Примечания

1

«Великая пролетарская культурная революция» была развернута Мао Цзэдуном с целью сохранения «истинной» коммунистической идеологии и искоренения пережитков капитализма и традиционных элементов китайского социума и проводилась на территории Китайской Народной Республики с 1996 по 1976 год.

2

Ст. 2 Закона «О хозяйственном договоре» определяет хозяйственный договор как «соглашение между юридическими лицами, регулирующее их отношения, взаимные права и обязанности с целью достижения определенных хозяйственных целей».

3

Ст. 2 Закона «Об иностранном хозяйственном договоре» предусматривала: «настоящий закон применяется к хозяйственным договорам между предприятиями или другими хозяйственными образованиями КНР и их зарубежными партнерами или физическими лицами за исключением международных транспортных договоров».

4

Ст. 2 Закона «О договоре в сфере технологий» предусматривала: «настоящий Закон применяется к договорам, заключенным между юридическими лицами, между юридическими и физическими лицами, а также между физическими лицами с целью разработки и передачи технологий, оказания консалтинговых и других услуг в области технологий. Исключение составляют договоры, в которых как минимум одной из сторон являются иностранные предприятия, организации или физические лица».

5

Например, в соответствии с Законом «О хозяйственном договоре», возмещение ущерба за нарушение условий договора основывалось на принципе «вины» (халатности). Это подразумевало, что лицо, виновное в нарушении условий договора, несло ответственность за ущерб. В то же время, в соответствии с Законом «Об иностранном хозяйственном договоре», сторона, нарушившая условия договора, несла ответственность за ущерб вне зависимости от того, произошло ли нарушение договора по вине стороны, нарушившей условия, или нет (абсолютная ответственность).

6

Ст. 85 Закона «Об основных принципах гражданского права».

7

Ст. 84 Закона «Об основных принципах гражданского права».

8

Ст. 1 Закона «О договорах».

9

Постоянный комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей – действующая на постоянной основе структура Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП), высший орган государственной власти и национальный законодательный орган Китайской Народной Республики.

10

В число 15 видов договора входят следующие: договор купли-продажи; договор о снабжении и потреблении электричества, воды, газа и отопления; договор дарения; договор займа; договор аренды; договор финансовой аренды; договор подряда; договор строительного подряда; транспортный договор; договор в области технологий; договор хранения; договор складского хранения; договор поручения; брокерский договор; посреднический договор. Статья 124 Закона «О договоре» предусматривала, что «к любому договору, который не ссылается на конкретное положение настоящего Закона или положение какого-либо другого закона, применяются положения, приведенные в общих положениях настоящего Закона, и наиболее сходные положения из числа специальных положений настоящего Закона или других законов».

11

Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая (ВС КПК; кит., «中国共产党全国代表大会») – это съезд партии, который созывается каждые пять лет. Всекитайский съезд является высшим руководящим органом Коммунистической партии Китая.

Не смотря на большое количество внесённых изменений, Общие нормы продолжают действовать в той части, которой не коснулись изменения.

12

Не смотря на большое количество внесённых изменений, Общие нормы продолжают действовать в той части, которой не коснулись изменения.

13

Ст. 2 Закона «О договорах» также определяет, что соглашения, затрагивающие личные отношения, такие как брак, усыновление/удочерение и опекунство, регулируются иными соответствующими законами.

14

На практике, однако, при заключении договора между частной компанией и государственным предприятием, частная компания может оказаться в затруднительной ситуации, заключающейся в том, что в связи с присутствием государственных интересов, ей будет сложно добиться равного с государственным предприятием положения.

15

Закон Китайской Народной Республики «О законотворчестве» 2000 года определяет закон как нормативный акт, изданный ВСНП и его Постоянным комитетом, в то время как под административным нормативным актом понимается правило или норма, принимаемые Государственным Советом или Министерством на основании одобрения Государственного Совета.

16

Ст. 4 Разъяснений Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах применения Закона о договорах Китайской Народной Республики» 1999 года;

17

Ст. 39 Закона «О договорах» определяет, что в случае если условия договора являются типовыми, сторона, предлагающая для подписания типовой договор, должна соблюдать принцип справедливости при определении прав и обязанностей сторон, обращая внимание другой стороны на условия, исключающие или ограничивающие обязательства другой стороны, поясняя типовые условия, если того требует другая сторона.

18

Например, в Италии.

19

О принципе добросовестности читайте в главе 2.

20

Исследовательское бюро Канцелярии Постоянного комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей. Разъяснения и руководство по применению Закона о договоре Китайской Народной Республики, 1999, стр. 50–52, содержит следующие примеры: а) ответственность, возникающая в результате произвольного отзыва оферты, особенно если другая сторона рассчитывала данное предложение; б) ущерб, вызванный невыполнением обязательства по уведомлению стороны во время переговоров по договору; в) ответственность, возникающая в результате нарушения личных или имущественных прав третьей стороны в результате неисполнения обязательств по защите в ходе переговоров по договору; г) ответственность, возникающая из не заключения договора; д) ответственность, возникающая в случае недействительности договора по причине недостаточной осмотрительности сторон; е) ответственность, возникающая в связи с преждевременным прекращением договора; ж) ответственность, возникающая в связи с отсутствием у представителя соответствующих полномочий.

21

Например, по делу Landing Group Co. Ltd. против Zaihe Investment Co. Ltd., Верховный народный суд постановил, что гарантийное письмо в данном случае выступает в качестве предварительного договора. Его юридическая сила заключается в обеспечении заключения сторонами основного договора в соответствии с принципом добросовестности, предусмотренным Законом КНР «О договорах».

22

Хуа Чжан, «Средства правовой защиты при нарушений предварительных договоров», журнал Прикладное право (2019), выпуск 2.

23

До начала переговоров стороны могут заключить отдельное соглашение о неразглашении или соглашение о запрете одновременного ведения переговоров с несколькими лицами. Данные соглашения являются действительными, и их нарушение влечет для сторон договорную ответственность. Тем не менее, даже когда вышеуказанные положения включены в текст гарантийного письма или меморандума о взаимопонимании, они обычно рассматриваются как отдельные соглашения несмотря на то, что включающие их документы не имеют обязательной силы.

24

Например, письменная форма предусмотрена для договора о передаче прав на недвижимое имущество и для договора о передаче технологий.

25

Ст. 16 Закона «О договорах» также предусматривает, что в случае использования для направления оферты определенной системы обмена электронными сообщениями, утвержденной акцептантом, временем получения оферты должен считаться момент поступления сообщения в оговоренную систему; в случае, если стороны не определили определенную систему для обмена электронными сообщениями, временем получения оферты должен считаться момент поступления сообщения с офертой в любую из систем обмена электронными сообщениями акцептанта.

26

Под требованием о точности и недвусмысленности оферты, как правило, понимается требование о том, что ее содержание должно быть настолько ясным, чтобы адресат оферты мог понять не только истинное намерение оферента, но и основные условия будущего договора.

27

Иногда оферта не содержит в себе прямого указания на ее обязывающий в отношении оферента характер. В таких случаях об обязывающий характер оферты может обосновываться выражениями и терминами, использующимися в тексте оферты.

28

Закон не уточняет форму такого уведомления, должно ли оно быть произведено в письменной или устной форме, например, по телефону. Закон «О договорах» также не содержит каких-либо положений по данному вопросу, однако, согласно общепринятой практике, уведомление должно быть произведено в форме аналогичной той, которая была использована для направления оферты.

29

Ст. 30 Закона «О договорах» перечисляет некоторые примеры «существенных изменений». Так, изменения, относящиеся к предмету, количеству, качеству, цене или вознаграждению, сроку, месту и способу исполнения, ответственности за нарушение договора и методам разрешения споров, представляют собой существенное изменение содержания оферты.

30

Ст. 24 Закона «О договорах» поясняет, что, если оферта была направлена в форме письма или телеграммы, срок для направления акцепта отсчитывается с даты, указанной в письме, или с момента подачи телеграммы для отправки. Если в письме такая дата не указана, срок исчисляется с даты, указанной на почтовом штемпеле конверта. Если предложение сделано посредством связи в режиме реального времени, например, по телефону или факсу, срок для направления акцепта отсчитывается с момента получения оферты адресатом.

31

Разумный период времени должен определяться в соответствии с обычаями делового оборота, предыдущими сделками или характером сферы деятельности.

32

Для разных целей существуют разные виды официальных красных печатей, которые должны использоваться следующим образом: печать компании используется для подписания всех юридических документов; печать для договоров используется при заключении договоров с клиентами и дает меньше полномочий его держателю; печать для финансовых операций используется во всех банковских операциях; печать для квитанций проставляется на всех счетах, выписываемых компанией; печать для налоговых операций используется на всех платежных документах, предоставляемых в налоговые органы. Для получения более подробной информации о печатях компаний, читайте наше практическое руководство «FDI – прямые иностранные инвестиции в Китае».

33

Ст. 45 Закона «О договорах».

34

Полная гражданская дееспособность обычно обретается гражданами Китая по достижении 18-летнего возраста. Лицо, достигшее 16-летнего возраста, но не достигшее 18-летнего возраста, обладающее собственным источником дохода должно признаваться лицом с полной сделкоспособность (ст. 11 Закона «Об основных принципах гражданского права»).

35

В их число входят (I) несовершеннолетние лица в возрасте от 10 лет, которые могут заключать отдельные договоры, соответствующие их возрасту и мыслительным способностям, в то время как для заключения определенных договоров им необходимо получение разрешение законного представителя или же представительство законного представителя при заключении договора (ст. 12 Закона «Об основных принципах гражданского права»); и (II) душевнобольные лица, неспособные отдавать полный отчет своим действиям, которые могут заключать договоры, соответствующие степени их психического здоровья, в то время как для заключения определенных договоров им необходимо получение разрешение законного представителя или же представительство законного представителя при заключении договора (ст. 13 Закона «Об основных принципах гражданского права»).

36

Сделки с участием (I) несовершеннолетних лиц в возрасте до 10 лет и (II) душевнобольных лиц, которые не способны отдавать полный отчет своим действиям, заключаются при представительстве их законного представителя (ст. 12, 13 Закона «Об основных принципах гражданского права»).

37

Если договор, требующий согласия законного представителя, был совершен в отсутствие такого согласия.

38

Если договор, требующий согласия законного представителя, был совершен в отсутствие такого согласия контрагент может запросить одобрение законного представителя в течение месяца с момента заключения договора. Отсутствие согласия законного представителя должно расцениваться как отказ в одобрении совершения сделки. При этом добросовестная сторона договора имеет право отказаться от договора до момента его согласования путем направления соответствующего уведомления другой стороне (п. 2 ст. 47 Закона «О договорах»).

39

Ст. 38 Закона «Об основных принципах гражданского права» определяет законного представителя как лицо, действующее от имени юридического лица при осуществлении его функций и полномочий в соответствии с законом и уставом юридического лица.

40

Ст. 48 Закона «О договорах» определяет, что договор, заключенный от имени доверителя лицом, не имеющим представительских полномочий, с превышением представительских полномочий или до момента наделения или после истечения действия представительских полномочий в отсутствие последующего одобрения доверителя не будет иметь обязательной силы для доверителя силы, а все права и обязанности, вытекающие из такого договора будут лежать на представителе. Контрагент может потребовать доверителя согласовать договор в течение одного месяца, не сообщение доверителя о своём согласии должно расцениваться как отказ от согласования договора. Добросовестный контрагент имеет право на отказ от договора до момента его согласования. Отказ от договора производится путем уведомления другой стороны по договору.

Загрузка...