ГЛАВА 3 ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ТОРГА


В текущей главе представлена самая лакомая часть книги – 55 рабочих техник и правил для торга. Многие техники проверены лично мной на практике и давно находятся в моём арсенале. Некоторые из них являются достаточно заурядными, некоторые не вполне правильными и честными, но вам решать, какие из них применять. Я даю вам рабочие инструменты, словно открытый огонь – с помощью него можно согреться и заполучить вкусный обед, а можно поджечь чужой дом. Поэтому будьте осторожны и не выходите в процессе торга за рамки благоразумия. Для меня процесс торга – это, прежде всего, азартная игра, в которой допустимы уловки, но недопустимо откровенное жульничество, обесценивающее игру и её участников. Помните об этом!


Техника «Маска».

Суть техники заключается в сокрытии заинтересованности товаром. Опытный продавец, увидев эмоциональную заинтересованность потенциального покупателя, сумеет обратить её в свою пользу, неохотно соглашаясь на уступки. Ни в коем случае нельзя обнаруживать чрезмерный интерес к товару и говорить, что он вам очень нравится. Если вы хотите добиться от продавца максимальной скидки, держите чувства и эмоции при себе.

Недавно, при продаже автомобиля, эта техника в совокупности с техникой «Выбитой опоры» принесла мне лишние 50 тысяч рублей. При осмотре машины покупатель проявил неосторожность и показал чрезмерную заинтересованность в авто, рассказывая, что он долго искал такой хороший вариант и морально устал от поисков. Ему очень понравилась машина и он готов купить её прямо сейчас безо всяких скидок. Я ответил, что не готов сегодня отдать своего железного друга, сославшись на дела и вечернюю поездку в гараж за зимней резиной. Мы остановились на предварительной договорённости встретиться завтра утром и совершить сделку. На следующий день видя, как покупатель горит желанием приобрести долгожданный автомобиль, я позвонил ему и переиграл условия сделки, повысив цену на 10 %. В случае отказа, можно было взять паузу и пересмотреть условия сделки. Но после непродолжительного раздумья, покупатель согласился на новую цену, и машина была продана. Так, чрезмерная эмоциональность и неумение скрывать свою заинтересованность обошлась моему оппоненту в месячную зарплату.

Помните, что процесс торга – это импровизированный спектакль, и тот, кто сыграет свою роль лучше, получит бОльшую выгоду.


Техника «Ценошок».

Чтобы добиться максимальной скидки, нужно делать встречное предложение с большой разницей от озвученной цены, создавая более обширное поле для торга. Если продавец просит за товар 100 рублей, предложите ему 20,шокируя его низким встречным предложением. Получив более широкое поле для торга, можно уже добиваться желаемой цены, например, в 60-70 рублей, что будет весьма хорошей скидкой от первоначальной цены.

Я неоднократно применял данную технику, и зачастую она давала хорошие результаты. Однажды, находясь в поисках земельного участка для перепродажи, я наткнулся на интересное предложение по продаже 8 соток земли за 260 тыс.руб. Все похожие предложения в той местности начинались от 300 тыс, но продавец переезжал в другой регион и был заинтересован в срочной продаже участка. После просмотра и сбора некоторых сведений по объекту, я предложил продавцу 150 тыс. руб, обосновав низкую цену предложения срочностью, скрытыми недостатками (незначительными) объекта и отсутствием средств. Продавец отвергнул моё предложение, но после пары дней переговоров согласился на 180 тыс. Я приобрёл желаемый участок, удачно перепродав его уже в следующем месяце за 340 тыс. Несколькими годами позже, приобретая другой земельный надел, я сбил цену за него с 800 до 500 тыс. руб. также с помощью техники «Ценошок» и «правила обоснованной цены», о котором речь пойдёт чуть позже…


Техника «Обесценивание»

Смысл данной техники – обесценить товар или предложение продавца, сравнить его с конкурентами или задать свою шкалу ценностей в процессе торга. На основании обесценивания можно сделать неблагоприятный прогноз невостребованности спроса на товар или услугу.

Приобретая гараж, мой приятель, заручившись моей помощью, решил добиться от неуступчивого продавца значительных скидок. Тщательно осмотрев желаемый кооперативный гараж, мы с напыщенным скептицизмом заявили владельцу, что это один из самых неперспективных вариантов по соотношению цены и качества из просмотренных нами гаражей. Обосновав свои доводы (взяв распечатку других предложений из смежных кооперативов) и немного поторговавшись, мы добились 30% скидки от первоначальной цены. Хотя прогноз приятеля после первичного общения по телефону с продавцом составлял не более 10% скидки.

Есть более грубые формы общения с использованием данной техники, но я не являюсь их сторонником. Не так давно я своими глазами наблюдал на рынке картину, как две пышных женщины (продавщица и покупательница) чуть не подрались в процессе грубого торга. Их диалог строился следующим образом:

– Сколько стоит эта сумка?

– Тысячу рублей.

– Что!!! За это г..но?(покупательница в буквальном смысле швыряет сумку в лицо продавщице, мирно жующей пирожок)

– Ты чего, охренела что-ли!? – орёт продавщица.

– А чего ты цены лупишь, дерёшь с людей по три шкуры за эту тряпочку?

– Это хорошая сумка, не нравится – не бери!

– Да ей цена – триста рублей! Больше она не стоит.

– Иди на хрен отсюда! Я сейчас полицию вызову!

– Вот тебе пятьсот рублей (бросает смятую купюру на прилавок), больше ни копейки не получишь…а ну давай сюда сумку.

Изумленная продавщица смотрит в след наглой, удаляющейся с сумкой, покупательнице, доедает пирожок, разглаживает пятисотрублёвую купюру и, кладя её в кошелёк, кричит:

– Вот же с..ка какая!

Из диалога видно, как покупательница жёстко обесценила предложение продавца, шокировала её встречным предложением и, не давая опомниться, в ультимативной форме добилась 50% скидки (неосознанно использовав сразу три техники из данной книги одновременно).


Техника «Ультиматум»

Смысл техники достаточно прост: продаёшь за указанную мной цену или я ухожу. Отлично работает на рынке или при разовых сделках, где не нужно выстраивать долгосрочных отношений. Для усиления эффекта можно продемонстрировать продавцу наличные деньги.

Я часто применяю данную технику на базарах и в уличных торговых рядах. Обычно удаётся сбить цену на 10-25%. Но в некоторых редких случаях удаётся уговорить продавца на большую скидку. Однажды я купил кроссовки на китайском оптовом рынке за 50% от первоначально объявленной стоимости. Подобные торговые места – идеальные полигоны для отработки навыков торга. Особенно на базарах, где отсутствуют ценники, и на каждый товар продавец сам определяет цену, в зависимости от своего настроения и внешнего вида покупателя.


Техника «Дефицит бюджета».

Достаточно примитивная техника, заключающаяся в обозначении продавцу всей суммы имеющихся средств на покупку («К сожалению, есть только Х рублей, больше нет!»). Разновидностью техники «Дефицита» может быть вариант покупки не для себя, а для других лиц (для друга, тёщи, организации), авансировавших вас определённым бюджетом, за рамки которого выходить нельзя.

С применением данной техникой я сталкивался очень часто, когда работал корпоративным менеджером по продажам в одной из крупнейших федеральных компаний в отрасли спецодежды и СИЗ. Я много ездил по промышленным предприятиям СПб и Ленинградской области. Техника «Дефицита бюджета» была излюбленной у многих закупщиков и снабженцев. «Вы не проходите по цене! У нас строгий бюджет, за рамки которого мы не выйдем. Поэтому, если хотите работать с нами, продавайте по ценам, которые нам интересны!» – классическое применение описанной техники из уст менеджера по закупкам, чья работа и заключается в поисках лучших предложений и выбивании дополнительных скидок и бонусов для своей компании.


Техника «Пауза»

В процессе торга (переговоров) всегда можно взять паузу, сказав: «Хорошо, я подумаю!» или «Мне нужно подумать!». Зачастую неопределённость дезориентирует продавца и с большей вероятностью подталкивает к уступкам по цене.

Пауза может быть и сиюминутной, когда после озвученных продавцом условий, вы молча смотрите на него, выдерживая театральную паузу. Я был неоднократным свидетелем применения данной техники в рыночных торговых павильонах, когда диалог продавца и покупателя выстраивался по приведенному ниже сценарию:

– Сколько стоит эта брошь?

– Двести рублей!

– ???? (немая продолжительная пауза, в которой сконцентрирована вся экспрессия человеческих эмоций и чувств: недоумение, несогласие, задумчивость, надежда, алчность и желание доминировать…)

– Забирайте за 150!


В переговорном процессе существует негласное правило первого слова. После того, как озвучено предложение, нужно замолчать и выдержать паузу. Кто первый проговорился – тот психологически проиграл. Если продавец озвучивает цену и, нарушая паузу, торопится её отстаивать различными аргументами, значит, он практически на 100 % не уверен в названной цене и готов уступить. Если паузу нарушает покупатель, то в целом он согласен с выдвинутыми условиями, но предпринимает попытки добиться лучших условий. Опытный продавец разглядит слабость оппонента и не оставит ему шансов в получении больших выгод.

В некоторых случаях пауза может затягиваться. Покупатель может намеренно играть с продавцом, прожимая его психологически. Зачастую я сам люблю пощекотать нервы какому-нибудь продавцу машины или недвижимости: беру паузу до завтра, но на следующий день не звоню. Звоню через день, извиняюсь, мол, совсем забегался и забыл перезвонить. В некоторых случаях пауза может длиться несколько дней. Если продавец начинает названивать сам, желая получить обратную связь, то он готов торговаться и идти на серьёзные уступки. Это идеальный момент для обсуждения условий и получения максимальной скидки.


Техника «Потерянный рубль»

Суть техники сводится к тому, чтобы при расчёте с продавцом не досчитаться требуемой суммы на 5-10%, извиниться и склонить к продаже за имеющуюся сумму.

Разумеется, данную технику лучше применять к недорогим покупкам, но можно попробовать использовать и в крупных сделках, изменяя аргументы по поводу недостающей суммы: не одобрили кредит на всю сумму, на счёт не поступила часть средств и т.д.

Очень хорошо данная техника работает в овощных палатках, где продавцы закрывают глаза на небольшую недостачу, с лихвой компенсируя потерянные рубли обвесом других покупателей.

Вариацией данной техники может быть приём «Буду должен! Занесу потом», когда продавец отчётливо понимает, что ничего ему уже не занесут, но делает небольшую скидку.


Техника «Поддавки» или «Уступка за уступку»

В процессе торга нужно стараться не делать уступок просто так и не давать бессмысленных скидок, всегда делая оппоненту встречное предложение, более выгодное для себя.

Важным правилом данной техники является правило «пропорциональных уступок»: не уступать больше своего оппонента за каждый шаг торга. Например, если продавец готов скинуть 10 % от первоначальной цены, покупатель может сделать встречное предложение не более чем на 10% выше от первой озвученной им цены, за которую он готов купить. Если продавец не делает встречной уступки, покупатель также фиксирует прежнюю предложенную цену.

Правильной стратегией будет заранее поместить желаемую цену посередине «поля торга» и прийти к ней с помощью взаимных уступок.


Техника «Недостатки»

Для получения хорошей скидки нужно тщательно осмотрев товар, найти все его недостатки. Особенно, если дело касается товаров и вещей, бывших в употреблении.

Если товар новый, можно сравнить его с аналогами у конкурентов или с более новыми моделями того же бренда.


Правило (эффект) присутствия.

Максимальные скидки в большинстве случаев предоставляются только при личном общении, а не по телефону или переписке.

Находясь в роли продавца, зачастую я не воспринимаю всерьёз человека, торгующегося за товар по телефону или переписке, не видя ни товара, ни продавца. Как можно выторговывать дисконт на автомобиль, которого ты не видел в глаза, или дом, представление о котором ты имеешь только по фотографиям в объявлении. Другое дело, когда ты потратил своё время, чтобы приехать на просмотр и обозначить свои намерения о покупке, познакомиться с продавцом, найти с ним общий язык и точки соприкосновения (следующее правило как раз об этом), вызвать у продавца симпатию. Даже самый неуступчивый барыга пойдёт навстречу адекватному покупателю, если тот вызовет в его душе ответную симпатию.

Если предмет, за который вы торгуетесь, не так уж важен для вас, безусловно, можно обсуждать цену по переписке или телефону. «Спамовая» тактика тоже имеет место и может применятся на популярных интернет-площадках по размещению объявлений. Желающий получить скидку отбирает для себя все доступные предложения и закидывает продавцов однотипными сообщениями, что-то вроде: «Готов забрать прямо сейчас за…», «Отдадите за…» и т.д. Многие продавцы не воспринимают всерьёз таких «спамеров-торгашей», особенно если товар ликвиден. Но иногда кто-нибудь соглашается на значительные уступки.

Если речь идёт о серьёзных переговорах, результат которых для вас важен, всегда присутствуйте на них ЛИЧНО и озвучивайте своё предложение тоже ЛИЧНО – при встрече или телефонном разговоре, а не через переписку в мессенджерах. Одно это правило может принести вам ощутимую выгоду и гораздо больший шанс получить интересную для вас цену от продавца.


Правило общего знаменателя.

Всегда ищите точки соприкосновения с продавцом, эмоционально вовлекая его в беседу. С каждым человеком на земле у нас есть что-то общее: социальная роль, любимые города, мысли о противоположном поле и т.д. Почему бы не поговорить об этом, если человек расположен к диалогу. Женщины чаще опираются на чувства и эмоции, мужчины на логику и мысли. Поэтому продавцу-женщине можно рассказать какую-нибудь эмоционально насыщенную историю, поговорить о детишках, а с продавцом-мужчиной разговаривать дружелюбно, но без лишних сантиментов.

При выстраивании диалога с оппонентом вам поможет коммуникативная схема БРОД (Близкие, Работа, Отдых, Деньги). Если человек сторонится какой-то темы, не стоит на ней зацикливаться. Нужно плавно сменить тему и направить разговор в другое русло.

Торг – это переговоры, и тот, кто сумеет расположить к себе собеседника, обязательно получит свою награду.

У меня был случай, когда продавец не соглашался скидывать ни рубля, не говоря уже о моей цене, которая была ниже почти на треть. Не договорившись о цене, я увёл разговор в другое русло, разговорив продавца. Он рассказал мне, как сам строил дом, кем и когда он работал, про свою малую родину и про «всё на свете». Когда я собирался уходить, больше не спрашивая о цене, продавец сам предложил отдать товар за мою цену: «Да ладно забирай…для хорошего человека ничего не жалко!»

После этого случая я твёрдо усвоил, что «Нет!» в переговорах не всегда означает «НЕТ!» Нужно просто найти правильный подход к любому человеку.

Правило денег: «У кого деньги, тот и прав»

Часто присутствие наличных денег играет весомую роль в процессе заключения сделок и уступок со стороны продавца. Покупатель, имея на руках хороший кэш, может диктовать продавцу свои условия, в том числе и по цене.

Некоторые компании сами дают скидки при покупке за наличный расчет, чтобы не тратиться на эквайринг.

Правило денег хорошо сочетается с техниками «Ультиматум» и «Дефицит бюджета», описанными выше.


Правило компетентности.

Нужно просить бОльшую скидку у того, кто компетентен её предоставить. Если не у продавца (менеджера), так у старшего продавца (старшего менеджера). Если их цена вас не устраивает, договаривайтесь с вышестоящими людьми – владельцем магазина, директором фирмы, начальником… с тем лицом, кто уполномочен дать максимальную скидку.


Правило обоснованности (обоснованной цены)

Цена быстрой лошади (Суфийская притча)

Мулла прогуливался по рынку и обратился к торговцу лошадьми:

– Почему у тебя одна лошадь стоит в десять раз дороже другой? – спросил мулла.

– Потому что она скачет в десять раз быстрее!– ответил торговец.

– Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в десять раз быстрее удалятся от нужной цели…

Торговец задумался и сбавил цену.

Называя цену за товар, независимо от того, продавец вы или покупатель, всегда грамотно её обосновывайте. Оппоненту легче согласится на уступку, если, предлагая низкую цену, вы оперируете рассуждениями, логикой и здравомыслием. Какую бы цену вы не предлагали, обоснуйте её. «Я готов предложить вам XXX рублей, потому что именно столько за аналогичный товар просят ваши конкуренты»… или «Потому что товар с существенными недостатками и требует вложений, как раз пропорционально запрашиваемой скидке».

Назначая за товар низкую или высокую цену, всегда будьте готовы грамотно её обосновать.

Техника «Граница»

ВЫ и только ВЫ!!! должны определять и устанавливать границы «поля торга» – диапазоном между первоначальными и желаемыми ценами продавца и покупателя (независимо от своей роли).

Прежде чем начать торговаться, важно определить все «красные линии» (границы) будущего поля торга: первая красная линия – это цена, за которую вы готовы купить данный товар; вторая красная линия – цена, за которую вы его никогда не купите; третья красная линия (неизвестное, но предполагаемое нами значение) – цена, за которую продавец действительно готов продать товар, четвёртая – первоначальное предложение продавца.

Определившись с красными линиями, можно заходить в переговорный процесс, САМОМУ УСТАНАВЛИВАЯ НЕОБХОДИМЫЕ ГРАНИЦЫ!!! Для этого НИКОГДА не спрашивайте продавца о возможном размере скидки, а ВСЕГДА сами озвучивайте встречную цену.

К примеру, если товар стоит 50$, и вы, интересуясь у продавца о возможной скидке, слышите в ответ 47$, то продавец сам определил границы «поля торга» (50-47) и закрыл их. Перенести их конечно возможно, но недалеко от первоначально обозначенных границ (45$). Продавцу будет сложно отойти от первоначального решения, даже если он завысил цену за товар. Если же вы, услышав цену в 50$, сделали обоснованное встречное предложение на 35$, то уже ВЫ определили границы «поля торга» (50-35), сделали это поле более широким, дав больший простор для переговоров. После непродолжительных взаимных уступок по цене, есть вероятность сойтись на 40$.


Поэтому никогда не спрашивайте продавца о РАЗМЕРЕ скидки. Всегда сами определяйте её желаемый размер.

Загрузка...