Преамбула

Настоящий Федеральный закон определяет предназначение государственной охраны, основные принципы и содержание деятельности по осуществлению государственной охраны, полномочия и функции органов государственной охраны, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.


Комментируемый Закон содержит преамбулу, что было свойственно федеральным законам, принимаемым в то время. Как предусмотрено в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленных письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. № вн2–18/490[17], преамбула (введение) – это самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

В преамбуле комментируемого Закона определен предмет регулирования данного Закона, т. е. общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого являются правовыми отношениями. В качестве элементов предмета регулирования комментируемого Закона данная норма называет определение предназначения государственной охраны, основных принципов и содержания деятельности по осуществлению госохраны, полномочия и функции органов госохраны, а также порядка контроля и надзора за их деятельностью.

Преамбула комментируемого Закона изложена Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. № 424-ФЗ[18] полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции преамбулы устанавливалось, что комментируемый Закон определяет предназначение госохраны, устанавливает объекты госохраны, полномочия федеральных органов госохраны, а также контроль и надзор за их деятельностью.

Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 8 декабря 2011 г. № 424-ФЗ, законопроект направлен на создание законодательной основы, обеспечивающей повышение эффективности деятельности органов госохраны и других государственных органов по обеспечению безопасности объектов госохраны и по защите охраняемых объектов, а также на совершенствование государственного управления в сфере госохраны в условиях усиления роли России в борьбе с международным терроризмом.

В пояснительной записке к данному законопроекту также указывалось, что предусмотрено внесение изменений в КоАП РФ, в комментируемый Закон, в Федеральные законы «О связи», «О федеральной службе безопасности» и установление новых законодательных норм, предусматривающих:

замену термина «федеральные органы государственной охраны» (в соответствии с федеральным законодательством в какой-либо сфере общественных отношений может быть создан лишь один федеральный орган исполнительной власти) на термин «органы государственной охраны», который отражает структуру федерального органа исполнительной власти в области госохраны;

расширение, структуризацию и оптимизацию мер госохраны, направленных на совершенствование законодательной основы и усиление обеспечения безопасности объектов госохраны и защиты охраняемых объектов;

использование термина «связь для нужд органов государственной власти» для обеспечения терминологического единства, установление места и роли связи для нужд органов государственной власти, а также соответствующих полномочий федерального органа исполнительной власти в области госохраны;

законодательное обеспечение практики предоставления при необходимости отдельных мер госохраны на основании распоряжений Президента РФ иным, не указанным в комментируемом Законе, лицам;

законодательное обеспечение правового режима зон охраняемых объектов;

уточнение законодательных норм, регламентирующих задачи, обязанности и права органов госохраны, в частности их контрольных, надзорных и иных административных полномочий;

установление требований к гражданам России при приеме их на федеральную государственную службу или на работу по найму в органы госохраны и права на проведение необходимых проверочных мероприятий.

Комментируемый Закон принят на замену следующих двух актов (данные акты, как и акты, вводящие их в действие, признаны утратившими силу статьей 35 комментируемого Закона):

1. Закон РФ от 28 апреля 1993 г. № 4884–1 «О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц» (в настоящем комментарии обозначается как Закон 1993 г. о госохране высших органов власти), который согласно его преамбуле определял предназначение госохраны высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей России и их должностных лиц, закреплял правовые основы и порядок деятельности федеральных органов госохраны;

2. Закон РФ от 28 апреля 1993 г. № 4886–1 «О государственной охране высших представительных органов государственной власти Российской Федерации» (в настоящем комментарии обозначается как Закон 1993 г. о госохране представительных органов власти), который согласно его преамбуле определял назначение и правовую основу госохраны высших представительных органов государственной власти России, устанавливал порядок создания и деятельности одного из федеральных органов госохраны.

Загрузка...