«Мне показалось, что я понял Дзен,
как будто что-то «щелкнуло» в их манере повествования».
Из визита Фромма к Судзуки в Нью-Йорк
Эрих Фромм – основатель психоаналитического общества в Америке, в 1949 году провел целый семинар на тему: «Психоанализ и буддизм», который стал своего рода толчком к написанию целого труда с одноименным названием (1).
Теория личности Эриха Фромма – концепция, предполагающая, что личность представляет собой продукт динамического взаимодействия между врождёнными потребностями и давлением социальных норм и предписаний (1).
С точки зрения Фромма, личность – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих данную личность и делающая его уникальным.
Эрих Фромм создал концепцию и структуру классификации людей по их психическому состоянию которую разделил на 2 группы, состоящие из людей с модусами обладания и бытия.
Первая группа (обладание) – это люди накопители, потребители, собиратели и коллекционеры (не классические коллекционеры). Та собственность (вещей, недвижимости и прочего) в больших количествах порабощает человека награждая его всевозможными неврозами. И это понятно, ведь чем больше имеешь, тем больше и переживаешь.
Вторая группа (бытие) – это люди (не бедные), которые живут свободно, дышать легко, развивают свои способности в разных областях, занимаются творчеством, т.е. обратная противоположность обладанию разным вещам и ценностям. Вот эту группу Эрих Фромм считал по-настоящему психически полноценными.
Модус обладания и бытия, довлел ад всем человечеством постоянно, наверное, спустя немного времени после его появления. И в генах присутствует почти в каждом человеке, и особенно проявляется в наш капиталистическом мире полном соблазнов и возможностей.
А получается по одной причине, модус обладания делает из нас некоего авторитета в своих же глазах, которому мы начинаем или подчиняться, или бояться или прятаться за него. А раз прячемся значит боимся. И это относиться не только на физический план, но и на эмоциональные, а потом и на осознанность.
Мы минимально все хотим обладать, а точнее обладать не хуже, чем было у родителей, у соседа, у коллег по работе. Но часть в этой гонке люди и путают обладание с достаточностью, отсюда неврозы, переживания, обиды и болезни вызванные психосоматикой.
А еще модус обладания затмевает для нас возможность учиться, мы не хотим знать, мы хотим обладать, поэтому неудачный или отрицательный опыт не может научить, а может заставлять действовать снова и снова в надежде на положительный результат или успех.
Резюмируя, можно сказать следующее, нужно работать над собой чтобы искоренить в себе модус обладания, так как эта часть враждебна по отношению к нам самим, а значит мешает нам сделать из самого себя что мы действительного хотим и ситуаций вокруг нас и наших близких.