Люди все одинаковые,
только судьбы у них разные…
Валентин Распутин,
выдающийся русский писатель
Известно, что в театральной сфере в качестве самостоятельной формы профессиональной активности давно уже утвердилось такое направление, как критика.
Театральные критики представляют собой особую группу профессионалов, которые глубоко владеют теоретическими основами жанра во всех их тонкостях.
Да, сами критики не ставят спектаклей, не играют на сцене. Но дать профессиональную оценку другим деятелям, выступить в качестве эксперта они всегда готовы. Это обстоятельство, по всей вероятности, привносит системный характер в функционирование такой сферы профессиональной деятельности.
Общепризнанным является также и тот факт, что менеджмент как специфическая форма профессиональной активности представляет собой симбиоз технологической составляющей и именно искусства.
Технология управления осваивается человеком через обучение, через наученность…
Технология – это то, что в течение достаточно длительного периода времени из индивидуальных, т. е. субъективных, инициатив, выкристаллизовалось в форму относительно объективных требований, что и позволило сформировать основы учебно-научной дисциплины под названием «менеджмент» («общая теория менеджмента»).
Так, к примеру, стало понятным, что вне зависимости от сферы деятельности, конкретного профиля организации, собственных личностных качеств менеджер должен принимать решения в отношении какой-либо задачи или проблемы. Потом планировать, как он будет добиваться получения того результата, образ которого сформировался на уровне сознания. А раз спланировал – надо совершать действия в реальном режиме, т. е. реализовывать план, мотивируя при этом самого себя и подчиненных к надлежащему исполнению таких действий. На каком-то этапе необходимо обязательно проверить, а то ли получается в реальности, что хотел получить в момент принятия решения, иными словами, осуществить контрольные функции…
Это и есть (как и многое другое) технология управленческой деятельности.
Искусство же – явление, полностью субъективное.
В приложении к менеджменту под искусством следует, видимо, рассматривать особенности личностного поведения человека в процессе профессиональной активности, прежде всего видение и понимание им того, как конкретно должен выстраиваться и исполняться упомянутый нами выше управленческий технологический процесс.
Действительно, в одной и той же ситуации один менеджер может принять вот какое решение, а другой – вот какое, потому что…
Вот в этом «потому что…» и кроется искусство управления.
Кстати, с этой точки зрения под искусством мы должны понимать процесс задействования личностных качеств:
• или в отражении какого-то конкретного фрагмента окружающего нас мира;
• или в этичном разрешении тех проблем, которые не позволяют получить результат в его желательной форме.
При этом именно личностные качества человека выступают в сфере искусства в качестве пределов его возможностей.
Но набор и сила проявления таких личностных качеств сильно варьируются от человека к человеку. А следовательно, результат задействования в профессиональной сфере таких личностных качеств может давать больший или меньший эффект.
Такая особенность, кстати, характерна для любого типа выполняемой человеком работы, требующей обязательного соблюдения не только технологических требований, но и определенной направленности активной мыслительной деятельности. Ученый, к примеру, должен владеть технологией проведения исследования, врач – технологией проведения осмотра пациента, преподаватель вуза – технологией подачи учебного материала…
Но результат деятельности любого из названных нами специалистов будет являться следствием не самой технологии, а вовлечения исполнителем своих личностных качеств в процесс трансформации освоенной и осваиваемой – по ходу обогащения практического опыта – технологии в накапливаемые им индивидуальные профессиональные навыки и приемы137.
Кстати сказать, ни один преподаватель, ни одно учебное заведение не может дать человеку то, за что на работе ему, собственно, и платят деньги. Деньги платят за то, что ты умеешь делать и что востребовано в той организации, где ты работаешь, т. е. именно за навыки и умения и, естественно, за умение их использования в ходе исполнения своих должностных обязанностей.
Но такие навыки и умения:
а) или же вырабатываются самим человеком,
б) или же он игнорирует необходимость их выработки,
в) или же он просто не в состоянии их выработать просто ввиду отсутствия у человека нужных личностных качеств138.
Можно, по всей видимости, констатировать, что эффект задействования элементов искусства – это то, что выходит за пределы итогов формализованного подхода к исполнению своих должностных обязанностей.
Именно по этой причине требуется сторонняя высокопрофессиональная оценка деятельности личности, задействованной в сфере искусства.
Все предпринятые нами выше рассуждения в полной мере относятся и к менеджменту. Справедливость такого утверждения признается и самими практикующими управленцами.
Так, Алексей Мордашев139 в этой связи замечает: «…у нас есть система оценки “360 градусов”. Каждый сотрудник каждый год оценивается подчиненными, начальником и коллегами. В том числе и я каждый год оцениваюсь своими подчиненными, обсуждая свои успехи и недоработки. Но так как у меня нет начальников, оценку сверху мне делает совет директоров»140.
Конечно, и Алексей Александрович говорит не о той критике, которая царит в театральной сфере и о которой мы так робко заикнулись, но все же…
Вообще, начальники, стремящиеся придать некий налет демократизма процедуре исполнения своих должностных обязанностей, очень любят этот примитивный прием под негласным девизом «критикуйте меня, но помните при этом, что на троне – Я». Но мы же все понимаем, что обращение к использованию этого приема – только повод для аргументации, не более того. Это все равно, что если бы главный режиссер театра при постановке своей новой, предположим, драмы оценивался бы только со стороны рядовых режиссеров своего собственного театра, а также артистов, занятых в спектакле, гримерами, билетерами и проч. В театральной сфере в таком случае точно бы наступил коллапс.
Естественно, конечно, что искусство деловой активности – это не искусство театра. В наших умах твердо устоялось убеждение, что полог коммерческой тайны ни в коем случае даже приподнимать нельзя… Что конкуренция делает неизбежным строгое следование убеждению полного сокрытия коммерческой тайны. Но мы-то ведь в данном случае и не утверждаем о том, что оценке деятельности менеджера должна подвергаться сама тайна. Сама-то тайна относится к понятию «дела, которое делает организация». А мы все-таки утверждаем о необходимости оценки действий менеджера: вот в этой ситуации можно было бы поступить на так, как это сделали вы, а вот как…
Примером в этом смысле может служить практика ряда крупных зарубежных компаний, формирующих при себе так называемые наблюдательные советы. В такие советы входят люди, никак не связанные с предприятием и не получающие за свою работу какого-либо вознаграждения. Чаще всего такими людьми являются профессора вузов, для которых членство в таких советах служит одной из составляющих его персонального реноме…
Обязанностью наблюдательного совета является действительно оценка менеджмента компании и подготовка на этой основе доклада для представления акционерам (хозяину).
Нам, конечно, до этого пока далеко. Для «далекости» существует множество причин. Не последнюю роль в таком множестве играет то обстоятельство, что и в управлении страной используется тот же примитивный механизм оценки управленческих структур, о котором мы упоминали. Всякие советы, комиссии при министре, премьере, президенте и т. д. – это всего лишь советнические структуры, но никак не оценочные.
Для амбициозной экономики и амбициозного (в смысле экономических целей) политического руководства страны ситуация в сфере бизнеса в той форме, в которой она и проистекает в данный момент, выступает основным препятствием. Без устранения причин такой ситуации политическая амбициозность принимает романтическую окраску, а романтика – это всегда мечта, фантазия (хотя есть и другое толкование романтики – это труд, воловий труд).
В менеджменте, как и в любом другом виде гуманитарной деятельности, основой профессионального успеха, как мы уже заметили, выступают три обстоятельства, три личностных качества человека, берущегося или вынужденного браться за управление какой-то конкретной структурой: интерес, ум и воля141.
Именно так и именно в такой ее последовательности. С этой точки зрения в учебниках по менеджменту в качестве первой главы должны быть изложены требования к человеку, собирающемуся в будущем посвятить свое профессиональное время управлению:
– если тебе интересно заниматься этим видом деятельности и если при этом ты понял, что реализация твоих собственных – эгоистических – интересов в сфере профессиональной активности возможна только лишь через обеспечение успеха возглавляемой тобой производительной структуры142;
– если ты приучил себя к активной ментальной работе – наблюдениям, анализу, логическим умозаключениям, генерированию новых идей и решений;
– если ты натренировал свою волю, нацеленную на подчинение поведения других людей – твоих подчиненных – достижению целей, которые ты формулируешь и которые отличаются реалистичностью и достаточной эффективностью, то все это уже неплохо.
При этом мотивация менеджера, т. е. мотив, который лежит в основе интереса к этому типу профессиональной активности, играет вторичную роль. Тем не менее необходимо сразу заметить, что превалирование личного, эгоистического интереса менеджера над интересами дела143, которое делает его организация, сводит почти на нет предназначение самого менеджера. В такой ситуации страдает именно дело, поскольку на уровне менталитета все мыслительное пространство занимают идеи о возможном обогащении, раскрутке интриг, формировании своего культа личности и т. д.
Попробуем проанализировать, что происходит в нашей российской сфере деловой активности с точки зрения роли и значимости управленческого корпуса. Прочитайте нижеприводимые зарисовки управленческого опыта144 и поразмышляйте о содержании приводимого нами тезиса.