Пункт 1 Правил
Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее – объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
КОММЕНТАРИЙ:
Пункт 1 Правил указывает на то, что требования пожарной безопасности настоящих Правила определяют только порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений.
Настоящие Правила не устанавливают требования пожарной безопасности к зданиям (сооружениям), процессам их проектирования и эксплуатации, так как эти требования установлены Федеральным законом № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что и регламентировано пунктом 1) части 2 статьи 1 и пунктом 1) части 1 статьи 4 указанного Федерального закона.
Значительное количество требований, установленных в «Общих положениях» Правил, касается обязанностей собственников (законных владельцев) зданий и помещений, а также обязанностей руководителей организаций.
Здесь нужно учитывать, что на основании статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:
– собственники имущества (в том числе зданий и помещений);
– руководители федеральных органов исполнительной власти;
– руководители органов местного самоуправления;
– лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (зданиями и помещениями), в том числе руководители организаций;
– лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
– должностные лица в пределах их компетенции.
Вышеуказанные лица обязаны организовать и обеспечить выполнение требований Правил.
Безусловно, вышеуказанные лица будут нести ответственность (административную, уголовную или иную) за нарушение требований комментируемых Правил только в том, случае, если их вина будет установлена и доказана должным законным образом.
При установлении вины с целью привлечения к определённому виду ответственности того или иного лица необходимо учитывать распределение (возложение) обязанностей по выполнению или обеспечению требований пожарной безопасности между этими лицами. В этом случае важная роль отводится трудовым или гражданско-правовым договорам (например, аренды), а также должностным обязанностям или инструкциям.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: распределять (возлагать) обязанности по выполнению и соблюдению требований комментируемых Правил целесообразно по каждому их пункту, который имеет отношение к конкретному объекту защиты (зданию, сооружению). При этом не стоит ограничиваться общими фразами (например, «возложить ответственность за пожарную безопасность на главного инженера») – это не снимет ответственности за пожарную безопасность с собственника или с руководителя, которая возложена на указанных лиц законом, и снять её своим управленческим актом, назначив ответственных, указанным лица не получится. А вот распределить эту ответственность с другими лицами целесообразно.
Вопрос возможности распределения ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в дальнейшем регулируется пунктом 4 Правил. Однако это не является обязанностью руководителя – это его право.
Далее необходимо обратиться к комментарию пункта 4 Правил.
Пункт 2 Правил
При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства (далее – физические лица) необходимо:
немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану с указанием наименования объекта защиты, адреса места его расположения, места возникновения пожара, а также фамилии сообщающего информацию;
принять меры по эвакуации людей, а при условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей меры по тушению пожара в начальной стадии.
В отношении каждого здания, сооружения (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем (далее – руководитель организации) или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.
Комментарий:
Требование пункта 2 Правил обращено к неопределённому кругу физических лиц.
Здесь необходимо отметить, что данное требование устанавливает минимально необходимую обязанность для каждого лица (должностного, гражданина), обнаружившего пожар (или его признаки).
Эта обязанность состоит из трёх основных действий:
– немедленного сообщения в пожарную охрану по телефону;
– принятию мер по эвакуации людей;
– принятию мер по тушению пожара в начальной стадии.
Необходимо отметить, что немедленное сообщение о пожаре является самым первым и основным действием лица, которое обнаружило пожар.
Нужно исходить из того, что, если лицу известно о нахождении в здании людей, это всегда означает наличие угрозы для их жизни и здоровья. В этом случае нужно направить все свои усилия на принятие мер по эвакуации этих людей. Но это всегда должно быть вторым действием (после сообщения в пожарную охрану) лица, первым обнаружившего пожар.
Пункт 50) статьи 2 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 под эвакуацией понимает процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.
Пункт 17) статьи 2 указанного Федерального закона под опасными факторами пожара понимает такие факторы, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) материальному ущербу.
Опасные факторы пожара перечислены в части 1 статьи 9 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008. К ним относятся:
– пламя и искры;
– тепловой поток;
– повышенная температура окружающей среды;
– повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
– пониженная концентрация кислорода;
– снижение видимости в дыму.
Обязанность принятия мер по тушению пожара связана условием – отсутствием угрозы жизни и здоровью других людей. Только при отсутствии такой угрозы необходимо принимать меры по тушению пожара.
При этом указанное требование пожарной безопасности исходит из того, что обязанность принять меры по тушению пожара возникает у соответствующего лица только в том случае, если пожар находится в начальной стадии развития.
В комментируемом пункте Правил не совсем удачно применено понятие «начальной стадии» пожара, так как визуально определить «стадию» пожара фактически невозможно. Вообще «стадия» пожара определяется только расчётным методом, что в комментарии мы рассматривать не будем.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: лицу, обнаружившему пожар, необходимо самому принимать меры по тушению пожара только в том случае, если оно внутренне уверено в отсутствии угрозы своему здоровью и своей жизни. Это чисто субъективное восприятие опасности на пожаре. Причём к тушению пожара следует приступить только после (1) сообщения о пожаре в пожарную охрану и внутренней обоснованной убеждённости в (2) отсутствии угрозы другим людям. Если такой убеждённости нет, нужно сосредоточить усилия только на эвакуации и спасении других людей.
На правильность и своевременность сообщения о пожаре в пожарную охрану, а также на правильность и своевременность принятия мер по эвакуации людей и тушению пожара влияет выполнение пункта 3 Правил, который будет рассмотрен далее. Только при прохождении обучения мерам пожарной безопасности возможно подготовиться к правильным и своевременным действиям при обнаружении пожара.
Комментарий:
Прямая обязанность по утверждению ИНСТРУКЦИИ о мерах пожарной безопасности возложена на руководителя организации.
Эту ИНСТРУКЦИЮ может утвердить и иное уполномоченное руководителем организации должностное лицо.
Уполномочить иное должностное лицо руководитель может соответствующим атом (приказом, должностной инструкцией, трудовым контрактом и т. п.). В данном случае утверждение такой ИНСТРУКЦИИ становится обязанностью соответствующего должностного лица.
Требования к ИНСТРУКЦИИ изложены в Разделе XVIII Правил (пункты 392–394).
При учёте в ИНСТРУКЦИИ специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в зависимости от функционального назначения зданий следует руководствоваться требованиями пунктов 11, 43, 44, 88, 90, 108, 121, 122, 254, 255, 256, 257, 258, 292, подпункт б) пункта 304, подпункт ж) пункта 366, а также требованиями Раздела XVII Правил.
Для классификации помещений по пожарной и взрывопожарной опасности в зданиях и сооружениях при утверждении указанной ИНСТРУКЦИИ следует руководствоваться положениями Главы 8 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Также необходимо руководствоваться положениями свода правил СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности», который зарегистрирован Росстандартом. При этом нужно учитывать, что данный нормативный документ включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований вышеуказанного Федерального закона. Указанный перечень нормативных документов утверждён Приказом Росстандарта № 1190 от 14.07.2020.
Здесь нужно учитывать, что требования СП 12.13130.2009 применяются в целях выполнения статей 24, 25, 26 и 27 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, что прямо указано в пункте 1.1 вышеуказанного свода правил, то есть применяются на добровольной основе исключительно для целей выполнения Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, а не для целей выполнения пункта 2 Правил.
При наличии в здании или сооружении пожароопасных или взрывопожароопасных помещений соответствующие положения СП 12.13130.2009 должны быть указаны в декларации пожарной безопасности на это здание или сооружение. Обязанность составить указанную декларацию регламентирована частью 5 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Однако комментируемый пункт 2 Правил не обязывает составлять указанную декларацию, а обязывает утверждать ИНСТРУКЦИЮ о мерах пожарной безопасности.
Пункт 3 Правил
Лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.
Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Комментарий:
Требование пункта 3 Правил обращено к неопределённому кругу лиц (за исключением последнего абзаца). Ключевым правовым обстоятельством здесь является свершившийся факт допуска к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Допуск к работе может осуществлять не только руководитель организации.
Как правило, допуск к работе оформляется локальным правовым актом соответствующего уполномоченного лица. При этом нужно учитывать, что приём на работу и допуск к работе – это два различных правовых факта, которые могут совпадать, а могут и не совпадать по времени, месту и лицу их издавшему.
Статья 68 Трудового кодекса РФ регулирует порядок приёма на работу.
Порядок допуска к работе регулируется двумя последними частями статьи 16, последней частью статьи 19, первой частью статьи 61, второй частью статьи 67, правовыми установлениями статьи 67.1 Трудового кодекса РФ.
Следует отметить, что положения статьи 76 Трудового кодекса РФ регулируют порядок отстранения от работы, которой можно воспользоваться в целях устранения обстоятельств, свидетельствующих о нарушении пункта 3 Правил при допуске к работе лица, не прошедшего обучение мерам пожарной безопасности. Это актуально в том случае, если прохождение соответствующего обучения мерам пожарной безопасности невозможно осуществить за короткий промежуток времени, а лицо фактически допущено к работе без указанного обучения.
Требование последнего абзаца пункта 3 Правил обращено непосредственно к руководителю организации.
Важным правовым обстоятельством является то, что порядок и сроки обучения мерам пожарной безопасности определяются именно руководителем организации. Это обстоятельство возлагает на руководителя обязанность издать соответствующий локальный правовой акт (приказ, инструкцию и т. п.), где этот порядок и сроки будут определены.
Важно, чтобы в содержании указанного локального правового акта был указан порядок и сроки проведения обучения мерам пожарной безопасности.
Отсутствие указанного локального правового акта (приказа, инструкции) органом федерального государственного пожарного надзора МЧС РФ при проверке выполнения требований пожарной безопасности будет квалифицироваться как нарушение требования пункта 3 Правил, то есть как нарушение части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (если на территории не установлен особый противопожарный режим).
При определении порядка и сроков обучения мерам пожарной безопасности в целях выполнения пункта 3 Правил нужно руководствоваться Приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.01.2008 № 10938).
При определении порядка и сроков проведения противопожарного инструктажа следует руководствоваться Разделом II НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007).
При определении порядка и сроков проведения пожарно-технического минимума следует руководствоваться Разделом III НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007).
Как показывает практика, наибольшие проблемы возникают с правовым пониманием проведения пожарно-технического минимума с отрывом от производства.
В пункте 36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007) указан Перечень должностей, которые обязаны проходить обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства.
Примерные специальные Программы для такого обучения изложены в Приложении 3 к НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
На основании пункта 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007) согласование специальных Программ осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
Необходимым отметить, что на основании пункта 37 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007) обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства должно производиться только в:
– образовательных учреждениях пожарно-технического профиля;
– учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России;
– учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
– территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России;
– в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.
Вопрос обучения мерам пожарной безопасности изначально регулируется в статье 25 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» и только потом пунктом 3 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», который и направляет далее к НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007).
Федеральным законом № 100-ФЗ от 28.05.2017 в статью 25 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» было внесено существенное и совершенно кардинальное изменение, которое установило то, что обучение мерам пожарной безопасности с отрывом от производства в сторонних организациях, должно проводиться только в тех организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.
Это обязывает обратиться к Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», где в пункте 17 статьи 2 дано правовое понятие образовательной деятельности, под которой следует понимать деятельность по реализации образовательных программ.
На основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 под образовательной программой следует понимать «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
На основании пунктов 18, 19 и 20 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 образовательную деятельность могут осуществлять как образовательные организации, так и организации, осуществляющие обучение и индивидуальные предприниматели.
На основании пункта 18 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 под ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ следует понимать некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии на образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. К таким организациям относятся, например, общеобразовательные школы, техникумы, училища, колледжи, лицеи, институты, университеты и академии. В каждом муниципальном районе любого субъекта Российской Федерации таких образовательных организаций большое количество и все они на основании вышеуказанных правовых установлений (при наличии согласованных в уполномоченных подразделениях МЧС РФ соответствующих специальных Программ на основании Приказа МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 имеют законное право проводить обучение пожарно-техническому минимуму работников сторонних организаций, в том числе государственных и муниципальных организаций.
На основании пункта 19 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 под ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБУЧЕНИЕ, следует понимать юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью ещё и образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Это могут быть различные коммерческие и некоммерческие организации.
Пунктом 20 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 сделан общий правовой вывод и дано правовое понятие о том, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, следует относить ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, а также ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ.
В пункте 20 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, следует приравнивать индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такую деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пункт 3 Правил установил, что обучение мерам пожарной безопасности может осуществляться не только по Программам противопожарного инструктажа, но и по Программам дополнительного профессионального образования.
Требования к порядку дополнительного профессионального образования и к Программам дополнительного профессионального образования установлены в статье 76 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Следующий вопрос, который вызывает затруднение у руководителей организаций, как доказать при проведении проверок органам федерального государственного пожарного надзора МЧС РФ, что руководитель соответствующей организации прошёл с отрывом от производства обучение пожарно-техническому минимуму в целях выполнения пункта 3 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Здесь следует отметить, что ни сам пункт 3 вышеуказанных Правил, ни НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007), ни статья 25 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» не обязывают иметь какой-то конкретный документ, который подтверждает обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства. Следовательно, должностные лица органов федерального государственного пожарного надзора МЧС РФ не имеют законного права требовать предоставления каких-либо подтверждающих документов о прохождении руководителем организации такого обучения с отрывом от производства. Однако сам факт прохождения обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства подтверждать придётся.
Для подтверждения обучения пожарно-техническому минимум (как на производстве, так и с отрывом от него) необходимо руководствоваться Разделом IV НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007).
Пункт 41 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» установил, что проверка знаний по окончании обучения пожарно-техническому минимуму осуществляется квалификационной комиссией (не менее 3-х человек), которая создаётся приказом (распоряжением) руководителя организации, в которой проводилось это обучение.
Результат проверки знаний пожарно-технического минимума этой квалификационной комиссией в отношении конкретного обученного руководителя организации следует оформлять, например, АКТОМ, который будет иметь подписи всех членов указанной квалификационной комиссии, и будет являться надлежащим и допустимым доказательством факта обучения конкретного руководителя организации пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства. Выписка из этого АКТА или, например, его копия будут подтверждать факт обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства.
Выдача же каких-либо удостоверений о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства представляется фактически незаконной. Тем более, что формы этих документов (удостоверений) законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности либо законодательством об образовании в Российской Федерации не предусмотрены.
Кроме этого, выдача такого удостоверения значительно повысит риск формального подхода к обучению, а также риск коррупционных проявлений, так как этот документ (удостоверение) подписывается одним лицом, правовые полномочия которого на право подписи этого документа (удостоверения) должным законным образом не установлены.
МЧС России готовит новый нормативный правовой акт по обучению мерам пожарной безопасности. При ознакомлении с данным комментарием необходимо проверить актуальность Приказа МЧС РФ № 645 от 12.12.2008 года.
Пункт 4 Правил
Руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
Комментарий:
Требование пункта 4 Правил обращено непосредственно к руководителю организации.
Пункт 4 Правил является одним из ключевых для разграничения ответственности между руководителем организации и лицом, назначенным этим руководителем ответственным за обеспечение пожарной безопасности на конкретном объекте защиты.
Здесь следует обратиться к статье 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» и напомнить, что данная правовая норма возлагает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как на руководителей организаций, так и на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В данном случае необходимо разобраться с понятием «обеспечение» пожарной безопасности, так как пункт 4 Правил требует от руководителя назначить ответственное лицо именно за обеспечение пожарной безопасности, а не за выполнение этих требований.
Теория права все правовые нормы, в том числе и требования пожарной безопасности, разделяет на три вида – запрещающие, обязывающие и уполномочивающие (дозволяющие).
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности.
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности в своём большинстве устанавливаются нормативными правовыми актами.
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности фактически отсутствую в нормативных документах по пожарной безопасности – Сводах правил, ГОСТ Р, СНиП и т. п. Это обусловлено тем, что требования этих нормативных документов по пожарной безопасности могут применяться только на добровольной основе собственниками (законными владельцами) объектов защиты, в том числе и руководителями организаций, которые в этих объектах защиты (зданиях) размещаются и осуществляют свою деятельность.
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности – правовые нормы, которые возлагают на руководителя организации (или иное лицо) обязанность воздержаться от совершения тех или иных действий.
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности установлены, в том числе и «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации». Например, ЗАПРЕЩАЮЩИМИ требованиями пожарной безопасности являются пункты 7, 8, 11, 16, 20, 22, 27, второй абзац 29, пункты 32, 34, 35, первый абзац 37, пункты 39, 40, 41, 44, второй абзац 45, пункт 49, второй абзац 53, пункты 55 и 59 Правил. Это полный перечень ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований Раздела I «Общие положения» Правил, который комментируется в данной книге.
Следует отметить, что в Федеральном законе № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности практически отсутствуют.
В качестве примера ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований из Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» можно привести часть 7 статьи 89, часть 10 статьи 100, части 7 и 8 статьи 119. Это фактически полный перечень ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований указанного Технического регламента.
Рассмотрим ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности.
ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности – это нормы, которые возлагают на руководителя организации (или иное лицо) обязанность совершить те или иные действия.
ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности установлены, в том числе и «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации».
Прямо ОБЯЗЫВАЮЩИМ руководителя совершать определённые действия требованием Раздела I Правил является только пункт 62.
Однако по своему содержанию ОБЯЗЫВАЮЩИМИ требованиями пожарной безопасности следует также считать пункты 2, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 26, 28, первый абзац 29, пункты 30, 31, 33, 36, второй, третий и четвёртый абзацы 37, пункты 38, 42, 43, первый абзац 45, пункты 46, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54, второй абзац 55, пункты 56, 57, 58, 60, 61 Правил.
Необходимо обратить внимание на последний абзац пункта 37 Правил. Законодателем использован глагол «могут», но по смыслу содержания указанную правовую норму следует относить к ОБЯЗЫВАЮЩЕМУ требованию пожарной безопасности в период проведения мероприятий с пребыванием людей, а не к ДОЗВОЛЯЮЩЕМУ требованию. Если в соответствующем зале мероприятие с пребыванием людей не проводится, то указанное требование трансформируется в ДОЗВОЛЯЮЩЕЕ требование пожарной безопасности.
Это фактически полный перечень ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований Раздела I «Общие положения» Правил, который комментируется в данной книге.
Вывод:
Раздел I «Общие положения» Правил в своём абсолютном большинстве состоит из ЗАПРЕЩАЮЩИХ и ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований пожарной безопасности.
Однако в Разделе I «Общие положения» Правил присутствует незначительное количество и УПОЛНОМОЧИВАЮЩИХ (ДОЗВОЛЯЮЩИХ) требований пожарной безопасности. К ним следует относить пункт 4, последний абзац пункта 37, пункты 63 и 64 Правил.
Следует обратить внимание на последний абзац пункта 37 Правил. Законодателем использован глагол «могут». По смыслу содержания указанная правовая норма относится к ДОЗВОЛЯЮЩЕМУ требованию пожарной безопасности только в тот период, когда в залах не проводятся мероприятия с пребыванием людей. Если в залах проводятся мероприятия с пребыванием людей, то указанная правовая норма трансформируется в ОБЯЗЫВАЮЩЕЕ требование пожарной безопасности.
Теперь необходимо более детально разобраться с правовой природой ВЫПОЛНЕНИЯ (ИСПОЛНЕНИЯ) и СОБЛЮДЕНИЯ требований пожарной безопасности, как форм реализации этих требований.
Под реализацией требований пожарной безопасности в юриспруденции понимается воплощение содержания этих требований (запретов или обязываний) в правомерное поведение (действие или бездействие) субъектов законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности (руководителей организаций, должностных и иных лиц).
ВЫПОЛНЕНИЕ требований пожарной безопасности:
ВЫПОЛНЕНИЕ юридических обязанностей – осуществление субъектом права (руководителем организации, должностным или иным лицом) своих юридических обязанностей, то есть выполнение ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований пожарной безопасности.
Как указывалось выше, ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности установлены пунктами 2, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 26, 28, первым абзацем 29, пунктами 30, 31, 33, 36, вторым, третьим и четвёртым абзацем 37, пунктами 38, 42, 43, первым абзацем 45, пунктами 46, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54, вторым абзацем 55, пунктами 56, 57, 58, 60, 61 и 62 Правил.
Большинство указанных требований пожарной безопасности устанавливают ОБЯЗАННОСТИ именно для руководителя организации.
Только в отношении вышеуказанных требований Правил можно утверждать об их ВЫПОЛНЕНИИ или НЕВЫПОЛНЕНИИ.
Особенностью ВЫПОЛНЕНИЯ (ИСПОЛНЕНИЯ) является то, что субъекты права (руководитель организации, должностное или иное лицо) обязаны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, что и будет свидетельствовать о реализации в виде ВЫПОЛНЕНИЯ (ИСПОЛНЕНИЯ) вышеуказанных ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований Правил.
НЕВЫПОЛНЕНИЕ вышеуказанных ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований Правил будет являться административным правонарушением (или уголовным преступлением в зависимости от последствий) с привлечением к соответствующей ответственности (административной или уголовной) виновного лица.
СОБЛЮДЕНИЕ требований пожарной безопасности:
Теперь рассмотрим такую форму реализации требований пожарной безопасности как их СОБЛЮДЕНИЕ.
Теория права под СОБЛЮДЕНИЕМ требований пожарной безопасности понимает СОБЛЮДЕНИЕ юридических запретов, которые запрещают совершение определенных действий, то есть субъект права (руководитель организации, иное должностное лицо) обязан строго следовать установленным запретам, независимо от своего желания.
Сущность данной формы реализации требований пожарной безопасности состоит в том, что субъект права воздерживается от совершения действий, которые наносят вред личности и обществу. Не совершая действий, запрещенных требованиями пожарной безопасности, руководитель организации или другое лицо, таким образом, реализуют содержание ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований пожарной безопасности в форме их СОБЛЮДЕНИЯ.