Между 1900-м и 2000-м годами более ста миллионов человек погибли в результате конфликтов. Более 100 000 000![2] Недавно я услышал по BBC, что в настоящее время число беженцев по всему миру превышает 65 миллионов. Это самое большое количество за всю историю. Вас шокируют эти цифры? Меня – да!
Как быть с этим дальше? Миру необходимо множество перемен, но прежде всего – новые способы разрешать конфликты и строить отношения друг с другом. Таким образом, цель данной книги – разработать новые методы, которые помогут всем нам понять, что на земле нет ни одного человека, ни одной группы или организации, с которыми мы не могли бы вести диалог!
Я хотел бы, чтобы к концу данной книги вы научились работать с конфликтом и напряженностью в самом себе, в своем теле, в сновидениях и отношениях, а также в организациях, на открытых форумах и на уровне правительств. Методы, которые я предлагаю, могут изменить наш образ жизни и улучшить качество жизни любого человека при постоянном применении.
В настоящее время большинство из нас ненавидит конфликты. Обычно мы конфликтуем с самой идеей конфликта и не желаем думать об этом. Это одна из причин того, что новые методы разрешения конфликтных ситуаций приживаются так медленно. Мы демонстрируем потрясающий интеллект, придумывая различные электронные устройства для связи друг с другом, но с трудом понимаем, что делать после того, как связь установлена!
На внутреннем уровне мы часто находимся в оппозиции к собственным чувствам и проблемам тела. На внешнем уровне большинство из нас в той или иной степени находится в конфликте с людьми, группами, народами, с теми, кто исповедует другую религию, с людьми другой сексуальной ориентации, другой расы, возраста и т. д. Обычно наши организации и правительства либо стараются избегать конфликтов, либо всеми силами стремятся подавить «плохих» – тех, в ком они видят причину проблем.
Для того чтобы работа с конфликтами была более устойчивой, нам необходимы новые методы общения и умение устранять проблемы не только на уровне организаций и мира, но и внутри самих себя. Нам требуются не только сильные, но и мудрые лидеры, выступающие в роли старейшин.
Нам всем необходимо осознавать, что конфликты ведут не только к насилию и войнам, но также к болезням и загрязнению воздуха, ведь бомбы, истребители, военные корабли и дым наполняют атмосферу вредными веществами. Следует всегда принимать во внимание следующие факторы:
В основе всех конфликтов лежит личностное, локальное и международное многообразие.
Конфликт представляет собой повторяющуюся фазу внутри индивидов, групп и стран.
Конфликт является серьезной, возможно – главной, мировой проблемой.
В данной книге я предлагаю новый подход к разрешению конфликтов, обновляя концепцию «глубинной демократии» как в теории, так и на практике. Эти обновления включают не только
• типичные уровни конфликта,
• но также его характерные фазы
• и потенциальные форумы.
В различных разделах данной книги показано, как применять новые методы разрешения конфликта не только к мировым проблемам, но и, как я уже упоминал, к сновидениям и работе с телом, к медитации, к работе с большими группами и организациями. После прочтения книги вы, возможно, захотите вернуться к некоторым главам, чтобы освежить в памяти использование методов в работе с телесными проблемами, а также во внутренней и внешней работе с отношениями. Чтобы упростить для вас эту задачу, я время от времени напоминаю основные понятия, прежде чем переходить к описанию того, как они применяются в конкретных случаях, которые могут быть вам интересны.
Новые методы глубинной демократии объединяют психологию, физику, духовный опыт, политику, внутреннюю работу и организационные процессы. Ключевую роль в данном труде играют процессы и методы сновидения, общие для каждой из сфер применения.
Прочитав то, что я только что написал, я подумал: «Все это звучит слишком удивительно и оптимистично». Затем я вспомнил, что испытал эти новые методы, работая не только с правительственными лидерами и крупными организациями по всему миру, но и с теми, кого можно назвать террористами. Я обнаружил, что этот новый подход помогает не только тем, кто готов участвовать в дискуссиях с другими. Он также весьма полезен, когда необходимо собрать вместе людей, которым неприятна сама идея диалога с оппонентами!
Этот новый подход к конфликтам основан на моем понимании типичных уровней конфликта, его характерных фаз и потенциальных форумов. Понимание УРОВНЕЙ конфликта, его ФАЗ, ФОРУМОВ и СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ помогает ослабить внешние напряженности и, как я упомянул чуть раньше, может оказаться полезным для снятия внутренних напряженностей, проявляющихся в сновидениях и телесных состояниях. Вы можете спросить: «Сновидения и работа с телом? Зачем делать акцент на этих аспектах в книге, посвященной работе с конфликтами?» Я обещаю показать вам, как умение сновидеть наедине с собой и в присутствии других помогает решить проблемы, которые наш каждодневный ум, страдающий от напряженностей, зачастую игнорирует. Наряду с фактическими сведениями о проблемах и людях, с которыми мы имеем дело, нам необходим доступ к более глубокому, творческому взаимодействию с реальностью!
Данная книга, будучи одновременно теоретической и духовной, является также всесторонним практическим пособием. Здесь вы найдете конкретные тренировочные упражнения, пользу которых уже оценили правительственные лидеры и руководители компаний, заинтересованные в решении международных проблем.
Будь я на вашем месте, я предпочел бы, чтобы в книге, посвященной работе с конфликтами, было не больше двадцати пяти страниц, которые можно осилить за полчаса. Поверьте, я сам хотел бы того же!
Обещаю, что при наличии достаточного опыта вам будет достаточно пяти минут, чтобы с помощью предложенных в книге методов уменьшать напряженность. В заключительной части приводятся два пятиминутных упражнения, которые помогут вам быстро работать с конфликтами и напряженностями в любой ситуации.
Тем не менее, для объяснения сути данных методов потребуется гораздо больше страниц. Надеюсь, мои теоретические описания новых методов глубинной демократии и практические примеры не заставят вас скучать. На протяжении всей книги я привожу практические упражнения, в том числе реальные вопросы студентов, которые использовали данные техники и лежащую в их основе теорию. Я демонстрирую ценность этих методов на примерах, взятых из моей личной практики, а также ссылаясь на опыт мировых конфликтов.
Успешное применение любых подходов к разрешению конфликтов требует достаточной практики, и я надеюсь, вы увидите пользу в том, чтобы использовать эти методики в своей повседневной жизни.
На вашем месте я задал бы еще один вопрос: «Стоит ли слушать этого Минделла? Кто он вообще такой, и почему ведет себя так, словно он эксперт в этом вопросе? Достаточно ли он осведомлен о внутренних и межличностных конфликтах, не говоря уже об уровне организаций и всего мира?»
Позвольте мне заверить вас, дорогой читатель, что я, как правило, охотно учусь, как и большинство из нас. В ранние годы я не справлялся с конфликтами так, как мне бы того хотелось. Тем не менее, я многое усвоил за последние пятьдесят три года, в течение которых я занимался индивидуальными проблемами тысяч людей и работал с различными организациями и мировыми лидерами. В самом начале своей практики я выступал как юнгианский аналитик, затем – как процесс-ориентированный психолог. В конце 1970-х я начал применять «процессуальную работу» в больших группах и на открытых форумах, сталкиваясь с трудностями многообразия в бизнесе и на мировом уровне (связанными с полом, расой, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, уровнем достатка, национальностью, игнорированием статуса).
«Глубинная демократия»[3] используется вот же более тридцати пяти лет, и за это время она помогламногим военным и правительственным лидерам, духовным организациям и некоторым крупнейшим коммерческим компаниям.
И все же на вашем месте я бы предположил, что богатый опыт еще не делает Минделла наивысшим авторитетом в том, что касается конфликтов. Абсолютно согласен! Я продолжаю учиться и надеюсь, что вы сможете дополнить и усовершенствовать методы, изложенные в данной книге. Поскольку земля и все прочее во вселенной постоянно меняется, подход к решению конфликтов также не остается неизменным. Должны появляться новые методы, учитывающие конкретную ситуацию, фазы конфликта и историю вовлеченных в конфликт народов. Теоретическое исследование конфликтов и внедрение экспериментальных методов никогда не прекратятся.
Я надеюсь, что данный труд познакомит вас с новыми идеями и практическими техниками, которые помогут вам работать с конфликтами внутри и вокруг себя, и что вместе мы сможем создать более устойчивый мир, в котором будут преобладать творческие отношения между людьми.
В наше время есть множество отличных методов, которые успешно применяются в ситуациях «давайте успокоимся и поговорим о деле». Но очень немногие методы, эффективные в спокойной атмосфере, подходят и для ожесточенных, кровопролитных конфликтов. Более того, далеко не все из них применимы к людям и группам в любом уголке мира.
Как я уже предположил выше, конфликт, возможно, является главнейшей проблемой человечества. Ежедневные новости только подтверждают нашу кардинальную неспособность справляться с острыми разногласиями на индивидуальном и международном уровнях. Вместо того чтобы напрямую работать с внутренней напряженностью, мы прибегаем к наркотикам или ищем другие способы подавить конфликт внутри себя и в отношениях с людьми. Или же покупаем бомбы и оружие, чтобы разделаться с «плохими парнями». Хотя подавление конфликта или победа в нем порой необходимы, это лишь временные решения.
Работа с конфликтом должна стать частью нашего образа жизни, создавая условия для новых, творческих решений и взаимоотношений. Принимая во внимание внешние факты, мы должны также помнить о необходимости работать с собственными чувствами. Невозможно отделить свои личные переживания, проблемы во взаимоотношениях, а также конфликты в компаниях или группах от ситуации в мире. Кроме того, нам необходимо учитывать всевозможные трудности многообразия, возникающие при взаимодействии отдельных людей, компаний или правительств. Подобные трудности приводят к конфликтам на почве национальности, расы, религии, сексуальной ориентации, пола, а также неразрешенных исторических проблем.
Важно осознавать, что наш подход к решению конфликтов обусловлен как нашим собственным состоянием ума, так и состоянием ума нашего оппонента. Материал данной книги применялся практически ко всем культурам и состояниям ума. Под «состояниями ума» я здесь понимаю «нормальные», а также «крайние» или необычные состояния сознания.
Основная парадигма процессуальной работы позволяет разрабатывать многочисленные методы, применимые к различным индивидам и группам, с учетом времени и места. Мы с моими коллегами написали и другие книги по процессуальной работе, ссылки на которые вы можете найти в библиографии. (См. также работу д-ра Алана Ричардсона, кратко излагающую суть процессуального метода[4]).
Объединяющий подход процессуальной работы предусматривает два различных тренинга: первый и второй.
Первый тренинг касается «глубинной демократии». Он подразумевает не только равные права и возможности, но также изучение и распознавание всевозможных сигналов, проекций, сновидений и универсальных переживаний, лежащих в основе демократии[5]. Я объясняю суть глубинной демократии в первой главе.
Второй тренинг необходим в напряженных ситуациях, когда мы не можем использовать свой первый тренинг. Если конфликты на уровне личности, группового процесса, бизнеса или правительства характеризуются напряженностью, использование когнитивных навыков первого тренинга, усвоенных нами в школе, зачастую ставится затруднительным.
Второй тренинг посвящен глубоким переживаниям самих себя, тонким ощущениям, которые предшествуют большим сновидениям. Древние даосы, возможно, сказали бы, что второй тренинг подобен «дао, невыразимому словами». Некоторые буддисты назвали этот тренинг обучением использованию своего «пустого ума».
Первый и второй тренинги в «работе с миром» должны начинаться в ранние годы жизни, возможно, еще в начальной школе, и затем применяться ко всем конфликтным ситуациям. К тому времени как дети станут взрослыми, они будут иметь необходимую подготовку, чтобы работать с мировыми конфликтами. В главах 27 и 28 я делюсь своими мыслями касательно образования.
Эйнштейн и второй тренинг. Эйнштейн осознавал важность консенсусной (общепринятой) реальности и спонтанных инсайтов (прозрений), которые приходят к нам в состоянии сновидения. Эти инсайты относятся ко второму тренингу. Эйнштейн, возможно, имел в виду как раз такие спонтанные прозрения, говоря о «таинственной мелодии», разлитой в воздухе. Он был убежденным реалистом, но при этом чувствовал, что нам необходим второй тренинг, в котором мы обретаем способность улавливать тонкие переживания. Он говорил:
Все сущее – как начало, так и конец – предопределено силами, над которыми мы не властны. Они управляют и насекомыми, и звездами. Люди, растения, космическая пыль – все мы танцуем под таинственную мелодию, которую где-то вдали играет невидимый флейтист[6].
Здесь Эйнштейн высказывает предположение о том, что управляющие всем «силы, над которыми мы не властны», «таинственные мелодии» и «невидимый флейтист» рождают в нас определенные чувства и направляют нас в течение жизни. За прошедшие годы я убедился в правоте Эйнштейна, говорившего, что «все мы танцуем под таинственную мелодию». Научиться слышать эту «мелодию» – одна из задач второго тренинга. Духовный лидер даосов Лао-цзы, вполне возможно, назвал бы эту «мелодию» «дао, невыразимое словами».
Дорогой читатель, не волнуйтесь! Обещаю, что физика и духовность не будут ключевыми темами данной книги. Практически все, о чем я упоминаю, включая «пространственно-временные поля», имеет отношение к вашей каждодневной жизни. Позвольте мне привести пример того, что мог иметь в виду Эйнштейн под «таинственной мелодией», управляющей всем сущим.
Мне вспоминается, как второй тренинг (или способность слышать «таинственную мелодию» Эйнштейна) помог нам с Эми в серьезной уличной стычке. У этой истории забавный финал, и я надеюсь, что она станет для вас хорошим стимулом, чтобы продолжить чтение этой книги. (Обещаю, что в дальнейшем я объясню и продемонстрирую продвинутые методы на примере более жестких конфликтных ситуаций.)
История: конфликт на канале. Несколько лет назад, поработав с конфликтами в Лондоне[7], мы с Эми собрали вещи, чтобы лететь в Москву. Перед тем, как сесть в самолет и отправиться в Россию на следующий тренинг, я почувствовал, что было бы неплохо отправиться на пробежку, чтобы как следует размяться перед предстоящим путешествием. Мы оба любим бегать!
Мы решили пробежаться неподалеку от нашего отеля, расположенного возле Риджентс-канала в районе Камден Лок. (См. фотографию, которую Эми сделала за пару дней до происшествия, не подозревая о том, что в этом самом месте вскоре произойдет нешуточная схватка!)
Когда рано утром мы вышли на пробежку, улицы были практически пусты, а на канале не было видно лодок. Мы пересекли мост и спустились к каналу (см. стрелку на рисунке), неожиданно став свидетелями напряженного конфликта. Оказавшись в этом уединенном месте под мостом, мы услышали вопли и заметили двух дерущихся мужчин!
Рисунок 1. Конфликт в Камдене, Лондон
Мужчина помоложе хрипло кричал, пытаясь ограбить мужчину постарше, который трясся от страха. Молодой мужчина припер пожилого к стене и требовал отдать ему деньги.
Сначала мы с Эми решили вызвать полицию, чтобы прекратить драку и защитить обоих мужчин. Затем мы вспомнили о втором тренинге! Конфликт находился в одной из наиболее напряженных фаз. Мы поняли, что уже стали частью атмосферы или «поля» на канале, участниками сложившейся ситуации.
В какой-то момент мы «вчувствовались» в драматичную атмосферу. Чрезвычайная напряженность в воздухе заставляла пожилого мужчину трястись, и мы тряслись вместе с ним! Позволив этому кричащему «полю» вогнать нас в дрожь, мы пережили состояние «танец-песня». (Вспомните таинственную мелодию Эйнштейна!) Нас словно приводила в движение некая мелодия, и мы облекли эту мелодию и всю ситуацию в звуки, а через пару минут – и в слова.
Мы слышали, как молодой грабитель кричит: «Отдай мне ДЕНЬГИ!», и попытались подключиться к «полю». Иными словами, мы начали подыскивать звуки и петь все, что придет на ум. В этой крайне опасной ситуации у нас с Эми возникла одинаковая энергия и родились одни и те же слова.
Мы с ней начали петь в унисон:
Мне нужны деньги,
дай мне больше ДЕНЕГ!
Мне нужны деньги, деньги, деньги!
Деньги – все, что мне нужно,
отдай мне деньги сейчас же,
иначе тебя ждет поцелуй…
Эти слова, которые сейчас звучат странно и парадоксально, спонтанно излились из нас в Камден Лок в такой вот неожиданной форме. Эми поет довольно хорошо. Что до моего пения, оно не стоит даже упоминания. Тем не менее, вопреки всем внутренним и внешним сложностям и к нашему большому удивлению, чем настойчивее мы распевали эту песню, тем больше грабитель склонялся к тому, чтобы присоединиться к нам! В конечном счете, он подхватил мотив, и мы втроем стали петь: «Деньги, деньги, деньги…»
Может быть, он был под действием наркотиков? Мы точно не были. Не осознавая в полной мере происходящего, мы увидели, что молодой человек перестал прижимать пожилого мужчину к стене. Кажется, он вообще забыл о том, что намеревался его ограбить. Он отошел от мужчины, и внезапно, к нашему изумлению, тот сам вытащил бумажник и отдал «грабителю» немного денег!
Несмотря на царившую совсем недавно накаленную атмосферу, теперь оба выглядели удивленными и чуть ли не счастливыми. Они мирно разошлись, а мы покинули это место и побежали дальше, чтобы успеть в аэропорт Хитроу на свой самолет до Москвы.
Завершив работу в Москве, мы какое-то время трудились в Институте передовых исследований при Университете ООН в Токио, где однажды поделились этой историей. Один из высокопоставленных чиновников сказал нам, что этот случай мог бы пригодиться его стране в решении проблем!
Что же произошло во время этого неожиданного столкновения с насилием? С нашей точки зрения, мы заметили «поле» в напряженной фазе конфликта, вошли в него и стали его частью, а затем обнаружили «скрытую магию» Эйнштейна, или мелодию, разлитую в воздухе. В какой-то момент посреди конфликтующих энергий в этой ситуации нашлось место сотрудничеству и единству, пусть и временно.
Мы применили на деле то, чему учили других. Мы использовали второй тренинг, чтобы обнаружить свои «центры» и позволить этим центрам подсказать следующие шаги в текущем конфликте. Затем наступила следующая фаза, характеризующаяся сменой ролей. Мы вчувствовались в «грабителя» и стали им, после чего началась фаза отстраненности внутри и снаружи нас, когда мы кричали: «Деньги, деньги, деньги!» Мы были рады, что никто из участников конфликта не пострадал. Оба они почувствовали – по крайней мере, на мгновение, – что проблема устранена и конфликт улажен.
Разумеется, это был всего лишь краткий эпизод в работе с конфликтом. Устойчивые решения требуют гораздо больше работы. Если бы у нас было достаточно времени, мы бы не только постарались помочь этим двум людям, но также поработали бы над разрешением трудностей, связанных с экономическим неравенством в районе лондонского канала.
Конфликты между индивидами всегда отражают ситуацию вокруг них. Всем городам требуется помощь в решении проблемы экономического неравенства. Люди, где бы они ни жили, зачастую не понимают, как не осознаваемые ими привилегии и статус расстраивают тех, кто обладает меньшими привилегиями и более низким статусом.
Это более широкий контекст проявился через два месяца после данного эпизода, когда лондонские газеты окрестили протесты, происходившие на улицах Камдена, «классовой борьбой»[8]. Конфликт, с которым мы столкнулись в Камден Лок, был символом более масштабного противостояния в том районе.
Следующим шагом в конфликте, обусловленном бедностью, стала бы работа над разрешением проблемы богатства и бедности на открытом уличном форуме, а также на телевидении и в интернете. Однако нам нужно было покинуть Лондон и лететь в Москву.
Я мог бы рассказать множество других важных, хотя и менее впечатляющих, историй о международных конфликтах между правительствами, между группами внутри одной и той же правительственной партии, историй о различных организациях и компаниях. Однако сейчас мне вспомнился именно этот эпизод. Почему? Возможно, потому, что он менее жесткий и более забавный (по крайней мере, для нас), чем другие, более устрашающие примеры, которыми я обязательно поделюсь в данной книге.
Рисунок 2. Классовая борьба в Камден Лок. Надписи на плакатах: «Исправьте Лондон», «Мы должны опустошить улицы, где живут богачи»
То, что мы уловили «мелодию» Эйнштейна и дали ей выйти наружу, в какой-то момент помогло нам снизить напряженность и позволило перейти к следующим шагам.
Вспомните идею Эйнштейна:
Все мы танцуем под таинственную мелодию, которую где-то вдали играет невидимый флейтист.
Если бы сейчас я мог встретиться с Эйнштейном, я поделился бы с ним мыслью о том, что для дальнейшего развития физики, психологии, политики и работы с миром нам нужно учиться чувствовать присутствие этого «флейтиста», чтобы успешнее взаимодействовать с теми, кто находится в едином «конфликтном поле».
Следующим шагом в данном процессе мог бы быть открытый уличный форум, призванный помочь правительственным лидерам, занимающим разные позиции по тем или иным вопросам, а также учесть мнение богатых и бедных, людей с бо́льшими привилегиями и более высоким социальным статусом и тех, чьи социальные возможности значительно ниже. Как только люди почувствуют, что с ними считаются, появятся условия для дальнейших шагов, направленных на укрепление общности.
Я привел простой пример, и в той ситуации вмешательство доставило нам удовольствие (по крайней мере, отчасти). Хотя более глубокая социальная проблема экономического многообразия гораздо сложнее, как и другие вопросы, которые мы будем рассматривать в книге, я хочу подчеркнуть, что помочь всем участникам конфликта найти общий язык можно только при условии внутренней работы и творчества в дополнение к фактическим сведениям, относящимся к консенсусной реальности.
Согласно исследованиям будущего, проводимым некоторыми крупнейшими странами мира, наиболее серьезной проблемой для нашей планеты через 25 лет станет нехватка хороших лидеров. Сейчас я не буду вдаваться в детали этих исследований (см. главу 10), хочу лишь подчеркнуть, что климатические изменения, дефицит питьевой воды, трудности, порожденные многообразием, а также международные конфликты приведут к проблемам, решение которых во многом будет зависеть от будущих правительственных лидеров и их способности к взаимодействию.
Нам необходимы новые методы, а также лидеры, умеющие работать как с фактами, так и с вопросами отношений. Дорогой читатель! Нам хотелось бы, чтобы вы попытались стать таким лидером – ради самого себя и ради блага всего мира.
В данной книге вы найдете следующие разделы, посвященные формированию подобных лидеров:
I. Фазы применительно к людям и организациям.
II. Фазы вашего тела.
III. Фазы медитации.
IV. Ваше глубочайшее искусство и лучшая наука для нашего мира.
V. Подготовка к групповой работе.
VI. Отклик от 360 до 721.
VII. Воплощайте в жизнь свои сновидения и сновидящее тело.
VIII. Общение – ключ к конфликту и миру.
IX. Образование для нового правительства
Заключение: пятиминутные упражнения для снятия мировой напряженности.