Термин «тайцзи» – философский термин. Впервые термин «тайцзи» появился в древней книге «Чжоу И» три тысячи лет назад. В ней говорится, что тайцзи рождается из Беспредельного, или Пустоты (У-цзи). Когда в Пустоте появляется тенденция, тогда рождается тайцзи (Великий предел) – мать инь и ян. Каждый цикл взаимной трансформации инь и ян приводит к новому качеству энергии. Это начало всех изменений, источник происхождения всех вещей и всего сущего. Теория тайцзи оказала глубокое влияние на духовный мир китайцев. Ученые и философы всех поколений Китая объясняют мир теорией тайцзи как взаимодействием инь и ян. Суть философии тайцзи – гармония.
В древности боевое искусство, основанное на теории тайцзи, имело много названий, например, «чанцюань» (длинный кулак) или «мяньчжанцюань» (мягкие руки). И лишь в период новой истории стало назваться «тайцзицюань», что означает кулак Великого предела.
Вопрос о возникновении тайцзицюань вызывает множество споров в среде его почитателей не только в Китае, но и во всем мире. Это неудивительно, так как серьезных исторических исследований крайне мало, а материалы, которые до сих пор появлялись в печати, чаще всего подготовлены людьми, подверженными серьезному влиянию своей принадлежности тому или иному стилю тайцзицюань. Споры в основном ведутся между приверженцами «даосской» версии происхождения тайцзицюань и версии создания тайцзицюань Мастером Чэнь Вантином. Не вдаваясь в подробности аргументов той или иной стороны, можно с уверенностью утверждать, что истоки тайцзицюань уходят глубоко в прошлое.
Существует множество версий относительно создателя тайцзицюань, однако чаще всего первым упоминается Чжан Саньфэн (张三丰), который был, конечно, величайшим учителем этого боевого искусства. Наиболее известная легенда о создании тайцзицюань рассказывает, что идея о боевом искусстве, в котором мягкое побеждает твёрдое, родилась у Чжан Саньфэна, когда он наблюдал бой между змеёй и сороками. В горах Уданшань (武当山) в Даосском монастыре Пурпурных небес (紫霄宫) на стене в одном из павильонов сохранилась фреска, иллюстрирующая эту легенду создания тайцзицюань (фото 1).
По некоторым источникам, Чжан Саньфэн родился 9 апреля 1247 года. Годовщину этого дня последователи во всех концах света празднуют как Всемирный день тайцзицюань и цигун обычно в последнюю субботу апреля.
В настоящее время существует пять главных стилей тайцзицюань, это: чэнь (陈), ян (杨), первый стиль у (武), второй стиль у (吴) и сунь (孙). Кроме того, в Китае можно найти множество других стилей, которые не получили достаточно широкого распространения, оставшись в рамках своей местности или даже семьи. Например, уданский стиль.
Фото 1. Чжан Саньфэн создает тайцзицюань
Фреска в павильоне Даосского монастыря Пурпурных небес, горы Удан, провинция Хэбэй, Китай (фото из личного архива В. Баркова)
Регулярные занятия тайцзицюань положительно влияют на все системы организма, включая дыхательную, нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную, а также улучшает обменные процессы. Регулярно занимаясь тайцзицюань, можно добиться значительного укрепления физического здоровья, нормализации психоэмоционального состояния.
Российские и китайские врачи успешно использовали упражнения тайцзицюань в комплексе с медикаментозными методами лечения для восстановления пациентов с диагнозом COVID-19, чтобы уменьшить количество осложнений во время лечения и ускорить восстановление организма после выздоровления. Так, например, в нашей школе тайцзи и цигун Мастера Ван Линя, конкретно в Мурманском филиале, те, кто переболел COVID-19, имеют положительный опыт использования упражнений тайцзицюань для реабилитации после перенесенной болезни.
17 декабря 2020 года решением Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) тайцзицюань внесен в реестр нематериального культурного наследия.