организации тенденции, умение диагностировать причины неудач и успехов, многие из которых относятся прямо или косвенно к культуре организации, повышают авторитет руководителя, подтверждают его компетентность. Сложные случаи требуют от руководителя умения правильно определять направления глубоких исследований и приглашать для их осуществления квалифицированных специалистов.
Одним из важных элементов организационной культуры является отношение к новичкам, адаптация новичков в самой корпоративной культуре. Внедрение в нее – процесс часто сложный и болезненный. Надо не просто понять все тонкости, но и впитать их в себя. Адаптация в корпоративной культуре – один из самых сложных моментов после прихода на новое место.
Формирование организационной культуры – длительный и сложный процесс. Основные (первые) его шаги следующие: определение миссии организации; основных базовых ценностей. И уже исходя из базовых ценностей формируются стандарты поведения членов организации, традиции и символика. Таким образом, формирование организационной культуры распадается на следующие этапы:
• определение миссии организации, базовых ценностей;
• формулирование стандартов поведения членов организации;
• формирование традиций организации;
• разработка символики.
Формирование организационной культуры, взращивание ее основных элементов и усвоение их работниками социальной службы требуют много времени и усилий. Во всяком случае не меньше, чем внедрение новой технологии или проведение структурных преобразований. При всей значимости основополагающих элементов организационной культуры ее ценности и нормы ими, разумеется, не исчерпываются. Производными от них являются, например, правила делового общения, ритуалы делового и внеслужебного общения, также все средства сохранения и воспроизводства организационной культуры в условиях неизбежной смены поколений руководителей социальной службы и рядовых работников.
Определяя место и роль культуры труда руководителя в общей системе организационной культуры, дадим определение некоторым основным понятиям организации труда.
• Характер труда выражает его социально-экономическую сущность и включает тип общественной организации труда (способ соединения рабочей силы со средствами производства на базе какой-либо формы собственности, формы разделения труда, способ включения отдельных видов трудовой деятельности в совокупный общественный труд) и отношение к труду, проявляющееся через соотношение его основных функций (функции труда: средство к жизни, средство самовыражения и развития личности, критерий положения человека в обществе). Характер трудовой деятельности выражает общественную форму труда, обусловленную типом господствующих производственных отношений. Главное – в чьих интересах используются средства производства.
• Содержание труда – это состав, характер и объем выполняемых работником трудовых функций.
• Условия труда – степень безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека.
• Организация производства – форма, порядок соединения работы с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности общественного труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов.
• Научная организация труда (НОТ) – организация труда, основывающаяся на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в трудовую деятельность; позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе труда; обеспечивающая наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда; способствующая сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в жизненную необходимость.
НОТ призвана решать три основные взаимосвязанные группы задач:
• экономические – для обеспечения наиболее рационального использования трудовых и материальных ресурсов и тем самым ускорения темпов роста производительности труда и повышения эффективности производства;
• психофизиологические – для обеспечения наиболее благоприятных условий в процессе труда с целью сохранения здоровья и устойчивой работоспособности человека – главной производительной силы общества, обеспечения содержательности и привлекательности труда, повышения культуры и эстетики труда;
• социальные – для воспитания позитивного отношения к труду, создания условий для всестороннего развития личности работников, превращения труда в первую жизненную необходимость.
Поскольку НОТ – это современная наука и техника в сфере организации труда, использование ее достижений является критерием высокой культуры предприятия.
• Разделение и кооперация труда. Общественный труд предполагает общее, частное и единичное разделение труда. На предприятиях существует технологическое, функциональное и профессионально-квалификационное разделение труда. Совместный труд требует кооперации и соответствующих коммуникаций.
В свое время были разработаны Методические основы количественной оценки уровня организации труда, производства и управления на предприятии. В соответствии с этими Методическими основами в конечном счете определяется общий организационный уровень организации как средневзвешенная величина уровней организации труда, производства и управления. В свою очередь, показатели уровня организации труда – это:
• коэффициент разделения труда (степень специализации рабочих);
• коэффициент рациональности приемов труда (рассчитывается на основе данных о затратах труда передовыми рабочими и всеми рабочими по одним и тем же операциям);
• коэффициент организации рабочих мест (характеризует соответствие организации рабочих мест передовым проектам, которые обеспечивают оптимальные трудозатраты без излишних и утомительных движений);
• коэффициент трудовой дисциплины (отражает потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины);
• коэффициент нормирования труда (рассчитывается исходя из охвата рабочих нормами и из степени напряженности норм);
• коэффициент условий труда определяют как среднегеометрическую величину показателей, характеризующих соответствие фактических условий труда (шум, вибрация, содержание пыли, других вредных веществ в воздухе и т. д.) нормативным.
Основные производственные фонды являются важнейшей составной частью материально-технической базы и имущества любой организации. Рачительный владелец, «культурный хозяин» будет заботиться об эффективном использовании имеющегося производственного потенциала, основных фондов, производственных мощностей и оборудования, обеспечивать воспроизводство материально-технической базы на прогрессивной основе.
В условиях конкуренции организации должны постоянно обновлять производственный потенциал на передовой технической и технологической основе, формировать и осуществлять программу непрерывной модернизации материально-технической базы, сосредоточивать усилия и ресурсы на техническом переоборудовании и реконструкции производства. Это, конечно, требует солидных затрат, источниками которых являются как собственные, так и заемные средства.
Информационную базу для анализа уровня и совершенствования материальных факторов производства (предметов и средств труда), условий и безопасности труда обеспечивает проведение учета, аттестации, рационализации и планирования рабочих мест.
Современный подход к персоналу требует активного участия самих работников в проведении учета, аттестации, рационализации своих рабочих мест. Основные цели – повышение эффективности производства, качества продукции и рациональное использование производственных и трудовых ресурсов (ресурсный подход к персоналу) в организации за счет:
• ускорения роста производительности труда в результате приведения рабочих мест в соответствие с требованиями научно-технического прогресса, механизации и автоматизации производства, сокращения применения ручного и тяжелого физического труда;
• улучшения использования основных производственных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест с устаревшим оборудованием;
• модернизации действующего оборудования, внедрения передовой техники и технологии, концентрации работ на более прогрессивном оборудовании, обеспечения сбалансированности числа рабочих мест и работающих, возрастания коэффициента сменности работы;
• улучшения условий труда и техники безопасности на каждом рабочем месте, повышения культуры производства, содержательности и привлекательности труда.
• Аттестация рабочих мест – это совокупность мероприятий, включающих комплексную оценку каждого рабочего места на его соответствие передовому научно-техническому и организационному уровню, анализ достигнутого уровня производства, выработку решений о дальнейшем использовании рабочих мест и направлений их совершенствования. Оцениваются также условия труда и техники безопасности на рабочем месте. По результатам аттестации каждое рабочее место относится к одной из трех групп: аттестованные, подлежащие рационализации, подлежащие ликвидации.
Значительно расширяет рамки задач и возможности получения положительных результатов в процессе рационализации рабочих мест использование оценочных критериев. Сам процесс труда может стать привлекательным для работника в том случае, если он характеризуется, как минимум, следующими факторами:
• ответственностью работника за результаты труда;
• значимостью, важностью выполняемой работы, осознаваемыми работником;
• определенной свободой в использовании ресурсов;
• наличием обратной связи: информированностью относительно оценки потребителем результатов труда работника;
• возможностью профессионального роста, развития потенциала работника;
• возможностью контроля над условиями труда.
• Рационализация рабочих мест представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на совершенствование действующих рабочих мест и улучшение их использования. Мероприятия могут быть направлены на повышение технического уровня рабочих мест, организационного уровня, улучшение условий труда и техники безопасности. Все мероприятия обосновываются с экономической точки зрения, определяется их эффективность.
• Планирование рабочих мест предусматривает проведение расчета оптимального количества и структуры рабочих мест в целях обеспечения их сбалансированности с трудовыми ресурсами и роста производительности труда.
Проблемами условий труда занимается достаточно большое количество научных дисциплин. Кроме уже упоминавшейся научной организации труда, к ним относятся инженерная психология и эргономика.
Инженерная психология изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина».
Эргономика – дисциплина, изучающая взаимодействие человека и машины в конкретных условиях его производственной деятельности. Она служит созданию для человека оптимальных условий труда, тесно связана с потребностями всестороннего развития личности в условиях значительного усложнения техники и технологии, а также их функционирования, с существенным изменением характера трудовой деятельности человека, с возрастанием стоимости машин и «цены» ошибки человека при управлении ими. При создании и модернизации орудий труда, организационной оснастки, планировке и освещении рабочих мест важно поэтому заранее с максимальной полнотой учесть условия труда и возможности человека, который будет пользоваться техникой, систематически улучшать условия труда, повышать его творческий характер. Эргономические требования к оборудованию, машинам, приборам определяются психологическими, физиологическими, антропометрическими и биомеханическими характеристиками человека и устанавливаются с целью оптимизации трудовой деятельности.
Результаты научных исследований в области эргономики широко используются при совершенствовании организации труда.
• Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.
Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме.
Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
На формирование и изменение условий труда влияет множество факторов, объединенных в три группы.
1. Социально-экономические:
1.1. Нормативное и законодательное регулирование социально-экономических и производственных условий труда (продолжительность рабочего времени и режимы труда и отдыха, санитарные нормы и требования, система контроля за соблюдением действующих законов, требований и правил в области условий труда).
1.2. Социально-психологические факторы, характеризующие отношение работника к труду и условиям труда, психологический климат в производственных коллективах, эффективность применяемых льгот и компенсаций за работы, которые неизбежно связаны с неблагоприятными воздействиями.
2. Организационно-технические:
2.1. Средства труда (производственные здания и сооружения, санитарно-бытовые устройства, технологическое оборудование, инструменты, приспособления, в т. ч. средства, обеспечивающие техническую безопасность труда).
2.2. Предметы труда и продукт труда (сырье, материалы, заготовки, полуфабрикаты, готовые изделия).
2.3. Технологические процессы (физические, механические, химические и биологические воздействия на обрабатываемые предметы труда, способы их транспортировки и хранения и т. д.).
2.4. Организационные формы производства, труда и управления (уровень специализации производства; его масштабы и массовость; сменность работы предприятия; прерывность и непрерывность производства; формы разделения и кооперации труда; его приемы и методы; применяемые режимы труда и отдыха в течение рабочей смены, недели, года; организация обслуживания рабочего места; структура предприятия и его подразделений; соотношение функционального и линейного управления производством и др.).
3. Природные факторы, имеющие особое значение при формировании условий труда в сельскохозяйственном производстве, добывающей промышленности, на транспорте, в строительстве ит. д.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:
• планирования и проведения мероприятий по охране и улучшению условий труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
• сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
• обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
• решения вопроса о том, связано ли заболевание с профессией (при подозрении на профессиональное заболевание), установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров и разногласий в судебном порядке;
• рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
• включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;
• ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
• составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда;
• применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.
Измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.
Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ.
К условиям труда относится и режим труда и отдыха, и, хотя некоторые работники предпочли бы работать по индивидуальному режиму, организация не всегда может идти им навстречу в силу требований технологического процесса, содержания и характера труда. Обычно режим труда и отдыха отражается в «Трудовом распорядке» организации или в коллективном договоре, и при найме работник решает, устраивает его такой режим или нет. Режим труда и отдыха разрабатывается с учетом максимально возможного сохранения работоспособности людей и снижения утомляемости.
Изучив особенности биологических циклов своих работников, особенности их вхождения в трудовой процесс, организация может разработать рациональные режимы труда и отдыха с учетом пожеланий и личностных особенностей работников или хотя бы приблизить условия труда к их пожеланиям, если это позволяют сделать техника и технология.
В Гражданском кодексе РФ есть глава «Обязательства вследствие причинения вреда», согласно которой работодатель несет ответственность за ущерб, понесенный работником его предприятия (это может быть полученная травма или иной вред, причиненный жизни или здоровью граждан при исполнении ими договорных обязательств).
Возмещению подлежит доход, утраченный потерпевшим вследствие полученной травмы, а также все расходы, понесенные им при лечении, на приобретение лекарств, при протезировании, санаторно-курортном лечении, приобретении специальных транспортных средств, обучении другой профессии и т. д. При этом в расчет не принимаются пенсия и заработок потерпевшего.
Принципы «культурного» управления персоналом таковы:
1) научность, использование достижений научных дисциплин, имеющих своим объектом человека, социальные общности, организации, труд;
2) системность в восприятии объектов исследования и управления и факторов, влияющих на поведение объектов;
3) гуманизм, основывающийся на индивидуальном подходе, восприятии персонала как главного достояния организации, а каждого работника – как уникальной личности с большим потенциалом;
4) профессионализм, предполагающий у руководителей и работников служб управления персоналом наличие адекватного образования, опыта и контекстуальных навыков, позволяющих эффективно управлять персоналом конкретного предприятия.
По мнению ряда исследователей, в число принципов и ценностей, которые должны разделять и работники организации, и весь управленческий аппарат, необходимо включить следующие.
1. Организация существует на благо ее сотрудников в той же степени (если не более того), в какой сотрудники – на благо организации. Представление об организации как о социальной системе прежде всего видится наиболее перспективным с позиции развития человеческого сообщества и каждого человека, с позиции понимания естественного стремления социума и личности к духовному совершенству
2. Сотрудники организации различаются по карьерным перспективам и ожиданиям на разных стадиях своего развития, поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг текущего состояния потенциала работников, их ожиданий и соотносить их с перспективами развития организации. Отсюда же вытекает и принцип индивидуального подхода, в том числе и в вопросах стимулирования, и принцип необходимости творческого подхода к стимулированию и динамичности стимулов. Данную деятельность правомерно назвать «карьерным маркетингом».
3. Если руководство не сможет вникнуть в эти отличия, признать их и вступить по этому поводу в переговоры, оно не сможет добиться карьерного удовлетворения от своих сотрудников, и вследствие этого их сотрудничество не будет успешным.
4. Самые ценные сотрудники организации со временем предпримут попытки перейти на работу в другую организацию или работать хуже, чем могут. Если вспомнить теорию жизненного цикла живых систем, а также наличие рынка труда и собственных планов развития у каждого работника, то это утверждение не вызовет сомнений, а значит, следует применять мониторинг и карьерный маркетинг в отношении и самых, казалось бы, «обласканных» работников.
5. Перемены, которые отражаются на состоянии рынка труда (например, покупательский рынок труда в период экономического спада), могут привести к изменению баланса различных сил (в данном случае баланса сил работника и работодателя). Тем не менее эти колебания в силе позиций не должны влиять принципиальным образом на переговоры с сотрудниками об их карьере.
6. С другой стороны, организации также имеют потребности. Выживаемость – главная фундаментальная потребность для всех, и потребность выживания может оправдать слишком высокие ожидания сотрудников. В случае наличия противоречий между интересами отдельного работника и интересами коллектива необходима глубокая проработка проблемы, исследование альтернатив развития и открытое обсуждение ситуации.
7. Переговоры о карьерном росте могут проводиться только в том случае, если отдельный сотрудник и представитель руководства компании могут открыто говорить о том, чего они хотят добиться, и готовы пойти на компромисс, а лучше – на сотрудничество. Доверие является необходимым фактором сотрудничества.
Современные управленцы все более широко применяют гуманистический подход, опираются на соответствующие этому подходу факторы, которые должны быть известны и умело использованы менеджерами для влияния на подчиненных и получения результатов. Само перечисление факторов позволяет судить об этой гуманистической тенденции.
• Самооценка: не зная себя, невозможно узнать и понять других; невозможно развиваться, не имея точки отсчета. Необходимо знать свой потенциал, уметь его оценивать и на этой основе определять потенциал других, направления развития для себя и других;
• личное и профессиональное развитие: апеллируя к высшим потребностям, обращаясь к душе подчиненного, нужно самому иметь высокие душевные качества, чтобы выглядеть привлекательно и естественно. Выдающийся французский исследователь теории управления А. Файоль о нравственности управленца говорил, что для руководителя высокого уровня залогом отсутствия как злоупотребления властью, так и слабости является цельность его личности и его высокие моральные качества; цельность же эта, как известно, не избирается и не приобретается. Требуя профессионализма, следует быть самому профессионалом, продвинутым далее других, только тогда приобретаешь право формировать видение будущего, ставить цели, пользоваться авторитетом, оценивать результаты других. Высокие нравственные качества руководителя, его зрелость, минимум проявлений эгоизма составляют основу доверия, необходимого для успешной командной работы;
• видение будущего. Очевидно, что необходимое условие командной работы и сотрудничества, эффективного взаимодействия потенциалов работников – разделяемое единство целей, видения будущего;
• командная работа: формирование, развитие и поддержание команды на стадии ее высшей продуктивности, достижение мультипликационного эффекта при взаимодействии. Для этого необходима уникальная и индивидуальная работа по формированию атмосферы доверия, взаимопонимания и единства целей членов команды и организации для расцвета индивидуального и группового творчества. Существенная подробность: в условиях высокой динамичности внешней среды и ограничений во времени у менеджеров зачастую нет возможности решать проблемы на основе аналитического подхода, и все более начинают говорить об «интуитивном менеджменте», эффективность которого повышается, когда принятие решений осуществляется не только на основе знаний и опыта одного руководителя (а знания и опыт – основа интуиции), но и на основе знаний, опыта и интуиции всех членов команды;
• обратная связь: мониторинг хода процессов, своевременное выявление отклонений, тенденций, диагностика и принятие мер по корректированию, поддерживающие и развивающие коммуникации;
• управление разнообразием как фактором творчества, управление индивидуальным развитием каждого в интересах организации, самого работника и коллектива в целом (на основе понимания, каков текущий уровень, каковы требования к развитию со стороны организации, со стороны внешней среды, каковы потребности и элементы потенциала, в том числе потенциала к развитию (пределы развития) самого работника);
• дистанционное управление: фактор, связанный с географической гибкостью персонала, автономной работой за пределами офиса, требующий развития лояльности, доверия, добросовестности и других высоких нравственных качеств, высокого уровня зрелости системы ценностей персонала;
• развитие гибкости, адаптивности и устойчивости по отношению к неопределенности и изменениям внешней и внутренней среды организации;
• обеспечение участия работников в принятии решений как фактор формирования лояльности работников организации, развития доверия и ответственности;
• обогащение труда работников, делегирование полномочий, предоставление прав подчиненным;
• понимание и практическая реализация принципа единства и неразрывности лидерства и управления (каждый руководитель – лидер).
• проектирование развития организации, имея в виду, что развитие организации – это в первую очередь развитие персонала, повышение его качества.
Американский ученый Големан использует концепцию эмоциональных способностей, или эмоционального интеллекта (emotional intelligence). Данная группа навыков близка по смыслу таким понятиям, как «коммуникативная компетентность» и «социальная компетентность». Эмоциональный интеллект (выражаемый через EQ – коэффициент эмоционального развития), согласно Големану, представлен способностями к самоосознанию, саморегуляции или самоконтролю, умением стимулировать других, способностью сопереживать чужим эмоциональным и поведенческим проявлениям (эмпатией) и навыками общения, или коммуникативными навыками. В отличие от когнитивного интеллекта, или коэффициента интеллекта (IQ), который в течение жизни данного индивида не претерпевает особых изменений, эмоциональные способности могут развиваться и совершенствоваться. На деле, как показали результаты ряда исследований, успех организационной деятельности во многом зависит именно от этих эмоциональных способностей руководителей.
Отношения «начальник – подчиненный», имеющие место в любой организации, существовали еще с незапамятных времен. Однако лишь к середине прошлого века им стало уделяться должное внимание как внутри предприятий, так и со стороны ученых, исследующих трудовые процессы.
Данное явление связано с тем, что с недавнего времени деятельность предприятий во всем мире характеризуется ростом управленческого аппарата и затрат на него, ростом объема административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность, социальное страхование, связи с общественностью), ростом объема информации и документооборота. Необходимость совершенствования организации управленческого труда вызвала появление различных терминов и определений для обозначения совокупных действий по улучшению качества управленческой деятельности. Одним из таких понятий является культура управленческого труда (управленческой деятельности), являющаяся фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией. Понятно, что успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.
Управленческая деятельность – это прежде всего осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.
Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости руководителей дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.
Согласно классическому определению, культура есть высокий уровень, высокое развитие чего-нибудь (например, культура производства, культура поведения). Исходя из такого определения под культурой управленческой деятельности руководителя как основного содержания его труда будем понимать высокий общественный, профессиональный и духовный уровень управленческого потенциала руководителя, высокое развитие методов, способов и средств управления, применяемых им в управленческой практике, а также умений и практических навыков действий руководителя в сфере управления организацией. Для органов социального управления понятие культура управленческой деятельности руководителя и персонала трансформируется в понятие управленческая культура, которое применимо к характеристике работы органов управления и отдельных должностных лиц социальной службы. Культура управленческой деятельности является составной частью организационной культуры.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем:
а) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура руководителя в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;
б) моральные нормы – нормы, которые регулируют поведение руководителя в таких важных областях, как нравственность и мораль;
в) организационные нормы – устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в любой организации;
г) экономические нормы: регулируют экономическую деятельность организации.
Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т. п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность руководителя в рамках культуры управленческого труда.
Управление в социальной сфере является не односторонним, а двухсторонним процессом взаимодействия субъекта и объекта управления; следовательно, и управленческая деятельность по большому счету включает не только действия управленческого персонала, но и в определенной мере персонала объекта управления. Поэтому, несмотря на существенную разницу в доле участия различных категорий служащих в процессе управления и с учетом значительного различия в их управленческой подготовке, рациональность и эффективность управления во многом определяются состоянием культуры управленческой деятельности практически всех кадровых служащих.
В теории и практике управления известны различные характеристики (проявления) культуры управленческой деятельности руководителя и управленческого персонала, знание и учет влияния которых объективно необходимы для достижения эффективности управления.
Во-первых, это управленческая компетентность, представляющая собой синтез теоретической подготовки (познаний) и практического опыта в области управления вообще и управления в социальной сфере в частности. Культура труда руководителя как основного субъекта управления в отличие от стихийного регулирования предполагает сознательное управление общественными процессами на всех уровнях социальной службы. Сознательность управления означает всестороннюю опору на объективные закономерности и учет всех реальных возможностей, что отвергает субъективизм и волюнтаризм. Все это формирует научность управления. Такое управление предполагает выполнение руководителем и органом управления основных управленческих операций: анализ управленческой ситуации, определение цели и задач предстоящей деятельности, анализ деловой обстановки, выработку и принятие управленческого решения, четкое планирование и постановку конкретных задач исполнителям, организацию выполнения принятых решений и планов, непосредственное руководство персоналом в ходе производственной деятельности, контроль и оказание помощи, координацию и регулирование, пресечение отклонений управляемого объекта от движения к заданной цели, оценку эффективности достижения цели, учет, подведение итогов, анализ результатов и др. На всех стадиях управление связано с получением, переработкой и использованием информации, то есть сведений, данных о состоянии объекта и окружающих его условий. Достаточная, достоверная и своевременная информация позволяет разработать научно обоснованное решение и провести его в жизнь. Отсюда следует, что одним из показателей культуры управленческого труда руководителя является уровень его специальной управленческой подготовки, степень его компетенции. Культура труда руководителя предполагает опору на принципы системности, комплексности, требует тесной увязки экономических, социальных, политических и духовных проблем.
Во-вторых, это информированность руководителя и должностных лиц, занятых в процессе управления, обо всех проблемах, явлениях, процессах, преобразованиях и т. п., происходящих в сфере управления, особенно в социальной сфере.
В-третьих, рациональность участия руководителя и сотрудников в управлении, то есть целенаправленность, упорядоченность, оперативность и пунктуальность, являющиеся действенным проявлением культуры управленческой деятельности.
Выделенные нами характеристики культуры управленческой деятельности проявляются в совокупности, причем эффективность управления окажется тем выше, чем выше уровень компетентности и информированности управленцев (лиц, занятых в управлении) и чем выше рациональность их действий.
Более детально культура управленческой деятельности руководителя определяется ее составляющими, от полноты и совершенства которых зависит и уровень собственно культуры управленческой деятельности. К числу таких составляющих можно отнести следующие.
• Осознание себя и своего места в процессе управления субъективно влияет на качество управления: положительно, если руководитель осознает и удовлетворен значимостью своей роли; отрицательно, если он убежден во второстепенности своей роли.
• Развитость коммуникационной системы и языка общения, то есть рациональное использование устной и письменной коммуникации, специфического жаргона и аббревиатуры, варьируемых в зависимости от принадлежности организации, влияет на достоверность и оперативность управленческой деятельности.
• Наличие и развитость информационных связей между руководителем и структурными подразделениями и должностными лицами обусловливают возможность своевременного обмена информацией и тем самым непосредственно влияют на оперативность управленческой деятельности.
• Осознание роли времени в процессе управления определяет отношение к нему руководителя и должностных лиц, занятых в управлении, направлено на выработку строгости в его использовании, мотивирует планирование личной работы, обязательность и пунктуальность в действиях управленцев.
• Рациональность применяемых методов и технологий управленческой деятельности (планирующей, организационной, контролирующей) обеспечивает развитие и совершенствование процесса управления в целом, а также совершенствование деятельности руководителя, органов управления и входящих в них должностных лиц.
Вышеупомянутые составляющие культуры управленческой деятельности определяют ее влияние на качество управления путем совершенствования процесса управления. Кроме них, необходимо рассмотреть составляющие культуры управленческой деятельности, оказывающие влияние на качество управления путем повышения уровня культуры руководителя и должностных лиц, занятых в управлении. К таким составляющим нужно отнести следующее.
• Взаимоотношения между руководителем и должностными лицами в органе управления или в системе управления в целом по возрасту, статусу и власти, интеллекту, опыту и знаниям, рангу и т. п. могут способствовать или препятствовать выполнению задач управления. Аналогичное влияние оказывают вера и отношение (расположение), например, вера в руководство, успех, свои силы и во взаимопомощь, отношение к коллегам, злу и насилию и т. п.
• Немаловажными являются этика управленческой деятельности и ее мотивация, а именно: поведение в процессе управления, отношение к службе, качество работы, чистота рабочего места, привычки, оценка работы и вознаграждение, продвижение по службе, а также тесно связанные с этим внешний вид, облик и манера поведения на работе каждого управленца.
• Кроме того, уровень развития руководителя и управленческого персонала, а именно: осознанное или бездумное выполнение работы, опора на интеллект или силу, признание или отказ от примата логики в рассуждениях и поступках, абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание, подходы к объяснению причин – оказывают тем больше позитивное влияние на качество управления, чем выше их уровень.
Одним из важнейших факторов, влияющих на культуру труда руководителя, является научная организация управленческой деятельности (НОУД). НОУД – это наука о том, как правильно организовать работу и качественно ее выполнять с часами в руках. НОУД – это организация деятельности, основанная на достижениях науки и передовом опыте управления, разновидность научной организации труда. Применительно к деятельности органов социального управления НОУД включает: рациональную расстановку управленческого персонала; системность в деятельности органов управления, их структурных подразделений и управленческого персонала; улучшение подготовки и повышение квалификации управленческого персонала; изучение, внедрение и распространение передовых приемов и методов деятельности; нормирование деятельности; улучшение условий деятельности, совершенствование материального и морального стимулирования деятельности.
Основные постулаты научной организации управленческой деятельности и практические рекомендации и правила по руководству подчиненными применительно к деятельности руководителей социальных организаций представлены в Приложениях 2, 3.
Вышеотмеченные характеристики и составляющие в совокупности отражают и придают смысл концепции культуры управленческой деятельности руководителя. Развитие последней предполагает ее формирование, поддержание и изменение. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества и социальной сферы, внутри которых функционирует орган управления социальной службы.
Культуру труда руководителя принято подразделять:
1. На личную культуру руководителя, включающую в себя: уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным.
2. Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:
а) работа с документами. Как правило, руководители перегружены работой с документами, и из-за неупорядоченности маршрутов движения документов, длительной их обработки и плохо организованной доставки до 40 % директивных, учетных и других документов могут доходить до исполнителей с опозданием или вообще не доходить. Так руководители предприятий, документооборот которых составляет 20–30 тыс. единиц (и это далеко не самые крупные предприятия), подписывают ежегодно не менее 20 тыс. организационно-распорядительных документов, не считая договоров, отчетов, графиков, проектов. Просмотр документа и его подписание отнимают приблизительно полминуты. Таким образом, 20–25 дней в году руководители заняты исключительно подписанием документов;
б) работа с кадрами и решение социально-экономических вопросов;
в) решение коммерческих вопросов;
г) совещания, переговоры;
д) непроизводительные затраты времени, неуточненное время.
Руководителю в то же время следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время.
3. Культуру содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось «под рукой», и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Однако при таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т. п.
4. Культуру проведения массовых мероприятий. Речь идет прежде всего о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед, на которые тратится значительное количество рабочего времени. Так, например, у руководителей верхнего, среднего уровней управления эти потери составляют 25^3 % и 30–45 % соответственно. Для экономии времени и повышении результативности совещаний в любой организации поэтому руководителем должны использоваться такие правила их подготовки, как: четкое определение темы совещания, разработка повестки дня, своевременное оповещение участников, решение организационных вопросов (вентиляция помещения, размещение участников), решение всех вопросов только через председательствующего (во избежание конфликтных ситуаций) и др.
5. Культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников как по личным, так и по служебным вопросам.
6. Культуру в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.
7. Культуру речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.
8. Организационную культуру, к числу процедур которой можно отнести и управление персоналом: подбор и расстановку кадров; работу с кадрами; разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство; контроль исполнения и др.
Стиль деятельности, или стиль управления, определяется как обобщенный вид поведения руководителя в отношениях с сотрудниками в процессе достижения поставленных целей (американская школа управления) или как основная часть деятельности руководителя, взаимно зависящая от характера руководителя, компетенции сотрудников и ситуации, в которой находятся руководитель и сотрудники (немецкая школа управления). Часто под стилем управления персоналом понимается манера воздействия руководителя на управленческие отношения.