Стерлигов Борис Васильевич

Советский военачальник. Родился в 1901 г. в Москве в семье учителя гимназии. После окончания гимназии с золотой медалью в 1918 г. поступил в Петровскую (Тимирязевскую) академию на инженерный факультет. В марте 1920 г. был направлен в ряды РККА и стал курсантом Петроградской технической артиллерийской школы. С сентября 1920 г. на Южном фронте участвовал в боях против Врангеля, а затем против банд Махно. Летом 1921 г. был зачислен слушателем Высшей военно-педагогической школы в г. Москве, по окончании которой работал преподавателем пехотно-пулеметных курсов в г. Баку. Весной 1923 г. направлен в распоряжение Главвоздухофлота на Центральный аэродром в Москве и назначен помощником начальника Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС). В октябре 1926 г. приказом Реввоенсовета Центральный аэродром преобразован в Научно-исследовательский институт ВВС РККА, а часть ЦАНС стала аэронавигационным отделом (АНО) института, начальником которого был назначен Б.В.Стерлигов. Его усилиями аэронавигация из наземных станций была переведена на самолеты: совместно с промышленностью разрабатывалось, устанавливалось на самолеты и испытывалось в полетах новое аэронавигационное оборудование, отрабатывались полеты по компасу с расчетом курса перед вылетом. В период с 27 июня по 9 августа 1926 г. был выполнен перелет по аэронавигационным приборам на самолете Р-1 по маршруту Москва – Харьков – Ростов-на-Дону – Севастополь – Киев – Москва. В 1928 г. приказом Реввоенсовета N150 Б.В.Стерлигову присвоено звание «старший летчик-наблюдатель». С его участием разрабатывались средства навигации полетов ночью, над морем, в облаках и за облаками. В начале 1929 г. в АНО приехал авиаконструктор А.Н.Туполев и сообщил о решении Советского правительства послать его самолет АНТ-4 в перелет из Москвы в Нью-Йорк. Сформировали экипаж: командир экипажа С.А Шестаков; морской летчик Ф.Е. Болотов; бортмеханик Д.В. Фуфаев; штурман Б.В. Стерлигов. Подготавливался и испытывался самолет, навигационные приборы и карты. Перелет начали в 2 часа ночи 23 августа из Москвы через Сибирь – Хабаровск – Николаевск – Петропавловск – Атту – Уналашка – Сюарт – Ситка – Вотерфолл – Сиэтл – Сан-Франциско – Солт-Лейк-Сити – Чикаго – Детройт – Нью-Йорк. Всего пройдено 20612 км за 141 час 33 мин. Всего в пути 74 дня, меняли шасси – 12, поплавки – 6, моторы – 20 (дополнительный материал). В начале 1930 г. вышло в свет первое "Руководство по воздушной навигации". Разрабатывались вопросы аэронавигации больших групп самолетов и аэронавигации в бомбометании. Под руководством Б.В. Стерлигова организовывались воздушные парады над Красной площадью. В начале 1930 г. приказом начальника ВВС РККА начальник АНО НИИ Б.В. Стерлигов назначен начальником Аэронавигационной службы ВВС РККА. В апреле 1932 г. было утверждено новое "Наставление по аэронавигационной службе" (НАНС-32). Разрабатывались аэронавигация и боевое применение слепых полетов. В 1936 г. утверждено новое "Наставление по штурманской службе" (НШС-36), содержащее указания по вождению соединений, применению радионавигации, по действиям штурманской службы в бою применительно к разным видам авиации. По предложению Б.В.Стерлигова в декабре 1939 г. был сформирован 85 бомбардировочный авиаполк, подготовленный для слепых полетов, командиром которого он был назначен. 26.12.39 г. полк начал боевые действия по бомбардировке финских объектов, выполняя полеты к цели и обратно в облаках с выходом в район цели по расчетному времени под облака и прицельным бомбометанием. За 76 дней пребывания на фронте 85 полк летал на боевые задания 68 дней и совершил более 300 боевых вылетов. За этот же период другие авиачасти, не имевшие оборудования и экипажей для полетов в сложных условиях, могли летать только 6 суток, а все остальное время ждали летной погоды. В 1940 г. было разработано НШС-40. В нем содержались подробные наставления по самолетовождению в облаках и организации Службы наземного обеспечения самолетовождения. С этими Наставлениями наша авиация вступила в войну. Б.В.Стерлигов непосредственно участвовал в организации налета советских бомбардировщиков на Берлин 22 августа 1941 г. В 1942 г. он разработал аэронавигацию воздушной трассы из США в СССР через Аляску, Дальний Восток, Сибирь для переброски американских самолетов по лендлизу. 07.06.43 г. приказом N68 командующего ВВС КА было введено новое "Наставление по штурманской службе" (НШС-43), подготовленное Б.В. Стерлиговым на основе опыта войны. С этим наставлением авиация воевала до конца войны. К концу войны, благодаря штурманской службе, надежность навигации повысилась по сравнению с довоенным временем более чем в четыре раза, надежность выхода на цель в пять раз, меткость бомбометания на 74 %. Б.В.Стерлигов был назначен Главным штурманом-организатором первомайского авиационного парада 1945 г. над Красной площадью (это был его 12 воздушный парад над столицей). Б.В.Стерлигов руководил штурманской службой при разгроме Квантунской армии в Советско-Японской войне 1945 г. В течение этой войны наши ВВС совершили более 22000 самолетовылетов, и все они в штурманском отношении были выполнены образцово, несмотря на сложные рельеф местности и погоду. В сентябре 1945 г. его наградили орденами Суворова 2 степени и Кутузова 2 степени. Главным штурманом ВВС Б.В. Стерлигов оставался до осени 1947 г., а затем был переведен в Военно-воздушную академию на должность заместителя начальника штурманского факультета. В 1950 г. уволен из рядов Советской армии по состоянию здоровья. Воинские звания: полковник (Приказ НКО от 20.03.1936 № 01166); комбриг (приказ НКО СССР № 01762 от 29.04.1939); генерал-майор авиации (04.06.1940); генерал-лейтенант авиации (01.05.1943). Награды СССР: 2 ордена Ленина (07.04.1940; 30.04.1945); 3 ордена Красного Знамени (17.06.1943; 03.11.1944; 15.11.1950); орден Суворова 2-й степени (18.08.1945); 2 ордена Кутузова 2-й степени (19.08.1944, 08.09.1945); орден Трудового Красного Знамени (1929); орден Красной Звезды (20.06.1934) за особые учебные сборы начсостава тяжелой авиации на Дальнем Востоке. Сочинения: «Маршрутами мира и войны. Записки авиаштурмана.» Стерлигов Б. В., М.: Из-во ООО «АЛЕВ-В», 2001, 384 с.

Загрузка...