Я бы выделил две области, в которых инструмент «презентация» эффективен. Первая – сэкономить время и деньги организации в процессе конверсии идеи в продукт. Это задача внутренних презентаций. Вторая – продвижение философии продукта, и, в данном случае, мы получаем возможность сообщить не только о предлагаемом решении проблемы клиента, но и имиджевую составляющую бренда. Для обеих задач критически важно понимать «механику» продукта – как и из чего он сделан, как пользователь будет взаимодействовать с ним.
Звучит хорошо, но что мешает использовать язык деловых коммуникаций (презентацию) на полную мощность? Обозначу три момента.
1. Реальность сегодняшнего дня такова, что исполнители графической части некомпетентны в технической стороне продукта, поскольку не готовы тратить время на понимание продукта, в силу чего увлекаются формой вместо содержания, начинают руководствоваться общими принципами рекламы и трендами дизайна, девальвируя, таким образом, уникальность и ценность продукта.
2. Человек, выступающий апологетом продукта, например, продакт-менеджер, не силен в области дизайна, вследствие чего, не способен правильно расставить акценты как в презентации, так и на слайдах. Речь даже не о том, чтобы рисовать красивую графику, скорее, о том, что плохо структурированная подача затрудняет понимание идеи.
3. Наличие хорошего дизайнера и грамотного владельца продукта, недостаточны сами по себе. Необходимы еще две фундаментальные вещи: наличие продуктового мышления и регламентированный процесс, в котором при минимальных затратах человеческого ресурса достигается единообразие и внятность корпоративных материалов.
По первому моменту мы ставим первый вопрос: каким же требованиям должен соответствовать специалист, чтобы презентации отражали преимущества продукта в понятной потребителю форме? Злободневный вопрос как для руководителей, так и для исполнителей. И уж совсем непростой для службы HR: приходится идти на компромисс между аналитическими способностями кандидата, его художественными навыками и умением излагать мысль литературно и логически точно.
В настоящее время на рынке труда нет четкого понимания набора компетенций под задачу создания презентаций. Дизайнер, аналитик, специалист по анимации, маркетолог, копирайтер, редактор – на мой взгляд, ответственный за презентации должен хотя бы частично обладать навыками всех этих специальностей.
Я бы сравнил профессию дизайнера презентаций с профессией архитектора. Хороший архитектор должен быть немного строителем, немного сантехником, немного инженером, дизайнером света, психологом, художником, философом и даже футурологом… Ведь его задача «одеть» функцию в дизайн, понимая при этом, что здание или пространство «живет» десятки, а иногда и сотни лет. Это означает, оно должно удовлетворять не только текущим запросам общества, но и предполагать будущие. Хорошая архитектура не только служит обществу, она его формирует, задавая контекст.
По второму моменту – возможно, овладев определенными правилами, делать хорошую презентацию не будучи дизайнером. Да, это не будет эстетически безупречным исполнением, но для коммуникаций на внутреннем уровне этого вполне достаточно: руководство поймет суть идеи, даст обратную связь, продукт получит достаточные решения для претворения в жизнь.
Третий момент. Презентация, как оптимальная форма деловой коммуникации, должна иметь продюсера процесса, обладающего продуктовым мышлением, пониманием бизнес-процесса и имеющего представление о дизайне, попросту говоря, вкус.
На вопросе вкуса хочется остановиться отдельно, поскольку современное масс-культурное понимание «вкуса» не подходит для профессионального применения. Вкус – это не пристрастия, обусловленные уровнем развития конкретной личности. Вкус – это количественный показатель, переросший в качественный. На простом примере, если человек прочел 10 книг, его вкус определяется лишь сравнением личного опыта с прочитанным, если 100 – он начинает отмечать хороший язык и уместность понятий, если более 1000, его вкус почти сформирован, ему заметны и качество языка, и проработанность образов, и внятность идеи.
Мне посчастливилось поработать на разных участках одной большой индустрии: полиграфический дизайн, веб-дизайн, дизайн интерфейсов, маркетинг, брендинг, public relations, реклама, копирайтинг – все это части единого процесса упаковки информации в месседжи для потребителя, на разных этапах и носителях. Презентация – их эссенция.
Главная цель данной книги – дать читателю комплексное видение того, как делаются презентации, сформировав представление об участниках и их действиях в процессе ее подготовки.
Миссия данной книги – задать вектор развития этой новой компетенции на рынке труда, чтобы и дизайнер, который хочет работать с презентациями, и компания, которая созрела до отдельной единицы под эту задачу, имели общую систему координат. То же касается и образовательной сферы, где все чаще используются презентации как для изложения курса, так и для защиты проектов.
На схеме выше отражены три блока: продюсирование, процесс и презентация – это глобальные компоненты процесса создания презентаций, которые будут рассмотрены далее в соответствующих разделах книги.
Фундаментальный блок, продюсирование, подразумевает масштабный взгляд на вещи, поэтому некоторые главы будут иметь отсылки к социологии, психологии и философии. Приятного чтения!