Современное развитие Российской Федерации в условиях поиска новых форм и методов повышения эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов невозможно без внешнего государственного аудита, являющегося одним из основных институциональных факторов экономического роста. В связи с этим актуальна тема развития методологии, теории и практики реализации финансового контроля и государственного аудита.
Значение роста результативности освоения государственных средств, сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, развития системы распоряжения государственными ресурсами и имуществом не раз отмечалось Президентом Российской Федерации в его традиционных обращениях к Федеральному Собранию. Успешное претворение в жизнь указанных задач невозможно без наличия действенной системы государственного финансового контроля.
Модернизация института внешнего государственного аудита обусловлена необходимостью содействия эффективному государственному управлению, содействия осуществлению реформ общественного сектора экономики, в том числе бюджетного процесса в целом. Принимая во внимание данные обстоятельства, значение института внешнего государственного финансового контроля сводится не только к соблюдению законного и целевого освоения бюджетных средств, но и определении возможных резервов повышения эффективности и результативности использования бюджетных средств, определении вектора стратегии управления, ориентированной на успех. Совершенствование института внешнего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере должно позитивно отразиться на масштабном росте потенциала бюджетирования, ориентированного на результат, стать дополнительным фильтром в процессе уточнения и совершенствования его инструментария, обеспечивать рост качества управления бюджетными средствами. Но это также повышает требования к внешнему государственному финансовому контролю, к его механизмам, инструментарию, методологической, методической и информационной базе, взаимодействию субъектов контроля и т. д. Все вышеперечисленное определяет актуальность данной темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
Основной целью научно-исследовательской работы является формирование теоретико-методологических основ и практических рекомендаций реализации внешнего государственного аудита на основе лучшего зарубежного опыта для институционального обеспечения экономического развития Российской Федерации.
В Российской Федерации получила распространение, повсеместно применяемая в числе ведущих зарубежных стран форма государственного аудита, акцентирующая особое внимание, прежде всего, на результативность, экономичность и продуктивность освоения бюджетных средств, а не на соответствие бюджетной отчетности законодательным и нормативным правовым актам.
Практика осуществления аудита эффективности контрольно-счетными органами зарубежных стран неоспоримо демонстрирует достоинства подобной формы контроля. Не в последнюю очередь это обусловлено сформировавшимся сильным гражданским обществом, на потребность получения информации которого органы государственной власти не могут не реагировать. Поэтому формы и методы осуществления внешнего государственного контроля претерпевают постоянное развитие и перманентно совершенствуются. Возрастающий уровень ответственности органов государственной власти перед населением выражается не только в качественном повышении дисциплины процесса освоения государственных средств, но и в поисках возможности увеличить тем или иным способом эффективность и экономическую «отдачу» использования финансовых ресурсов государства.
Значительным подспорьем в этом процессе для органов государственной власти развитых стран являются институты внешнего государственного финансового контроля, использующие в практике своей деятельности риск-ориентированный подход осуществления контроля, дающий возможность определять нерезультативное, неэкономное или непродуктивное освоение государственных ресурсов в рамках реализации мероприятий распорядителями, а также разрабатывать предписания по повышению эффективности освоения публичных ресурсов, руководствуясь системным анализом положения дел в соответствующей сфере. Подобный подход позволяет при неизменном (а порой даже меньшем) объеме выделяемых бюджетных средств получать больший социально-экономический эффект от освоения публичных ресурсов.
Представляется, что внедрение в практику деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации подобного подхода способно в значительной степени повысить эффективность их деятельности и сократить риски неэффективного освоения бюджетных ресурсов. В этой связи содействие внедрению риск-ориентированного подхода осуществления внешнего государственного финансового контроля также является целью настоящего исследования.
Основными фундаментальными и прикладными задачами, решаемыми в рамках исследования, являются:
• систематизация концептуальных подходов к формированию системы внешнего государственного аудита эффективности и результативности достижения целей экономического развития;
• определение институциональных аспектов осуществления внешнего государственного аудита в системе факторов экономического развития;
• определение преимуществ и недостатков современного процесса формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами и организации деятельности контрольно-счетных органов в Российской Федерации;
• исследование влияния внешнего государственного аудита на фактический уровень достижения целей экономического развития Российской Федерации;
• осуществление сравнительного анализа зарубежного опыта риск-ориентированного регулирования внешнего государственного аудита в финансово-бюджетной сфере;
• определение институциональных условий использования зарубежного опыта регулирования внешнего государственного аудита в Российской Федерации и разработка рекомендаций по использованию технологий внешнего государственного аудита российскими контрольно-счетными органами на основе современной методологии и мировой практики.
Выполнение научно-исследовательской работы по теме «Внешний государственный аудит как институциональный фактор экономического развития» обосновано требованиями принятых в настоящее время нормативных правовых документов: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 – 2015 годах"; Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах"; Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"; Государственная программа Российской Федерации "Управление государственными финансами" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 293-р); Государственная программа Российской Федерации. "Создание условий эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов субъектов" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 376-р); Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460); а также законодательством, регламентирующим деятельность контрольно-счетных органов в Российской Федерации.
Результаты данной научно-исследовательской работы могут представлять интерес для органов исполнительной и законодательной власти всех уровней управления, а также системы контрольно-счетных органов Российской Федерации, для которых высока практическая значимость разработки научно-методологического и методического обеспечения контрольно-ревизионной деятельности, анализа фундаментальных факторов развития экономики на основе новых технологий государственного аудита, а также тенденций формирования государственной экономической политики с учетом данных мониторинга эффективности использования бюджетных средств.