Если компания большая, то в ней существуют отделы, каждый из которых отвечает за определённую часть бизнес-процессов компании.
Например:
– Отдел закупок,
– Отдел продаж,
– Отдел складской логистики,
– Отдел транспортной логистики,
– Отдел производства,
– Финансовый отдел,
– Бухгалтерский отдел,
– ИТ департамент,
– HR отдел или Отдел кадров,
– Отдел Казначейства,
– Отдел по работе с ВЭД,
– Отдел качества.
Если компания не большая и относится к категории среднего и малого бизнеса, то в ней может существовать отдел продаж, но все остальные части бизнеса будут представлены в виде только одного человека, которого, конечно, можно отнести в отдельный отдел или просто обозначить, как ответственного. Например: за работу склада может отвечать заведующий складом, и он же будет и кладовщиком, и грузчиком в компании. Всё зависит от специфики и направления предприятия.
KPI, которые вы будете устанавливать, необходимо классифицировать по отделам, так как показатели для каждого отдела будут совершенно разные.
Следующим этапом нужно определить отдел, с которого вы начнёте внедрение.
Важно понять, что двигаться вы будете маленькими шажками, тем самым, не заводя сотрудников в состояние стресса и таким образом потихоньку адаптируете работу мозга людей к новым условиям, чтобы они из состояния тошноты к переменам плавно переходили в состояние привыкания.
Рекомендую вам начинать с того отдела, работу которого вы лучше всего понимаете, или там, где у вас находится самый надёжный руководитель – исполнитель.
Почему это важно?
Во-первых, для внедрения KPI нужна компетенция и опыт. Вы сами лично наверняка выросли в какой-то определённой сфере, будь то продажи или склад. Имея понимание о специфике работы отдела вам легче будет разобраться, какие показатели важны, как они пересекаются друг с другом, где и какие условия нужно учесть, что исключить, про что не забыть.
Во-вторых, для внедрения нужен ответственный сотрудник, который оперативно будет реагировать, мониторить и контролировать исполнения новой системы начисления.
Мы же с вами не новый сериал собрались по телевизору посмотреть, сидя на диване с попкорном, под названием «Как мы внедряли модные KPI и как мы их замечательно завалили через пару месяцев».
Заверяю вас, всё не так просто, как кажется на первый взгляд, и впереди вас ждёт уйма «подводных камней», о которых мы ещё поговорим в следующих главах.
Самым простым для вас, наверное, окажется отдел продаж.
Ну конечно, что уж тут сложного, ставь им объём продаж в суммовом выражении и вперёд и с песнями, ордена потом.
Отлично придумано!
Ну а вот теперь несколько скользких моментов упомянем.
– Отдел продаж, чтобы выполнить план, дал очень хорошую скидку оптовому покупателю, и тот с радостью забрал товар. В итоге вы не до заработали маржи, и конечно же прибыль у вас тоже упала (предположим).
«Так, хорошо, – ответите вы – а мы им наценку ещё поставим в мотивацию, чтоб не вздумали демпинговать».
Отлично, тогда ещё на закусочку новый приёмчик.
– Отдел продаж, чтобы выполнить объём продаж и не завалить наценку, договорился с клиентом, пообещал не требовать оплаты вовремя, только, чтобы он взял объём, который им так необходим для выполнения плана. Клиент товар взял, понятное дело, что в таком количестве продать сразу не смог, и вот уже три месяца как просрочил оплату, и висит сумма в просроченной дебиторской задолженности.