Примечания

1

Тоймадым – в пер. «я не насытилась», т. е. Ненасытная, река в Подземном мире, в которой вместо воды текли кровь и слезы людей.

2

Айдахар* – миф. персонаж, дракон, многоглавый змей.

3

Тенгри – верховное божество Неба в доисламском веровании тюркских народов.

4

Жараткан – обращение к богу, Создатель.

5

«Да будут благословенны духи предков наших, да будет благословенна Земля, твердыня наша! Да будет благословенен священный Огонь все очищающий! Благословенно Небо, Тенгри, создатель наш…» – молитва, возносимая Богу Неба Тенгри, автор неизвестен.

6

Каган – высший титул правителя у кочевых народов Евразии в средневековье. Бумын каган – основатель Тюркского каганата (552-ой год н.э.) и его первый каган. Вождь племени Ашина.

7

Эрлик – в тюркской мифологии владыка Подземного мира, высший правитель царства мертвых. Эрлик – в дословном переводе означает мужество. Его образ далеко неоднозначен. Также он являлся покровителем кузнечного дела, ковал оружие, проводил инициацию воинов и давал им силу и отвагу перед битвой.

8

Срединный мир – тенгрианское мировоззрение делило мир на три части: Верхний – обитель бога Тенгри и аруаков – духов предков, Срединный – мир духов природы и живых людей и Подземный – мир мертвых, где правил Эрлик.

9

Айдахар – миф. персонаж, дракон, многоглавый змей.

10

Жалмауыз кемпир – досл. перевод – прожорливая старуха. В мифологии многих тюркских народов демоническое существо в образе старухи, олицетворяющее злое начало, людоедка.

11

Кимешек – казахский головной убор пожилых женщин из тонкой белой материи, плотно облегающий голову, закрывающий грудь, плечи и спину.

12

Шылауыш – большой белый платок или полотно, наматываемое на голову поверх кимешека.

13

Такыр – тюркск. – гладкий, ровный, голый. Форма рельефа, образуемая при высыхании засоленных почв в пустынях и полупустынях. Для такыра свойственны трещины усыхания, образующие характерный узор на глинистом грунте.

14

Обыр – мифический злой дух, кровожадное существо, дух умершего колдуна или самоубийцы. Обыр обитает в теле старухи, а по ночам пугает людей до первого крика петуха. Затем он должен успеть вернуться во чрево старухи через рот, а до этого старуха будет лежать в бессознательном состоянии. Одноименный персонаж известен также в мифах казанских и западносибирских татар, чувашей (вупар), карачаевцев (обур), крымских татар и гагаузов (обур), турок, встречается в мифах угорофинских народов (вувер у марийцев, убыр у удмуртов, упыр у комизырян) и восточных славян, соседствующих с тюркоязычными народами (упырь). Мадьяры принесли слово и образ (вампир) в Европу (Трансильванию) и через них этот образ стал широко распространяться в мифологических представлениях европейцев. Этимологию слова «обыр» связывают с тюркскими глаголами оп, обу, «прикоснуться губами, поцеловать» или опыр – «разломать» (опырык – человек беззубый, с красными деснами). В современном казахском языке слово обыр означает раковое заболевание.

15

Мыстан – в мифологии казахов и кыргызов безобразная ведьма, причина всех злоключений героя. Образ Мыстан близок к образу Жалмауыз кемпир и сохранился преимущественно в сфере волшебной сказки.

16

Кормес – от каз. невидимый, злой дух. Если люди попадали в такие места, где обитали злые духи, то им могли послышаться неизвестно откуда доносящиеся звуки: мяуканье кошки, крик совы, голоса давно умерших друзей или родственников. Считалось, что это дурное предзнаменование, знак беды. Кормесы оживали к вечеру, на закате солнца, когда человек расслаблен и менее активен, чем днем.

17

Конаяк – «ременная нога», в мифологии казахов злой демон. Считалось, что у конаяка было человеческое туловище, но длинные хвосты или ремни вместо ног. Встречая в степи человека, нападал на него, садился верхом, обвивая ремнями, и ездил на нем. Ослабевшую жертву мог задушить и съесть.

18

Бек – титул представителей родовой знати у тюркских народов.

19

Курултай – съезд, общее собрание у тюркских народов. Также массовая трапеза с приглашением множества гостей.

20

Сгусток крови в ладони – в тюркском эпосе явление миру легендарного батыра знаменуется божественным явлением, исполненным сверхъестественного замысла. Как, например, рождение Манаса (обе горсти младенца были полны густой крови), в подробностях изложенное в древнем эпосе.

21

Арлан – от тюркского «ар» – честь, мужчина + лан/Арслан – лев; второе значение – сильный, матерый самец волка.

22

Жезтырнак – в пер. «медные (латунные) когти», самый опасный персонаж казахского фольклора. Замкнутая, молчаливая и неописуемо красивая девушка. Своих рук с длинными медными когтями она никогда не показывала – прятала их под длинными рукавами. Жезтырнак гипнотизировала человека холодными, немигающими глазами, лишенными зрачков и, когда он засыпал, впивалась в него когтями, высасывая всю кровь. Невероятно мстительное и злопамятное существо.

23

Кунекей – старинное казахское женское имя.

24

Умай – древнейшее женское божество тюркских народов, богиня плодородия, покровительница детей и рожениц. Согласно преданию, она подносила будущей матери чашу с молоком, в котором плавало семя жизни – кут* – дар Тенгри. Под её особой защитой находились новорождённые и дети колыбельного возраста, зыбку которых она качала, а затем оберегала ребёнка до тех пор, пока он не встанет твердо на ноги. От неё зависели жизнь и здоровье детей, так как она охраняла их от злых сил и духов. Если ребёнок улыбается во сне, стало быть, с ним разговаривает Умай, если плачет, значит его пугают злые духи, а Умай на время отлучилась.

25

Кут – (хут) – душа-«двойник» человека по представлениям тюркских народов. «Жизненный эмбрион», даруемый свыше богами, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма. Отсюда и каз. «кутты болсын» – пожелание блага.

26

Албасты – в пер. «мерзкий, противный», женский демонический персонаж в мифологии тюрков, связанный с водной стихией. Представлялась в виде уродливой обнажённой женщины с лохматыми, распущенными жёлтыми волосами и шестью длинными грудями, которые она закидывала за спину. Приносила вред беременным женщинам. Обычные атрибуты Албасты – магическая книга, гребень или монета.

27

Лук и стрелы – в тюркской мифологии оберег богини Умай для мальчиков, подвешиваемый к колыбели ребенка. Девочкам к люльке (бесик) привязывали веретенце с куделью.

28

Уббе – в казахской мифологии злобный дух, владычица подводного царства. Уббе зовет жертву, называя его по имени. Человек помимо воли идет в воду, несмотря на предупреждения окружающих, и тонет. Испытывая в воде чувство страха, казахи обычно кричали: «Не трогай меня, Уббе!» – и тогда водная нечисть могла оставить человека в покое.

29

Тогай – степные леса, густые заросли кустарников.

30

Акыны – поэты-импровизаторы, певцы, народные сказители.

31

Бесик – древняя национальная колыбель, идеально приспособленная для кочевого быта. Является культурным наследием казахского народа.

32

Апа – бабушка, обращение к женщине в возрасте.

33

Тогай – степные леса, густые заросли кустарников.

34

Кут – (хут) – душа-«двойник» человека по представлениям тюркских народов. «Жизненный эмбрион», даруемый свыше богами, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма. Отсюда и каз. «кутты болсын» – пожелание блага.

35

Кут – (хут) – душа-«двойник» человека по представлениям тюркских народов. «Жизненный эмбрион», даруемый свыше богами, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма. Отсюда и каз. «кутты болсын» – пожелание блага.

36

Кут – (хут) – душа-«двойник» человека по представлениям тюркских народов. «Жизненный эмбрион», даруемый свыше богами, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма. Отсюда и каз. «кутты болсын» – пожелание блага.

37

Найзагай – мифический герой, посланник Тенгри, олицетворяющий собой молнию, раскалывающую небеса.

38

Той – праздник, свадьба.

39

Саба – мешок из цельной шкуры лошади, предназначенный для хранения кумыса.

Загрузка...