I Фазы применительно к людям и организациям

В первой части книги я знакомлю читателей со своими новыми идеями о фазах процесса. Понимание этих фаз способно усилить эффект от групповой работы, направленной на переход от конфликта к устойчивым отношениям и творческому сообществу. Я рассматриваю то, как фазы соотносятся с уровнями глубинной демократии.

Приступая к объяснению фаз, я уделяю внимание большим группам, таким как организации и страны, поскольку обеспокоен войнами и остро стоящей проблемой насилия. В последующих разделах книги я обращаюсь к личности и показываю, насколько важна работа с собственными телесными симптомами и сновидениями с учетом фаз для решения мировых проблем.

Вначале я описываю первый тренинг по осознанию фаз: как распознавать знаки и сигналы, характерные для различных фаз процесса, особенно в группах и организациях. Затем я привожу примеры различных техник, в которых учитываются те или иные фазы. Концепция фаз помогает понять, почему эти техники столь эффективны.

Глава 1 Фазы глубинной демократии

В этой главе вы обнаружите новые мысли о демократии и глубинной демократии, с особым акцентом на ее уровнях и фазах. Эти уровни и фазы дают представление о типичных ситуациях и процессах, через которые с течением времени проходят все люди, группы и народы.

В данной главе представлены четыре фазы, наблюдаемые в процессах, характерных для отдельных людей, отношений, групп и народов. Я описываю способы распознавания этих фаз и то, какую помощь может оказать осознание фаз для более эффективной работы с собой, людьми, взаимоотношениями и группами. В последующих главах подробно исследуется практическое применение четырех фаз, а также многие новые техники.

Здесь я кратко излагаю структуру глубинной демократии, а затем показываю, как осознание фаз может расширить наше понимание глубинной демократии, открывая новые пути разрешения конфликтов и более эффективного преодоления трудностей.

Мой опыт работы и исследований за последние 35 с лишним лет показал, что для эффективной и устойчивой работы с людьми и группами полезно пройти первый и второй тренинги. В этой главе я представляю первый тренинг по осознанию фаз как основу для понимания фаз в контексте второго тренинга.


Первые базовые тренинги. Как я упомянул во введении, для того чтобы помочь людям и нашей планете, необходим первый тренинг в психологии и организационной деятельности. Этот тренинг предполагает, как минимум, развитие умения распознавать собственные и чужие сиюминутные и продолжительные сигналы. Такой первый тренинг развивает способность замечать и применять в работе следующее:


Вербальные послания: слушайте содержание и намерение.

Телесные сигналы: обращайте внимание на мимику и жестикуляцию, звуки, движения. Соответствуют ли движения содержимому вербальных сообщений? Присутствует ли конгруэнтность? Да, если телесные сигналы и содержимое вербальных посланий одинаковы. Нет, если есть невысказанные фоновые ощущения и движения. Позвольте фону проявиться.

Атмосфера: как ощущается атмосфера между нами? Тяжелая, легкая, неопределимая.

Многообразие: принимайте во внимание принадлежность людей к различным группам, их национальность, возраст, расу, пол, религию, финансовое положение и т. п. Отмечайте, чей социальный статус и авторитет выше или ниже в данном контексте.

Сновидения: что люди сновидят, каково их видение, каково значение неосознанных телесных сигналов.

Фазы: Фазы присущи всему. Подумайте о смене времен года, о том, как земля и луна проходят через различные фазы в течение месяца, года. Наше время циклично. Существуют утро, день, вечер, ночь. Лето переходит в осень, затем в зиму, весну и т. д. Взгляните на смену фаз луны в течение одного месяца. (Спасибо NASA[9].)


Ранее в своей работе я уделял много внимания сигналам и посланиям[10], и продолжаю изучать эти элементы коммуникации. Однако в этой книге я делаю акцент на своей новой концепции процессуальных фаз.

Наш повседневный ум обычно в большей степени фиксирован и в меньшей – процессуально и фазо-ориентирован. Таким образом, тот факт, что наша психология и мировые события также фазо-ориентированы, может удивить некоторых из нас.

Вспомните, ведь в вашей жизни бывают периоды сомнений и просветлений, замешательства и понимания, замкнутости и открытости. Если мы отдаем себе отчет в смене фаз, это дает нам некоторую отстраненность при работе как с собственными проблемами, так и с проблемами организаций и всего мира.

Полезно обратить внимание на некоторые типичные фазы внутренних, межличностных и организационных процессов. Зная эти фазы, мы сможем лучше понимать, какие психологические, политические методы, а также методы решения конфликтных ситуаций будут наиболее эффективны и почему. Осознание фаз относится к нашему «первому тренингу».


Фазы. Человек или группа могут находиться в различных фазах, хотя зачастую одна из них будет доминировать в тот или иной момент. В основе понятия «фазы» лежит идея о том, что все меняется. К примеру, при работе с текущим или прошлым конфликтом могут оказаться полезными простые описания фаз, приведенные ниже. При помощи этих описаний вы научитесь определять, в какой фазе находитесь вы сами, ваши отношения или ваша группа.


Фаза 1. Давайте получать удовольствие! Здесь внутреннюю или межличностную атмосферу можно охарактеризовать так: «будем же счастливы» и не станем озадачивать себя работой с напряженностями.

Фаза 2. Напряженность или конфликт. Мы не можем не замечать плохого настроения, напряженности или конфликта. Либо наутек, либо в атаку!

Фаза 3. Смена ролей. Порой можно «поменяться ролями» и просновидеть на «другую сторону» проблемы или отношения – на ту, что нас беспокоит. В этой фазе, как во сне, мы можем вообразить людей или события, которые нас беспокоят, а порой и вчувствоваться в них.

Фаза 4. Отстраненность, ощущение того, как вселенная движет вами. Когда мы расслабляемся, неизбежно возникает некая отстраненность. В такие моменты наш разум открывается, и мы начинаем принимать происходящее в нашей жизни. Тем не менее, фаза 4 тоже является фазой, которая сменится следующей. Часто мы переходим к фазе 1 в надежде избежать трудностей. Это, в свою очередь, приведет нас к напряженности фазы 2 и / или к другим фазам.


Существует множество способов описания потенциальных фаз и подфаз, в зависимости от культуры человека или группы. Однако эти четыре фазы и их описание распространяются на многие ситуации и с пользой применяются в различных культурах по всему миру.

Распознавание фаз помогает понять, что многие из отличных методов, применяемых в психологии и для разрешения конфликтов, наиболее результативны в какой-нибудь одной из фаз. Если работающие над разрешением конфликта не осознают фазы, они могут не понимать, почему подобные методы не всегда действенны, либо предположат, что дело в конкретных людях или даже во всем роде человеческом.

Например, многие методы эффективны в фазах 1, 3 и 4, когда люди готовы вести переговоры. Однако те же самые методы не приносят желаемого результата, когда происходит сильная поляризация и вовлечение в фазу 2, где имеют место борьба, страх, преодоление внутренних или внешних сложностей. Не учитывая фазу, мы зачастую видим проблему в людях, не реагирующих на наше вмешательство, вместо того чтобы принять во внимание многообразие и фазы.

В результате того, что наше мышление ориентировано на состояние, а не на фазу и процесс, мы полагаем, что люди всегда либо плохие, либо хорошие. Мы приходим к фиксированным заключениям и забываем о том, что человеческие существа, подобно остальной природе, подвержены изменениям. По этой причине для нас становится большим сюрпризом, когда те, кого мы считали «злодеями», внезапно меняются. Фиксированные взгляды не учитывают фазы. Обучение умению двигаться в потоке фаз межличностных и конфликтных процессов – это ключ к формированию и поддержанию отношений, к движению за пределы сиюминутных напряженностей.


Фазы вселенной. Термин «вселенная» (англ. Universe) содержит идею фаз или вращения. Вселенная – это вместилище всего сущего. Это слово происходит от латинского uni – «один», и versus – «повернутый». Таким образом, мы живем в огромном пространственно-временном фазо-ориентированном «вращающемся» теле, организации, мире (см. рисунок 3).

В «Танце древнего» я говорил о практическом применении определенной медитации движения. Там я показал, как позволяя себе двигаться спонтанно и расслабленно, вы можете внезапно понять, что прямо сейчас вам нужно решить какую-либо проблему. В этой книге я делаю предположение, что лучше всего вы чувствуете себя тогда, когда время от времени позволяете себе пережить то, как вас движет вселенная – что бы это для вас ни значило. Замечайте, как изменения все время так и напрашиваются!


Рисунок 3. Фазы Луны


Похоже, наш танец спонтанного движения был спроецирован на танцующие божественные фигуры, такие как скульптура Танцующего Шивы, Натараджи. Считалось, что этот танцующий индуистский бог вселенной[11] совершал циклические вращения.

Подобные фазо-ориентированные боги, возможно, являются одним из возможных ответов на знаменитое высказывание Эйнштейна: «Я хочу знать мысли Бога, все остальное – детали»[12].

Натараджа, или Танцующий Шива, по меньшей мере отчасти, является проекцией или опытом того, как действует наш разум. Движения танца этого божества представляют фазы, через которые мы проходим, такие как отдых, сновидение, разрушение и творение. Круговой танец Шивы символизирует фазы разрушения и созидания нашей психологии и нашего мира.

Этот фазо-ориентированный бог также символизирует некое общее звено между физикой, духовностью и психологией. В Википедии мы читаем: «В 2004 г. в ЦЕРНе (Европейском центре исследования физики элементарных частиц в Женеве, Швейцария) открыли двухметровую статую танцующего Шивы»[13]. Статую Шивы, символизирующую космический танец творения и разрушения, «ЦЕРНу преподнесло в подарок правительство Индии в ознаменование длительного сотрудничества исследовательского центра с Индией»[14]. Сегодня, добавил бы я, символика этого божества объединяет мифологию, религиозное искусство, физику, а также психологию и конфликтологию – на что я указываю в этой книге.


Рисунок 4. Танцующий Шива в ЦЕРНе, Швейцария


Обратите внимание, что одна нога бога покоится на или в реальности, а вторая – в иной «фазе» танца, в то время как руки его касаются других фаз вселенной. Подобно Шиве, мы с вами можем быть реалистами и одновременно соприкасаться с другими фазами, такими как сновидение и духовный опыт.

Для большинства людей естественно забывать о фазах и отождествлять себя только с одной определенной личностью в той или иной фазе. Однако эта «нормальная» консенсусная реальность, заключающаяся в отождествления только с определенной личностью в течение длительных периодов времени, хоть и важна, зачастую приводит к депрессии. Чтобы научиться не терять из виду многообразие, принципиально важно понимать, к каким ограничениям приводит нас отсутствие гибкости в восприятии собственных ролей, когда мы рассуждаем: «я ЭТО, а не ТО».

Жесткая идентификация и гордость – это важные качества, которые следует принимать во внимание. Во избежание маргинализации малым этническим группам приходится отстаивать собственную самоидентификацию более активно, чем национальному большинству, проживающему в данной местности. Я хочу сказать, что наша идентификация – это не более чем фаза. Ночью в сновидениях случаются и иные фазы, в которых мы порой оказываемся в роли «другого». Для более глубокого осознания многообразия нам нужна самоидентификация, но, помимо этого, не следует забывать, что мы порой являемся тем самым «другим», и это ключ к улучшению отношений и разрешению противоречий с «другими». Важно занять твердую позицию, а решение «я – это я, а НЕ другой» со временем докажет свою нежизнеспособность.

Фазы глубинной демократии

Прежде чем двигаться дальше, давайте рассмотрим идею демократии, или глубинной демократии, и расширим эту идею, указав на ее связи с фазами. В своей книге «Глубинная демократия открытых форумов» я говорил о том, что термин «демократия» происходит от греческого «демос» – граждане и «кратос» – власть. Идея демократии, разделения власти между всеми народами – потрясающая и важная идея! Однако демократия не всегда работает. Почему? Основная проблема демократии состоит в том, что она, главным образом, базируется на «кратос», или власти, а не на осознанности. Разделять власть не означает иметь хорошие отношения!

Демократия, основанная на власти, является источником конфликтов. Без осознания власти и статуса мы маргинализируем других и создаем перманентное состояние конфликта. Эта «демо-кратия», или равная власть граждан, не так результативна, как могла бы быть. Поэтому я и выдвинул концепцию глубинной демократии[15].

Глубинная демократия состоит в понимании власти в рамках консенсусной реальности, а также более глубоких уровней взаимодействия с ней. Сознание глубинной демократии позволяет замечать, что люди говорят в консенсусной реальности, а также то, что сообщают их маргинализированные сигналы (которые зачастую остаются незамеченными во время взаимодействия). Привнесение этих маргинализированных сигналов в осознание – таких, как раздражение, скука, расслабление и т. д. – может углубить отношения и помочь снять напряженности. Подобные сигналы я называю двойными сигналами. Мы подавляем и редко замечаем свои собственные двойные сигналы в течение дня, но можем обнаружить их в сновидениях ночью.

Я обнаружил, что глубинная демократия требует осознания на трех уровнях, кратко изложенных в следующем разделе. (Более подробно – в моей «Глубинной демократии открытых форумов»). Уровень первый – это «консенсусная реальность», где я – это я, а ты – это ты. Во втором уровне глубинной демократии, в «стране грез», вы обнаруживаете маргинализированные сигналы, видения и большие сны. На третьем, глубочайшем уровне глубинной демократии, уровне «сущности», мы ощущаем пред-сновидческий опыт, область глубокой осознанности, из которой возникают сны и спонтанные инсайты. (Вспомните песенку, пришедшую на ум во время ограбления, упомянутого в предисловии).

Уровни глубинной демократии

Консенсусная реальность. Поверхность глубинной демократии состоит из фактов повседневной реальности и проблем всех тех, кто в нее вовлечен. На поверхности находится реальность в общепринятом понимании, разделяемом большинством, по поводу которой существует относительный «консенсус». Консенсусная реальность зависит от заданных, зачастую жестких идентификаций. Демократия в консенсусной реальности, по сути, говорит: «Ты – это ты, а я – это я». Консенсусная реальность (сокращенно КР) подавляет сновидения и тонкие сигналы коммуникации.

Страна грез. Здесь вы обнаружите грезы и маргинализированные или двойные сигналы (бессознательные звуки и жесты при коммуникации). Если речь идет о людях или организациях, на этом уровне можно выявить глубинные цели и фундаментальные видения.

Уровень сущности. Уровень сущности глубинной демократии – это область тонких переживаний и чувств, которые невозможно выразить словами. Основатель даосизма Лао-цзы назвал бы этот уровень глубинной демократии «дао, невыразимое словами». Это некое ощущение присутствующей в воздухе магнетической силы или духа.

Вкратце, глубинная демократия состоит из КР, страны грез и уровня сущности. Подобно демократии в целом, глубинная демократия имеет отношение к власти граждан и равноправию, но она также подчеркивает, а не исключает, сновидческий характер проекций и чувств, необходимых для отношений с самим собой и с другими. Концепция фаз процесса позволяет расширить и углубить мою теорию глубинной демократии.

Каждый уровень глубинной демократии (КР, страна грез и сущность) ассоциируется с одной или более фазами процесса.

Консенсусная реальность содержит фазы 1 и 2

Фаза 1 – это когда мы и формируемые нами группы не желают сосредоточиваться на проблемах. Давайте получать удовольствие! Когда мы думаем главным образом о себе, не обращая внимания на все остальное, мы находимся в фазе 1. Поглощенность собой – общий элемент ежедневной консенсусной реальности. Люди в первой фазе ощущают себя в некоем приятном путешествии. У этой фазы много характерных черт, напоминающих маленького ребенка, находящегося на стадии развития «я, я, я». В этой фазе, похоже, не существует ничего кроме тебя! Отдельные люди и группы в фазе 1 совершают увеселительное путешествие, сосредоточившись исключительно на себе, требуя внимания и развлечений в надежде на то, что с ними будут нянчиться, пока они будут наслаждаться жизнью.

Для групп эта фаза похожа на пору отпуска или каникул. «Ну вот, мы только что обнаружили, что нам надо быть вместе, и это хороший повод оказаться здесь! Мы пока не желаем думать о проблемах! НЕТ, ни слова о проблемах. В данной фазе нашей личной и общественной жизни давайте просто хорошо себя чувствовать. Давайте забудем о всевозможных неурядицах!»

Группам нужна эта фаза. Она не плоха и не хороша. Как фасилитатор, вы можете быть не согласны с этой фазой, но если вы способны ее принять, то она может помочь на начальной стадии признания существования проблем. Есть множество способов работы с этой фазой.

Фаза 1, по сути, маргинализирует внутреннее беспокойство или внешнюю проблему. Причиняющие нам беспокойство внутреннее состояние, фигура или группа, для которых характерна энергия Х, являются тем самым, с чем мы пытаемся «развестись». По этой причине я использую название Х. Точно так же, как малышу требуется какое-то время для понимания того, что необходимо считаться с другими детьми или родителями, в фазе 1 мы просто чувствуем: «я хочу то, что хочу!».

Фаза 2 происходит внутри, когда мы чувствуем напряженность из-за чего-либо, или когда мы и наша группа рассержены, или напуганы силой X внутренней или внешней ситуации. В фазе 2 напряженность X связана с трудностями принятия многообразия и с тем, насколько, по нашим ощущениям, высок или низок наш психологический статус и авторитет относительно «другого».


Рисунок 5. Фаза 1. Получайте удовольствие


Рисунок 6. Фаза 2. Напряженность + конфликт.


В отношениях или группах фаза 2 наступает, когда нам что-то не нравится в себе или в других, либо когда мы чувствуем напряженность, страх или гнев. В этой фазе мы расстраиваемся отчасти потому, что беспокоящие нас обстоятельства или люди, по нашим ощущениям, неправы, либо не осознают свою власть и статус, свои социальные и культурные различия.

Зачастую причиной проблем в фазе 2 являются вопросы власти и социального статуса, когда складывается ощущение, что вы или ваша группа, организация наделены меньшей властью относительно данной проблемы, общества, культуры. В фазе 2 вы говорите: «Вот, появляется этот ненавистный фактор Х, с которым нам не хочется иметь дело».

Если вы обратитесь к тому, кто находится в фазе 2 со словами: «Может быть, попробовать немного лучше относиться к этому Х, который против нас?», вас ожидает эмоциональный ответ: «Нет! Они против НАС! От них сплошные проблемы», или «Они нам не по душе, не будем с ними общаться. С глаз долой – из сердца вон!»

Ежедневные новости изобилуют фактором X фазы 2: «Эти другие – они плохие, надо либо держаться от них подальше, либо уничтожать их!»

Поскольку я фасилитатор и не нахожусь в фазе 2, фазе противостояния, у меня нет оценочных суждений, направленных против этой фазы агрессии. Фаза 2 – это просто часть природы, подобно вулкану. Но если мы с вами, будучи фасилитаторами, находимся в фазе 2, мы можем испытывать антипатию и бессознательно противостоять тем самым группам или людям, которым пытаемся помочь. Мне часто приходится слышать, как фасилитаторы говорят: «Не нравится мне эта группа, или этот человек, которому я помогаю».

Как я уже говорил, в фазе 2 важно противостать «плохим» людям или «плохой» ситуации. Активное противостояние может быть делом жизни и смерти. Фаза 2 является значимой, так как в ней природа демонстрирует свое многообразие. Здесь есть энергия «мы» и энергия развода X – «не мы»! «Для борьбы с этим X нам понадобится медицина, оружие или война!»

Фаза 2 чрезвычайно важна для пробуждения в нас самих и в других интереса к общественным вопросам. В фазе 2 мы создаем напряженность и «воюем» ради осуществления общественных преобразований. Однако следует помнить, что задерживаться в одной фазе означает порождать трудности принятия многообразия, подвергая маргинализации тех, кто находится в других фазах. Осознание и принятие перемен, происходящих с потоком фаз, является окончательным ключом к созданию устойчивой культурной среды, как внутри, так и снаружи нас.


Рисунок 7. Фаза 3. Откройтесь для другого


После достаточно длительной борьбы в этой фазе напряженности или конфронтации, в конце концов, мы измождены и можем впасть в беспокойство или депрессию… возможен страх финансовых потерь, неудач или смерти. И тогда мы готовы перейти из фазы 2 в фазу 3 или 4.

Страна грез – это фаза 3. Здесь мы более открыты и способны замечать свои собственные сновидческие сигналы невербальной коммуникации, грезы и двойные сигналы. В фазе 3 мы можем расслабиться и сновидеть в поиске решений. Мы начинаем открываться для другой стороны.

Фаза 3 подобна сновидению, так как сигналы и поведение, с которыми мы не идентифицируем себя в повседневной реальности, появляются в сновидениях. В фазе 3 индивидуальной или групповой процессуальной работы мы имеем дело не только с ролями, но и с «ролями-призраками» – местами, историческими событиями или людьми, о которых звучало упоминание, но которые в данный момент отсутствуют, а также с двойными сигналами и т. п. В фазе 3 проигрывание этих «ролей-призраков», как если бы они присутствовали, часто рождает новые решения.

В жизни людей и организаций фазы 1 и 2 возводят стены различий. Однако в переживаниях фазы 3 (страна грез) мы становимся восприимчивы к фантазиям и грезам, и стены между нами становятся более проницаемыми. В фазе 3 мы порой можем меняться ролями с другими и почувствовать себя этими другими. Фаза 3 является аспектом вашей собственной и групповой жизни, зачастую непризнанной, которая может проявиться в отношениях и на уровне коллективов. Меняясь ролями, можно снижать уровень напряженности и конфликта фазы 2.

Уровень сущности – это фаза 4. Здесь мы чувствуем себя более расслабленно и отстраненно, спокойно, безусильно движимыми неким тонким чувством, которое поначалу нелегко выразить словами. По этой причине мы часто не придаем значения фазе 4. Тем не менее, это важная фаза, так как на этом уровне у вас или у группы может возникнуть ощущение отстраненности и того, что вы движимы чем-то бесконечным – по крайней мере, временно, ведь все происходящее – это лишь фазы! В моей предыдущей книге «Танец древнего» я подробно описываю спонтанно возникающие движения, как бы производимые вселенной и создающие эту фазу отстраненности и творчества. В данной книге я предлагаю множество практических упражнений для доступа к фазе 4 и использования ее при фасилитации для снятия напряженностей в других фазах.


Рисунок 8. Фаза 4. Уровень вселенной или сущности


Фаза 4, «дао, невыразимое словами», – это неизъяснимая атмосфера, глубокое ощущение вселенной, которое можно почувствовать, но нелегко выразить. Фаза 4 – это переживание своего глубочайшего «я», или того, что я называю «процессуальным умом»[16]. Этот «ум» уровня сущности может проявляться в сновидческих образах в стране грез, на первых этапах формирования видения у организации, и зачастую именно он стоит за направляющим мифом или паттерном для отдельных людей или групп. Здесь, в фазе 4, вы и окружающие можете почувствовать некую связь с чем-то вневременным, могущественным и бесконечным. Это психологический опыт, лежащий в основе большинства религий.

Вмешательства в индивидуальной и групповой работе

На протяжении всей книги я описываю многочисленные вмешательства, действенные для каждой фазы. Позвольте подчеркнуть один важный момент. Миролюбивые и конструктивные методы коммуникации часто действенны в 1, 3 и 4 фазах. Но эти «добротные» методы нередко оказываются неэффективными при сильных напряженностях фазы 2. В этом случае необходимы иные методы, как станет видно из последующих глав.

На данном этапе хочется предварительно обозначить, как понимание фаз может придать вам направление при выборе способа эффективного вмешательства в конкретной ситуации.

После длительного периода напряженности, независимо от его результативности, люди и организации утомляются от длительных конфликтов и начинают рассматривать возможность капитуляции или переговоров. Намеки на некоторые аспекты таких переговоров могут появляться в фазе 2 конфликта, но постепенно, при переходе в фазу 3, начинает возникать мысль: «Как же улучшить отношения с этим X и между собой?»

Лишь в редких случаях нас может осенить: «А не слишком ли мы однобоки, или у нас все же есть нечто общее с другой стороной»? Эта мысль внезапно приближает нас к тому, чем мы НЕ являемся, к «стране грез».

Солнце восходит и заходит, все циклично, все меняется, мы – те, кто мы есть, но порой мы меняемся и понимаем, что подобны другим. Когда мы прочнообосновались в фазе 3, нам удается расслабиться, и тогда становится возможной смена ролей. Нас может даже посетить мысль: «Вероятно, мы слега похожи на это Х». В этот момент происходит расслабление в диалогах открытого форума, и становится возможным взаимопонимание (хотя бы временно).

В то время как открытые форумы в фазе 2 характеризуются интенсивным конфликтом, в фазе 3 становится возможным диалог открытого форума, и даже возникает вероятность того, что стороны смогут прислушаться друг к другу.

Можно попробовать поощрить людей к переходу из фазы 2 в фазу 3 для переговоров, но обычно это не работает. Прежде чем допустить свое «сходство» с другим, необходимо сначала сосредоточиться на гневе и власти фазы 2, и позволить им проявиться – к примеру, в контексте исторической несправедливости. Как правило, в фазе 2 этнические и прочие меньшинства сначала должны жестко отстаивать свою позицию – не существует быстрого способа охватить все точки зрения.

Если фаза 2 исчерпывает себя, а смена ролей и сновидение фазы 3 затруднительны, это зачастую может повлечь за собой депрессию, наркозависимость, алкоголизм и суицидальные мысли. На этом фоне может развиться тяжелая форма депрессии, возрастает риск агрессии в отношении другой стороны, как и риск суицида. За депрессией и желанием убить себя часто кроется неосознанное стремление сразу перейти в фазу 4.

Те, кто глубоко травмирован, подавлен, напуган возможной неудачей, иногда становятся склонны к насилию и суициду. В физической смерти они ищут избавление от прежних отождествлений и фаз, желая обрести более отстраненный, менее болезненный и конфликтный уровень реальности. Позже в этой связи я приведу примеры терроризма.

В фазе 4 возникает идея бесконечного. Здесь появляется ощущение, что во вселенной есть нечто, позволяющее отстраниться, и оно не менее, а возможно и более важно, чем все дела земные. У каждой группы и индивида есть собственное представление о бесконечном и свой способ описания сфокусированности и отстраненности в действии.

На рисунке 9 представлены эти четыре фазы. Обратите внимание, что фазу 4 я поместил в центре рисунка, а также как отдельную фазу цикла. Далее я дам этому более подробное объяснение.

Фаза 1 – спокойная, фаза 2 – напряженная, фаза 3 показывает, что можно передавать мяч по кругу, т. е. «меняться ролями», а фаза 4 – расслабленное и отстраненное наблюдение за сменой всех фаз.


Рисунок 9. Фазы. 1 – наслаждение жизнью; 2 – напряжение + конфликт; 3 – переключение ролей; 4 – отстраненность


Рисунок 10. Фаза 3


Рисунок 11. Фаза 4


Некоторые, возможно, скажут: «Не верю я в эти разговоры об отстраненности, к черту все это! Это для любителей Нью Эйдж, для умирающих или религиозных людей, при чем здесь я?» Это нормальное отношение, оно свойственно фазе 2, где сильные чувства и стремление бороться естественны. Нет нужды чрезмерно стремиться к отстраненности фазы 4, то есть к открытости для течения всех фаз. Когда люди будут готовы, они сами туда придут. Каждый человек, так или иначе, проходит через все эти фазы, от наиболее рациональных людей до запредельных «гуру». Откуда мне знать? Я работал со множеством разных людей практически во всех состояниях сознания.

Фазу 4 испытывает каждый, по крайней мере, перед тем как погрузиться в сон, либо посреди ночи. Появляется ощущение, что нами движет нечто еще не проявленное как образ, идея или движение.

С точки зрения фазы 4, счастье, страх-злость, грезы и отстраненность относятся к циклам процесса. С точки зрения фазы 4, никто и ни одна из фаз не хуже и не лучше всех остальных. Пребывание в состоянии отстраненности фазы 4 делает вас (временно) великодушным и открытым. Находясь в фазе 4, вы отстранены и не смотрите свысока на тех, кто не таков. Вы понимаете, что всему есть место, что все меняется.

Однако, когда вы начинаете смотреть на других свысока, вы покидаете фазу 4 и направляетесь в фазу 1 (я, я, я) и / или в фазу 2. Почему? Вы снова в конфликтной фазе – «я лучше других»! Многие религии и психологии, превозносящие отстраненность и взирающие свысока на не столь отстраненных «других», на деле находятся в фазе 2! – так или иначе, в конфликте с миром.

Фаза 4 – это тоже фаза, и она сменяется. Она не длится вечно в повседневной жизни, как могут полагать некоторые духовные традиции. Реальные люди, похоже, «реинкарнируют». Даже наиболее высокодуховные люди, с которыми мне доводилось встречаться (а их было немало), перемещаются по фазам, хотя зачастую и пытаются скрыть моменты пребывания в фазах 1 и 2. Нетрудно определить, что они находятся в фазе 2, когда они находятся «в борьбе», говоря, что «отстраненные люди лучше других, еще не столь продвинутых». Данное заявление отражает состояние борьбы, свойственное фазе 2.

Навыки фасилитатора и метанавыки, связанные с фазами. В своей книге «Метанавыки: духовное искусство терапии» Эми (моя жена, д-р Эми Минделл) определила метанавык как навык чувства. И теперь, прежде чем приступить к тренировочным упражнениям в этой главе, давайте рассмотрим, как на ваши навыки фасилитатора и метанавыки влияют фазы.

Фаза 4 – это важный метанавык для фасилитатора. Вы можете быть в конфликте с процессом, в котором находится человек или организации, но для фасилитации необходимо время от времени вспоминать фазу 4, чтобы видеть ценность взглядов каждого и учитывать все фазы. С этой точки зрения, люди не только ужасны и больны; они, как и все мы, – часть природы. Если у вас порой возникает подобное отношение, свойственное фазе 4, вы сможете (временно) выступать в роли старейшины.

Фаза 4 дает вам расслабленное, отстраненное переживание. Здесь вы можете оказать поддержку группе в фазе 1, склонной игнорировать проблемы. Если вы принимаете эту «эгоистическую» фазу, далее группа с большей готовностью сможет работать с конфликтами (в фазе 2). Расспросите о прошлом участников, об их видении. Каковы их надежды? Как у них обстоит дело с принятием многообразия? Выясните их видение и обсудите, как оно может помочь им справиться с напряженностями.

Насколько возможно, используйте это видение, чтобы помочь им принять многообразие и расхождения во мнениях. Исследуйте их наиболее сложные энергии Х. Рассмотрите финансовые и социальные проблемы, сексизм, расизм, гомофобию, возрастную дискриминацию, антипатии к некоторым религиям. Исследуйте национальные и межнациональные напряженности. Вспомните, что в фазе 2 люди часто чувствуют себя жертвами истории и настоящего. Помогите группам выразить свою однобокость, поощрите к тому, чтобы сплетни вышли наружу, прислушайтесь к гневу, помогите людям говорить и отметьте начало диалога фазы 3.

Вспомните, что любой человек, даже травмированный и ставший жертвой, может не отдавать себе отчет в собственном статусе или злоупотреблять им. Статус жертвы часто становится неким духовным статусом. Если вас достаточно унижали, обижали, избивали и оплевывали, то вы имеете все основания на праведный гнев и поиск высшей справедливости. Важно поддержать эту силу. Ярость необходима, но она не может быть окончательным решением.

В фазе 2 все мы в определенный момент перестаем отдавать себе отчет в собственном статусе жертвы и его власти над нами. Я усвоил это, работая со множеством людей в разных странах. Можно развить статус жертвы и духовный авторитет до такой степени, что будешь готов убить того, кто находится по другую сторону, не задумываясь о последствиях. «Я убью их из мести и придам смысл своей жизни. Ну и что с того, что я погибну!»

Помните, что процесс «сражайся до самой смерти» фазы 2 может оказаться попыткой перейти из фазы 2 в фазу 4.

Важно помнить, что травмированные и униженные группы и индивиды – не только жертвы. Отождествление с жертвой – лишь часть их истории. В глубоко травмированных людях возможно созревание духовной силы.

В фазе 3 открытые форумы становятся более непринужденными, поскольку в отношении людей друг к другу появляется больше «текучести». В фазе 3 вы можете спросить: «Вы замечаете, что нечто в ваших поступках может отражать то, что вы терпеть не можете в других?»

В фазе 4 становится возможным глобальное и «нелокальное» мышление. Нет ничего такого, что беспокоило бы только определенную группу или индивида и при этом не имело бы отношения к прочим людям и другим регионам мира. В фазе 4 вы понимаете, что здешние проблемы свойственны не только одной группе или нации, но над ними следует работать по всему миру. В фазе 4 вы замечаете, что все происходящее в одной группе или стране является частью вас, меня и всех людей повсюду. Поэтому, по мере возможности, напоминайте себе и группе, что мы трудимся не только для себя, но и для мира. В фазе 4 мы работаем локально, ощущая нелокальное глобальное поле!

Ваша внутренняя работа над фазами отношений

Теперь давайте рассмотрим, как можно применить некоторые идеи, связанные с фазами, на практике. Выполните следующее упражнение, направленное на фазо-ориентированную внутреннюю работу, чтобы лучше понять суть каждой фазы. Делайте заметки в процессе выполнения упражнений, предложенных в данной книге, чтобы запомнить свои переживания и ощущения.


1. Выберите проблему во взаимоотношениях или во внешнем мире, на которой следует сосредоточиться. (Позже я объясню, как осознать свои инсайты в ситуациях лицом к лицу). Каковы ваши обычное самовосприятие и энергия? Сделайте движение для описания своего «нормального я» и энергии. Назовем это энергией u. Зарисуйте эту энергию u на бумаге и назовите ее (например, u – это волнистая линия).

2. Теперь подумайте о недавней трудной ситуации в семье, в бизнесе или в отношениях. Выберите одного человека и сосредоточьтесь на нем. (Это может быть партнер, друг, враг, человек из организации, в которой вы работали и т. д.). Вообразите этого человека и конкретное поведение, которое вас беспокоит. Задайте себе вопрос: «Какая наиболее трудная энергия этого поведения беспокоит меня?» Сделайте движение, описывающее эту энергию. Назовем эту энергию Х. Выразите эту энергию при помощи движения рук, а затем зарисуйте энергию или движения X на бумаге и дайте X название. (Например, рисунок X может называться «внезапная энергия»).

3. Теперь отметьте, какую фазу процесса вы переживаете в связи с этой ситуацией или человеком. В фазе 1 вы счастливы. В фазе 2 вы раздражены / обеспокоены энергией X другого. В фазе 3 вы движетесь между u+Х, а в фазе 4 вы отстранены и находитесь в потоке.

4. Представьте, что вы находитесь в фазе 2, и вообразите дискуссию, стычку или взаимодействие с другим человеком. Занимаясь этим, замечайте / воображайте любые двойные сигналы в себе или в другом (слишком тихи или шумны и т. д.).

5. Теперь исследуйте фазу 3. Т. е. смотрите на энергии u и X как нелокальные (это означает, что они присущи всем). Представьте, что проводится дискуссия или форум, и вы можете меняться ролями между u и Х. Т. е. вы можете двигаться взад и вперед и искренне говорить от лица обеих сторон. Если возможно, подойдите осознанно к собственному социальному статусу и статусу другого (раса, цвет, пол, сексуальная ориентация, национальность, опыт, способности). Или же по возможности определите, насколько этот статус неосознан. Поменяйте роль, проиграйте энергии u и X в каждом из вас и попытайтесь перетекать между ними. Отмечайте, происходят ли инсайты или перемены, и когда.

6. Когда вы начнете расслабляться, выйдите из фазы 3 и исследуйте фазу 4. Расслабьте шею и все тело, и начните представлять и чувствовать, как пространство вселенной вокруг вас приводит вас в движение. Если можете, делайте это стоя и позволяйте себе непредсказуемые движения. Дождитесь начала повторных движений. Отметьте, становятся ли теперь энергии u+Х частью движений вашего танца. Двигаясь, замечайте и улавливайте любые возникающие спонтанно инсайты, касающиеся разрешения конфликта между этими двумя энергиями / частями. Запишите этот инсайт.

7. Наконец, ожидайте, что фаза 1 (я, я, я) и фаза 2 естественным образом повторятся! Также примите к сведению, что в конечном итоге возврат к фазам 1 и 2 поможет вам помнить о многообразии и лучше осознавать, как справляться с трудностями, которые оно порождает.


В свободное время, когда вы будете работать с отношениями, попробуйте использовать вашу внутреннюю работу в формате «лицом к лицу». Внутренняя работа при выполнении данного упражнения, возможно, будет полезна всем сторонам.

Что следует запомнить из главы 1

1. Замечайте и учитывайте уровни и фазы глубинной демократии как в себе, так и в отношениях и группах.

2. Вспомните, что фаза 1 – это попытка уйти от трудностей и поиск удовольствия.

3. Напряженность фаз 1 и 2 – это фазы консенсусной реальности.

4. Страна грез глубинной демократии – это фаза 3, то есть переключение между сторонами, ролями и позициями.

5. Уровень сущности глубинной демократии – это фаза 4, переживание отстраненности. С точки зрения фазы 4, все фазы подобны временам года, естественным и цикличным.

Глава 2 Просветлениев групповой работе? Замечайте фазы!

Данная глава посвящена применению ПОНИМАНИЯ ФАЗ к фасилитации конфликтов на уровне организаций и в мировом масштабе, включая слияние компаний, уличное насилие, войны, острые проблемы современного общества, такие как полицейское насилие, терроризм, гендерная политика и прочее.

В главе 1 я отметил, что фаза 4 представляет собой опыт отстраненности, отстраненный даже от самое себя. Фаза 4 – это одна из фаз, но, как ни парадоксально, она также является центром всех фаз. Оставаться сфокусированным возможно всегда, даже если в данный момент это происходит в фоновой осознанности. Осознание этого фокуса, однако, появляется и исчезает из нашей повседневной осознанности, так что мы можем чувствовать себя изможденными, больными или подавленными. Цель многих техник и идей, предложенных в данной книге, – помочь вам получить доступ к фазе 4 посреди напряженностей (то, что мы называем вторым тренингом).

Я ввожу понятие «черного ящика» как метафоры для доступа в фазу 4 и делюсь упражнением по внутренней фокусировке, чтобы вы могли сами поэкспериментировать с этой практикой.

В первом тренинге мы учимся работать с фазами 1, 2 и 3. Во втором – учимся ощущать, как вселенная движет нами; мы осваиваем умение мгновенно отпускать внешние события и приближаться к нашей сновидящей сути, чтобы почувствовать «черный ящик» нелокальных связей. Буддист назовет этот черный ящик «пустым умом». Фукусима Роси, мастер Риндзай-дзен, называл «пустой ум» умом творческим (в беседе с нами).

Фасилитация с фазами

Позвольте пояснить. В фазе 4 вы замечаете все, что происходит в фазах 1, 2, 3 и 4, и движетесь со всем этим, переживаете ли вы данные фазы лично или же они касаются отношений и групп. Помните, что некоторые из изученных вами методов работы с людьми, сообществами, бизнесом или группами зачастую применимы лишь к одной или двум фазам. И не забывайте, что если усвоенное вами хорошо работает в спокойных фазах 1, 3 или 4, то в фазе 2 вполне естественно возникнут трудности.

Если люди довольны и разговорчивы в фазе 1, порадуйтесь за них, прежде чем предлагать работу с конфликтом. Если они мирно пребывают в фазе 4, поинтересуйтесь у них тем, как дух движет ими и как извлечь из этого пользу.

К примеру, мне припоминается сцена фазы 1, случившаяся в группе порядка 400 человек, работавшей над проблемами Второй мировой войны в Европе. Немецкая подгруппа вышла в центр для работы. В группе были только немцы, но они друг друга не знали. Они должны были работать над историческими проблемами своей страны, и вот они начали говорить. Я наблюдал за тем, как фасилитаторы пытаются применять всевозможные методы. «Давайте порассуждаем об исторических проблемах вашей страны», – говорили фасилитаторы, пытаясь обуздать многоголосицу толпы.

Но эта небольшая группа находилась в фазе 1, и участники были еще не готовы говорить о проблемах, хотя от них ожидалось именно это. Сначала они хотели познакомиться, ведь они впервые друг друга видели. Фасилитаторы не осознавали, в какой фазе находится группа, но уже хотели, чтобы участники начали разыгрывать исторические роли, как ужасные, так и прекрасные. Подход фасилитаторов не сработал. Почему? Людям необходимо было время для того, чтобы узнать друг друга.

Они использовали первую фазу, чтобы обнаружить и сформировать общность, некое «мы». Им требовалось время, чтобы почувствовать себя группой или сообществом. Когда им дали возможность побыть в фазе 1 и ощутить себя группой, они были счастливы и двинулись далее.

Из данного примера следует урок: если вам удается распознать фазу, в которой пребывает группа, ваше вмешательство будет более эффективным.

Пробуйте изученные методы вмешательства несколько раз, но, если они не работают, допустите, что люди могут находиться в фазе процесса, которую вы не распознали. Фазы не могут быть хорошими или плохими. Слишком активные фасилитаторы в фазе 2 желают поскорее переместить людей из фазы 1, в которой общественные проблемы игнорируются. Но если мы понимаем, в какой фазе находятся люди, это обычно позволяет им быстрее перемещаться в следующие фазы и более сложные ситуации.

Гитлер и фаза 4. Во время вышеупомянутого группового процесса, когда группа сосредоточилась на неразрешенных проблемах Второй мировой, один из участников играл роль Гитлера. В определенный момент работы в этой большой группе человек, исполнявший роль Гитлера, вдруг разгневался. Он находился в фазе 2 и желал всех «убить». Для того чтобы помочь ему продвинуться дальше, мы, посоветовавшись с группой, присоединились к нему, озвучивая Гитлера (в его фазе 2): «Мне уже безразлично. Я просто хочу убивать! Мне безразлична жизнь, и я готов даже к самоубийству!»

Загрузка...