Среди них можно отметить труды Быстрякова А.Я., Горегляда В.П., Воронина Ю.М., Ивановой Е.И., Панскова В.Г,Павловой Л.П., Родионовой В.М., Романовского М.В., Рябухина С.Н., Саунина А.Н.,Степашина С.В., Столярова Н.С., Шахрая С.М., Шохина А.Н. и многих других ученых. Большой вклад в развитие методологии и практики аудита внесли зарубежные ученые Р. Адамс, Д.К. Робертсон, А. Аренс, Дж. Лоббек, Д.Р. Кармайкл и другие.
Например, Ефимова Н.П. Финансы и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2002. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. М., 2006.
Такая широкая трактовка была дана уже в Указе Президента РФ от 1996 г. "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
Опенышев С.П. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля Бюллетень счетной палаты Российской Федерации № 1(37)/2001
Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Финансовое право в вопросах и ответах / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2003. С. 41–42.
Чечёткий В.Д. Контроль – объективная категория материального мира// Финансовый контроль. № 6. 2002. Чечёткий В.Д. Государственный аудит в системе регионального стратегического управления: теория и практика: Владимир, Изд – во «Собор», 2009.
Проблемы аудита, получили освещение в трудах классиков теории аудита: Р.Х. Монтгомери, Л.Р. Дикси, Д. Робертсона, Э.А. Пренса, Дж. Лоббека, М.Б. Хирш, Ф.Л. Дефлис, Г.Р. Дженник, В.М. Орейли, Э.А. Аренса
Значение, которое они вкладывали в определение данного понятия заключалось в следующем: «Организация – это система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли».
Гутцайт Е.М. Аудиторская проверка с позиций теорий принятия решения в условиях неопределенности. Аудиторские ведомости. – 2001. – № 8.
Эта теория описывает установление агентских отношений между доверителем (principal, лат.), делегирующим некоторые права (например, право использования ресурса) агенту, обязанномму в соответствии с формальным или неформальным контрактом представлять интересы доверителя в обмен на вознаграждение. В соответствии с теорией "принципала-агента" фирма представляет собой сеть долгосрочных двусторонних контрактов между собственниками ресурсов и центральным агентом, замещающих рынок продуктов и ресурсов.
Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
Аудит как особенная форма государственного финансового контроля Выступление С.М.Шахрая на Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации Серия «Экономика и Право», № 7–8 2013
Жуков В. Что такое «аудит эффективности» // Президентский контроль. 2004. № 7. С. 25.
Рябухин С.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов. – М.; Наука, 2008. с. 80.