В своей книге «Понимание медиа: внешние расширения человека», Маршалл Маклюен отмечает очень важную вещь, которую весьма непросто переварить. А именно, он пишет: «средство коммуникации и есть сообщение, так как именно средство коммуникации определяет и контролирует масштабы и формы человеческой ассоциации и человеческого действия».
Раскрывая свою мысль, он приводит десятки примеров, но наиболее показателен пример с электрическим светом: «электрический свет ускользает от внимания как средство коммуникации именно потому, что у него нет «содержания». И это делает его бесценным примером того, насколько люди не заботятся об изучении средств как таковых. Ибо до тех пор, пока электрический свет не начинают использовать для оглашения какой-нибудь торговой марки, он как средство коммуникации остается незамеченным. Но даже и тогда предметом внимания становится не сам свет, а его «содержание» (т. е. на самом деле другое средство)… …электрический свет и электроэнергия отдельны от их применения, и, кроме того, они упраздняют временные и пространственные факторы человеческой ассоциации, создавая глубинное вовлечение точно так же, как это делают радио, телеграф, телефон и телевидение».
Спустя 35 лет, в 1999 году, Виктор Пелевин первым донесет эту мысль до русскоязычного читателя в своем романе «Generation P». Главный герой слушает монолог Че Гевары, который объясняет ему трансформацию средства коммуникации в сообщение по Маклюену:
«Когда телевизор выключен, он является объектом номер один. Это просто ящик со стеклянной стенкой, на который мы вольны смотреть или нет. Когда взгляд человека падает на темный экран, движение его глаз управляется исключительно внутренними нервными импульсами или происходящим в его сознании психическим процессом. Например, человек может заметить, что экран засижен мухами. Или решить, что хорошо бы купить телевизор в два раза больше. Или подумать, что его хорошо было бы переставить в другой угол. Неработающий телевизор ничем не отличается от предметов, с которыми люди имели дело во времена Будды, будь то камень, роса на стебле травы или стрела с раздвоенным наконечником – словом, все то, что Будда приводил в пример в своих беседах.
Но когда телевизор включают, он преобразуется из объекта номер один в объект номер два. Он становится феноменом совершенно иной природы. И хоть смотрящий на экран не замечает привычной метаморфозы, она грандиозна. Для зрителя телевизор исчезает как материальный объект, обладающий весом, размерами и другими физическими качествами. Вместо этого у зрителя возникает ощущение присутствия в другом пространстве, хорошо знакомое всем собравшимся.»
Задача структуры – превратить презентацию в «объект номер два». У презентации есть ряд преимуществ перед текстом в документе Word или табличкой Excel. Часто люди не видят большой разницы и просто копируют текст из первого, таблички из второго на слайд, таким образом, не меняя вид коммуникации.
Чтобы тексту, табличкам и изображениям стать презентацией, нужно не только правильно скомпоновать их на слайде, использовать инфографику и другие приемы. Нужно следовать логике повествования.
Лингвистика определяет каноны упорядочивания слов в связный текст таким понятием, как синтаксис. Как и в любом языке, в деловом языке презентаций есть свои синтаксические особенности, члены предложения и правила их соединения в грамотную речь.
В качестве базового сценария рассмотрим логику общей презентации о продукте, назначение которой не подчинено локальному контексту, то есть, это универсальная презентация о продукте/компании.
Примечание: здесь и далее в названиях блоков знак слэш «/» означает «и / или». Блоки на схеме, означают разделы, которые в идеале должны умещаться на одной странице презентации. Об исключениях я напишу отдельно.
Таков эталон общей презентации. Мы видим логику повествования, по сути, являющуюся каноном любой поучительной и захватывающей истории. Как говорил один индеец, кто умеет рассказывать истории, тот правит миром.
Однако, не будем идеалистами: не всякая история хороша к обеду, как и не всякая подойдет для романтического вечера. В деловом мире набор слайдов должен соответствовать условиям донесения информации.
Идея конструктора презентаций как раз и заключается в том, чтобы создавать обновляемую базу слайдов, которая компилируется под конкретные условия подачи: выступление, рассылка, дискуссия, обучение и так далее. Рассмотрим возможное содержание перечисленных на схеме разделов.
Содержание этого слайда зависит от сценария. В случаях, когда презентация не предназначена для выступления, наполнение регламентируется разве что корпоративным стилем: в яркости, броскости можно себя не ограничивать.
Во втором случае мы можем импортировать на слайд промо-ролик с циклическим повторением.
В обоих случаях не следует делать контент слишком информативным, лучше подойдет заставка с логотипом. Ведь важно сберечь внимание зрителя до содержательной части и не формировать ложных ожиданий. Восприятие у всех работает по-разному, и текстовые / предметно-графические посылы на предваряющих выступление кадрах могут завести аудиторию в разные точки старта, после чего труднее собрать аудиторию в единую канву.
С чего начинается хорошая презентация? Я упоминал о продуктовом мышлении, многие компании пытаются решить эту задачу начиная презентацию со своих достижений. Расчет простой – напором и регалиями завоевать сердца.
Бесспорно, заслуги – хорошая вещь, играющая значимую роль и в некоторых сценариях требующая отдельного слайда. Но заслуги компании не затрагивают личный мир индивида, они хороши при наличии заинтересованности, то есть, для постоянных клиентов.
Когда человек взял в руки презентацию или пришел на мероприятие, он оказал доверие, приоткрыл окно своего восприятия. Любопытство потребителя перерастает в интерес лишь тогда, когда возникает желание какого-то продукта. При этом люди редко меняют свою картину мира, тем более фундаментально. Есть ли шанс втиснуться в нее?
Фома Аквинский, наверное, был первым по-настоящему медийным создателем карты реальности. В 13 веке он написал книгу «Сумма теологии», которая во многом определила картину мира на несколько столетий вперед. Научно-техническая революция немного оттеснила религиозную догматику, породив таких маститых соперников, как Дарвин с теорией о происхождении видов и Маркса с Энгельсом, авторов диалектического материализма. Так мы получили две суперпозиции, формирующих мышление масс: теологическая и материалистическая.
Третьим конкурентом в картинах реальности, пожалуй, можно назвать Станислава Лема. В книге «Сумма технологий» (аллюзия на «Сумму теологий») он попытался спрогнозировать будущее информационного общества, задав тон в обсуждении новой технологической революции и нового мировоззрения. И сегодня это полноценный третий тип мышления, когда ценностью является цифровой статус человека.
Грубо говоря, определяя контекст, мы определяем целевую аудиторию по «религиозному признаку»: либо наш продукт для мистиков, либо он для рациональных консерваторов, либо же для гиков, готовых на любой апгрейд себя ради новых ощущений и статуса.
Какая бы ни была картина мира клиента, в ней всегда будут несостыковки, ибо никакая из перечисленных выше не является совершенной. Более того, они постоянно заимствуют друг у друга те или иные элементы, но среда, в которой человек растет и развивается, всегда задает базовые ценности.
Поэтому, нет смысла изобретать велосипед и пытаться делать по-настоящему революционный продукт. Люди не хотят больших перемен, им вполне достаточного «маленького чуда». Будьте контекстуально точными, задействуйте «общие места» между продуктом и личным опытом клиента.
Планета Земля – пылинка в космосе, в пылинке есть внутренний космос из атомов, в которых тоже есть что поискать, но, домработница Фекла не видит разницы между грязью и нано-пылью, ее задача убраться к обеду. Поэтому, история продукта не просто должна быть рассказана на доступном языке, но и существовать в понятном потребителю мире.
Покажите аудитории масштабную картину и места продукта в ней, продвиньте её мировоззрение на новый уровень понимания. Научив человека чему-то новому, освежив его взгляд на вещи, вы становитесь авторитетом.
На этом слайде все достаточно просто и понятно. Если на предыдущем слайде мы показывали, к примеру, статистику по городу N-ск, выделив какой-то показатель и обозначив насколько он вырастет с новым продуктом, то на это слайде мы объясняем почему с данным показателем не все хорошо.