Все мы знаем, что штурм Бастилии 14 июля 1789 года восставшим народом был началом Великой французской революции. В школах на уроках истории нам рассказывали, как вооруженные рабоче-крестьяне упорно штурмовали неприступную крепость, которую не менее упорно защищали враги революции. И, в конце концов, обездоленные парижане смогли сломить сопротивление своих менее обездоленных земляков, чем были несказанно рады сотни заключенных томившихся в застенках. Так нам когда-то рассказывали. Но так ли было на самом деле?
Однако, в действительности, заключенные в Бастилии не особенно-то и томились, так как это была роскошная тюрьма для высокопоставленных нарушителей порядка. Во всех камерах были окна, мебель, печки или камины для обогрева заключенных, которым разрешалось иметь слуг, читать книги, играть на различных музыкальных инструментах, рисовать и даже ненадолго покидать застенки. Питание было неплохим и его всегда хватало. Как сообщает немецкий историк Герхард Праузе, нередко заключенные даже просили подольше держать их в этих уютных стенах.
На момент взятия Бастилии в ней находились не сотни заключенных, а всего семь человек, причем все они проходили по уголовным делам (интересно, что за четыре года до взятия Бастилии в нее уже никого не сажали.). Впрочем, парижская чернь вовсе не собиралась их освобождать. Восставшие хотели всего на всего поживиться неплохими продовольственными запасами крепости, что они успешно и сделали, разграбив все, что можно было унести.
Агитаторы, призывавшие к взятию Бастилии, распаляли страсти, утверждая, что подвалы Бастилии полные ящериц, громадных крыс, ядовитых змей, что там много лет страдают закованные в железо политические заключенные, есть специальные камеры для пыток и камеры, которые уже забиты скелетами людей. Все это, как оказалось, было вымыслом.
Следует отметить и тот факт, что в так называемом «штурме» Бастилии участвовало не больше тысячи человек, тогда как в Париже на то время проживало восемьсот тысяч жителей. К тому же большинство нападавших были не парижанами, а специально привезенными то ли из Италии, то ли из Марселя отпетыми бандитами, что опровергает версию о том, что революция была совершена спонтанно поднявшимся народом.
Мало мы знаем и о том, что французы вовсе не были в большинстве своем против института королевской власти. Они не могли себе представить Францию без короля, или представить короля, которого контролируют парламент. Историки отмечают, что в лице Людовика XVI народ видел своего покровителя, который постепенно, но последовательно урезал права правящей верхушки и улучшал положение простолюдинов.
Незадолго до трагических событий, названных впоследствии Великой Французской революцией, король лично прибыл на одно из заседаний Национального собрания, поддержал движение за перемены и предложил кардинальную законодательную реформу, которая была бы в пользу народа: равенство, отмена денежных привилегий представителям высшего класса и духовенства, отмена налогов на имущество и доходы, которые собирались у непривилегированного люда, отмену бесплатного труда крестьян на полях своих хозяев, отмену подати на соль, свободу прессы и многие другие новшества.
Интересно, что предложения короля были «приняты в штыки» представителями всех фракций. Аристократия и духовенство почувствовали угрозу потерять свои привилегии, а республиканцы поняли, что теряют возможность бороться «во имя народа», так как король дает народу все, что ему необходимо, и становится в данном случае их настоящим представителем и защитником. Если бы предложения короля были приняты Собранием это означало бы установлением мирным путем конституционной монархии. Такой поворот событий был явно неприемлем для всех фракций. Они объединились для того, чтобы не допустить мирного разрешения кризиса самой королевской властью. Ставка была сделана на насилие, которое привело к тяжелым последствиям.
Многие историки обвиняют короля в малодушии и нерешительности. Но, видимо это обвинение не совсем справедливо, ибо реформы им предложенные доказывают, что смелость и решительность ему были присущи. Его единственной и главной «ошибкой» явилась огромная любовь к народу, которую он не хотел предавать и из-за которой не хотел прибегать к насилию. Конечно, если бы он мог предвидеть, какие жертвы «пожнет» революция, он вряд ли бы стал либеральничать. Но история не терпит сослагательных наклонений.
Надо отметить, что «штурм» Бастилии фактически был бесцельным, так как в том же году король собирался разрушить так называемый «памятник деспотизму». Был даже разработан план красивой площади на месте Бастилии.
Малоизвестно и то, что толпа не могла бы захватить крепость, на стенах которой стоял пятнадцать орудий, а за стенами находился сильный гарнизон. Но предводители бандитов знали, что король дал распоряжение войскам ни в коем случае не стрелять в народ и не проливать кровь. Комендант Бастилии де Лоней, опытный офицер старой гвардии, прекрасно справился бы со своими обязанностями, только бы ему дали приказ оборонять Бастилию. Но он отдал ключи от тюрьмы и не оказал сопротивления. Впоследствии «благодарные» революционеры ему отрубили голову, посадили ее на кол и носили по улицам Парижа.
То, что случилось во время и после штурма Бастилии, потрясло и испугало парижан. Человеческие головы, насаженные на колья, многочисленные трупы, повешенные на уличных фонарях, говорили о том, что происходит что-то страшное и не понятное разуму. Но несмотря на это день 14 июля во Франции был, есть и, наверное, еще долго будет главным национальным праздником, поскольку страсть к романтизации массовых убийств, как это не печально, была и остается присущей многим и многим людям (смотрите также статью «Французская революция»).
Цитата на полях
Это случилось в 5 часов вечера. До этого времени число жертв составило около десятка человек – спокойный день по меркам тогдашнего беспокойного времени. Юлен (владелец прачечной, один из активных уяастников «штурма» – С.М.) и командир гвардейской роты, первыми вошедшие на территорию Бастилии, приняли капитуляцию, точнее говоря, приготовились это сделать, но были смяты толпой, которая рвалась разграбить все, что попадалось под руку, и казнить всех, кто встречался на пути. Солдатам не удалось сдержать напора мародеров – де Лоней и другие защитники Бастилии были убиты, все, что можно было только открутить и унести, было разграблено, а беснующаяся толпа триумфально прошла по улицам Парижа, неся на острие пики голову де Лонея.
Так закончился день 14 июля 1789 года. Ей-богу, вряд ли он достоин особой похвалы потомков.
Улыбнитесь
– Мог ли Вольтер дожить до французской революции?
– Мог, но пережить ее не мог бы.
В последнее время церковь понемногу начинает отходить от старых представлений о рае и аде. Так в 2000-м году глава Римской католической церкви Иоанн Павел II выдвинул новое понимание рая. Он считает, что рай – не просто некое пространство за облаками, где ангелы играют на арфах, но своего рода «состояние бытия» после смерти.
И если раньше традиционно рай воспринимался как обитель роскошных лугов и рощ, где раздаются песнопения ангелов, то теперь концепция рая изменилась. Выступая перед паломниками на площади Святого Петра в Риме 79-летний Иоанн Павел II сказал: «Небеса, где мы найдем свое пристанище, – и не абстракция, и не какое-то чисто физическое, материальное пространство среди облаков». Он отметил, что «рай являет собой «близкое общение, единение с Господом. Небеса суть благословенное место тех, кто навсегда остался верен Иисусу и в своем земном существовании, и ныне, в лучах его славы».
Немногим ранее ведущий журнал иезуитов «Цивильта каттолика» выдвинул и новую концепцию ада. В этом журнале журнала «Общества Иисуса», было сказано, что ад – не место, где души проклятых подвергаются вечным мучениям, как об этом повествуют Данте и другие авторы. Ад – это состояние бытия, когда те, кто отвергал Господа и сознательно отказывается творить добро, осуждены на вечное отчуждение от Бога.
Отметим и то, что папа Иоанн Павел II высказал свое мнение и по поводу образа бога. Он отметил, что в Господе следует видеть не «старого человека с седой бородой, а высшее существо, в котором соединились и мужские, и женские черты».
Интересно, что старые мифы об аде опровергают не только религиозные деятели, но и ученые. Так для того, чтобы вычислить температуру ада, ученые использовали высказывания из книги Нового Завета «Откровения Иоанна Богослова», где говорится, что дьявол был «брошен в озеро огненное, горящее серою».
«Эта цитата означает, что температура ада должна быть ниже точки кипения серы, которая достигает 445 градусов при нормальном давлении», – сказал Хорхе Мира Перез, физик из университета Сантьяго де Компостела, Испания.
Таким образом, работа испанских ученых опровергаем миф о том, что ад находится в центре Земли. Роджера Сирл, профессор геофизики в университете британского города Дарем отметил: «Температура в центре Земли равняется примерно 6000 градусов. поэтому старое представление о том, что ад находится как раз в центре Земли не может быть верным. Единственные места на Земле, где температура держится на уровне 450 градусов, – это гидротермические расщелины на дне океанов, так что нам, пожалуй, стоит от них держаться подальше».
Кстати, и в раю не так уж тепло. Как установили ученые, если, конечно, верить отрывкам из Священного писания, где рассказывается о степени яркости солнца и луны, которые были использованы для подсчетов, температура рая составляет 232 градуса.
По мнению уже упоминавшегося профессора Сирла, «в атмосфере есть слой, который называется термосферой, там температура около 200 градусов, так что рай, возможно, действительно располагается на небе».
Любопытно, что представитель альянса евангелистов заявил по поводу этих подсчетов: «Чтобы поверить в то, что это подлинное научное исследование, нужно временно отказаться от рационального мышления. Парадокс состоит в том, что теологи в данном вопросе рассуждают как здравомыслящие люди, а ученые, наоборот, придерживаются иррационального подхода».
Те, кто любит осуждать богатых людей (зачастую только из-за того, что самому разбогатеть не удается), часто ссылаются на Библию, утверждая, что в этой священном источнике богатство было признано пороком.
И казалось бы действительно, в Евангелии от Матфея и от Марка встречается известное высказывание: «скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый попадет в рай». Эти слова и интерпретируют как осуждение Библией богатых.
Но, во-первых, сама фраза была, оказывается, не верно. Надо сказать, что недоумение она вызывала давно. Некоторые толкователи даже утверждали, что будто бы в Иерусалиме были весьма тесные ворота, называвшиеся в народе Игольным ушком, через которые не могли протиснуться караванные животные.
На самом же деле все гораздо проще. Дело в том, что древнегреческое слово «камелос» (верблюд) очень близко по звучанию и написанию со словом «камилос» (канат). Неточный перевод с греческого и исказил вполне разумное и наглядное сравнение: скорее канат пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый в Царствие Божие.
Во-вторых, в той же Библии есть множество положительных оценок богатства. Вот некоторые цитаты из нее: «Со мной богатство и честь, я счастлив и уважаем людьми за то, что имею», «Благословение Господа дает богатство», «Ленивый не имеет ничего, а кто трудится, становится богатым», «Награда за покорность Богу – богатство, честь и долгая жизнь». Как видите нельзя сказать, что Библия поносит богатых.
Что же касается «игольного ушка», то, как отмечают Вальтер Кремер и Гетц Тренклер в этих словах Иисус «не столько обличал богатых, сколько предостерегал против опасности греха, с которой связано обладание деньгами и недвижимостью. Вот эта мысль неоднократно повторяется как в Ветхом, так и в новом Завете: кто богат, тот несет большую ответственность, тот подвержен большему искушению и легче может согрешить. Именно поэтому ему труднее попасть в рай, чем бедному, у которого шансов согрешить куда меньше.
Об этом говорит и апостол Павел: кто хочет стать богатым, становится жертвой искушений и ловушек, он обуреваем бессмысленными и опасными желаниями, которые гибельны для него».
Получается, что Библия не осуждает стремление людей разбогатеть, а предупреждает об опасностях, подстерегающих богатого человека.
В Библии, которую многие на нашей планете считают самой главной книгой, говорится о том, что нужно быть мудрыми, как змеи, и бесхитростны, как голуби. Однако вряд ли стоит следовать этому совету.
Голуби – чрезвычайно вспыльчивые и неуживчивые птицы. Людвиг Соучек отмечает, что «для того, чтобы не вспыхнула драка, нужно, чтобы этих птиц было не больше двух». Что же касается змей, то еще Брэм писал: «…умственные способности змеи очень ограничены. По мнению некоторых натуралистов, у змеи не только внешние чувства тупы, но они и вообще тупоумны». Современный натуралисты также не в восторге от интеллекта змей: они отмечают, что головной мозг у змей не велик, тогда как спинной развит хорошо.
Так, кандидат биологических наук герпетолог Сергей Кузьмин отмечает: «Я не припомню более впечатляющих свидетельств интеллектуальной продвинутости змей, чем уверения одного известного московского террариумиста, что они узнают его и отличают от чужих, входящих в помещение, шипя на них. При этом не исключено, что умеют это далеко не все обитательницы, а подхватывают реакцию какой-то одной, наиболее чуткой. Вот и вся „мудрость“».
Улыбнитесь
Гуляет новый русский с козлом на поводке. Только вышел на улицу, к нему тут же подскочил милиционер:
– Hельзя по городу гулять с козлом.
– Почему? Голуби вон летают, везде гадят, в натуре, и им все позволяется.
Милиционер замялся:
– Видите ли, голубь – это символ мира…
– Я за базар отвечаю, что мой козлик тоже войны не хочет.
Так считают очень многие из нас. Однако это не правильно. Сексом они занимались и до того, как «вкусили от древа познания». Тем более, что Бог их на это благословил: «плодитесь и размножайтесь». Вкусив же плодов запретного древа {о том, что это было вовсе не яблоко, как принято считать, читайте в книге «Коллекция заблуждений. Люди»}, они познали стыд. И первородным грехом следует считать вовсе не секс, а ослушание Бога.
Одна из главных достопримечательностей английской столицы – Биг Бен (Большой Бен) – не часы на здании английского парламента в Вестминстере и не башня, а колокол, который отмеряет время. Он весит 13 тонн и назван так по имени Большого Бена – Бенжамина Холла – руководителя строительства и представителя парламентской комиссии в те времена, когда установили колокол. Спроектировал же колокол, также как и часы Эдмунд Беккет Денисон. Интересно, что работы по отливке колокола продолжались неделю, а еще 20 дней металл остывал. И еще одна любопытная подробность. После двух месяцев работы колокол треснул. Оказалось, что вес молотка, бившего по нему, оказался больше запланированного. Эта ошибка была исправлена через три года.
Улыбнитесь
Две жены новых русских стоят в Лондонском музее искусств перед статуей обнаженного Геракла и о чем-то спорят. Наконец одна отчетливо произносит:
– Да нет, Ирка, «Биг Бен» – это все-таки часы!
Принять считать, что биологические методы борьбы с вредителями садов, полей и огородов – это достижение 20-го века. На самом же деле это не так. За 300 лет до нашей эры, а может быть и раньше, в Китае уже использовали подобные методы. Крестьяне для защиты плодовых деревьев разводили хищных муравьев и тысячами бросали их на листья. Насекомые поедали гусениц, тлю и других особо опасных вредителей.
Разводили крестьяне и другой вид муравьев – для защиты собранного урожая. Этих «защитников» перетаскивали в амбары, где они со рвением уничтожали жучков, поедавших зерна риса и пшеницы.
Женские учебные заведения были созданы в России в восемнадцатом веке, когда русские просветители задумались о необходимости просвещения всех дворянских женщин. В 1764 году было основано первое женское учебное заведение – Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре, более известное как Смольный институт. Предполагалось, что это и подобные женские учебные заведения будут способствовать появлению «нового», более совершенного человека. С этой целью учениц изолировали от семьи, как от уже «испорченной среды». Поэт А. П. Сумароков писал по этому поводу:
«Предвозвещания о вас мне слышны громки,
От вас науке ждем и вкусу мы наград
И просвещенных чад.
Предвижу, каковы нам следуют потомки».
Увы, воспитание «новых женщин» оказалось делом не таким уж и простым. Но это тема для отдельного разговора, нас же больше интересуют, как обычно, заблуждения.
Так широко распространено мнение, что все институтки как одна были слезливыми сентиментальными девицами. Однако изданные в 2001 году «Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц» опровергают устоявшееся предубеждение. Бывшая воспитанница московского Екатерининского института Анна Николаевна Энгельгардт в своих мемуарах отмечает, что в ее alma mater девочки получая лучшее по тем временам образование, при этом жили в суровых условиях (вставали в 6 утра и до 8 – с некоторыми перерывами – занимались науками, музыкой, танцами). Она отмечает: «Каким образом могла явиться сентиментальность у институтки, когда весь институтский строй клонился не только к истреблению всякой сентиментальности, но и к сдерживанию и подавлению всякого наружного проявления чувства… В большинстве институток былого времени… я замечала всегда наклонность к сарказму и скорее некоторую сухость в приемах и обращении, чем слезливую восторженность и сентиментальность… Здесь происходила путаница в понятиях. Общество называло сентиментальностью невольное и вполне естественное удивление, вырывавшееся у институтки при первых шагах ее за институтским порогом. Понятно, что когда не видал, например, 6—9 лет сряду ни одной кошки, собаки, коровы, то закричишь при виде их: „Ах! Кошка! Ах! Корова!“»
Цитата на полях
Институтки, так сказать, воспитывали друг друга. В этом отношении у институток был известный идеал, конечно, не вполне выясненный и определенный, но к которому инстинктивно стремились все неглупые и самолюбивые личности. Идеал этот требовал… известной стойкости в отношениях с начальством и товариществом и безусловной честности в сношениях с этим последним. Малодушие, слезливость, пустая восторженность и бесцельная экспансивность презирались. Это по части нравственных свойств. По части внешних приемов и манеры себя держать существовало также свое воззрение. Институтки не любили никакого кривлянья и ломанья, подергиванья плечами, закатыванья глаз и т. п. «Пожалуйста, не жантильничайте!» – кричат, бывало, десятки голосов при всякой выходке подобного рода… И здесь также больше всего уважались простота и спокойствие и чувство собственного достоинства.
В действительности же, начиная в 1940 году наступление, немецкие генералы даже не предполагали насколько удачно для них сложится эта военная компания. Они готовились к длительным боевым действиям, но на их стороне была невероятная удача и недалекость французских военачальников.
Прорыв немецких танков под Седаном классический пример и того и другого: из-за несогласованности действий между руководителями различных маршевых колонн германской армии, не был выполнен приказ генерального штаба остановиться, что и привело к неожиданному разгрому растерявшихся французских войск. Узнав об этом, Гитлер воскликнул: «Это удача, невероятная удача!»
И только когда война была выиграна на полную мощь заработала нацистская пропагандистская машина и французская компания была подана как великолепно спланированный стратегический маневр – заранее предвиденный бликриг.
В различных книгах по самолечению и лекарственным травам часто можно встретить утверждение, что раньше люди не знали никаких достижений медицины, не знали никаких лекарств, а жили до глубокой старости, сохраняя при этом бодрость духа и тела. Но так ли это на самом деле? Увы, чем дальше мы заглянем в глубь веков, то увидим, что средняя продолжительность жизни была очень и очень маленькой. Еще сто лет назад детская смертность была настолько высокой, что из 8—10 детей, выживали двое-трое. Остальные погибали от болезней.
Дело, конечно, не только и не столько в отсутствии лекарств, а скорее в тяжелых условиях жизни, низком уровне культуры тела и духа и безграмотности большинства людей.
Всецело поддерживая традиционную (понимаемую у нас как нетрадиционную) медицину, я все же хочу отметить, что аргументация в ее пользу не всегда бывает корректной.
Считается, что использовать химические отравляющие вещества в военных целях начали лишь в нашем веке, во время первой мировой войны. На самом же деле это не так. Еще в в Пелопоннесской войне 431—404 гг. до н. э. боевые газы были использованы спартанцами. Об этом пишет в своих трудах Фукидид.
А в семнадцатом веке химик И. Р. Глаубер предлагал производить артиллерийские снаряды, начиненные ядовитыми газами.
Отметим и то, что практически все составляющие химических отравляющих веществ, нашедших применение во время первой мировой войны, были известны задолго до нее.
Улыбнитесь
В военном городке офицер проводит занятия с солдатами. Мимо проходит его жена с сыном.
– Папа, сделай слоников, – просит подбежавший малыш.
– Не мешай.
– Пап, сделай слоников, – просит подбежавший малыш.
– Не мешай.
– Пап, ну сделай, – начинает капризничать сын.
– Отстань, тебе говорят.
Вмешивается жена:
– Ну, успокой ребенка, тебе что, трудно?
Офицер поворачивается к строю:
– Рота! Газы!
Вопреки довольно таки распространенному мнению родиной боев быков является вовсе не Испания, где это не слишком симпатичное для любителей животных развлечение весьма и весьма популярно. Бои быков устраивали и жители острова Крит, и древние греки, и древние римляне, и даже древние китайцы увлекались чем-то подобным..
Улыбнитесь
У Моллы был длиннорогий бык. Целые дни и ночи Молла думал: как бы хоть раз сесть быку на голову, между рогами. Но удачного случая не представлялось. Однажды ночью Молла вышел во двор и видит: бык лежит на земле, пережевывая свою жвачку. «Вот подходящий момент!» – подумал Молла. Подобрав полы своей чохи, он вскочил быку на голову и уселся между рогами. Бык, испугавшись, вскочил и, мотнув головой, сбросил Моллу на землю. Молла закричал и упал в обморок. Услышав крик Моллы, жена его выбежала из дому и видит: муж ее лежит в крови, без сознания. Она подняла крик. Сбежался народ. Моллу привели в чувство. Оказалось, он сломал ногу. Его подняли, внесли в дом и уложили в постель. Молла огляделся по сторонам и заметил, что жена плачет. Он поднял голову и сказал ей:
– Жена, не плачь. Хотя я упал и разбился, но зато желание мое исполнилось.
Мнение о том, что между представителями разных народов непременно должны быть братские чувства – это не более чем распространенное заблуждение. У представителей каждого народа есть свойственные только им особенности характера, ритуалы, обычаи, традиции. Также как один человек может не нравиться другому, также представители одного народа могут не нравиться представителям другого. И напрасно это зачастую воспринимается как нечто предосудительное. Не это главное в отношениях между народами, также как и не псевдолюбовь и братские чувства или дружба навеки. Главное, как и в отношениях между людьми, – уважать друг друга независимо от того нравимся ли мы друг другу и признавать право любого народа на свой собственный путь развития, каким бы он «нецивилизованным» с чьей-то точки зрения на был.
Логично было бы предположить, что знаменитая Британская энциклопедия издается на Британских островах. Так многие и думают. Однако в действительности с двадцатых годов прошлого столетия «Энциклопедия Британика» издается в Соединенный Штатах Америки. В 1920 году права на издание этой энциклопедии были переданы издательскому дому «Сиерс-Робек». Затем права на издание перешли к Чикагскому университету, где с целью поддержки выпуска энциклопедии в 1941 была создана акционерная компания «Энциклопедия Британика Инкорпорейтед», штаб-квартира которой находится в городе Чикаго.
Одним из самых экзотических, и в то же время весьма эффективных орудий охоты испокон веков по праву считается бумеранг, с помощью которого австралийские аборигены обеспечивали себе полноценное питание с достаточным количеством незаменимых аминокислот, содержащихся, как известно, только лишь в животной пище.
Принято также считать, что именно они его и изобрели. А вот это уже ни что иное, как заблуждение. Существуют неоспоримые доказательства того, что бумерангом с незапамятных времен успешно пользовались не только в Австралии, но и в других странах. Это замечательное оружие было известно еще древним египтянам, а в некоторых индейских племенах Северной Америки охотники используют бумеранги и по сей день. Знакомы были с необычным предметом и европейцы. Об этом свидетельствуют находки археологов в разных уголках нашего континента.
Совсем недавно в одной из пещер на юге Польши неуемными археологами был откопан бумеранг, изготовленный уже из бивня мамонта, возраст которого, если верить исследователям, ни много, ни мало, а лет, эдак, тысяч за двадцать лет. В настоящее время разного вида бумеранги обнаружены на всех континентах, исключая, разве что, Антарктиду, и то, наверное, по причине достаточно высокой стоимости археологических раскопок.
Историческая справка.
БУМЕРАНГ – оружие, представляющее собой серповидный кусок дерева длиной в среднем около 75 см. Используется как ударный и отражательный инструмент, но основное его назначение – метательное. Дальность полета до 200 м. До нашего времени сохранились у племен Америки и в особенности Австралии.
Улыбнитесь
– Как дела у Смита?
– Вы знаете, неважно.
– А что такое?
– Да он купил себе новый бумеранг, да только старый никак не может выбросить…
Заблуждаются и те, кто считает, что главное достоинство бумеранга состоит в его способности упорно возвращаться прямо в руки лицу его метнувшему. Для охотника-туземца, регулярно проходящего за день десятки километров в поисках дичи, лишний десяток-другой метров за до упавшего неподалеку бумеранга не являются большой проблемой. А вот, что действительно важно, так это дальность полета метательного снаряда, достаточная убойная сила и способность поразить объект охоты с неожиданной для него стороны.
Что же касается разновидностей бумерангов, способных вернуться к бросавшему, то они, обычно, использовались лишь для торжественных ритуалов, для прилежной отработки навыков метания, а также как увлекательная забава для подрастающего поколения. Боевой же и охотничий бумеранги вовсе не обязаны были возвращаться к метателю, так что Жюль Верн красочно описавший в «Детях капитана Гранта» случай, когда бумеранг сразил дюжину птиц и вернулся назад, мягко говоря, ввел своих читателей в заблуждение.
Кстати, во времена Первой мировой войны, австралийские аборигены, мобилизованные Британской Королевской армией во время боевых действий применяли, как свидетельствую хроники, так называемую «бумеранговую гранату». Вряд ли бы она была принята на вооружение мудрыми англичанами, если бы сообразно названию имела свойство возвращаться назад к метнувшему ее бойцу.