Все эти протоколы и упражнения представлены в книге «Система здорового мышления. Сам себе психотерапевт» (П. А. Федоренко, И. С. Качай. – Издательские решения, 2021. – 436 с.), а также в книге «Как изменить мышление, принять себя и стать счастливым. Когнитивно-поведенческая терапия» (П. А. Федоренко, И. С. Качай. – М.: Издательство АСТ, 2021. – 336 с.).
Рефлексия – мышление о мышлении.
Метапозиция – позиция беспристрастного внешнего наблюдателя.
Модель А-В-С является разработкой А. Эллиса и представляет собой методологический базис рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ).
СМЭР является Протоколом Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии №1, разработанным председателем этой ассоциации, врачом-психотерапевтом Д. В. Ковпаком в 1999 году.
А. Эллис ограничивался формулой А-В-С-D-E, однако некоторые его последователи добавляют к ней литеры F и G.
Целью когнитивно-поведенческой психотерапии является не формирование умения мыслить позитивно (так называемое «позитивное мышление» часто является эскапизмом – бегством в мир иллюзий и слишком простым взглядом на проблемные ситуации), а выработка реалистичного (сбалансированного, взвешенного и разностороннего) мышления, опирающегося на факты, опыт, логику и прагматику, а также учитывающего и позитивные, и негативные, и нейтральные аспекты различных ситуаций.
Такой подход известен ещё со времён французского философа-рационалиста Нового времени Р. Декарта, который в качестве метода получения истинных знаний постулировал дедукцию (переход от общего к частному) и разработал соответствующие «правила для руководства ума»: 1) принимать за истинное только то, что видится ясно и отчётливо; 2) разбивать сложные идеи на простые, которые видятся ясно и отчётливо; 3) восходить от познания простых идей к более сложным; 4) знать всё об изучаемом объекте.
Вышедшее из научного обихода понятие «невроз» является синонимом более актуального термина «эмоциональное (аффективное) расстройство».
Различные когнитивные искажения будут подробно рассмотрены в главе 12.
Нижеуказанная схема здесь и далее приводится по материалам Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
Дневник диспута ЭМУ-УМЭ представляет собой несколько видоизменённый Протокол Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии №2, разработанный её председателем, врачом-психотерапевтом Д. В. Ковпаком в 2003 году.
Алгоритм заполнения дневника диспута ЭМУ-УМЭ и иных дневников, использующихся для изменения дисфункциональных автоматических мыслей, иррациональных верований (промежуточного уровня) и глубинных убеждений, представлен в книге «Система здорового мышления. Сам себе психотерапевт» (П. А. Федоренко, И. С. Качай. – Издательские решения, 2021. – 436 с.), а также в книге «Как изменить мышление, принять себя и стать счастливым. Когнитивно-поведенческая терапия» (П. А. Федоренко, И. С. Качай. – М.: Издательство АСТ, 2021. – 336 с.).
Механизм проведения различных поведенческих экспериментов также подробно описан в вышеупомянутых книгах авторов.
Представленный ниже дневник мыслей СМЭР является Протоколом Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии №1, который был разработан её председателем Д. В. Ковпаком в 1999 году.
Обсессивно-компульсивное расстройство – совокупность навязчивых мыслей (обсессий) и навязчивых действий (компульсий), последние из которых выступают попыткой нейтрализовать и устранить первые.
Экспозиция – метод преодоления страхов, заключающийся в осознанном и целенаправленном погружении человека в пугающие условия с целью привыкания к ним, что ведёт к постепенному угасанию страха.
Различные когнитивные искажения будут подробно рассмотрены в главе 12.
Агорафобия – боязнь единоличного столкновения с местами и ситуациями, ассоциирующимися с возможностью возникновения панической атаки (чаще всего – с открытыми пространствами или общественными и многолюдными местами).
Прокрастинация – отказ от выполнения важных дел, их откладывание на неопределённый срок и отвлечение на второстепенные задачи (чаще всего – вследствие перфекционизма как бескомпромиссного стремления к совершенству).
Экспозиция – метод преодоления страхов, заключающийся в осознанном и целенаправленном погружении человека в пугающие условия с целью привыкания к ним, что ведёт к постепенному угасанию страха.
Универсалии – общие для многих субъектов или объектов свойства и характеристики.
Термин «дихотомия» переводится с греческого языка как «деление пополам».
Некоторые специалисты в области когнитивно-поведенческой терапии в качестве когнитивного искажения также выделяют противоположное убеждение – преуменьшение, однако в контексте данной «классификации» это когнитивное искажение не рассматривается отдельно, поскольку частично пересекается (содержательно) с избирательной фильтрацией (в аспекте обесценивания положительного и нейтрального опыта).
Одна из представительниц неофрейдизма К. Хорни применяла понятие «тирания долженствований»; основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллис использовал производное от слова «must» («должен») понятие «musturbation», которое на русский язык переводится как «должнонанизм»; когнитивно-поведенческий терапевт Д. Бернс говорит о «должливом» подходе к жизни.
Употребляющиеся в данном практическом пособии слова-маркёры установки долженствования («необходимо», «следует», «стоит») важно воспринимать не как синонимы требований, а всего лишь как элементы вводных и вставных конструкций, призванных разнообразить текст.
Перфекционизм является одновременно дисфункциональным убеждением и компенсаторной стратегией (более подробно об убеждениях – в Части V, а о компенсаторных стратегиях – в Части VI).
«Успешное несовершенство» – понятие, используемое когнитивно-поведенческим терапевтом Р. Лихи.
Магическое мышление, как и перфекционизм, является одновременно дисфункциональным убеждением и компенсаторной стратегией (более подробно об убеждениях – в Части V, о компенсаторных стратегиях – в Части VI, а о природе и специфике магического мышления – в главе 117).
Основные принципы и компоненты сократовского диалога будут подробно рассмотрены в Части IV.
О составлении копинг-карточек речь также пойдёт ниже.
Природа дисфункциональных глубинных убеждений будет подробно рассмотрена в Части VII.
Проблема так называемого «конфликта головы и сердца» будет подробно рассмотрена в следующей главе.
Специфика навязчивых состояний и способы их преодоления освещаются в книге «Бесполезные мысли. Как преодолеть тревогу за здоровье, навязчивые сомнения, беспокойства о будущем и сожаления о прошлом» (И. С. Качай, П. А. Федоренко. – Издательские решения, 2022. – 760 с.).
Дневник диспута ЭМУ-УМЭ представляет собой несколько видоизменённый Протокол Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии №2, разработанный её председателем, врачом-психотерапевтом Д. В. Ковпаком в 2003 году.
Алгоритм заполнения дневника диспута ЭМУ-УМЭ и иных дневников, использующихся для изменения дисфункциональных автоматических мыслей, иррациональных верований (промежуточного уровня) и глубинных убеждений, представлен в книге «Система здорового мышления. Сам себе психотерапевт» (П. А. Федоренко, И. С. Качай. – Издательские решения, 2021. – 436 с.), а также в книге «Как изменить мышление, принять себя и стать счастливым. Когнитивно-поведенческая терапия» (П. А. Федоренко, И. С. Качай. – М.: Издательство АСТ, 2021. – 336 с.).
Для когнитивной реструктуризации дисфункциональных автоматических мыслей (помимо дневника диспута ЭМУ-УМЭ) терапевт также может использовать дневник диспута с аргументами, дневник оценки выгод и издержек, технику рационального воображения, форму эмоционального диспута и прочие протоколы и упражнения, представленные в вышеуказанных книгах авторов.
Механизм проведения различных поведенческих экспериментов также подробно описан в вышеупомянутых книгах авторов.
Более подробно и наглядно этот процесс рассматривается в концепции степеней осознанности, представленной в главе 39.
Индукция – переход от частного к общему.
Дедукция – переход от общего к частному.
Природа и специфика вторичных выгод будет подробно рассмотрена в главе 121.
О том, как выявлять значение автоматических мыслей, речь пойдёт при рассмотрении техники вертикального спуска в главе 40.
Специфика навязчивых состояний и способы их преодоления освещаются в книге «Бесполезные мысли. Как преодолеть тревогу за здоровье, навязчивые сомнения, беспокойства о будущем и сожаления о прошлом» (И. С. Качай, П. А. Федоренко. – Издательские решения, 2022. – 760 с.).
Поведенческий эксперимент – способ проверки ожиданий и опасений человека через погружение в ситуации, в которых обычно активизируются его дисфункциональные когниции (и эмоции).
Градуированная экспозиция – постепенное и последовательное столкновение человека с пугающими стимулами (от менее тревожащих к более устрашающим) без использования техник саморегуляции на каждой ступени иерархической лестницы с целью самостоятельного проживания тревоги и страха (или отвращения).
Систематическая десенсибилизация – постепенное и последовательное столкновение человека с пугающими стимулами с использованием техник саморегуляции на каждой ступени иерархической лестницы для облегчения привыкания к пугающим стимулам за счёт формирования новой связи «пугающий стимул – расслабление».
Неградуированная экспозиция («наводнение») – резкое столкновение человека с пугающими стимулами без предварительного составления их иерархического списка и без использования техник саморегуляции с целью самостоятельного проживания тревоги и страха.
Парадоксальная интенция – намеренное усиление человеком пугающих симптомов во время погружения в фобические ситуации и желание присутствия того, что ассоциируется со страхом (стыдом, неприязнью).
Принцип «действуй как будто» – стремление человека при выполнении поведенческих техник и экспериментов действовать так, как будто у него нет дисфункциональных мыслей, эмоций и опасений.
Принцип «оставайся там, где дискомфорт» – стремление человека при выполнении поведенческих техник и экспериментов как можно дольше оставаться в триггерной ситуации с целью ослабления негативных реакций (страха, тревоги, стыда, дискомфорта).
Атака стыда – осознанное и целенаправленное совершение человеком на людях постыдных (но безвредных для себя и других) действий с целью преодоления стыда и страха осуждения со стороны окружающих.
Отработка навыков – формирование определённых навыков (например, навыков уверенного поведения) в условиях реальной жизни.
Принципы и компоненты сократовского диалога будут подробно рассмотрены в следующей части книги.
Когнитивный диссонанс – введённое Л. Фестингером понятие, обозначающее внутренний конфликт противоречивых идей в сознании человека, мотивирующий его отказаться от какой-либо идеи или изменить её, чтобы вернуться в состояние комфорта (консонанса).
Открытые вопросы – вопросы, предполагающие несколько возможных вариантов ответа (в отличие от закрытых, на которые можно ответить только «да» или «нет»).
Герменевтика – философское направление, исследующее процесс толкования текстов.
Интериоризация – усвоение и освоение человеком внешнего опыта, становящегося для него внутренним.