Использующиеся системы транскрипции монгольских имен обычно предоставляют не фонетически близкую транскрипцию, а транслитерацию (причем не всегда последовательную), опирающуюся на написание имени традиционным старомонгольским письмом. Монгольский язык совсем не так богат гласными, как может показаться по транскрипциям. Имя Тэмуджин, вероятно, звучало скорее как Тэмджин, Угэдэй – как Угдэй, Мункэ – как Мöнх, и т. п. – Здесь и далее, если не указано иное, за исключением источника цитирования, прим. науч. ред.
К 1206 г. под властью Тэмуджина находилась не вся Великая степь, а лишь ее восточная часть – Монгольское плато.
Кереиты, меркиты – различные монгольские племена. – Прим. перев.
Вади – сухое русло реки. – Прим. перев.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Пер. О.И. Смирновой. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. Т. 1. Кн. 2. С. 12. (Сейчас принято написание Рашид ад-Дин.)
«Пришли неизвестные народы, и никто о них ясно ничего не знает: ни кто они, ни откуда пришли, ни языка их, ни какого они племени, ни веры их». См.: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / АН СССР, Институт истории; отв. ред. М.Н. Тихомиров; под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 264.
Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира / Пер. Е.Е. Харитоновой. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2004. С. 72.
Ибн Ал-Асир. Ал-камил фи-т-та’рих («Полный свод истории»). Избранные отрывки / Пер. с араб. языка, примеч. и коммент. П.Г. Булгакова. Дополнения к пер., примеч. и коммент., введ. и указ. Ш.С. Камолиддина. Ташкент – Цюрих: АН РУз, 2005. С. 355.
То есть потомки. – Прим. перев.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Пер. О.И. Смирновой. Т. 1. Кн. 2. С. 262.
Кидани правили в собственной империи Великая Ляо, уничтоженной в 1125 г. чжурчжэнями, которые до того были вассалами киданей. Часть киданей (каракитаи) ушла на запад, основав новое государство в Джунгарии и Семиречье; но большинство осталось, покорившись чжурчжэням. К временам Чингисхана основная масса киданей заметно китаизировалась.
Держава хорезмшахов на пике могущества контролировала часть Восточного Ирана, а также населенные ираноязычными народами земли Мавераннахра. Династия Ануштегинидов была тюркской.
Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира / Пер. Е.Е. Харитоновой. С. 17.
То, что верно в отношении чжурчжэней, и правда предпочитавших контролировать степи опосредованно, стравливая между собой кочевых властителей, не вполне точно передает политику киданей, которые управляли степями напрямую и даже возвели там целую сеть крепостей, ныне плодотворно исследуемых археологами.
Арабские источники о тюрках в раннее Средневековье / Пер. Ф.М. Асадова. Баку: Элм, 1993. С. 78, 79, 93.
Хулуньбэйэр в нормативной китайской транскрипции. – Прим. автора.
Кидани были буддистами, а татары почти наверняка – нет, но для мусульманского историка различий тут никаких, конечно, не было.
Далеко не все татары относились к цзюйиням (киданьский термин, обозначавший доверенные войска из числа племен степи); чаще всего этот термин упоминается в отношении «белых татар» – онгутов.
Свидетельств этому «роспуску» в источниках нет – при создании монгольской державы к племенной самоидентификации кереитов, онгутов и проч. добавилась надплеменная – монгольская.
Стоит учитывать, что по-монгольски термин улус (улс) обозначал не государство в нашем понимании, которое прежде всего осознается как географическая территория, а подвластный народ, который благодаря своей кочевой сути мог свободно перемещаться, делая географические привязки сугубо второстепенными.
Степи регулярно объединялись под властью сменявших друг друга кочевых империй, последняя из которых – Уйгурский каганат (744–840) – пала всего за 300 лет до рождения Тэмуджина и не была забыта. Власть киданей, народа с очень сильными кочевыми традициями, пала за несколько десятков лет до его появления на свет.
Киданей и чжурчжэней. – Прим. перев.
Так персы называли наньжэней – жителей южнокитайской империи Сун.
Уйгуры – тюркский народ. После уничтожения Уйгурского каганата енисейскими киргизами уйгуры создали ряд полуоседлых государств, самым долговечным из которых было Турфанское княжество (IX–XIII вв.).
Карлуки – тюрский народ, населявший западную часть Восточного Туркестана и частично Мавераннахр. В X в. первыми из тюрок приняли ислам и создали государство Караханидов, просуществовавшее до времен Чингисхана.
Калач (халадж) – одно из огузских племен, известно с VI в. Ныне потомки халаджей живут в Иране и Афганистане (возможно, пуштуны-хильджи), Халачский этрап (район) входит в Лебапский велаят Туркменистана.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Пер. А.А. Хетагурова. Т. 1. Кн. 1. С. 103.
К степному поясу могут быть отнесены лишь некоторые северные районы тибетского региона Амдо (ныне – китайская провинция Цинхай).
То есть Китая. – Прим. перев.
Ибн Ал-Асир. Полный свод истории / Пер. П.Г. Булгакова. С. 356.
См.: Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Ред. М.П. Шастина. М.: Географгиз, 1957. С. 73.
Не все ученые признают обоснованность выделения этой языковой семьи, объясняя значительный пласт общей лексики не родством, а долгим совместным проживанием и схожим типом хозяйства.
То есть киданей. – Прим. перев.
Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира / Пер. Е.Е. Харитоновой. С. 17.
Не существует убедительных данных касательно близких контактов Кучлука с уйгурами – он нашел убежище в государстве каракитаев.
Киргизы покинули опустошенные ими монгольские степи задолго до прихода туда киданей – к концу IX в.
Влияние несторианства отмечено еще среди кереитов и в меньшей степени меркитов.
Тибетская империя была заклятым врагом уйгуров, которые десятилетиями воевали с ней за влияние в оазисах вокруг пустыни Такла-Макан.
Уйгурский алфавит создан на базе сирийского эстрангело при посредстве согдийского и используется поныне во Внутренней Монголии.
Монгольское «квадратное» письмо. – Прим. перев.
Во времена Чингисхана еще никто не подозревал о ДНК, да и конфликты между сородичами в истории свидетельствуют о эфемерности этой «подсознательной связи» людей по общей ДНК. – Прим. ред.
Известно, что, во-первых, подразделения монгольской армии (десятки, сотни, тысячи и тумэны) крайне редко состояли из точного числа воинов. Десятки чаще всего действительно насчитывали десять бойцов, но сотни и тысячи – уже намного реже, а тумэны и вовсе никогда не могли похвастаться десятком тысяч сабель. В среднем даже в имперские времена они включали в свой состав не более 5000–7000 воинов. Во-вторых, основой имперской армии были все те же родоплеменные связи – десяток обычно составляли близкие родственники, сотню – люди из одного клана, тысяча набиралась из небольшого, а тумэн – из крупного племени, вождь которого и возглавлял это подразделение. Военная организация была неразрывно связана с административной и оставалась основой всех кочевых государств как до, так и после Чингисхана. Уничтожение этой древней системы было бы непосильным, а главное, вредным делом. Чингисхан требовал от племенных вождей лишь полной преданности себе и своему роду.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Пер. А.К. Арендса. Т. 3. С. 24.
То есть правом наследования младшего сына. – Прим. перев.
Нет сомнения, что монголы использовали многие практики, которые близки шаманским, но все-таки шаманизм в чистом виде характерен прежде всего не для скотоводческих, а для охотничьих народов, особенно остро ощущающих свое единство с природой. Главным же нервом монгольской религии времен Чингисхана был культ Вечного Синего Неба, многие детали которого ошибочно воспринимались носителями авраамических религий как склонность монголов к единобожию.
Не стоит забывать и про тибетский буддизм, которым Хубилай интересовался еще со времен, когда он был одним из принцев, и который, вероятно, исповедовал на протяжении всего своего правления.
Связь монгольского культа Неба с аналогичным китайским пока невозможно доказать. Нелегко обнаружить в источниках аргументы в пользу дуализма монгольской религии, без которой немыслим зороастризм (причем скорее можно было бы подозревать наличие влияния на монголов деривата зороастризма – манихейства, бывшего государственной религией Уйгурского каганата, – но и этого влияния обнаружить не удается). Некоторые (очень слабые) связи с зороастризмом могут быть заметны в шаманизме монголов нового времени, но их верования довольно далеки от религии, на которую опирался Чингисхан.
Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира / Пер. Е.Е. Харитоновой. С. 19.
В течение довольно долгого времени Тэб-тэнгри деятельно поддерживал Тэмуджина.
См.: Сокровенное сказание монголов / Пер. С.А. Козина. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 177–179 [245, 246].
Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира / Пер. Е.Е. Харитоновой. С. 53.
Великая Китайская стена, которую мы можем наблюдать в наши дни, была сооружена не раньше эпохи Мин. Во времена Чингисидов она представляла собой не более чем разбросанные земляные валы и не могла быть серьезным препятствием для армий, настроенных пересечь ее (в любом направлении). – Прим. автора.
Китайское наименование киданьской империи Да Ляо (Великая Ляо), указывавшее на реку Ляохэ в Западной Маньчжурии – родину киданей, насколько мы знаем, существовало одновременно с собственно киданьским названием Китай гур (Киданьское государство).
Основная масса киданьской знати и простонародья довольно успешно адаптировалась к чжурчжэньской власти. Из жестких мер новых властей известен только запрет обеих киданьских письменностей.
Да Цзинь – Великое Золотое – китайский перевод чжурчжэньского наименования их государства Амбань аньчунь (Золотое государство).
Давней (и неудачной) традицией в китаеведении является унаследованная от китайских летописей практика именования правителей не по их личным, а по храмовым именам, которые монархам присваивались только после их смерти. Таким образом, Си-цзун (его личное имя – Вонгьянь Хэла) не знал, что потомки будут звать его именно так.