Если Вы научились писать хорошие продажники…
Вы вооружены тем,
что будет служить вам, независимо от того,
что происходит в экономике.
Джон Карлтон, копирайтер – живая легенда
С того, что мы спрашиваем себя: «ДЛЯ ЧЕГО я это делаю?» И только после того, как вы ответили себе на этот один простой вопрос, вы приступаете к действию.
Многие думают, что любой текст, написанный красивыми словами, витеватым слогом считается копирайтингом. Некоторые «копирайтеры» даже путаются в терминах «копирайтинг» и «копирайт», не различая эти совершенно разные понятия. Мифов много.
Реальность такова, что копирайтинг – это продающий текст. Больше ничего. Перечитывала недавно письма Гэри Хэлберта (спасибо Павлу Берестневу, который перевёл их на русский язык). Он даёт определение копирайтингу как «продажи письменным словом».
Отличия обычного текста от продающего ключевые, и их нужно знать.
1. Закрывает на продажу
Копирайтинг создан с одной целью – закрыть продажу или спровоцировать действие, к которому вы призываете. Что или даже кого (имеются в виду личные навыки) он будет продавать ― это следующие вопросы. Текст может продавать посуду из китайского фарфора, готовые платья или вас в качестве тренера, поставщика услуг. Смысл его написания – побудить потенциального клиента совершить действие.
Есть одна деталь, о которой вы должны помнить: люди покупают не товар или услугу. Люди покупают эмоцию с ним связанную. Вы и так это знаете. Просто напоминаю.
Говорят, что мы вообще не запоминаем людей, только ощущения, связанные с ними. Что говорить о предметах?
И задача вашего продающего текста ― дать почувствовать покупателю запах уюта и благополучия, чтобы он забыл о цене дома, который вы ему продаёте. Женщина хочет видеть в зеркале ухоженное, помолодевшее лицо, поэтому она купит у вас «волшебную» баночку с кремом. При хорошем сервисе будет это делать постоянно. Привет компании Mary Kay!
Молодые и активные предпочитают модные марки телефона и машин, не потому что им нужно средство связи или передвижения. Они жаждут ауру успеха и престижа вокруг себя!
Так дайте им то, чего они хотят – и громко крикните о своём предложении! Продайте им их счастье.
А для этого не забудьте проверить себя:
Вы действительно охватили главные проблемы клиента?
Обозначили все выгоды?
Дали ему гарантии?
Отсюда простое задание: Ответьте себе на вопрос, что именно вы продаёте? После этого читайте дальше.
Как понять проблему целевой аудитории (ЦА)? Изучая свою ЦА!
Более подробно о том, как и зачем мы это делаем, мы говорим во второй главе. Выявляем главную проблему, затем подробно в красках описываем её. Например, если вы продаете системы безопасности, опишите, что случается с теми, кто экономит на защите своей жизни. Должны быть ОБРАЗЫ! Человек хочет испытать эмоции.
Ощущение потери, нехватки, лишения чего-то – это психологический удар. Человек думает, что нуждается во внешних, материальных вещах (креме от морщин, комфортной одежде, экологически чистом жилье и проч). На самом деле всё это ассоциации с более высоким качеством жизни и избегание чудовищного дискомфорта от чувства потери самоуважения, права на высший статус.
После того, как вы детально показали, как неотвратимо увядает кожа после 30 лет или к каким чудовищным последствиям всегда приводит нерегулярная замена машинного масла, вы предлагаете избавление от этого. Простое и доступное средство, которое вы доставите им домой в день заказа.
Главное – убедительность. Мы пишем не художественный, а бизнес – текст.
Сравните два текста:
Этот потрясающей красоты диван навевает приятные мысли о временах Тургенева и Чехова. Изящности его и простоте исполнения позавидовал бы сам Аполлон. А его обивка, расшитая золотыми и платиновыми нитями, струится, подобно дождю в солнечный день. Он не каждому по карману, но стоит разбогатеть, чтобы позволить себе такое чудо…
Чудесный текст. Продает ли он? А этот:
Что случается с теми, кто спит на неудобных диванах? Правильно: рано или поздно они становятся людьми с больным позвоночником. А больной позвоночник – это 100% проблемы внутренних органов. Диван в среднем служит 10 лет. И все 10 лет неправильная мебель ломает вам спину и жизнь…
Как этого избежать?
Покупать только диваны с правильной спинкой и строго определенным наполнением!
Знаете, как диван «Здоровая спина» получил свое название? Его предложили наши клиенты, получившие не только удобную мебель, но и настоящий здоровый отдых и сон.
Дело в том, что спинка дивана «Здоровая спина» подстраивается под положение вашего тела, как бы вы ни двигались. Мельчайшие встроенные массажёры полностью расслабляют вас до такой степени, что вы можете даже уснуть! Ваши мышцы в прямом смысле отдыхают и расслабляются, пока вы наслаждаетесь вечерним чаепитием или читаете любимую книгу.
Цена за лечение нездоровья огромна. Сейчас вы платите за незаметную, но опасную и прогрессирующую с каждым днем болезнь. Купите здоровье – за те же деньги!
Где здесь витиеватые обороты, метафоры и упоминание греческих богов? Зато есть:
описание проблемы с эмоциональной составляющей
путь ее решения
объяснение «как это работает» – детализация, вызывающая доверие
главная убойная выгода
предложение товара
обоснование цены (неполное, конечно)
благодарные довольные клиенты.
Убедительно? А главное …
Выгода зависит от вашего продукта или услуги и потребности клиента.
Итак, выведем простую формулу:
Товар/услуга = Главная потребность /нужда ЦА + Её решение от вас
Спросите себя: почему он должен купить именно у меня? Что я такого могу ему дать, что не смогут дать другие никогда? Ответ на этот вопрос и есть Главная выгода.
Один мой знакомый массажист долго пытался отстроиться от конкурентов. А ведь успех в массажном бизнесе зарабатывается непросто – необходим серьезный опыт, годами нарабатывается база клиентов, нужно обладать детальными познаниями физиологии. Ему хотелось что называется, прорваться.
Что он сделал? Он изобрел авторскую систему – сочетание тайского-йога массажа и расслабляющего. Он отобрал самые – самые приемы и разработал уникальную технику, при которой клиент получает одновременно и серьезную проработку мышц, и невероятное медитативное расслабление. Каждый его клиент знает, что такого он не получит больше нигде. Это и называется Главной выгодой.
Подумайте, в чем ваша главная выгода. Найдите эту уникальность и эксплуатируйте её нещадно. Напишите её громадными красными буквами над дверьми вашего офиса – пусть каждый знает, что здесь он получит то самое решение своей проблемы.
Важно обозначить:
выгоды от покупки. Не главные, но очень важные. (Главную выгоду и УТП прописываем отдельно)
преимущества
характеристики продукта
состав.
В нашу эпоху колоссального количества информации, люди пресыщены ею. Просто предложить им «купить дом» – давно не работает. Объясните, почему именно этот дом, чем он лучше того, что дешевле. Разъясните особую технологию сруба, экологию материалов, индивидуальные сервисы для клиентов
В общем – детализируйте!
Это значит, что в первую очередь вы говорите о клиенте, о его потребностях, целях, страхах, его боли, решении его проблем. Поэтому начинать мини – презентацию своего товара / услуги с дифирамб себе любимому, перечисления регалий, фотографий, где вам жмет руку президент, не нужно.
Человеку всегда интересно, когда говорят о нём.
Как часто можно видеть «копирайтинг», начинающийся с перечислений заслуг автора. Свои звания, научные степени или просто реальные результаты вы подробно перечислите в десятой части, где вы обозначите свою высокую компетентность в вопросе, покажете что вы лучший из лучших.
Приучите себя думать такими категориями – «а интересно ли читателю это?», «а есть ли у него такая потребность?», «затрагиваю ли я его интересы?», «ему это вообще нужно?».
В чем сила копирайтинга? Вы физически не можете одновременно рассказать тысячам людей о ваших замечательных услугах и необыкновенно действенном продукте. Если только вы, конечно, не выступаете на ТВ. А он может. Это ваш голос массам. Текст как бы заменяет вас, он вашими словами, фразами несет ваши идеи огромному количеству людей.
Именно поэтому один из способов написания продающего текста (как, к примеру, всегда говорил Гэри Хэлберт) – записать то, что вы обычно говорите покупателям на диктофон. То есть, текст – это то, что вы хотите сказать всем, размноженное тысячными тиражами. Узнайте, какие могут быть возражения, вопросы у ваших адресатов и отобразите их тут же. Более подробно об этом мы говорим в следующих главах.
…за которой не будет ничего…
Не будет огромной скидки, сладких бонусов, а может быть и самого продукта/услуги уже не будет. Испугайте его (да-да, это нормально). Создайте ему острое ощущение потери. Нехватки, которая не даст ему нормально продвигаться в личностном росте, улучшить жилищные условия, лишит его шанса получить ту жизнь, о которой он всегда мечтал.
Deadlin'ом называется крайний срок, до которого действует ваше предложение – цена, скидка, продажа самого продукта. Deadlinе – это ограничение.
Несколько основных видов ограничений.
Количество единиц товара в наличии. Очень хорошо мотивирующий ограничитель. Страх того, что продукта больше не будет.
Количество человек. Этот вид ограничения хорошо работает, если вы продаете места на участие в каком-то мероприятии. Например, тренинг или коучинг. Работает страх упущенной возможности, которая уже не повторится.
Время! Оптимальное время «на раздумье» – до двух суток. Или даже 36 часов. После которых скидка или спеццена действительно уходит.
Тающая скидка. Например, до 15 августа цена 2 000 рублей, с 15 по 21 августа – цена 4000 рублей и так далее по возрастающей. Отлично работает, если вы этот ценовой диапазон выставляете на всеобщее обозрение. Тогда человеку становится визуально понятно, что именно и в каком размере он теряет, если думает слишком долго.
Объясните причину ограничения.
Почему вы убираете товар? Потому что он заканчивается на складе. Потому что он эксклюзивный. Или еще почему – то. Когда вы объясняете, люди больше доверяют.
Deadline ставится после всего текста в конце перед постскриптумом и может повторяться в самом постскриптуме. Еще раз: он должен быть. Это действует, буквально выталкивая, как пробку из бутылки, лениво попозёвывающего потенциального клиента к покупке.
Силу ограничения когда – нибудь испытаем на себе мы все. Однажды, собираясь купить курс одного из известных копирайтеров Рунета, я всё откладывала покупку. И вдруг вижу, что с понедельника цена курса поднимется в полтора раза! А на дворе вечер пятницы…
Бегу в ближайший Сбербанк. А в том отделении не принимают платежи от физических лиц. Еду в следующий, плачу и через несколько дней с жадностью внимаю продвинутые техники построения продающих писем.
А кто знает, сколько бы ещё прошло времени, пока я предприняла бы действия? И предприняла бы их вообще, если бы Artlogus не ограничил меня во времени…
Люди ленивы, сдвинуть с места их можно только толчками. Один из таких – линия смерти, последняя черта, за которой он уже – опоздавший.
Deadlinе увеличивает ценность предложения из-за лимита времени – это подталкивает клиента к реальным действиям.
9. Призыв к Действию!
А это завершающий удар. Он конкретизирует, что именно должен сделать теперь уже почти покупатель. Заранее обдумайте, каким образом люди будут делать заказ.
Если ваша цель – чтобы человек позвонил вам, так и заявите в конце:
«Позвоните сейчас!» или «Звоните по номеру…»
Если вам нужно, чтобы человек произвёл оплату, напишите просто: «Нажмите на эту красную кнопку!» или «Сделайте заказ прямо сейчас».
Разумеется, если вы хотите, чтобы были переведены деньги, то вначале позаботьтесь о том, чтобы сделать это человеку было максимально легко.
Это должны быть всевозможные способы, чтобы среди них обязательно нашелся самый удобный и самый привычный для покупателя: электронные деньги, Сбербанк, Почта России и так далее.
Если перед покупателем форма подписки на вашу рассылку, то взамен на его имя и адрес электронной почты вы отдаете ему бесплатно что-то ценное. В этом случае ваша главная кнопка будет называться «Получи!»
Ибо все мы знаем, что для того, чтобы что-то получить, нужно сначала что – то отдать. Технология создания и ведения рассылки достойна детального разбора, поэтому это тема для целого разговора.
Кстати, сейчас я как раз веду проект по «оживлению мертвецов» в базе свыше 500 000 подписчиков Пишите, расскажу, как это происходит!
Если вы приглашаете на бесплатную презентацию продукта, тогда ваш призыв будет – записаться на мероприятие.
Если вы продаете офлайн (не через Интернет), тогда оставляйте номер телефона, адрес магазина, адрес сайта, на котором есть все ваши контакты.
Призыв к действию – обязательная составляющая продающего текста. В идеале вообще любого текста, который вы выставляете на большую аудиторию.
Все кнопки под рукой, понятны и просты для пользования.
Что произойдет дальше – после нажатия кнопки. Сформулируйте это четко. Например: «После того, как вы нажмете эту кнопку, вы получите первую главу книги по копирайтингу». Или «После этого вы будете записаны на вебинар». То есть, чтобы человек до конца понимал, каков будет конечный результат.
С латинского слово переводится примерно как «то, что после написанного».
В тексте обычно один или два постскриптума. Для чего он нужен?
1. Посткриптум упоминает о дедлайне
2. Суммирует все ценное, о чём вы говорите на протяжении всего текста и выводит это в одну строчку
3. Напоминает о главной выгоде.
Это одно из самых сильных мест в тексте. Потому что запоминаются обычно начало и концовка. Так вот. Постскриптум – это и есть самая концовка всего текста.
Если у вас один постскриптум, то он самый сильный. Если их два, тогда первый – мощный, второй – нечто относящееся к тексту не прямо, но метафорично воздействует на подсознание. Например:
P.S. Сегодня поездка на райский, волшебный, сказочный Кипр обойдется вам всего в 20 000 рублей. Завтра – уже в 40 000… Возьмите себе эти деньги в подарок от нас за незабываемый отдых на самом теплом море мира.
P.P.S. Посмотрите, как уже отдыхают Павел и Наташа, вылетевшие два дня назад на море нашим комфортабельным самолетом. (Невероятно заманчивые ФОТО на пляже, в море и так далее).
Первый постскриптум прямо суммирует выгоду и жесткий дедлайн. Второй – иллюстрирует выгоды и заставляет покупателя представить себя на месте счастливых Павла и Наташи.
Бывает, что в тексте три постскриптума. Тогда самый сильный из них – второй. А третий – еще более отвлеченный, чем второй в нашем примере. Или же они озвучивают разные выгоды.
Да, мы люди, работающие со словом. Мы можем изъясняться изысканным слогом, можем браниться, можем выражаться рваными фразами и незаконченными предложениями.
Всё это мы можем. И делаем в зависимости от того, с кем говорим. И Зачем. Вот два момента, которые решают всё. Слова, которые мы подбираем, стиль речи зависят от ЦЕЛИ сообщения и того, кто перед нами.
Мастера коммерческого письма, маркетологи, а также самые известные писатели направления «мейнстрим» (например, Стивен Кинг или Кийосаки) единодушны: писать надо для ученика 8 класса. В крайнем случае, 10-го. Понимаете, о чём я? О простоте.
Этим вы решаете сразу несколько задач:
Существенно увеличиваете аудиторию ваших читателей
Облегчаете понимание того, что вы хотите сказать. А значит, скорее добиваетесь цели – чтобы клиент понял все выгоды, УТП и вообще ваше предложение.
Завоевываете доверие аудитории. Говорить на «их» языке – значит быть «своим». Если вы вызываете ощущение отчуждения у читателя, то получите однозначно более низкую конверсию, чем могли бы.
Внимание! Не забываем, что мы говорим не о художественной литературе! Мы говорим только о деловой. Но в главном и деловая, и некоторые жанры художественной литературы схожи – продать интерес. Хотя, цели этой продажи все же разные…
В следующих главах мы еще будем возвращаться к вопросам языка.
И, наконец, это -
Если вы думаете, что можете спрятаться от клиентов за печатным текстом, то ошибаетесь. Неуверенность в продукте или сервисах видна сразу. Никто не знает, как это происходит, но все знают, что это так. Вы должны быть уверены в том, что вы предлагаете, иначе почему клиент должен вам платить?
А он платит за:
качественное решение своих проблем
удобство
освобождение своего времени,
вот что он хочет получить в обмен на деньги.
Качество вашего продукта/услуги – гарантия превращения клиента в постоянного клиента. А это случится, если при первом обращении он получит качество. Работайте над ним.
Уверенность в чём – либо заразительна. Вы можете заразить ею, а также любовью к вашему товару. Но вам надо самим испытывать эти чувства. Проверьте себя – это важно.
P.S. Проще говоря, мы берем потенциального клиента, затерянного в джунглях всемирной паутины за руку и, хорошенько встряхнув его убийственным заголовком, выбиваем из равновесия выгодами. Так, не давая опомниться, от строчки к строчке, до самого конца даём ему постоянные инструкции, что делать. До той самой «красной кнопки», на которую он нажимает, чтобы взять свой конечный результат.
Продающий текст продаёт или провоцирует действие
Описывает главную проблему вашей ЦА, предлагает пути решения
Убедителен
Предлагает Главную выгоду – самое оптимальное решение проблемы клиента
Детально объясняет, почему предлагаемый продукт/сервис лучший
Всегда ориентирован на проблему клиента
Предугадывает возможные возражения, вопросы и отвечает на них
Увеличивает ценность предложения за счет deadline и «дожимает» продажу Призывом к действию
Постскриптум – это самый главный призыв к действию
Находит «общий язык» с максимальным количеством людей
Заражает уверенностью в продукте.
Конечно, это далеко не всё, а только основное, что необходимо в настоящем продающем тексте. Спросите себя, что бы вы написали в каждом пункте, если бы сейчас писали продающий текст. После того, как вы прочтете эту книгу до конца, возьмите сегодняшнюю вашу запись, прочитайте ее, сравните с теми, что вы сделаете к тому времени. Уверяю вас, вы будете поражены!
В следующей главе мы подробно выясняем нашу ЦА. Рассмотрим механизмы завоевания доверия и напомним себе, что это не абстрактная величина, а живые люди.
Задание 1. Найдите главную проблему своей ЦА.
Задание 2 – игра. Очень творческое. Потренируйтесь в убедительности устно. Убедите трех человек в чем – либо. Тема разговора совершенно не имеет значения. К примеру, предложите своей тёте или соседке купить у вас ваш пылесос. Но сначала найдите то, в чём она может нуждаться.
Быть может, у нее закончились духи, и она пытается выбрать новые. Помогите ей с выбором, приведите аргументы.
Используйте ограничения по времени.
Однако следите, чтобы ваше убеждение не доходило до абсурда. Главное на этом этапе понять, что именно способно убедить, а что нет. Помните, что вы решаете не свою проблему, а клиента.
Задание 3. Создайте 3-5 ограничений при покупке. Убедительно обоснуйте причины.
Задание 4. Всю неделю излучайте энтузиазм! В любом вопросе. Заражайте им окружающих.