Последняя королева Франции Мария Антуанетта была казнена на гильотине во время Великой французской революции. В чем только ее не обвиняли, в частности, в постройке изумительного Версальского дворца, на который была ухлопана почти вся государственная казна. С тех пор прошло много лет, а прекрасный Версальский дворец и парковый ансамбль – жемчужина Франции наряду с Лувром. Хорошо хоть тогдашние революционеры не разгромили и не разграбили эти сокровища культуры, которые в наше время за счет туристов со всего мира приносят казне немалый доход. Так что французам и туристам надо благодарить Марию Антуанетту.
Надо сказать, что королева Мария Антуанетта была прекрасно образована, проявляла необыкновенный интерес к ботанике и сельскому хозяйству. В Версале были фермы, в которых содержалось высокопродуктивное стадо коров, и даже сама королева иногда собственноручно доила и заставляла своих придворных дам делать то же самое, что вызывало их возмущение и высмеивалось тогдашними соотечественниками. Однако, согласитесь, не каждая женщина сможет хорошо выдоить корову. Мария Антуанетта выписывала из разных стран всякие ботанические диковинки и семена произрастающих там растений. Были в Версале оранжереи и огороды, где не только выращивалась продукция к королевскому столу, но и проводились всевозможные эксперименты по скрещиванию и выведению новых сортов различных культур, а также по адаптации заморских растений к условиям Франции.
Крупноплодная садовая земляника (неграмотно называемая клубникой) произошла от случайного скрещивания двух разных видов земляники, которые были привезены в Европу около 300 лет тому назад. Чилийская, родом из Южной Америки, была высажена в Версальском саду рядом с виргинской земляникой из Северной Америки. Когда два заморских сорта земляники оказались на грядках рядом, считается, что пчелы их случайно переопылили (в чем можно и усомниться, поскольку версальские садовники были людьми грамотными, так что весьма вероятно, что эксперимент по скрещиванию был поставлен специально и пчелы тут совсем ни при чем).
Из семян, полученных от скрещивания растений, нежданно-негаданно выросла крупная чудо-ягода. Самое замечательное заключалось в том, что крупноплодность ягод закрепилась на генетическом уровне и стала передаваться по наследству. Этот случайный (или не случайный) гибрид стал родоначальником всех дальнейших сортов крупноплодной садовой земляники.
В Россию растение попало при царе Алексее, отце Петра Первого, из Англии и первоначально получило имя «Виктория» – по названию одного из привезенных сортов. Это название сохранялось в России, а потом и в СССР почти 200 лет. Но затем, через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны, в народе вдруг распространилось ее новое название – клубника, хотя это совершенно другой вид растений. Некоторые авторы книг выдвинули предположение, что так ягоду стали называть из-за ее формы, чем-то напоминающей клубок.
В СССР селекционными работами начали заниматься с 1924 года, когда на Московской плодоягодной станции и были выведены первые отечественные сорта: Комсомолка, Мысовка, Нарядная, Красавица Загорья, Поздняя Загорья. На Северо-Западе в послевоенное время над созданием новых сортов в НИИ растениеводства им. Н.И. Вавилова успешно работала Ю.К. Катинская, замечательные сорта которой, в частности, Фестивальная, Талисман и Заря, снискали любовь тысяч садоводов нашей страны. К большому сожалению, сорт Фестивальная в последние десятилетия был утерян, поскольку после смерти автора им никто как следует на занимался. Попытки известного специалиста Г.П. Атрощенко восстановить сорт меристемным способом (то есть вырастить растение из одной клетки) не увенчались успехом, поэтому продажа рассады этого сорта земляники является попросту мошенничеством, о чем мы и предупреждаем читателей. Кроме этого, есть и другой вид мошенничества, когда к названию совершенно нового сорта добавляют слово «фестивальная», а еще проще: именуют совершенно другой сорт – Новая Фестивальная. Официально придраться не к чему, а смысл этих манипуляций один: заставить раскупать эти сорта, услышав или увидев, знакомое слово «фестивальная».