Глава 1 Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее – торговая деятельность).

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее – хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее – хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

1) внешнеторговой деятельности;

2) торговли на товарных биржах;

3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

5. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Часть 1. Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

1. Комментируемая статья устанавливает пределы правового регулирования настоящего Закона. Закон направлен на регламентацию не всех отношений в сфере торговой деятельности, а только той их части, которая имеет непосредственное отношение к участию в ней органов государственной власти и местного самоуправления. Определение торговой деятельности регламентировано п. 1 ст. 2 настоящего Закона: под торговой деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Основной целью настоящего Закона является упорядочение общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением на территории Российской Федерации торговой деятельности.

Торговля представляет собой связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, является важным индикатором не только экономической, но и социальной стабильности общества.

Задачей государства как регулятора социально-экономических процессов является формирование эффективного правового поля, устанавливающего единые нормы и правила осуществления предпринимательской деятельности в торговой сфере, обеспечение единства экономического пространства, создание конкурентной среды, соблюдение баланса интересов хозяйствующих субъектов, пресечение недобросовестного ведения бизнеса, поддержка отечественных товаропроизводителей для обеспечения безопасности и удовлетворения нужд общества.

2. Кроме того, данная статья подчеркивает, что комментируемый Закон устанавливает именно основы взаимоотношений в сфере государственного регулирования торговой деятельности. Платформой данного закона является уточнение пределов и границ вмешательства государства в сферу свободной торговли путем установления критериев общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, с использованием его собственного нормативного аппарата (ч. 4 ст. 1 настоящего Закона); регламентация источников права и характера их применения к отношениям, являющимся предметом правового регулирования данного Закона (ст. 3 настоящего Закона); установление законодателем перечня методов государственного регулирования торговой деятельности (ст. 4 настоящего Закона); регламентация полномочий Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (ст. 5 настоящего Закона), органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 6 настоящего Закона) в области регулирования торговой деятельности; участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности различных видов объединений некоммерческих организаций (ст. 7 настоящего Закона).

Глава 2 настоящего Закона устанавливает требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а гл. 3 регламентирует специфику антимонопольного регулирования, государственного надзора и муниципального контроля в области торговой деятельности. Большое внимание в Законе уделено вопросам содействия развитию торговой деятельности, нормативному регулированию региональных и муниципальных программ развития торговли, а также установлению мер социальной защиты населения (ст. 17—19 настоящего Закона). Существенным достижением Закона является формирование системы информационного обеспечения торговой деятельности (ст. 20 настоящего Закона).

Часть 2. Цели настоящего Закона

1. Часть 2 комментируемой статьи регламентирует функциональные направления действия настоящего Закона. Их условно можно разделить на три основных вида: экономические, охранительные, организационные цели Закона.

2. Экономические цели складываются из двух направлений. Пункт первый ч. 2 комментируемой статьи представляет собой реализацию основного конституционного принципа единства экономического пространства Российской Федерации. Статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства в Российской Федерации, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Современное отечественное законодательство не содержит легального определения термина «экономическое пространство». Представляется, что в целях оценки коммерческих отношений под экономическим пространством следует понимать в большей степени экономическое пространство оптового рынка товаров и сопутствующих ему услуг. Применительно к коммерческим отношениям единство экономического пространства, в частности, предполагает верховенство федеральных законов; единую нормативно-правовую базу осуществления коммерческой деятельности; единые на всей территории страны требования к предпринимателям-коммерсантам; единую денежную единицу; отсутствие законодательных ограничений свободы торговли.

Пункт второй ч. 2 комментируемой статьи указывает на приоритеты, развитию которых должна способствовать реализация положений настоящего Закона. Во-первых, положения Закона должны быть направлены на удовлетворение потребностей различных отраслей экономики в производимой продукции, т. е. на воспроизводимость товарного оборота. Во-вторых, положения Закона должны обеспечивать улучшение доступности товаров для населения, т. е. решать серьезную социальную задачу улучшения уровня жизни населения. В-третьих, положения Закона должны исключать недобросовестную конкуренцию и способствовать формированию здоровой конкурентной среды на товарных рынках. Кроме того, целью настоящего Закона является поддержка отечественных предпринимателей – производителей товаров, также способствующая насыщению товарных рынков дешевыми товарами высокого качества, что существенно снижает накладные расходы и, соответственно, розничную цену товаров.

3. Большое количество норм настоящего Закона направлено на охрану интересов субъектов товарного оборота. Пункт третий ч. 2 комментируемой статьи устанавливает следующие направления защиты субъектов товарных рынков: обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов торговой деятельности; обеспечение баланса экономических интересов этих субъектов.

Обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов торговой деятельности осуществляется путем установления требований к ее осуществлению, сформулированных в гл. 2 настоящего Закона. Правила, касающиеся осуществления указанной деятельности, должны соблюдаться самими хозяйствующими субъектами (ст. 8, 9 настоящего Закона).

Баланс экономических интересов этих субъектов обеспечивается, с одной стороны, нормами, регламентирующими возможность заключения соглашений между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (ст. 12 настоящего Закона), а с другой стороны – антимонопольными правилами регулирования торговой деятельности, установленными в гл. 3 настоящего Закона.

Обеспечение соблюдения прав и законных интересов населения осуществляется путем реализации положений гл. 4 настоящего Закона посредством: проведения органами государственной власти и местного самоуправления мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности (ст. 17); разработки и внедрения соответствующими органами власти региональных и муниципальных программ развития торговли (ст. 18); достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ст. 19).

В целом охранительным интересам служит и регламентированные ст. 16 настоящего Закона система государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Закона и муниципальный контроль в области торговой деятельности.

4. Организационные цели настоящего Закона состоят в повышении эффективности управления в сфере торговой деятельности и предусматривают в связи с этим создание системы информационного обеспечения торговой деятельности (ст. 20 настоящего Закона), а также установление отдельных специальных правил, касающихся особенностей размещения нестационарных торговых объектов (ст. 10 настоящего Закона) и требований к организации ярмарок и продажи товаров на них (ст. 11 настоящего Закона). Все функции организации торговой деятельности Закон возлагает на государственные органы и органы местного самоуправления. Кроме того, целям организации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления служат положения пункта четвертого ч. 2 комментируемой статьи, закрепляющие необходимость разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Данные цели реализуются путем регламентации полномочий Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности (ст. 5 настоящего Закона); органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (ст. 6 настоящего Закона); участия в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов товарных рынков (ст. 7 настоящего Закона).

5. Существенным упущением настоящего Закона следует считать недостаточное внимание законодателя к систематизации субъектов торговой деятельности. Классификация указанных субъектов проводится неточно и неконкретно, без указаний на их критериальные отличия. Только анализ полного текста Закона позволяет выявить все разнообразие субъектов, деятельность которых подлежит регулированию положениями настоящего Закона.

Из пункта третьего ч. 2 комментируемой статьи следует, что в качестве хозяйствующих субъектов торговой деятельности признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность (хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров). Представленные в Законе определения, к сожалению, не отражают существенных отличий этих двух групп субъектов. Из текста Закона не совсем ясно, чем хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, отличаются от хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки закупаемых товаров. Ведь субъекты торговой деятельности могут выступать в торговом обороте как в роли продавцов, так и в роли покупателей, точно так же, как хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки закупаемых товаров, заведомо являются и продавцами, и покупателями этих товаров, поскольку сами их не производят. По всей видимости, законодатель имел в виду необходимость выделения двух групп хозяйствующих субъектов торговой деятельности – производителей товаров, осуществляющих их поставки на рынок товарообращения, и перепродавцов этих товаров, основной функцией которых является продвижение их от производителя на розничные рынки. Первые вводят товары в товарный оборот, переводя их из сферы производства в сферу товарообращения, последние путем продвижения товаров по рынкам доводят их до сферы потребления, где, будучи проданным, товар покидает товарный оборот и теряет свои товарные свойства, так как используется далее по своему прямому функциональному назначению.

Статья 8 настоящего Закона предусматривает обязательную государственную регистрацию хозяйствующих субъектов торговой деятельности, что автоматически исключает из круга субъектов настоящего Закона граждан-потребителей. Гражданин может осуществлять торговую деятельность только в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Представляется, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность и поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров, упоминаемых в ст. 9 настоящего Закона, ничем не отличаются от рассмотренных выше поставщиков и перепродавцов. Их выделение законодателем связано с необходимостью установления специального режима правового регулирования коммерческих договоров, в которых материальным условием о предмете выступают продовольственные товары, для которых необходимо формирование особого режима защиты в связи со спецификой физических свойств продовольствия, нуждающегося в соблюдении специальных условий его производства, хранения, доставки и реализации.

Та же ст. 9 настоящего Закона упоминает об особом субъекте торговой деятельности – хозяйствующем субъекте, осуществляющем торговую деятельность посредством организации торговой сети. Однако и этот вид субъектов торговой деятельности является лишь разновидностью перепродавцов. Необходимость его специального выделения в нормах Закона связана с желанием законодателя обеспечить большую прозрачность в отношениях торговых сетей с поставщиками, с одной стороны, и режим наибольшего благоприятствования для торговых сетей в части доступа к информации субъектов – производителей товаров, с другой.

Пункт четвертый ч. 2 комментируемой статьи устанавливает систему органов государственной власти, являющихся субъектами настоящего Закона со стороны государственных и муниципальных структур. Однако только систематическое толкование данной нормы со ст. 5 настоящего Закона позволяет установить систему субъектов государственного регулирования торговой деятельности, к которым относятся Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, имеющие соответствующую компетенцию, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Часть 3. Отношения, регулируемые данным Законом

Содержание комментируемого пункта позволяет установить несколько типов общественных отношений, подлежащих регулированию данным Законом: отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с осуществлением торговой деятельности; отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией торговой деятельности; отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Вокруг торговой деятельности существуют публично-правовые отношения, но эти отношения не регулируются нормами настоящего Закона. Они базируются на нормах отраслей права, предметом которых являются эти отношения. Такие отношения в торговле очень разнообразны:

административные правоотношения. Административная ответственность за нарушение законодательства в области торговли и торговой деятельности;

бюджетные правоотношения. Исполнение бюджетов субъектами бюджетных правоотношений при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд и иных отношениях по приобретению и отчуждению товаров;

налоговые правоотношения. Налогообложение и налоговая отчетность в сфере торговли и торгово-товарных отношениях;

таможенные правоотношения. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации;

трудовые правоотношения. Регулирование труда торговых работников;

уголовные правоотношения. Уголовная ответственность за незаконное прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения;

финансовые правоотношения. Учет, отчетность, расчетно-кассовые и иные финансовые операции в сфере торговли и торгово-товарных отношений. Применение контрольно-кассовых машин в торговом обороте;

экологические правоотношения. Эколого-экономические основы правового регулирования изготовления, переработки и утилизации товаров. Российские и международные стандарты качества и безопасности товаров;

отношения в сфере международной торговли международного торгового процесса.[7]

В коммерческой деятельности правоотношения с государственными органами исполнительной власти возникают в различных сферах деятельности:

при формировании конкурентной среды в целях защиты конкуренции;[8]

в сфере антимонопольного законодательства;[9]

в сфере государственной регистрации товаров;[10]

в сфере государственного регулирования цен на товары;[11]

в сфере технического регулирования товаров;[12]

в системе государственных стандартов;[13]

в лицензировании коммерческой деятельности;[14]

в сфере государственного контроля (надзора) в торговле (ст. 16 настоящего Закона).

Часть 4. Предмет правового регулирования настоящего Закона

1. Часть 4 устанавливает перечень видов деятельности, к которым положения настоящего Закона не применяются. По сути комментируемая часть определяет предмет правового регулирования данного Закона путем исключения. Такой юридико-технический прием в данном Законе вполне оправдан, так как торговая деятельность в сфере товарообращения на внутреннем рынке России сегодня осталась практически единственным видом деятельности, не урегулированным нормами федерального законодательства.

2. К отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью, применяются положения Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[15]. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, также устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»[16] и от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспорт ном контроле».[17]

3. Урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах осуществляются Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле»[18]. Отношения, связанные с деятельностью товарных бирж (их филиалов и других обособленных подразделений) и биржевой торговлей, регулируются указанным Законом и иными актами законодательства Российской Федерации, а также учредительными документами бирж, правилами биржевой торговли и другими внутренними документами бирж, принятыми в соответствии с законодательством.

4. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, подлежат правовому регулированию Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»[19]. В сфере потребления действуют нормы гражданского законодательства о розничной купле-продаже (§2 гл. 30 ГК РФ) и связанные с ними нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»[20], касающиеся купли-продажи. Целевой признак использования товара как имущества является «разделом» между отношениями в сфере товарообращения и отношениями в сфере потребления товаров. В зависимости от того, связано ли использование имущества, являющегося товаром, с извлечением прибыли путем осуществления в отношении него предпринимательской деятельности или оно направлено на непосредственное его (имущества) потребление по функциональному назначению, зависит применение либо норм настоящего Закона, либо режима защиты прав потребителей. Договорные отношения по купле-продаже на розничных рынках не входят в сферу правового регулирования настоящего Закона именно по целевому признаку использования товара и вследствие этого подлежат регулированию законодательством о защите прав потребителей. Это, однако, не исключает того факта, что сделки между оптовыми потребителями (розничными продавцами) и конечными потребителями товаров на розничных рынках носят предпринимательский характер, потому что хотя бы одной из сторон этого правоотношения является профессиональный предприниматель.[21]

5. В соответствии с п. 1 ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента и при обращении иных ценных бумаг, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются соответственно федеральными законами от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».[22]

6. Отношения, подлежащие регулированию настоящим Законом, в качестве материального предмета используют особый объект гражданских прав – товар. В сфере товарообращения в качестве товара может быть использовано только свободно перемещаемое в пространстве имущество. Вещи, прочно связанные с землей (недвижимые вещи (п. 1 ст. 130 ГК РФ)), не могут выполнять функции товаров в силу того, что сделки с недвижимостью носят разовый характер, и по этой причине недвижимость не является объектом отношений, подлежащих регулированию настоящим Законом. С другой стороны, закон предъявляет серьезные требования к форме и моменту совершения сделок с недвижимостью (необходимость письменной формы и государственной регистрации сделок и прав на недвижимость), что существенно сдерживает динамику торгового оборота, в котором сделки должны совершаться оперативно и в наиболее простой форме.

Особенности правового режима недвижимости, предусматривающего в том числе государственную регистрацию перехода прав на нее и сделок с ней, предполагают индивидуальный подход к совершению каждой сделки с каждым отдельным объектом недвижимости, что исключает участие недвижимости в коммерческом обороте. Вещи, прочно связанные с землей (недвижимые вещи (п. 1 ст. 130 ГК РФ)), не могут выполнять функции товаров в силу того, что сделки с недвижимостью носят разовый характер, и по этой причине недвижимость не может быть объектом оптового рынка.

Индивидуальный подход к объектам недвижимости и их особые физические свойства определяют необходимость установления по отношению к ним особого охранительного режима государственной регистрации как самих этих объектов, так и сделок, производимых с ними. Установление режима государственной регистрации для объектов недвижимости также не позволяет отнести их к разряду товаров, для которых характерно свободное обращение на товарных рынках. Проведение регистрационных действий в отношении объектов недвижимости согласно ст. 130, 131 ГК РФ не позволяет проводить оптовую продажу некоторых видов объектов гражданских прав. По этой причине купля-продажа недвижимости и купля-продажа предприятия не входят в сферу правового регулирования настоящего Закона.

7. Продукция производственно-технического назначения предназначена для удовлетворения потребностей производства. На сегодняшний день продолжает действовать Положение от 25 июля 1988 г. о поставках продукции производственно-технического назначения[23], которое регламентирует отношения между государственными и иными общественными предприятиями по поставкам продукции (включая поставку импортной продукции на внутреннем рынке, если иное не предусмотрено законодательством), кроме сельскохозяйственной продукции, реализуемой по договорам контрактации. При применении этого Положения следует иметь в виду, что в соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18[24] Положение о поставках продукции производственно-технического назначения применяется арбитражными судами при разрешении споров в случае, если оно не противоречит императивным нормам ГК РФ, если в договоре имеется прямая ссылка на конкретный пункт этого Положения либо из текста договора очевидно намерение сторон его применять. В указанных случаях правила данного Положения следует рассматривать как согласованные сторонами условия обязательства.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[25] были утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации. На сделки, предметом которых являются товары, входящие в данные перечни, не распространяются положения настоящего Закона. К числу таких товаров, в частности, относятся: природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, сжиженный газ для бытовых нужд; продукция ядерно-топливного цикла; электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям; продукция оборонного назначения; алмазное сырье; этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации. 8. Таким образом, законодатель определяет сферу применения настоящего Закона путем юридико-технического приема исключения видов деятельности и отношений, связанных с торговой деятельностью. Из всей совокупности представленных исключений можно сделать вывод, что предметом правового регулирования настоящего Закона являются отношения между хозяйствующими субъектами товарных рынков в сфере товарообращения. Из сферы действия норм настоящего Закона исключены отношения по государственному регулированию производства товаров и отношения хозяйствующих субъектов рынков с розничными потребителями (конечными потребителями товаров).

Часть 5. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте

Из содержания п. 1 ст. 129 ГК РФ следует, что оборотоспособность – это способность вещей быть объектами гражданско-правовых сделок и менять своих владельцев. С гражданско-правовой точки зрения существует три группы товаров в зависимости от их возможности участия в гражданском обороте.

1. Товары, свободно обращающиеся в торговом обороте, – таких товаров большинство, сделки с ними осуществляются беспрепятственно.

2. Товары, ограниченные в обращении, – некоторые виды лекарственных препаратов (седативные, психотропные и иные)[26], алкогольная продукция[27], некоторые виды пищевых продуктов[28] и иные виды товаров, реализация которых осуществляется на основе специального лицензирования и квотирования[29]. Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Такое ограничение может быть установлено различными способами, например, путем установления категорий субъектов, которые могут приобретать определенные категории товаров[30], либо формированием специального разрешительного порядка реализации определенных категорий товаров[31]. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.[32]

3. Имущество, полностью изъятое из оборота, – его перечень установлен Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»[33]. Такое имущество не может выполнять функции товара и, соответственно, быть предметом отношений, регулируемых настоящим Законом. К имуществу такого типа относятся, например, различные виды оружия[34]; пестициды и агрохимикаты[35]; наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации[36]; химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия[37]; этилированный автомобильный бензин[38] и др.

4. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона о качестве и безопасности пищевых продуктов не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

не соответствуют требованиям нормативных документов;

имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения в их фальсификации;

не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) торговая деятельность (далее также – торговля) – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

2) оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

3) розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

4) торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

5) стационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения;

6) нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

7) площадь торгового объекта – помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;

8) торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

9) продовольственные товары – продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Закон устанавливает собственный понятийный аппарат для уточнения смыслового содержания наиболее часто используемых в тексте понятий, требующих, по мнению законодателя, юридико-технического оформления в виде дефиниций. Понятийный аппарат настоящего Закона является основой четкого понимания и точного выполнения предписанных в нем норм.


Пункт первый. Торговая деятельность.

Настоящий Закон определяет торговую деятельность (торговлю) как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Данная дефиниция устанавливает два основных признака торговой деятельности: во-первых, это один из видов предпринимательской деятельности; во-вторых, основой торговой деятельности являются отчуждательные сделки (различные виды купли-продажи).

1. С правовой точки зрения торговая деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности, которой присущи все основные признаки предпринимательской деятельности, регламентированные в п. 1 ст. 2 ГК РФ: эта деятельность является самостоятельной, она осуществляется субъектами этой деятельности на свой риск, поэтому риски должны покрываться за собственный счет; целью этой деятельности является получение прибыли; прибыль от этой деятельности должна извлекаться систематически; субъекты этой деятельности должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Самостоятельность торговой деятельности базируется на основополагающем принципе гражданского права – принципе диспозитивности, в соответствии с которым граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Как субъекты гражданского права субъекты торговой деятельности свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых его условий, не противоречащих законодательству. Однако торговая деятельность, как и любая деятельность субъектов гражданского права, может быть ограничена федеральными законами, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Субъекты торговли в процессе своей деятельности сталкиваются с большим разнообразием рисков, т. е. с вероятностью возникновения ущерба или неудачи в связи с неопределенностью результата деятельности в условиях рыночных отношений. Риски в торговой деятельности имеют различный характер: предпринимательские риски – связанные с производством и реализацией продукции, неправильной ценовой политикой, приобретением товара низкого качества, неблагоприятным соотношением цен покупаемых и продаваемых товаров и т. д.; банковские риски связаны с опасностью валютных потерь при обмене валюты, снижением активов капитала, невозвратом кредитов, несбалансированной ликвидностью, банковскими злоупотреблениями и др.; инфляционные риски; риски неплатежеспособности и т. д.

Вместе с тем риски являются важными стимуляторами торговой деятельности. Благодаря наличию риска активизируется деятельность участников торговли, формируется творческий подход к торговой деятельности, анализируется структура рисков, что позволяет участникам торгового оборота снизить их последствия путем, например, страхования своей деятельности или создания резервных фондов и т. п.

Основным критериальным признаком торговой деятельности как деятельности предпринимательской является направленность на извлечение прибыли. Торговля не имеет смысла без получения прибыли. Но еще более существенным отличием торговой деятельности от иной, даже связанной с получением прибыли, является то, что в торговле прибыль должна извлекаться систематически. Другими словами, занятие торговлей осуществляется не в разовом порядке, а в качестве постоянной деятельности, т. е. профессионально. В этом отношении профессиональный торговец противопоставлен покупателю-непрофессионалу, в качестве которого в гражданском обороте чаще всего выступают граждане-потребители, что обусловливает необходимость их дополнительной защиты как слабой стороны правоотношения (защита потребителей). Еще одним важным признаком торговой деятельности как деятельности предпринимательской является необходимость специальной регистрации осуществляющих ее лиц. Важность регистрации субъектов торговой деятельности определяется ее публичным характером, поэтому в интересах общества в целом и отдельных потребителей в частности становится необходимым государственный контроль над лицами, занимающимися публичной деятельностью с целью извлечения прибыли. В некоторых случаях деятельность может быть признана предпринимательской и при отсутствии формальной регистрации предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила закона об обязательствах предпринимательского характера. Это означает, в частности, что «фактический предприниматель» будет нести по своим обязательствам ответственность даже при отсутствии его вины в их нарушении.

2. Торговая деятельность имеет особый предмет – товар. Любая торговля предполагает наличие предмета торговли. В соответствии с этим в торговом обороте существует предложение товара и спрос на него. Первичен спрос на товар, именно он, как известно, рождает предложение. Для удовлетворения спроса производителем (изготовителем) создается продукт, приобретающий форму товара, который, в свою очередь, необходим для того, чтобы быть проданным. Поэтому не всякая произведенная или созданная вещь может приобрести статус товара. Отличительной особенностью товара является потенциальная возможность быть проданным. Именно возможность совершения возмездной сделки делает вещь товаром, поэтому товарная стоимость есть неотъемлемый критерий товара.

На товарных рынках, которые являются сферой приложения настоящего Закона, основным видом сделок является купля-продажа товаров. Одно и то же лицо на товарном рынке зачастую выступает и в роли покупателя, и в роли продавца товаров. Это связано со спекулятивным характером коммерческих сделок, поэтому купля-продажа в большинстве случаев представляет собой систему связанных друг с другом договоров купли-продажи, являясь по сути перепродажей товаров. Все иные виды сделок на товарных рынках используются лишь для осуществления продвижения товаров от производителей к оптовым потребителям, которые, в свою очередь, перепродают товар (но уже на розничных рынках) конечным его потребителям.

Закон делает акцент на том, что под торговой деятельностью должна пониматься деятельность, непосредственно связанная с приобретением товаров (т. е. когда хозяйствующие субъекты должны выступать в роли покупателей товаров) или с их продажей (т. е. когда хозяйствующие субъекты должны выступать в роли продавцов товаров). Таким образом, любые сделки, признаваемые коммерческими и не связанные с коммерческим представительством в сфере товарооборота, не входят в предмет регулирования настоящего Закона. Другими словами, транспортные обязательства, обязательства, связанные с хранением, страхованием, охраной товаров, информационные услуги, рекламные и маркетинговые сделки не подлежат регулированию нормами настоящего Закона.

Специфика торговой деятельности обусловливает ряд особенностей отчуждательных договоров в сфере торговли по сравнению с гражданско-правовыми договорами.

Статус категории «товар» в торговой деятельности существенно отличается от понимания товара с точки зрения гражданского права, в котором отчуждению могут подлежать не только материальные объекты, но и деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), а также права требования. В товарном обороте категория «товар» имеет значение более узкое относительно понимания товара в гражданском праве в целом. Торговля опосредует более специализированный и ограниченный круг общественных отношений, целью которых является продвижение товаров на оптовых рынках от изготовителя к потребителям на возмездной основе. Товары в этом случае предстают в виде материальных объектов, обладающих рядом физических свойств, имеющих гражданскую объектность товара как предмета коммерческого оборота и обладающих особыми экономико-правовыми свойствами товара как предмета торговли. По этим признакам недвижимые вещи не могут быть предметами товарного оборота, поэтому договоры купли-продажи недвижимости, купли-продажи предприятия, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, найма жилого помещения не подлежат регулированию нормами настоящего Закона.

Сделки, подлежащие регулированию нормами настоящего Закона, имеют особенности, связанные со спецификой передачи имущества.

Во-первых, передаваемые правомочия собственности должны передаваться контрагенту в полном объеме. Например, если будет передан товар и только правомочие владения им, то будет сформирована договорная модель хранения, которая не относится к числу отчуждательных договоров. Если вместе с товаром контрагенту будут предоставлены правомочия владения и пользования, то возникнет конструкция договора проката или безвозмездного пользования, но отчуждения товара также не произойдет. Только при передаче одновременно всех трех правомочий собственности может быть сформирована модель отчуждательного договора, например, купли-продажи или мены.

Во-вторых, правомочия собственности должны передаваться контрагенту договора на постоянной основе. Даже в случае, если контрагенту передается весь комплекс правомочий собственности, как в договоре доверительного управления имуществом, необходимость возврата этого имущества его прежнему владельцу исключает возможность продвижения товара на рынке, что не позволяет их отнести к отчуждательным коммерческим договорам. По этому же признаку договор аренды, найма или проката также не входит в сферу действия норм настоящего Закона.

В-третьих, существенной особенностью, выделяющей отчуждательные договоры из ряда договоров на передачу имущества, является присущий всем предпринимательским договорам возмездный характер. Признак необходимости извлечения прибыли от совершаемой сделки, характерный для любого предпринимательского договора, не позволяет отнести к разряду торговой деятельности договоры дарения и безвозмездного пользования. Кроме того, с учетом запрета дарения между коммерческими организациями (п. 4 ст. 575 ГК РФ) договор дарения, несмотря на то что его модель предполагает полную передачу всего комплекса правомочий собственности и полное отчуждение имущества, не может быть признан предпринимательским в силу своей безвозмездности. Договор безвозмездного пользования, кроме своего безвозмездного характера, нашедшего отражение в его названии, не может быть признан отчуждательным договором, так как предполагает возврат имущества ссудодателю через оговоренный в договоре промежуток времени.

Таким образом, из всего разнообразия договоров на передачу имущества, поименованных в ГК РФ, отчуждательными договорами, удовлетворяющими установленным комментируемой частью настоящего Закона признакам торговой деятельности, могут быть признаны только 4 вида договоров: договор поставки, договор поставки для государственных нужд, договор контрактации и договор мены. Три из этих четырех договоров являются различными видами купли-продажи. Параграф 1 гл. 30 ГК РФ регламентирует основные правила правового регулирования купли-продажи как договорного типа. Вполне закономерно, что купля-продажа должна обладать рядом специфических признаков, которые, с одной стороны, обусловлены особенностями товарных рынков, являющихся сферой применения настоящего Закона, а с другой – связаны с отчуждательным характером сделок, совершаемых в сфере товарообращения.


Пункт второй. Оптовая торговля.

1. Настоящий Закон определяет оптовую торговлю как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данная дефиниция построена на противопоставлении оптовой торговли торговле розничной. Основным критериальным признаком данного отличия является цель приобретения товаров. Это определение страдает определенным внутренним противоречием, ибо невозможно представить себе продажу товаров для их дальнейшего использования. Товары продаются с целью извлечения прибыли, а не для дальнейшего их использования. В любом случае основным отличием оптовой торговли от противопоставляемой ей розничной торговли является цель приобретения и продажи товаров хозяйствующими субъектами товарных рынков.

2. Другим недостатком данной дефиниции является отсутствие указаний на субъекты данного вида торговой деятельности. Оптовая торговля согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 8 настоящего Закона может осуществляться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, т. е. хозяйствующими субъектами торговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральными законами. Это означает, что обеими сторонами в сделках, совершаемых в оптовой торговле, являются профессиональные предприниматели, что должно формировать специальный режим правового регулирования данной группы общественных отношений. Соответственно, граждане-потребители, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, не являются субъектами оптовой торговли.

3. Оптовая торговля также не предполагает продажу товаров единичными экземплярами. Товары в этом случае продаются партиями, что является одним из существенных признаков оптовой торговли. В сфере оптовой торговли выделяется мелкооптовая торговля, под которой понимается разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Оптовый торговец фактически является посредником между производителями товаров и их конечными потребителями, оперируя, как правило, крупными партиями товаров. Оптовые торговцы обычно не контактируют непосредственно с потребителями.

4. Сделки в сфере оптовой торговли обладают рядом специфических особенностей: оптовики работают преимущественно с перепродавцами, а не с конечными потребителями, поэтому они значительно меньше внимания уделяют психологии продаж; оптовые сделки по объему, как правило, крупнее розничных, торговая зона оптовика значительно шире, чем у розничного торговца; на оптовые сделки не распространяется правовой режим защиты прав потребителей, что коренным образом отличает сферу оптовой торговли от розничной; режим налогообложения оптовой торговли отличается от розничной.

5. На сегодняшний день отношения в области оптовой торговли в основном регулируются настоящим Законом. Отношения субъектов оптовой торговли, как правило, основываются на договоре поставки (§3 гл. 30 ГК РФ). В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Легальное определение договора поставки практически дословно воспроизводится в дефиниции оптовой торговли, содержащейся в комментируемой статье, что указывает на желание законодателя сделать акцент на том, что основой отношений в сфере оптовой торговли является договор поставки.

В отношениях с сельскохозяйственными производителями основой является договор контрактации (§5 гл. 30 ГК РФ). Отдельные подзаконные и ведомственные правовые акты устанавливают частные правила, касающиеся регулирования оптовых рынков отдельных видов товаров[39], деятельности отдельных субъектов оптовой торговли[40], а также регулирования цен.[41]

Учитывая перечисленные особенности оптовой торговли, правильнее было бы определять оптовую торговлю как вид торговой деятельности хозяйствующих субъектов товарных рынков, связанный с приобретением партий товаров для их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности и с их продажей с целью извлечения прибыли (в том числе и путем перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.


Пункт третий. Розничная торговля.

1. Комментируемая статья определяет розничную торговлю как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Эта дефиниция не совпадает с определением розничной торговли, установленным государственным стандартом, в соответствии с которым под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью[42]. Во-первых, в настоящем Законе уточнено понятие торговли, под которым с целях комментируемого Закона понимается только приобретение и продажа товаров. Во-вторых, в понятие торговли в соответствии с государственным стандартом, кроме сделок купли-продажи, включены также услуги, связанные с ними (в частности, услуги предпродажной подготовки товаров, их наладки и настройки, доставки, гарантийного обслуживания и др.). Услуги, связанные с розничной торговлей, не входят в сферу действия настоящего Закона. Они подлежат правовому регулированию посредством применения норм Закона РФ «О защите прав потребителей».

Основной деятельностью розничного торгового предприятия является продажа товара конечному потребителю. При этом основным предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и обслуживание клиентов, предоставление им дополнительных услуг (упаковка, доставка, сервисное и техническое обслуживание). Оказание этих услуг и выполнение определенных необходимых работ значительно повышает рейтинг розничного торгового предприятия. Процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг. В связи с этим дефиниция «розничная торговля», употребляемая в настоящем Законе, имеет ограничительное толкование, связанное с особенностями государственного регулирования торговой деятельности, которое не распространяется на розничную торговлю. Настоящий Закон призван регламентировать отношения между субъектами сферы товарообращения. Отношения в сфере розничных рынков в большей степени регулируются нормами законодательства о защите прав потребителей.

2. В сфере розничной торговли выделяется мелкорозничная торговля, которая является разновидностью розничной торговли, связанной с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети. Комитет РФ по торговле уточнил, что под мелкорозничной торговлей понимается продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную мелкорозничную торговую сеть.[43]

3. Отношения в сфере розничной торговли в Российской Федерации регулируются нормами гражданского законодательства, прежде всего ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. ГК РФ определяет договор розничной купли-продажи как публичный договор и достаточно детально регламентирует его существенные условия; договор поставки (как договор оптовой торговли) не является публичным, поэтому его существенные условия ограничены практически только условием о предмете договора.

Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» под деятельностью по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке понимает продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемых соответственно по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда.

Другим важным законом, определяющим правовой режим розничной торговли, является Закон РФ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между продавцом и гражданином-потребителем, компенсируя юридическое, экономическое и профессиональное неравенство сторон договора установлением льготного правового режима для потребителей.

4. Особенности сферы розничной торговли предусматривают необходимость введения системы государственного надзора и контроля деятельности в этой области, которые осуществляются на основании:

Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[44], определяющего условия, при которых коммерческие субъекты подпадают под правовой режим антимонопольного регулирования, и устанавливающего основные правила такого регулирования;

Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[45], устанавливающего порядок проведения надзорных мероприятий и ограничивающего их частоту, в том числе в сфере розничной торговли;

Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принятых в соответствии с ним технических регламентов[46], устанавливающего обязательные требования к товарам, предлагаемым поставщиком или продавцом к продаже, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья покупателей и недопущение введения их в заблуждение относительно существенных потребительских характеристик товара, и определяющего порядок подтверждения соответствия товаров этим требованиям;

федеральных законов «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»[47], от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»[48], устанавливающих ограничения прав поставщика и продавца относительно продажи и покупки товаров, ограниченных в обороте, в том числе связанных с размещением торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной и табачной продукции, и наделяющих органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по регулированию их торгового оборота;

Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[49], в соответствии с ч. 1 ст. 14 которого одним из полномочий органов местного самоуправления является создание условий для обеспечения населения муниципального образования услугами торговли.

Требования действующего законодательства, касающиеся розничной торговли, содержатся также в подзаконных актах, важнейшими из которых являются Правила продажи отдельных видов товаров[50], на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации[51], Правила продажи товаров по образцам[52], Правила комиссионной торговли и иные правила, утвержденные постановлениями Правительства РФ[53]. Перечисленные правила также устанавливают ответственность продавцов за нарушение обязательных требований действующего законодательства, содержащихся в названных выше федеральных законах, а также в подзаконных актах.


Пункты четвертый – седьмой. Торговый объект.

1. Торговый объект в целях настоящего Закона рассматривается в качестве разновидности вещи, т. е. как материальный, физически осязаемый объект[54]. С точки зрения торговой деятельности торговый объект следует относить к средствам производства. Физические особенности торгового объекта как вещи оказывают существенное влияние на выбор хозяйствующими субъектами торговой деятельности формы торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли), способа торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов), а также формы распространения рекламы в торговом объекте и его витринах.

Загрузка...