Непременное условие состоявшейся, осмысленной жизни – самодисциплина. Она позволяет тебе делать все, что нужно – когда в глубине души ты понимаешь, что это нужно, но ужасно не хочется… Без самодисциплины ты не сможешь ставить себе четкие цели, разумно распределять время, хорошо обращаться с окружающими, преодолевать черные полосы в жизни, заботиться о здоровье и поддерживать в себе оптимизм.
Я говорю, что привычку к самодисциплине следует воспитать ради своего же блага, поскольку строгость к себе – признак искренней любви. Если ты станешь строже к себе, то начнешь жить более продуманно – на своих условиях, а не двигаясь по пути наименьшего сопротивления, словно сухой листок, который плывет по ручью в полной зависимости от превратностей сегодняшней погоды. Как я учу на одном из своих семинаров, чем строже ты относишься к себе, тем мягче относится к тебе жизнь. Качество твоей жизни в конечном итоге определяется качеством твоих решений и предпочтений – от профессии, которую ты выбрал, до книг, которые ты читаешь, времени, когда встаешь по утрам, и мыслей, которые питаешь днем. Если последовательно упражнять силу воли и стараться всегда делать правильный выбор (а не искать легкого выхода из положения), можно вернуть себе контроль над собственной жизнью. Люди состоявшиеся, преуспевающие никогда не тратят времени на удобное и уютное. У них хватает храбрости слушать веления сердца и поступать мудро. Именно эта привычка и делает их великими.
«Преуспевающий человек – этот тот, кто воспитал у себя привычку делать то, чего неудачники делать не любят, – заметил мыслитель и эссеист Э. М. Грей. – Впрочем, он это тоже не обязательно любит. Просто сила воли у него главнее желаний и предпочтений». К похожему выводу пришел и английский писатель XIX века Томас Генри Гексли: «Вероятно, самый ценный итог любого образования – способность заставить себя делать, что должен и когда должен, нравится тебе это или нет». А Аристотель облек эту же мудрость в другие слова: «Все, чему мы учимся, мы учимся лишь на деле: например, человек становится строителем, когда строит, а арфистом – когда играет на арфе. Подобным же образом мы становимся справедливыми, когда вершим справедливые дела, учимся самообладанию, когда совершаем поступки, требующие самообладания, и становимся храбрецами, когда проявляем храбрость».