Часть 1 Равновесие как основа жизни

Дети, лишенные устойчивого равновесия

Неуверенных детей становится все больше. Неуверенных и неуравновешенных, на физическом или на душевном уровне. Страхи, зажимы и запреты могут оставлять следы не только в душе, но и в теле ребенка. Если забота и поддержка, которые получает ребенок, не адекватны его основному психическому состоянию, это сказывается и на его основном физиологическом состоянии. И наоборот. Меня ужасает, сколько детей в совсем юном возрасте уже ходят с опущенными плечами и втянутой головой, не в состоянии смотреть на жизнь открытым взглядом. Или они строят из себя невесть что, становятся неуправляемыми, ведут себя нахально и громко, лишь бы никто не заметил, какими маленькими и беспомощными они чувствуют себя в душе. Некоторые дети с самого раннего возраста похожи на маленьких серьезных взрослых, а другие еще очень долго – на больших младенцев. Их тело и душа не в гармонии между собой.

Когда дети выпадают из равновесия, то есть утрачивают внутренний баланс, им обязательно требуется помощь взрослых, поскольку в силу непосредственности их жизни и отсутствующей пока способности к рефлексии они не замечают утраты равновесия и не могут принять меры, чтобы его вернуть. В первую очередь здесь нужны родители, а дальше – другие люди из ближайшего окружения ребенка, которые заботятся о его благополучии: воспитатели, педагоги, учителя, терапевты и т. д. Все они должны общими усилиями стремиться обеспечить ребенку хороший старт в жизни.

Физическое равновесие

Наше чувство равновесия (вестибулярная система) развивается уже в самые первые недели беременности. Оно представляет собой константу, которая регулирует наше физическое и эмоциональное состояние и соотносится с силой земного притяжения, гравитацией. Это позволяет нам принимать вертикальное положение. Все движения человека ориентированы по вертикали. Действие силы тяжести регулирует постоянно наличествующий приток сенсорных стимулов. Сила тяжести здесь – это сила, которая позволяет нам ориентироваться и соотносить себя с окружающим миром. Постоянная ориентация обеспечивает ощущение уверенности, а тот, кто чувствует себя уверенно, испытывает и эмоциональный комфорт.

Постоянный поток импульсов через систему равновесия порождает мышечное напряжение, которое находит выражение в положении нашего тела. Взаимодействие сенсорных восприятий, идущих через мышцы и суставы (проприоцептивная система), а также через зрение (зрительная система) и/или слух (слуховая система), формирует пространственные представления, необходимые нам для ориентации. Вся информация, поступающая через систему равновесия, обеспечивает возможность адаптационных реакций. Гармонично функционирующая система равновесия обеспечивает хороший зрительный контроль, мы можем, так сказать, смотреть на мир открытыми глазами. Таким образом, система равновесия является базовой системой координат для всех сенсорных восприятий.

Мы связаны с внешним миром через наши органы чувств. Благодаря им мы способны к восприятию. Мы воспринимаем и считаем реальным то, что видим, слышим, обоняем, ощущаем на вкус и чувствуем. Это важные ориентиры, когда мы имеем дело с детьми, у которых восприятие в некоторых областях может быть другим, искаженным или вообще отсутствовать. Если окружение ребенка неправильно понимает его сигналы, он может оказаться в психически тяжелой для него ситуации.

Душевное равновесие

В нашей языковой практике можно найти множество примеров, описывающих непосредственную связь между физическим и душевным равновесием: быть прямолинейным, прямым человеком, не гнуть спины, не различать, где верх, где низ, сбиться с пути, иметь однобокий взгляд, не уметь себя держать, не иметь опоры и т. д.

В работе с детьми становится все заметнее, что многим детям больше не на что опереться, что многие дети не знают границ, что они «не в себе». Так называемые трудные дети выделяются своим поведением в семье, детском саду или школе. Они направляют свое разрушительное поведение либо против самих себя, либо против своего окружения. Они становятся непредсказуемыми. Кто-то из них демонстрирует крайнюю обособленность и отказное поведение, кто-то проявляет агрессию. Все они ищут опоры, ориентации, и мы, взрослые, должны им это дать. Таких детей нужно крепко держать. В противном случае они становятся своего рода бомбами замедленного действия. Обеспечить опору может в первую очередь семья или, точнее, упорядоченные семейные отношения, воспитатели и учителя ребенка, а также в какой-то мере терапевты. Если семья не справляется, то ради благополучия ребенка, замещая родителей, позаботиться о жизненно необходимой для него опоре должны опекуны, социальные работники и другие уполномоченные государством лица.

Как ребенок утрачивает равновесие?

Уже в материнской утробе человек во всех отношениях зависит от равновесия. Он связан с матерью равным образом и на физическом, и на психическом уровне. Если во время беременности мать плохо заботится о себе, то и плод недополучает то, что ему необходимо как с органической, так и с эмоциональной точки зрения. Плавая в околоплодных водах, он находится в своего рода невесомости. В получении телесной информации он зависит от активности своей матери. Если мать достаточно двигается, то и ребенку обеспечена достаточная стимуляция. Если же из-за болезни или риска потерять плод она вынуждена долгое время лежать, то на определенных этапах развития ему не достает информации, что впоследствии может приводить к задержке в развитии.

В чреве матери ребенок ощущает стенки матки как ограничение и безопасность. Таким образом, важность наличия границ для детей начинается еще в утробе. В процессе родов, проталкиваясь через родовой канал, они испытают первое интенсивное ограничение. Упоминавшаяся в предисловии д-р Инге Флемиг подчеркивает важность потугов как первой глубинной информации для ребенка. Мозг способен запоминать эту первую информацию об объеме, размерах и строении собственного тела. Ребенок, который появляется на свет путем кесарева сечения, вынимается в практически безграничное пространство.

Как только ребенок родился и с перерезанием пуповины был отделен от организма матери, первым большим достижением в его жизни становится восстановление равновесия вопреки действию силы тяжести. И при каждом изменении положения ему приходится проделывать это снова. Ему нужно находить свою вертикаль, когда его вынимают из кроватки, когда он лежит на руках у матери, когда он лежит на животе, когда его переворачивают и т. д.

Ребенку необходимо, чтобы то, как с ним обращаются и как держат его взрослые, давало ему ощущение безопасности. Это ощущение создается, например, тем, что мать бережно держит его на руках и обнимает, или что родители строят для него защитный барьер из подушек и одеял. Если с такой позиции посмотреть на эти важные взаимосвязи в первые дни и месяцы жизни, то неудивительно, что многим детям с различными физическими и душевными проблемами можно помочь, используя разработанную д-ром Ириной Прекоп удерживающую терапию.

В процессе дальнейшего развития ребенка речь тоже все время идет о выпадении из равновесия и возвращении в равновесие. Вспомним хотя бы о множестве детских болезней, которые на время отменяют нормальное физическое, а также психическое состояние, вызывая тем самым кризис, который необходимо преодолеть, чтобы затем с новой силой и опытом двигаться дальше. Я часто наблюдаю, что дети, которые из-за болезни какое-то время не ходили на терапию, потом предстают передо мной, обретя какую-то новую зрелость или развязав узел проблем, который незадолго до болезни казался неразрешимым. Этот процесс выпадения из равновесия и возвращения в него – неотъемлемая часть человеческого бытия и сопровождает нас всю жизнь. А когда приходит конец, мы опускаемся в то, что прежде нас держало.

Системное чувство равновесия

Есть еще один уровень, на который нужно смотреть или который нужно учитывать в терапии, чтобы фокус внимания в работе с симптомом не был слишком узким, – это равновесие в системе семьи. Берт Хеллингер говорит о «семейной совести», которая стремится к восстановлению баланса и справедливости, иногда за счет невинных потомков, бессознательно повторяющих судьбу кого-то из предков. Что-то в системе, стремясь к разрешению, может сохраняться и передаваться в ней дальше на протяжении поколений. Это называется системным переплетением.

В своей книге «Порядки любви» Берт Хеллингер пишет о балансе в человеческих отношениях: «Некое знающее чувство привязывает нас к людям и группам. Постоянно понуждая и направляя, оно удерживает нас в отношениях с ними, подобно тому как другое знающее чувство, постоянно понуждая и направляя, вопреки силе тяжести удерживает нас в равновесии. При желании мы можем упасть вперед или назад, вправо или влево. Но пока не произошла катастрофа, рефлекс побуждает нас выровнять положение, и мы вовремя возвращаемся в равновесие.

Так и за нашими отношениями следит чувство, стоящее над нашим произволом. Оно действует подобно рефлексу, вынуждая нас исправлять положение и восстанавливать равновесие, если мы отклонились от условий успешных отношений и ставим под угрозу свою принадлежность. Как и наше чувство равновесия, чувство отношений тоже воспринимает человека вместе с его окружением, оно определяет пространство нашей свободы и его границы и управляет нами посредством ощущения душевного комфорта и дискомфорта. Этот дискомфорт мы ощущаем как вину, а этот комфорт как невиновность. Таким образом, вина и невиновность познаются в отношениях, они связаны с отношениями. Ибо любое действие, которое как-либо сказывается на других, сопровождается знающим чувством невиновности и вины, и как глаз, смотря, постоянно различает светлое и темное, так и это знающее чувство каждую секунду определяет, вредят наши действия отношениям или им служат. То, что вредит отношениям, мы ощущаем как вину, а то, что им служит, – как невиновность».[1]

Работая в терапии с детьми, мы должны отдавать себе отчет в том, что мы имеем дело с представителями всей семейной системы в целом, со всем, что для этой семьи важно и что позволяет ей сохраняться как системе, со всем, что означает для нее вину и невиновность, со всеми правилами, запретами, табу, представлениями о жизни, страхами, болезнями и тайнами. Поэтому ребенок может испытывать чувство вины, если он нарушает действующие в семье правила, например, когда ему приходится что-то рассказать, чтобы облегчить себе душу.

Ребенку необходимо ощущать свою принадлежность, чтобы чувствовать себя уверенно в своей семье, а значит, и в жизни. Поэтому он будет функционировать по всем правилам этой семьи. Но «функционировать в системе» может означать в том числе: не быть идеальным, выделяться, болеть и т. д. Для терапии это означает, что изменения у ребенка возможны лишь в той степени, в какой с этими изменениями он все еще будет вписываться в систему.

Расстройства, диагнозы и их значение

Когда родители замечают у своих детей в сравнении с другими детьми какие-то отклонения в развитии или не понимают чего-то в их поведении, в большинстве случаев они сначала обращаются за советом или помощью к своему педиатру и пытаются найти диагноз для этого нарушения. Ниже приведены наиболее распространенные и часто встречающиеся диагнозы.

ММД (MCD) – это аббревиатура для минимальной мозговой дисфункции. Здесь речь идет о легких мозговых дисфункциях, которые практически не заметны для родителей, но могут значительно ухудшать перцептивное и моторное научение у ребенка. Возможности детской неврологии зачастую не позволяют выявлять такие легкие повреждения мозга у маленьких детей. Зафиксировать удается лишь последствия дисфункции мозга для различных областей деятельности и поведения. Поэтому ММД часто используется как компромиссный диагноз, чтобы иметь возможность назвать целый ряд отклонений у детей. На уровне чисто физических симптомов под него подпадают, например, нарушения крупной и мелкой моторики, нарушения восприятия пространственного расположения и пространственных отношений, нарушения восприятия схемы тела, нарушения восприятия фигуры и фона, нарушение константности восприятия, легкие зрительные, слуховые и речевые нарушения.

РДПС (POS) – это ранний детский психоорганический синдром. Этим термином описывается тот факт, что расстройство возникло в раннем детском возрасте и проявляется в различных симптомах, например в нарушении координации движений или приложении неадекватных усилий при выполнении определенных действий, которым присуще тесное органическое и психическое взаимодействие.

СДВ (ADD) – аббревиатура, обозначающая синдром дефицита внимания, то есть снижение способности к концентрации[2].

ГКС (HKS) означает гиперкинетический синдром и включает в себя избыточный позыв к движению.

ГА (HA) означает гиперактивность, которая связана с чрезмерным стремлением к деятельности.

Последние три понятия объединяет одно: беспокойство. Кто не знает детей, которые постоянно находятся в движении, которых мы называем непоседами!

Неважно, какой будет найден диагноз: это всего лишь ориентир, показывающий, в каком направлении можно оказать помощь ребенку, учитывая его индивидуальность, а также принимая во внимание его семью и прочее окружение.

Возможные причины нарушений развития

В анамнезе ребенка часто встречаются указания на возможные причины нарушений развития. Как было показано на примере с равновесием, многие позднейшие нарушения могут закладываться еще во время беременности. Если мать заболевает в этот период краснухой, это может приводить к повреждениям мозга у еще не рожденного ребенка. Другими факторами риска являются прием лекарств, злоупотребление алкоголем, употребление никотина и наркотиков. Однако вызывать нарушения могут также высокий уровень психической нагрузки и травматические переживания у матери. Еще следует упомянуть такие осложнения во время родов, как кесарево сечение, обвитие пуповины вокруг шеи и недостаток кислорода.

Если во время родов жизнь ребенка и/или матери оказывается под угрозой, это может очень существенно влиять на их отношения. Если ребенок переживает ранний разрыв связи с матерью, когда он, например, из-за длительных госпитализаций разлучается с ней сразу после рождения либо в первые месяцы или годы жизни, то его естественное движение к матери прерывается, и это прерванное движение не находит для ребенка разрешения. Тогда у него отсутствует столь важный фундамент, как опыт первичного доверия к жизни, любви и заботы. Впоследствии это может находить выражение в нарушении отношений с окружающими, страхах или других отклонениях, поскольку на бессознательном уровне этот ранний детский опыт активируется снова и снова.

Если в неонатальный период ребенок страдает от таких заболеваний, как воспаление среднего уха или инфекции, то некоторые этапы его развития могут протекать медленнее, а определенный важный опыт может быть не получен в принципе или недостаточно закрепиться в мозге. На дальнейших этапах тормозить развитие ребенка могут такие факторы, как вызывающие тревогу проблемы в семье, стресс, чрезмерные требования или ожидания и напряжение из-за необходимости быть успешным.

Однако всегда следует помнить о том, что при наличии одного или нескольких указанных выше негативных факторов дети могут с таким же успехом развиваться и без проблем, и наоборот, у детей, растущих в самых лучших и гармоничных условиях, могут возникать проблемы, для которых нет никаких видимых причин. Это заставляет предположить, что здесь должен существовать еще некий более глубокий уровень. Однако, если слишком полагаться на классический принцип причины и следствия, велика вероятность, что этот уровень останется для нас скрытым. Более подробно о работе на этом более глубоком уровне я буду говорить во второй и третьей частях книги.

Совместная работа органов чувств

Если все наши чувства хорошо развиты и работают сообща наилучшим образом, то мы способны воспринимать, что происходит вокруг нас, и соответственно на это реагировать. Чтобы можно было лучше представить себе их взаимодействие, ниже я коротко его поясню.

Органы чувств подразделяются на две большие области: органы телесного (непосредственного) восприятия и органы дистантного восприятия.

Органы телесного восприятия нужны нам для самовосприятия. К ним относятся:

• кожа: она дает нам информацию о нашей телесной оболочке. Через кожу мы ощущаем самих себя и собственные границы. Вступая в физический контакт с другими людьми, мы узнаем, где заканчиваемся мы и где начинается другой;

• наши мышцы, сухожилия и суставы: они информируют нас о том, как мы можем организовать себя при движении: требуется ли нам много сил для совершения какого-либо действия (например, при рубке дров) или нам нужна тонкая дозировка (например, при письме). Кроме того, они необходимы для любого положения нашего тела (лежа, сидя, стоя) и, конечно, для движения;

• внутренние органы: они дают нам информацию о нашем актуальном состоянии (голод, волнение, страх и т. д.);

Загрузка...