Часть I. Архетипы женских образов

Конечно, все мы очень разные, с индивидуальными желаниями, особенностями и потребностями. Однако во всем этом многообразии все-таки есть множество совпадений, которые реализуются в мышлении, поведении и объективно заметны окружающим. По этим признакам поведения и мышления социологи и специалисты в области продаж и маркетинга определяют нас в различные качественно-количественные покупательские сегменты. Чем точнее определен сегмент, тем проще его понять, спрогнозировать образ мыслей, а значит, и модель поведения. Такое понимание – ядро всей маркетинговой стратегии масштабной кампании, особо ценное, часто секретное знание, простимулированное серьезными финансовыми инвестициями.

В моем опыте работы ни одна сегментация не давала исчерпывающих ответов на глубинные мотивы поведения наших прекрасных женщин – что-то мы как исследователи и стратеги упускали. Ответ на свой вопрос я получила в 2010 году во время работы над крупным инновационным проектом. Мы хотели придумать такую линию кремов для российских покупательниц, которая преображала бы их и приумножала природные возможности, но нам никак не удавалось нащупать ту кнопку, которая раскрывала потенциал желания преображения на полную мощность. Получив одобрение на глубинные исследования, работая с представительницами разных возрастов, социальных групп и уровня дохода мы неожиданно пришли к этой кнопке – огромной неугасающей надежде встретить своего верного принца на белом коне: в любом возрасте, в любом месте, в любое время года. Это открытие (инсайт, как говорят исследователи и маркетологи) было очень мощным, на его основе была придумана долгосрочная стратегия косметического направления, проект получил название «Золушка» и вылился в успешную кампанию для одной из косметических корпораций. Линия кремов, выпущенная на основе этих знаний о женщинах, стала очень успешной в России и впоследствии была запущена по всему миру. С этого момента я стала пристально наблюдать за всеми возможными вкраплениями сказочных мотивов в индустрии красоты, постепенно сформировав свое видение для объяснения различий, желаний и потребностей на основе образов сказочных героинь, знакомых всем с детства.

В первой части этой книги предлагаю вам познакомиться с самыми популярными (top of mind, как говорят исследователи) сказочными образами, которые сегодня продолжают быть для нас именами нарицательными, легко узнаваемыми по внешним и поведенческим характеристикам. Что это за образы, что они нам транслируют, какую информацию и традиции передают, как трансформируются и меняются со временем?

Василиса Премудрая. Идеальная мультиролевая женщина

Основные сказочные черты:

• умение менять обличие (переодеваться по ночам в лягушачью шкурку)

• умение говорить человеческим голосом, будучи в обличии лягушки

• сказочное мастерство в сложных рукодельных задачах различного типа

• суперскорость работы (создание ковра за ночь)

• управление сказочным транспортом («лягушонка в коробчонке едет»)

• умение творить чудеса (лебединое озеро из куриных костей и вина во время танца)


Основные женские черты:

• мудрость, незаурядный ум

• инициативность и лидерство

• идеальное владение несколькими социальными ролями

• умение подать себя и произвести впечатление

• вкус, ухоженность

• способность убеждать и влиять на людей

• смекалка, находчивость, женская хитрость

• эмпатия, понимание, сопереживание

• планирование действий и целеустремленность

• профессионализм и перфекционизм

• готовность решать проблемы любого уровня

• самопожертвование

• стремление к гиперопеке


Василиса – самый цитируемый сказочный образ русской красавицы, героиня огромного количества сказок, любимых нами и знакомых с детства: «Василиса Прекрасная», «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-Лягушка», «Жар-птица» и многие другие. Василиса весьма умна, заботлива, всегда отличается неописуемой красотой: вот почему дополнения «Премудрая» и «Прекрасная» чередуются от сказки к сказке без противоречий и необходимости выбора.

Красота Василисы отлично сочетается с ее внешностью и характером. С самого начала сказки про Царевну-Лягушку понятно, что Василиса обладала должной долей женской харизмы и была инициативным лидером: она поймала стрелу и убедила Ивана взять ее с собой. Попав в дом к любимому, Василиса быстро берет молодого человека в оборот советами, опекой и заботой, параллельно решая все его проблемы красиво, изящно, элегантно, с удовольствием и достоинством: укладывает своего мужчину спать, а сама сбрасывает лягушачью шкурку и справляется со всеми делами спокойно и легко. Утром суженый просыпается на все готовое и, конечно, ему и в голову не приходит, как избранница провела ночь: в трудах, решении вопросов и проблем. При этом у Василисы крайне высокие профессиональные стандарты: производимые ею ковер, кафтаны и караваи отменного качества и одобрены для презентации в царском дворе самим государем-батюшкой.

Образ Василисы – это пример женской мультиролевой модели, которая берет не столько красотой, сколько мудростью, планированием и целеустремленностью. Это самый значительный и распространенный образ женской ролевой модели в нашей стране: от Калининграда до Камчатки.

Помимо трудолюбия и перфекционизма в работе, Василиса – личность разносторонняя, она не только работать мастерица, но и зажечь на вечеринке (светском приеме) тоже может: из одного рукава у нее – озеро, из другого – лебеди. Она, безусловно талантлива и весьма желанна как женщина, привлекает к себе внимание мужчин, вызывает зависть и уважение у женщин. Была ли она скромной или же хотела добиться эффектного появления, опоздав на ужин во дворец и попросив Иванушку сказать, что его «лягушонка в коробчонке едет»? Василиса очень мудра – она знает, как появиться с эффектом и произвести впечатление, поэтому она не могла не использовать трюк с опозданием и заниженными ожиданиями, это и сегодня работает безупречно.

Одна из главных черт натуры Василисы – ее способность к эмпатии и всепрощению. После того как Иванушка сжег ее лягушачью кожу, она не перестала его любить, простила и сделала все, чтобы помочь своему любимому самореализоваться и реабилитировать свое мужское достоинство в ее спасении. Допущу, что каждому абсолютно понятно, что Иванушка крайне импульсивно и эгоцентрично поступил с лягушачьей шкуркой: ну как, скажите мне, любящий и заботливый мужчина мог тайно уйти с тусовки, чтобы метнуться домой и сжечь лягушачью кожу жены? Понятно, что это был ее домашний костюм, но как же это подло и низко с его стороны!

Она же его простила, потому что очень любила, настолько, что помогла ему исправить спровоцированные проблемы так, чтобы он осознал свой поступок, взял на себя мужскую роль ответственности за случившееся и спас ситуацию, пусть даже условно самостоятельно. Копнем поглубже: по одной из версий сказки Василиса вынужденно отправляется к Кощею Бессмертному, но было ли это реально опасно? Она давно знала Кощея, его повадки и привычки, он давно добивался ее руки, ведь это он превратил ее в лягушку, когда она не приняла предложение руки и кощеева сердца. Рисковала ли она Иванушкой, отправляя его к своей родной кровной бабке, которая была Бабой-Ягой? Думаю, что по обоим вопросам стоит ответить скорее «нет». Конечно, Василиса заранее была уверена в том, что любимый справится и успешно преодолеет все сложности и с Кощеем, и с ее бабушкой. А если бы не справился, то она снова могла помочь, да так, что любимый даже и не заметил (ведь не случайно ему на пути встречались разные животные «откуда ни возьмись», которые разговаривали с ним и поддерживали, каждый кто как мог).

Красота для Василисы – это труд, и не всегда приоритетный, но, будучи натурой мудрой, она, безусловно, знает свои изюминки и слабые места. Она знает, что в красоту нужно вкладываться, над ней необходимо работать, и понимает, что это во многом результат продуманного имиджа и индивидуального стиля.

Сказка о Царевне-Лягушке – это, пожалуй, самая известная народная сказка про женщину на территории России, с ней вырос каждый из нас, мы знаем ее сюжет наизусть. Именно эта сказка демонстрирует наглядный пример идеальной женщины и жены. Образ Василисы – это пример женской мультиролевой модели, которая берет не столько красотой, сколько мудростью, планированием и целеустремленностью. Это самый значительный и распространенный образ в женской ролевой модели в нашей стране: от Калининграда до Камчатки.

Для миллионов женщин Василиса с детства была женским архетипом, то есть первообразом, по Карлу Густаву Юнгу, – коллективным бессознательным, исходной отправной точкой восприятия бытности женщиной, который выразился в узнаваемых установках:

• женщина прекрасна в любом образе (лягушка, голубка, в заточении под водой, в плену у Бабы Яги, Кощея, Владыки Морского);

• женщина многофункциональна, она играет несколько социальных ролей и все умеет делать хорошо;

• женщина не жалуется и принимает действительность такой, какая она есть, регулярно интересуется делами мужа, решает возникающие проблемы не впопыхах и сразу, а на свежую голову, спокойно и без эмоций («…что ты невесел, ниже плеч голову повесил?», «эта беда – не беда, а только бедушка», «утро вечера мудренее»);

• женщина всегда на высоте, сохраняет достоинство в любой ситуации;

• женщина предана, великодушна, заботлива и всепрощающа;

• именно от женщины зависит благополучие в семье, она берет на себя ответственность за успешное и спокойное бытие своего любимого мужчины, помогая ему преодолевать все сложности и препятствия.


Установка «Василиса Прекрасная» на сегодняшний день организует большое количество женщин, как правило, прилежно учившихся в школе, целеустремленных, сильных, саможертвенных натур. У таких женщин (независимо от их социального и географического положения) всегда все в порядке и гармонично, достойно устроено в жизни: они красивы, ухожены, замужем, в достатке, образованны, со своим делом или с карьерой. Для Василис нет сложностей, они воспринимают жизненные задачи как данность, не пасуя перед проблемами. Они просто берут и делают. Красота для Василисы – это труд, и не всегда приоритетный, но, будучи натурой мудрой, она, безусловно, знает свои изюминки и слабые места. Она знает, что в красоту нужно вкладываться, над ней необходимо работать, и понимает, что это во многом результат продуманного имиджа и индивидуального стиля.

Василиса – пример self-made woman, вызывающей уважение, вдохновляющей других своим примером. Она незаносчивая, негордая и готова поделиться своими лайфхаками с другими. Даже если у Василисы состоялась денежно-статусная история (замужество с царским сыном), она не может сидеть в тепле и достатке без дела, и обязательно придумает что-то большое и мощное, помогающее добру и справедливости.

В отношениях с мужчинами Василисы очень мудры, они прекрасно понимают, что работу и функционал начальника нужно оставлять дома, уступая роль хозяина семьи своему мужу. Дома у Василис никаких стоптанных тапочек и безразмерных маек с трениками, напротив, они умеют найти баланс между красивым и удобным в домашнем стиле, могут создать уют, организовать дизайн и домашнюю эстетику во всем. Василисы идеальны, у них все всегда хорошо: сама красивая, муж успешный, дети умные, дом уютный – жизнь удалась. Дают ли они слабину? Или живут «железными леди» по жизни?

Василисы идеальны, у них все всегда хорошо: сама красивая, муж успешный дети умные, дом уютный.

Однажды, в середине 2000-х годов, мы пришли на глубинное интервью к респондентке в центр Москвы, в тихий старинный переулок, в дом, больше похожий на Лувр, чем на обычную квартиру для жизни простого человека. Хозяйка дома сама (!) напекла для нас пирогов, поила чаем и варила кофе в турке. Она была так ухожена и прекрасна, что сопровождавшие меня иностранцы, для которых я это интервью организовывала, совершенно не поняли, почему такая элегантная и обеспеченная женщина вообще участвует в маркетинговых опросах и приглашает исследователей к себе домой, а тем более печет для них пироги и варит кофе. Естественно, хозяйка наша была образцовой Василисой, поэтому она максимально трепетно подошла к нашему приему и встретила как дорогих гостей: рукодельно, хлебосольно. Картина нашего приема была идеальна, по-кустодиевски красива! Каково же было удивление собравшихся, когда, рассказывая про себя и свою жизнь, она вдруг начала плакать навзрыд, закрыв лицо руками. Иностранцы мои растерялись, спрашивают: «Что-то случилось в семье? Кто-то заболел? Ей угрожают?»

Сложно было им объяснить, что эти слезы – от огромного социального и внутреннего давления и перенапряжения, и женщина испытывает такие ощущения всю свою жизнь, а поход к психотерапевту в ее семье воспринимается как слабость. Наша Василиса не имела права никому пожаловаться, что ей тяжело, плохо, она устала – не поняли бы ни подружки, ни мама, и уж тем более муж. Но нам-то можно было рассказать все, потому что мы в процессе исследования собираем агрегированные (общие), а не персонализированные данные, да и видит она нас в первый раз – выплакалась и забыла. Пришлось мне похозяйничать на образцовой кухне, пока она рыдала, налить воды, накапать капелек, сесть рядом, обнять и даже поплакать с ней вместе. Поколение наших мам, бабушек, прабабушек и дальше вглубь – все были воспитаны на модели идеальной Василисы – мультиролевой суперженщины – сильной, волевой, все могущей и все умеющей. Мы должны были делать все по дому: хорошо готовить, шить, вязать, вышивать – и при этом отлично учиться, окончить музыкальную школу, потом институт, и непременно с красным дипломом. «За что не берется, все у нее получается», «Любая работа в руках спорится», идеальная девочка в детстве, идеальная женщина в жизни. Не жалуйся и не плачь: «Терпение и труд все печали перетрут» – так говорили наши бабушки!

Поколение наших мам, бабушек, прабабушек и дальше вглубь – все были воспитаны на модели идеальной Василисы – мультиролевой суперженщины – сильной, волевой, все могущей и все умеющей.

Сейчас, в расцвет социальных сетей, стремление к идеальности и давление на женщин стало еще выше. Мы смотрим посты своих подруг и видим исключительный фасад – идеальную семью: идеальный успешный и ухоженный муж, со вкусом одетые, владеющие идеальным английским языком дети, идеальный отдых, полный счастья и удовольствий, идеальное, ухоженное и молодое лицо, стройное, подтянутое тело, стильный образ. Часто в добавление к этому мы видим Василису, живущую полной и насыщенной социальной и профессиональной жизнью – сегодня успешную и красивую, всю в цветах и любви коллег, завтра на отдыхе в красивом купальнике, через неделю на снежных виражах в соответствующем стильном горнолыжном костюме. Узнаете? Это всё она – на очередном тренинге по повышению квалификации, на концерте, в театре или на мастер-классе по вокалу или гончарному кругу. Как она все успевает? Ведьма??? А как же я? И начинается гонка постов в соцсетях и конкурс на лучшую суперженщину.

Совершенно очевидно, что рано или поздно, а, скорее всего, с завидной периодичностью, кого-то из Василис накрывает усталость, но настоящие мультиролевые Василисы ее даже не замечают, они просто не знают другой жизни с детства. Они адаптировались и научились получать кайф от того, как живут. Если они чувствуют дискомфорт и фрустрацию, мозг быстро ищет причину этого состояния и работает над ее устранением.

Начинается мощная работа над собой, но не с психотерапевтом, а с модным персональным коучем или бизнес-ментором. Василисы научились организовывать свое переключение и понимают, что им это крайне необходимо, чтобы восполнить запас «волшебной» мультиролевой энергии. Многочисленные предложения о ретритах, фитнес-марафонах, эмоционально-образная терапия – все это стало очень востребованным и популярным за последние несколько лет. Очень здорово, что у Василис теперь есть психологический выход, который позволяет им сохранить персональный баланс во всех своих многочисленных социальных ролях.

А как же миллениумы, или поколение Y, спросите вы? Самое свободное от стереотипов поколение, самое раскованное, самое феминистское. Да, все так. Женщины-миллениумы, безусловно, борются за свои права оставаться такими, какие они есть: свободными и счастливыми. Они придумывают феминитивы к названиям профессий, отстаивают свою независимость и максимально оттягивают замужество и рождение детей. Однако именно при миллениумах рынки средств для макияжа и ухода за телом, а также мода и стиль получили мощный толчок для своего бурного развития. Почему? Отвечаю: миллениумы в детстве играли в куклу Барби. Барби – девушка «на стиле»: идеальные волосы, идеальный макияж, идеальная фигура с пропорциями 90-60-90 на кукольный манер, идеальный гардероб на все случаи жизни. В картине мира девочек, родившихся в середине 80-х и 90-х гг., сказочная идеальная Василиса запечатлелась вместе с идеальной куклой Барби. Во взрослом и платежеспособном возрасте этот импринтинг на идеальную женщину взбудоражил и демократизировал рынок декоративной косметики, рынок фитнеса (идеальная попа, живот и ноги – никакого целлюлита) и рынок fashion.

Не переведутся ли Василисы с новыми поколениями?

Отвечаю: нет, не переведутся, но трансформируются под новые ориентиры красоты и женского идеала.

Идем дальше и вспоминаем, как Барби живет: у нее идеальный дом, идеальные друзья, идеальный Кен, идеальный отдых и идеальные домашние животные.

OMG (oh, my God!), а у нее все самое лучшее! И хотя пока что ни один российский бренд не предложил кукольную интерпретацию образа Василисы, я совершенно уверена, что она была бы очень похожа на образ Барби с ее идеальным всем.

На вопрос «а не переведутся ли Василисы с новыми поколениями?» я отвечаю: нет, не переведутся, но трансформируются под новые ориентиры красоты и женского идеала. Сегодняшние дети все еще воспитываются Василисами-мамами и Василисами-бабушками, а значит, будут обучены мультиролевой модели идеальной женщины. К современным детям предъявляются современные требования: знание иностранного языка (а в частных случаях даже нескольких языков) умение играть на музыкальном инструменте, серьезное занятие спортом или танцами. А сколько всего в сфере красоты! Модные детские стилисты, парикмахеры, конкурсы красоты, дети-модели, магазины одежды на любой вкус и цвет, детская декоративная косметика и бренды, ориентированные на подростков, – мамы-Василисы воспитывают идеальных детей «внутри и снаружи», адаптированных к современному времени и общественным требованиям.

Золушка. Кто куда, а я – за принцем!

Основные сказочные черты:

• умение разговаривать с животными

• родство с феей

• уникальный, сказочно-маленький размер ноги

• способность проецировать реальность и исполнять желания (очень хотела попасть на королевский бал)


Основные женские черты:

• фатальное невезение в первой половине жизни (смерть матери, абьюзивные отношения с мачехой и ее дочерьми, затем смерть отца)

• самопожертвование, граничащее с самобичеванием (жизнь на чердаке), одиночество, аскетизм

• стрессоустойчивость, терпение, сила воли

• способность сохранить себя в ситуациях абьюз

• ресурсность, энергия, жизнерадостность даже в самых непростых жизненных условиях

• самоотречение и самопожертвование

• эмпатия

• трудолюбие и исполнительность

• верность

• абсолютное доверие к людям

• полное принятие личности другого человека и ситуации

• искренняя вера в чудеса

• безграничная доброта

• целеустремленность, честолюбие


Золушка – персонаж не из нашей сказки, но прочно засевший в наше сознание, с одной стороны, живостью своего образа, а с другой – диссонансом дуэта наивного очарования и раздражающего успеха. Главная претензия к этому образу – многолетнее сосуществование со своей мачехой и неродными сестрами в отношениях абьюза без какого-либо сопротивления. Отчасти образ Золушки перекликается с образом Настеньки из сказки «Морозко», но между ними «две большие разницы»: Золушка все-таки персонаж с тайными мечтами и желанием лучшей жизни, а Настенька – образ простой и наивный, застенчивый и безо всяких планов на побег. Что же не так с Золушкой и почему ее образ для многих неоднозначен? Попробуем разобраться.

Ключевое в этом образе – воля Золушки к исполнению мечты, безумное желание несмотря ни на что очутиться на королевском балу и увидеть Принца.

Золушка – человек глубоко несчастный и невезучий: сначала умирает ее мать, потом снова женится отец, ввергая семью в агрессивные отношения со стороны своей новой жены, а затем и он умирает, оставляя свою дочь в недружелюбной семье без какой-либо защиты. Многолетние унижения, побои и отсутствие полноценного питания, одежды, комфортного проживания не могли не оставить на психике Золушки глубокого следа. И действительно, будучи крайне одинокой, она начинает разговаривать с животными: ей кажется, что она их понимает, что они помогают ей выполнять работу, порученную мачехой. Втайне у нее рождается мечта побега, эскейпа, но вместе с тем и мечта о «другой, красивой и легкой жизни». Она мечтает не о каком-нибудь сыне мельника, а о том, чтобы поехать на бал в королевский дворец и встретить Принца. Она представляет это раз за разом, танцуя во время натирания полов («Союзмультфильм», 1979) или в паре с метлой (сцена, которая присутствует абсолютно во всех отечественных балетных постановках о Золушке). И вот, когда глашатаи объявляют бал в королевском дворце, Золушка немедленно понимает, что это ее долгожданный шанс, и ей во что бы то ни стало необходимо там оказаться. Это ее счастливый случай, ее спасительная тонкая ниточка; она делает все возможное, чтобы попасть на торжественное и красивое мероприятие своими силами. Однако по приказу и воле мачехи остается дома в силу разных причин: унижения («кто ты такая?»), порчи имущества и физического насилия (платье рвут, а Золушке дают пощечину) и морального давления (поручение ей сотни домашних дел). И только волшебное и судьбоносное вмешательство Феи-крестной помогает ей исполнить мечту и оказаться на королевском балу… Ключевое в этом образе – воля Золушки к исполнению мечты, безумное желание несмотря ни на что очутиться на королевском балу и увидеть Принца, а не убежать куда глаза глядят от кошмара с мачехой; это главная претензия женщин к данному персонажу. Несмотря на ангельский образ, добрый, нежный голос, женщины усматривают в ее стремлении расчет и «королевские» амбиции. Она смогла реабилитироваться в самом конце сказки, дотянув до эпичного момента, когда уже все женщины королевства наконец-то примерили туфельку и ее случайно нашли для примерки как единственную оставшуюся представительницу слабого пола.

Несмотря на ангельский образ, добрый, нежный голос, женщины усматривают в ее стремлении расчет и «королевские» амбиции.

В этом заключается огромная читательская фрустрация в отношении Золушки как сказочного персонажа.

Тем не менее Золушка в нашем сознании – это хорошо интегрированный в реальную жизнь женский архетип, который заиграл новыми красками и новым прочтением образа благодаря Джулии Робертс и ее героине из фильма «Красотка» («Pretty Woman», 1990). В начале 90-х фильм вышел в прокат в России на кассетах формата VHS в гнусавом переводе и демонстрировался повсеместно: от популярных тогда закрытых ночных клубов до кулуарных показов в Домах культуры родителям, ожидающим детей с новогодних елок (мои родители, в частности, так его впервые и посмотрели). Фильм стремительно приобрел народную популярность: в то время, если твоя одноклассница не смотрела «Красотку», то разговаривать с ней было уже не о чем. В моду тогда мгновенно вошли рыжие, кудрявые и длинноногие барышни, кепи и ботфорты, огромные пузыри из розовой жвачки. СМИ сразу же окрестили фильм «оскалом проституции, призванным подорвать нашу ментальность и порядочность». Тем временем VHS с «Красоткой» дарили на день рождения, засматривали до дыр в прокате; подростки передавали посмотреть свою домашнюю кассету, делая на этом карманные деньги. В «Красотке» было все без надрыва, красиво и с юмором. Главная сила этого фильма – честность: в нем все за деньги, все честно покупается и честно продается, без лишних драматических моментов.

И эта честность переиграла традиционную сказку про Золушку в восприятии женщин, взрослеющих в то время. Обычная девушка из низов, каких в 90-е в России было большинство, случайно (!) получает возможность оказаться в другом мире.

В результате любовь случается и побеждает: героиня влюбляет в себя миллионера, получив шанс вырваться из рутины своей жизни в новый мир и перейти на новую социальную ступеньку. Великий определяющий случай: встретить своего Принца и изменить навсегда свою жизнь.

Фактор случайности и незапланированной встречи с судьбой явился мощным стимулом для наших женщин быть всегда, везде и в любом месте во всеоружии: при макияже, при маникюре, опрятной и аккуратной в одежде. Русский типаж Золушки-Красотки – небогатой, среднего достатка, но целеустремленной и очень ухоженной девушки, можно повсеместно встретить в обычной жизни.

Жажда встретить Принца – непременная черта женского характера, ведь в каждой из русских сказок главные героини в итоге выходили замуж за царевичей и королевичей (и да, Василиса из нашей первой главы в теле лягушки тоже сидела и ждала на болоте своего Иванушку, об этом в красках описано в сюжете сказки). Фактор случайности здесь – это фатальная обреченность на глубочайшее и внезапное счастье, это судьбоносный русский авось, который мобилизует женщину каждый день, где бы она ни находилась и куда бы ни вышла: за хлебом, или мусор вынести, или с собакой погулять, всегда есть надежда на прекрасную встречу.

Тысячи девочек надеются волшебным образом встретить внезапно истинную любовь – принцев – да, до сих пор. 20 лет назад историй чудесных встреч с заграничными принцами было настолько много и они так «гудели», что конкурс в Институт иностранных языков имени Мориса Тореза зашкаливал, а среди поступивших большую часть составляли именно девушки. Мамы настаивали, наседали на дочерей и вдалбливали им языки: в ход шли английский, немецкий, французский, испанский, арабский, греческий и итальянский. Уверена, что среди моего поколения обязательно найдется пара-тройка подруг, счастливо встретивших свою судьбу в ныне не существующих клубах Москвы Hungry Duck, Vodka Bar, Dyagilev или в Питере на Рубинштейна, которые вышли замуж и переехали за границу. В эти заведения заходили, конечно, при полном параде и даже около входа как бы случайно тоже активно прогуливались в поисках своей счастливой истории в такой же мейкап-готовности.

В конце 90-х образовалась новая прослойка «принцев», так называемые олигархи, состояние которых стремительно росло на фоне приумножения бывшего советского имущества. Несмотря на высокий материальный статус, людьми они были достаточно простыми, поэтому свою второю половину могли выбирать себе сами и по зову сердца, а значит, вполне могли присматриваться к девушкам довольно простых профессий: цветочницам, официанткам, стюардессам. И опять же – такие роковые и случайные встречи были широко подхвачены глянцем, «караванами историй» и сериальными киномелодрамами. Тут главное – попасть в поле зрения, а для этого было совершенно не обязательно ехать в столицы, знать языки или становиться интердевочками: олигархи водились во всех регионах. Важно – быть готовой в любой момент: макияж, шарм, уверенность и искреннее желание создать уютный тыл и быть верной подругой.

Жажда встретить Принца – непременная черта женского характера, ведь в каждой сказке главные героини в итоге выходили замуж за царевичей и королевичей.

С 2010-2015-х годов с «принцами» стало сложнее: состоятельные и повзрослевшие «принцы» превратились в «папочек-королей», которые взрастили своих чад не для случайных роковых встреч. Ну а наследников империй стали обязывать выбирать свою судьбу из своего круга, руководствуясь строгими критериями отбора, социального престижа и выгоды для семейного (папиного) бизнеса. Увы, в результате мы получили целое поколение «принцев», которые не принадлежали сами себе, ибо при неверном шаге они рисковали остаться без средств к существованию и без наследства. Принцев пришлось искать там, где с кандидатами было попроще: малый и средний бизнес, актерские династии, музыканты, пилоты, гонщики – такие простые парни с хорошей перспективой достатка и судьбой, которой они распоряжаются самостоятельно.

В настоящее время дефицит принцев компенсируют блогеры, стримеры, геймеры, ютуберы, а также создатели модных стартапов и телеграм-каналов. Но такого принца можно сразу и не разглядеть: ходит он в рваных джинсах и стоптанных сникерсах, с подштопанным рюкзаком за плечами и ездит на метро, скейте или самокате, ворочая миллионами. А потому случайные встречи стали особенно актуальны. Тут и в булочную за хлебом, и на помойку с мусорным ведром – везде нужно быть при параде. Полный мейк: тон, тушь, тени, помада, чтобы быть обворожительно готовой для возможного продуктивного диалога.

В булочную за хлебом и на помойку с мусорным ведром – везде нужно быть при параде. Полный мейк: тон, тушь, тени, помада, чтобы быть обворожительно готовой.

Вероятность случайной встречи и большой любви признают практически все девушки. На фокус-группах это всегда оживленная, овеянная романтикой беседа с мечтательными улыбками – вот они Золушки-Красотки! Каждая ждет, у каждой масштабная подготовка к такому событию. В случайных встречах всегда важны первое впечатление и, конечно, контакт глаза в глаза. Почему? Потому что глаза – зеркало души. А значит, ни в коем случае нельзя пренебрегать тушью, подводкой и, естественно, красивой линией бровей.

Код красоты и женского счастья здесь – фатальность, случай, судьба, и крайне важно не упустить ее, быть к ней готовой.

Нужный взгляд, придающий лицу самое милое выражение, можно натренировать. Раньше – на примере судьбоносных сцен из кинофильмов, в девяностые – по «Красотке» Джулии Робертс, сейчас – делаем селфи и отрабатываем на видео. Кожа – хороший тон: чистая, ровная, бархатистая, с легким румянцем; хайлайтер обязателен: утром придаст сияние, вечером – мерцание. Губы – томные, нежные, чтобы прошептать смущенное «простите» или застенчивое «привет». Особенно хорошо, если будет натуральный эффект, которого сейчас можно добиться при помощи тинта. И ногти: непременно наличие маникюра на случай неловкого и случайного касания.

Правдивых историй у каждой в запасе как минимум несколько – возможно, есть даже семейный архив встреч принцев своего сердца: в поликлинике, в пробке на светофоре, на парковке, в аэропорту (так я, между прочим, встретила своего мужа – жаль, оказался не принц), в супермаркете у витрины с йогуртами, у мусорного контейнера, у банкомата… А если уже имеется личный опыт случайных встреч, то практически у каждой это личная боль: вот Он, Принц моего сердца, я так мечтала, так ждала! Он и-де-аль-ный! И вот Он идет (оборачивается, смотрит, улыбается, подмигивает), «…А я стою такая дура: на голове черт-те что, на носу прыщ, бо-жеч-к-и-и-и!», «Сколько бы ни готовилась, всегда недостаточно хороша! Ведь репетировала, представляла, рисовала в голове сценарий этого момента много-много раз, но почему вместо идеальной картинки, как в кино, все как всегда?!» Но все заканчивается хорошо: Принц, несмотря на прыщ на носу, влюбляется в свою Золушку-Красотку, они женятся и живут долго и счастливо. Код красоты и женского счастья здесь – фатальность, случай, судьба, и крайне важно не упустить ее, быть к ней готовой. Как послушаешь такие истории, так и хочется сказать: «Дайте мне мусор, что ли. Я – за принцем!»

Хозяйка медной горы. Строительница империй

Основные сказочные черты:

• мастерство перевоплощения в ящерицу

• умение разговаривать и повелевать живностью, ползающей по земле (змеи, жучки, ящерки)

• трансформация, превращение драгоценных камней в сказочно красивые ювелирные изделия

• способность уменьшать и увеличивать предметы

• умение перемещать сквозь горы и камни

• возможность превращения слез в алмазы

• дар предвидения


Основные женские черты:

• загадочная, мистическая красота профессиональные навыки в высоком ювелирном деле собственный экстравагантный, неземной стиль

• сила воли стремление к достижению цели умение убеждать хорошо развитая интуиция способность разбираться в людях умение делегировать поручения хваткость, стойкость в принятии решений способность исполнять обещания и держать слово

• самопожертвование


Хозяйка Медной горы – образ волевой и очень стойкий. Сильная и независимая женщина, способная решить любую задачу – от забивания гвоздя в стену до запуска космической ракеты. «Баба с яйцами» – сильная, хваткая, леди-действие, суперженщина. У каждого поколения имеется своя Хозяйка Медной горы, образ, который из сказа П. Бажова перешел во вполне осязаемый и актуальный и постоянно перерождается в новых условиях.

Для наших бабушек 1920-1930-х годов рождения этот образ воплотился в Галине Пересветовой из фильма «Кубанские казаки», роль которой исполнила народная артистка СССР Марина Ладынина. Позднее идеальным представлением «Хозяйки» стала народная артистка СССР Нонна Мордюкова – ее образ на фокус-группах и интервью ассоциируют с сильной и независимой женщиной. В 1979 году на советские экраны вышла мелодрама «Москва слезам не верит», запечатлевшая в памяти наших мам (женщин, рожденных в 1950-1960-х годах) не просто женщину, а женщину красивую, которая сделала себя сама, запросто общается с министрами и управляется на «раз» с гаечным ключом и большим цехом швейного производства.

Хозяйка Медной горы – образ волевой и очень стойкий. Сильная и независимая женщина, способная решить любую задачу – от забивания гвоздя в стену до запуска космической ракеты.

А вот Людмилу Прокофьевну из ранее вышедшей романтической комедии «Служебный роман» (1976 г.) Хозяйкой Медной горы назвать нельзя, потому что полностью в этот образ она никак не укладывается. Дело в том, что, хотя все Хозяйки одержимы делом своей жизни, работой, бизнесом, карьерой, они всегда выглядят на 100 % красивыми и ухоженными. Невозможно представить себе Хозяйку в дедушкиных роговых очках и ежедневном, скучном, безликом коричневом костюме. Такие женщины всегда дорогие и шикарные – для них крайне важны уход за собой, массаж, макияж, процедуры красоты, дорогие бренды и, конечно же, украшения. Такие женщины вполне могут себе это позволить и имеют на это полное право, ибо все, что потрачено, заработано их собственным, порой непосильным, с большим надрывом трудом.

Такие женщины всегда дорогие и шикарные – для них крайне важны уход за собой, массаж, макияж, процедуры красоты, дорогие бренды и, конечно же, украшения.

Если копнуть поглубже в историю, то императрицы Елизавета и Екатерина II тоже попадут в этот собирательный образ. Хозяйки Медной горы всегда строят империи, причем действуют масштабно, смело, не размениваясь на обстоятельства, зачастую жертвуя личным комфортом, закрывая глаза на свои чувства ради достижения более важной и глобальной цели. Внешний вид, ухоженность, дорогая одежда и машина для этого типа женщин – рабочая необходимость, инвестиция, средство достижения более важных задач. Красота – это оружие, способ произвести первое впечатление, стратегия. Образ всегда тщательно продумывается и прорабатывается, зачастую при помощи профессионалов – стилистов и имиджмейкеров. У Хозяек Медной горы нет времени размениваться на походы по магазинам или делать самой маникюр – они предпочитают делегировать такие задачи специально обученным людям. И конечно же, речь не идет ни о какой работе по дому, уборке, наведении порядка или готовке: все это слишком мелко и неинтересно – для этого есть те, кто подстроится под стиль жизни и расписание своего нанимателя.

Хозяйки же Медной горы – это всегда птицы высокого полета: если работать, то в лучшей компании (и не просто работать, а непременно управлять ею); если туфли – то только лучшие люксовые бренды; если мужчина – то только идеальный генетический образец.

Хозяйки Медной горы – большие интеллектуалки: они много читают, учатся, рассматривая образование как инвестицию в достижение своих высоких целей. Они налаживают связи, знакомятся с нужными людьми, ездят на профессиональные встречи, конференции, посещают приемы, потому что все это может пригодиться для дела. Они блистают в обществе, посещают выставки, концерты, театры, порой даже специально отправляясь для этого в дальние страны с имеющимся в наличии вечерним гардеробом. Места на подобных мероприятиях всегда будут самыми лучшими, отчасти потому, что такую красоту нужно всем показать, инвестируя в будущие полезные контакты и знакомства, а отчасти потому, что себя нужно баловать и получать наслаждение от жизни.

Сегодня таких известных и ярких образов стало достаточно много: все дело в том, что мы находимся в фазе равных возможностей для любой женщины. Хозяек же Медной горы отличают высочайший уровень силы воли и желание во что бы то ни стало быть на пике успеха, даже при нулевом капитале на старте. При этом они всегда восхитительно красивы. И да, они могут пользоваться (и пользуются!) для «окрасивления» скальпелем, ведь внешность – это инвестиция в дело жизни!

Не путайте, пожалуйста, этот образ с Василисой Прекрасной! У Василисы тотальный пунктик на идеальность во всех областях своей жизни: она идеализирует семью, мужа, детей, при этом может быть совершенно незаменимой и лучшей сотрудницей среднего звена в бухгалтерии или отделе кадров. Хозяйки же Медной горы – это всегда птицы высокого полета: если работать, то в лучшей компании (и не просто работать, а непременно управлять ею); если туфли – то только лучшие люксовые бренды; если мужчина – то только идеальный генетический образец; если дети, то только тогда, когда «я буду к этому действительно готова (не знаю когда, но не сейчас)». Зачастую эти женщины работают в мужских сферах и ничем не уступают в профессионализме мужскому полу, при этом нисколько не следуя внешне мужскому стилю, – они всегда женственны и прекрасны. Умеют наладить рабочие отношения в мужской среде, крепко пожимают руку при знакомстве, вызывая у мужчин удивление и производя первое впечатление «вау!». «Ах, какая женщина!» – да, Хозяйка Медной горы задаст жару не только по рабочим вопросам, но ив хобби: очень часто ее увлечения – с адреналиновым привкусом. Свободное время она с удовольствием проводит в спортзале, делает жим или бегает супермарафоны, гоняет на мотоцикле, прыгает с парашютом или занимается дайвингом.

Драйв в карьере и любимом деле, кайф от достижения желаемого результата, счастье от успеха имеют и обратную сторону: Хозяйка Медной горы – всегда лакомый кусочек для сплетен, интриг и осуждения общества. Казалось бы, все при ней: и красота, и ум, и удача, успешная, безбедная жизнь в семье и достатке, но ей ведь всегда нужно больше, ее цели масштабнее, выше, ей тесно в традиционном треугольнике «муж – дети – собака». На мужчин в какой-то период жизни просто не находится времени. На интервью такие женщины говорят: «Нет времени на личную жизнь», или: «Хорошо, что придумали Тиндер», или же: «Мужчина мне нужен сейчас только по медицинским показаниям». Хозяйки Медной горы самодостаточны, с высокими требованиями к окружающим и предъявляют такие же высокие требования к мужчинам, которые находятся рядом. Дети вообще отходят на третий план – часто о них начинают задумываться только ближе к сорокалетию, но «на всякий случай лучше заморозить свои яйцеклетки, причем сделать это нужно до 35 лет». При этом Хозяйка Медной горы ни в коем случае не является феминисткой: у нее нет на это времени, ведь она строит империю и занимается делом всей своей жизни.

Ближе к 30 годам Хозяйку Медной горы начинают тюкать домашние с извечным «хорошо бы замуж» и «детей пора заводить», «ты так мужа себе не найдешь», «да кто на тебе такой умной женится».

Все при ней: и красота, и ум, и удача, успешная, безбедная жизнь в семье и достатке, но ей ведь всегда нужно больше, ее цели масштабнее, выше, ей тесно в традиционном треугольнике «муж – дети – собака».

Все эти родительские причитания абсолютно бесполезны: у нее своя жизненная программа, а для того, чтобы завести семью, нужно делегировать кому-то свою империю, а значит, нащупать внутренний тормоз и развернуть свою ракету в другую сторону. У женщин этого типа наблюдается три жизненных сценария.

• Ранний неудачный брак (18–25 лет), в котором рождается ребенок, затем следует непременный развод, ребенка воспитывает няня или бабушка, мама большую часть жизни видит его по выходным и получает уже взрослым в 15–16 лет. При этом выглядят мама и чадо, как правило, примерно на один возраст. В этом сценарии программа рождения детей уже выполнена, а программа семейного счастья провалилась с травмой, освобождая пространство для построения карьеры и своей империи.

• Высокий полет с головокружительными успехами и достижением невероятных результатов к 40 годам, далее осознание быстротечности жизни и желание оставить наследников – потомство, которому необходимо передать все, что было создано и нажито в жизни. В этом случае Хозяйка Медной горы делегирует свой бизнес на время для того, чтобы родить ребенка.

Значимость, которую Хозяйки Медной горы создают своей деятельностью, вызывает уважение, а значимые женщины – красивы!

Очень часто происходит метаморфоза переоценки жизненной программы, и после рождения ребенка такие женщины отходят от дел на продолжительное время, чтобы посвятить себя заботе о малыше. Наличие мужчины рядом или создание полноценной семьи в этом случае совершенно не важно.

• Жизненное соло – в этом сценарии не прописан, прежде всего, мужчина-партнер, который достоин быть рядом, а «заводить детей без отца – это безответственно». Хозяйка Медной горы привыкла воспринимать мужчин именно как равноправных партнеров. Ее среда – умные, амбициозные, активно действующие, принимающие решение и берущие на себя ответственность представители сильного пола. Давайте снова обратимся к сказу П. Бажова: для своего поручения Хозяйка выбрала интуитивно «правильного мужчину», смело взявшего на себя ответственность, имеющего кураж и силу исполнения обещания. Но всем известно, что мужчины таких женщин боятся: мало кто захочет еще и дома иметь начальницу (Хозяйка Медной горы не всегда умеет ее выключать в домашних условиях). С покладистым мужчиной ей скучно – нужно, чтобы «всегда удивлял», «было о чем поговорить», «был сильнее меня», «мог обо мне позаботиться». Высокие требования, критический отбор, индивидуальная точка комфорта. Как итог – несовпадение, а компромиссы не есть жизненный принцип женщин данного типа.

Другие женщины Хозяйке Медной горы завидуют. Красива, умна, ухожена, успешна – казалось бы, все легко, все в руках, все само собой. И конечно, никто не знает, какими усилиями все это было сколочено, чего стоило добиться такого большого успеха, как непросто было идти по выбранному пути к цели. Хозяйки Медной горы избирательны – круг их подруг очень узкий; они с осторожностью впускают в свою жизнь только самых преданных и чутких людей, нетребовательных к их вниманию, но в любой момент готовых подставить свое плечо, надежных и проверенных. Тем не менее, для женского сообщества такие женщины не просто красивы – они могут быть примером для подражания. Значимость, которую Хозяйки Медной горы создают своей деятельностью, вызывает уважение, а значимые женщины – красивы!

Марфушенька – душенька. Бунтарка с особым взглядом на жизнь

Основные сказочные черты:

• крайняя избалованность и изнеженность

• лень, возведенная в абсолют

• неуклюжесть, неспособность к реализации простейших бытовых манипуляций

• недалекость ума и отсутствие воображения

• своенравность и помыкание как способ общения

• зависть, жадность, желание обладать


Основные женские черты:

• отсутствие каких-либо устремлений и желания учиться

• нарциссизм и самоуверенность крайне завышенная самооценка инфантильность и наивность

• острота высказываний и оценочных суждений

• решительность, граничащая со скоропалительностью

• ранимость и обидчивость

• отсутствие воспитания, умения владеть собой, истеричность


Казалось бы, отсутствие волшебных, сказочных умений и мастерства делает Марфушеньку-душеньку абсолютно земным образом, однако не стоит забывать, что мы используем в описании архетипов только тех сказочных персонажей, которые максимально ярко и часто упоминаются женщинами в разговорах о красоте. Образ Марфушеньки – это гротеск: грандиозная метафора, порой с гипертрофированными чертами, отражение которых мы находим в повседневной жизни и общении друг с другом. И образ этот достаточно многогранный, поэтому, безусловно, он достоин внимания.

Марфушенька, в отличие от всех остальных архетипов, – образ собирательный. Его можно услышать как имя нарицательное из уст мам девочек-подростков, которые со своим особым взглядом на жизнь кардинально не совпадают с видением родителей. Но также этот образ может описывать и достаточно взрослую женщину, со своим особым стилем самоподачи и социальной самопрезентации, которая разительно отличается от других чудачествами и оригинальным подходом. Обе группы объединяет и определяет одна общая яркая черта: Марфушеньки – это бунтарки со своим особым взглядом на жизнь, в большинстве случаев не совпадающим с общепринятым подходом.

Марфушеньки – это бунтарки со своим особым взглядом на жизнь, в большинстве случаев не совпадающим с общепринятым подходом.

Начнем с Марфушеньки как с временного состояния, которое обычно проявляется в подростковом возрасте, но опасно тем, что может затянуться на продолжительное время. Российские мамы в большинстве своем относятся к мамочкам-наседкам, то есть они стараются максимально оберегать и опекать своих детей от всего плохого и неподобающего. Дети всегда ухожены, умыты, красиво одеты, накормлены, окружены любовью и заботой. Мамы таких детей обычно все те же идеальные Василисы, которые растят идеального ребенка и стараются подойти максимально ответственно к образовательному процессу. С самого раннего возраста чада исправно посещают английский, школы раннего развития, обучайки-развивайки, художки, музыкалки, коньки, гимнастику, балет, лепку и много чего еще. Дети «накачиваются» знаниями, проводя достаточно много времени на дополнительных занятиях после школы, в выходные, на каникулах, зачастую не имея возможности для так необходимого им отдыха. К сожалению, во многих случаях интенсивная интеграция ребенка в какую-либо сферу является родительской нереализованной амбицией детства: например, маме очень хотелось играть на фортепиано, но у ее родителей не было возможности купить инструмент, или мама хотела заниматься в детстве фигурным катанием (плаванием, фехтованием, гимнастикой), но у родителей не было времени, чтобы возить ее на секцию и т. д. Родители догоняют реализацию своих детских желаний через своих чад, подменяя их истинный интерес и мотивацию достижением своей детской мечты. Что же на самом деле интересно и увлекательно для их ребенка – вопрос второй, но если он не совпадает с генеральной линией родителя, то детское мнение далеко не всегда учитывается.

Марфушеньки формируются как раз в переходном возрасте, собирая в яркий букет свои желания быть самостоятельной в решениях как выглядеть, что носить, чем заниматься, как проводить свое время.

Уровень стресса и накала нервного напряжения для детской психики – достаточно серьезная проблема с возможными негативными последствиями, особенно в переходные моменты: из младшей – в среднюю школу, из средней школы – в старшие классы. Дети постоянно сдают экзамены, участвуют в олимпиадах, соревнуются друг с другом; от них требуют лучших результатов, настаивают на максимальном вложении и самоотдаче.

Стоит ли говорить, что мы наблюдаем расцвет спроса на детских психологов в связи с невероятно высоким уровнем стресса, напряжения и вынужденной конкуренции детей друг с другом? Истерики, нервные срывы, депрессии, апатичные состояния – все это последствия гипернапряжения под давлением родительских ожиданий. А когда наступает переходный возраст, детская психика начинает выдавать мощнейший протест и желание самовыражения, самоопределения своих интересов. Время переходного возраста критично для отношений мамы и дочки – это время дочернего бунта, расстановки всех точек над i и разочарования друг в друге. Марфушеньки формируются как раз в переходном возрасте, собирая в яркий букет свои желания быть самостоятельной в решениях как выглядеть, что носить, чем заниматься, как проводить свое время.

Как это проявляется в красоте? Конечно, девочки требуют права выбора одежды, отказываясь носить бантики, косички, синие школьные сарафаны и глухие блузки под горло. Они выбирают сами, и этот выбор – повод для слез и скандалов в примерочных: голый живот, рваные свитера, широкие бесформенные платья-рубашки в клетку, ботинки в стиле гранж с заклепками и шнурками до колена и, конечно, цепи на шее и везде: на запястьях, поясе, сумках, рюкзаках и т. п. Обращали внимание, что девочки-подростки ходят в магазины миникомпаниями и зависают вместе в примерочных: это «по фану», «чума» и просто «кайфово»? А с купленной мамой кринж-вещью можно временно и согласиться, но в целом отлично ее усовершенствовать по своему вкусу: здесь отрезать, тут распороть, а там подкрасить. «Мам, не нравится? Тогда выбрасывай!»

Тема красоты развивается в геометрической прогрессии, и в общей картине есть три вещи, которые кардинально бесят родителей в своих подрастающих Марфушеньках-чадах: пирсинг, цветные волосы и ногти. Тату не бесит, так как среди родительского поколения много мам и пап, имеющих тату на своем теле.

Сначала – про ноготочки. Если до сих пор не замечали, то очень рекомендую обратить внимание на креативный маникюр девочек-подростков. Сегодня они носят ногти, которые были популярны 15–20 лет назад, на рубеже 90-х – начала 2000-х годов: тогда они назывались «пики» – наращенные акрилом ногти, свободный край должен быть в несколько раз длиннее самого ногтя, сам край ногтя довольно заострённый. Сегодняшние модницы называют их «стилеты», длина наращенного стилета – 1,5–2 сантиметра. Еще один популярный формат – «пайп»: – длинные ногти, похожие на трубочки, вытянутые, узкие и закругленные к краю. Ну и самый скромный маникюр – «балерина»: акриловый вариант, где наращенный ноготь не особо большой длины (0,5–1 сантиметр) и оформляется очень женственно – в форме балетного пуанта. Ногти могут быть самых разных дизайнов, ярких цветов, вразнобой, со стразами, наклейками, пирсингом. Есть воображение? Делай!

А теперь инсайты: зачем? Вот несколько цитат из интервью:

• «принимать самой решение – мои же ногти»;

• «выбесить маму, папу – всех, у кого есть ко мне вопросы»;

• «сделать свой стиль»;

• «быть на пике»;

• «стать заметной, отличаться»;

• «не делать то, что я не хочу делать» (имеется в виду, к примеру, уборка по дому);

• «быть девочкой „вау“, „клевой малышкой“»;

• «ну, это ведь секси».

И действительно, с такими ногтями нельзя делать работу по дому, невозможно мыть пол, посуду, вообще заниматься какой-либо уборкой: «Ну, у меня же ногти!». А еще, они исключают физическую возможность игры на ненавистном фортепиано, гитаре, саксофоне – любом музыкальном инструменте. И – да, делают невозможными занятия спортом с любым инвентарем.

Три вещи, которые кардинально бесят родителей в своих подрастающих Марфушеньках-чадах: пирсинг, цветные волосы и ногти.

Далее – цветные волосы. И тут снова моя любимая фраза «мы все родом из детства». Да, по тем куклам, в которые играли поколения девочек, можно определить их желания и стремления в реальной жизни. Текущее поколение подростков (2003+) выросло на супергероях, перевоплощении и суперсиле. Все эти волшебные демонические истории воплотились в игрушках, которыми было круто обладать. Для девочек этого возраста самыми классными и крутыми считались феи Winx и Monster High. Куклы Winx были выпущены впервые в 2004 году по сюжету итальянского мультипликационного сериала «Winx Club», который был ориентирован на аудиторию девочек-школьниц.

Основную серию Winx составляют всего шесть кукол, каждая из которых обладает своими уникальными волшебными способностями. Все феи имеют свой особенный характер; все они модницы, в том числе – это волосы необычного яркого цвета. Для моделирования их лиц были выбраны поп-звезды и всемирно известные голливудские актрисы и певицы современности. Например, кукла по имени Текна имеет общие черты с Пинк, кукла Лейла – с Бейонсе, кукла Стелла – с Кэмерон Диас, Муза – с Люси Лью, Флора – с Дженнифер Лопес, а кукла Блум – с Бритни Спирс. Куклы имеют идеально красивую классическую барби-фигуру, эльфийские точеные лица, характерные ушки и ажурные крылышки за спиной. У каждой куклы есть свой особенный созидательный супердар. Они вместе решают проблемы, ссорятся, мирятся и спасают всех.

Играя в куклы, наши дети, как мы в свое время, играя в дочки-матери, получили ту самую референтную ролевую модель-образ для подражания и реализации.

Куклы Monster High были впервые выпущены в 2010 году, в России они появились годом позже (как раз когда сегодняшним подросткам было по 7–8 лет) и, в отличие от кукол Winx, представляют собой девочек-монстров, загробный и мифически запретный мир по коллекциям «Вампиры», «Призраки», «Зомби», «Мумии», «Оборотни» и все в этом роде. Самыми известными персонажами считаются: дочь Дракулы – Дракулаура, дочь фараона Рамзеса – Клео де Нил, Фрэнки Штейн – дочка Франкенштейна. По конструкции куклы напоминают Барби: идеальное женское тело, точеная талия, тонкие и изящные ручки и ножки. Главное в них – это яркие, эпатажные образы и неповторимый личный стиль. Каждая кукла-монстр развивает свою демоническую суперсилу, а стиль передается через экстравагантный наряд и длинные волосы розового, сиреневого, синего, фиолетового, красного, оранжевого, зеленого или любого другого чистого или смешанного цвета.

Кукла имеет непропорционально большую голову с крупными глазами и ярким макияжем; кожа может быть с веснушками, шрамами, татуировками, или даже открытыми ранами, любого цвета – от белого до абсолютно черного.

Были также выпущены куклы с четырьмя руками, щупальцами вместо ног, хвостами, крыльями и вампирскими клыками. Стоит ли говорить, что персонажи этой серии крайне осуждались многими родителями, педагогами и психологами? Игрушка – это средство психического развития ребенка, а подобные персонажи могут нанести травму детской психике, поэтому кукол этой серии называли слишком пафосными, яркими и откровенно одетыми, а также пропагандирующими интерес к теме смерти, десакрализирующими ее. Однако были и такие специалисты, которые говорили о том, что такая кукла поможет девочкам бороться с различными страхами, может метафорически и ярко показать разные типажи личности, с их достоинствами и недостатками, глубину «внутреннего мира, который намного важнее внешнего облика». Большинство родительских опасений на пике популярности этих кукол было связано с тем, что ребенок может начать чувствовать себя тем самым особенным; решит, что ему нужно как-то экстравагантно выделиться, или увлечется какими-нибудь оккультными течениями и загробным миром. Был также создан мультсериал «Школа монстров», который в короткие сроки стал популярным во всем мире. По его сюжету куклы – это веселые подростки, которые живут обычной жизнью и проявляют интерес ко всему, что привлекает их современных сверстниц: книги, музыка, фильмы, компьютеры, рисование, мода и прочее, несмотря на свой эпатажный образ и особенные суперспособности. Сериал быстро стал популярным в России, поэтому у редкой девочки в те времена не было куклы-монстра: это было крайне не круто, разве что родители категорически запрещали. На кукол копили, их дарили на день рождения, собирали целые коллекции, гонялись за редкими экземплярами.

Играя в куклы, наши дети, как мы в свое время, играя в дочки-матери, получили ту самую референтную ролевую модель-образ для подражания и реализации.

В исследованиях мы слышим от девочек-подростков, что их самым заветным желанием было бы иметь волосы фиолетового, красного, бирюзового, зеленого или синего цвета. Почему? «Это очень круто!», «Как будто ты исполняешь свою мечту и становишься прямо такой супердевочкой», «Ты просто трансформируешься в супермир». Причем у многих это желание трансформации может быть озвучено в формате требования, поставлено ребром как ультиматум: «Я просто сказала маме, что покрашу волосы сама или побреюсь налысо, если она мне не разрешит покраситься так, как я хочу». Родители, конечно, идут на поводу или стараются найти компромисс: покрасить челку, прядки или кончики волос.

Чем старше детки, тем ярче могут быть проявления самовыражения в красоте и самопрезентации. Если первыми среди средств декоративной косметики в детской сумочке появляются гигиеническая помада или оттеночный блеск, то уже к 14 годам наибольший процент девочек имеют свою полноценную косметичку со всем необходимым набором для крутого мейка. На все праздники идут в дело основные средства: тушь, хайлайтер, тени-подводка и помада. Почти все мамы (в отличие от пап, которые иногда открыто и принципиально не одобряют использование дочерьми декоративной косметики) не возражают, если их чадушко перебесится в подростковом возрасте: «Лучше пусть сейчас, чем потом».

Интересная история складывается и в плане дальнейших желаний сделать татуировку (чаще) и пирсинг (реже). Единицы в настоящее время не пробовали временное тату, практически все воспринимают нанесение картинки на кожу как игру и проецируют ее ив сознательном возрасте. Серьезное желание сделать татуировку во многом зависит от окружения: в частности, треть маленьких респондентов говорят о том, что у их родителей «тоже есть татуировки», поэтому «они не будут возражать, если я и себе сделаю». При этом немногие могут сознательно рассуждать, что татуировка – это серьезный и тщательный выбор картинки и что процесс нанесения и заживления, скорее всего, будет достаточно болезненным. Пирсинг – явление больше протестное и одобряемое кругом друзей, в который попадает подросток. Девочки-подростки, настоящие Марфушеньки, делают пирсинг на лице: на брови, в щеке, на губе, в носу и во рту – на верхней уздечке и языке. Это те части тела, которые родители видят постоянно. Да, это бесит! Это мощный болевой протест, который, хотя и не произнесен родителям внятно, но более чем очевиден как сигнал, что нужно серьезно разбираться с комфортом общения и пониманием друг друга, возможно, с привлечением специалиста.

Единицы в настоящее время не пробовали временное тату, практически все воспринимают нанесение картинки на кожу как игру и проецируют ее и в сознательном возрасте.

Компромиссный вариант, на который идут многие родители, – множественные проколы ушей (за исключением туннелей).

В любом случае как с пирсингом, так и с тату важен диалог мамы и дочки: прежде всего о том, что это серьезные манипуляции, потенциально опасные для здоровья. Я призываю всех мам максимально и с пониманием отнестись к желанию дочек самовыразиться такими способами и постараться сделать все возможное, чтобы реализация была безопасной и под должным медицинским контролем.

Случается так, что из образа Марфушеньки девушки не выходят и по истечении подросткового возраста, и таких женщин мы можем наблюдать среди нас в зрелом возрасте. Они были воспитаны на других книжках и игрушках, но тем не менее самовыражаются столь же оригинально и ярко, порой не уступая подросткам: причудливые стрижки, цветные волосы; креативная, необычная одежда; полосатые колготки, как у Алисы в Стране чудес, и серебряные башмачки, как у Элли; зеленые очки из Изумрудного города; синие волосы, как у Мальвины. Такие женщины обычно весьма самобытны, имеют свое собственное понимание красоты, стараются максимально ярко и необычно заявить о себе миру.

Взрослые Марфушеньки – явление все же достаточно редкое, но яркое, поэтому в кругу коллег и друзей их образ идентифицируется сразу и однозначно: они не такие, как все. Они другие – чудные, чудачки, чудаковатые.

Одно из проявлений такого заявления о себе – жизнь внутри субкультуры со стилизацией своей внешности под субкультурные традиции. К примеру, это может быть байкерский, панковский или этностиль. В настоящее время особенную популярность получил косплей (от англ. costume play) – перевоплощение в различные роли посредством переодевания в костюм и передачи характера, пластики и мимики своего любимого персонажа компьютерной игры, кинофильма, комиксов, аниме, манги. Взрослые Марфушеньки – явление все же достаточно редкое, но яркое, поэтому в кругу коллег и друзей их образ идентифицируется сразу и однозначно: они не такие, как все. Они другие – чудные, чудачки, чудаковатые. Их сложно назвать красивыми, потому что они во многом не следуют общим правилам, стараясь подать себя под своим собственным соусом. Например, Марфушеньки могут носить исключительно ярко-синие или зеленые ресницы, красить губы только оранжевой помадой или клеить себе на скулы единорогов, а по утрам тратить много времени на то, чтобы прорисовать веснушки. Они могут быть ярыми приверженками культуры какой-нибудь страны – например, Индии, и в этом случае будут глубоко погружены в ее традиции красоты, будут носить узоры-татуировки из хны на запястьях, благоухать сандалом и прочими специфическими благовониями.

Марфушеньки, с одной стороны, бунтарки, выступающие против всего, для остальных привычного, против того, что их сковывает, а с другой – максималистки в своем собственном состоянии комфорта. Они не будут истязать себя процедурами красоты, страдать и мучиться, если им не это не приносит удовольствия. На любой вопрос, касающийся состояния их тела, они ответят как отрежут: «Мое тело – мое дело» хочу – делаю татуировку, хочу – ем что хочу, хочу – брею подмышки, хочу – мою голову, а хочу – ина все это «скажу нет, да и спать лягу!» Они как будто немного подзастряли в своем желании сделать что-то суперособенное и обращающее на себя внимание, наскочив на отсутствие стремления качественно реализовать это желание в жизни. И часто получается как в фильме «Морозко» (1964 г.), когда хочется быть красивой и все средства есть да хороши, вот только напрягаться неохота, да ив целом мне и так красиво и хорошо! Взрослые Марфушеньки – женщины с чудинкой, перчинкой, но и с ленью. Лень провоцирует зависть, сложные отношения с другими архетипами, да ив целом по многим параметрам усложняет их социализацию и принятие в женское общество.

Баба-Яга. Женщина со сложной судьбой

Основные сказочные черты:

• умение мастерски управлять сказочными средствами передвижения (избушка на курьих ножках, ступа, метла)

• кулинарные навыки приготовления волшебных снадобий

• умение общаться с животными и сказочными существами

• способность перевоплощаться посредством омоложения

• магическое умение влиять на сознание людей, гипноз

• родство с царской семьей и приятельские отношения со сказочными существами

• посредничество в организации переговоров между людьми и сказочными существами

• владение сказочными средствами исполнения желаний

• эмпатия к сказочным персонажам и людям


Основные женские черты:

• богатый и непростой жизненный опыт

• уникальное сочетание ума, мудрости и коварства

• одиночество, отшельничество, жизнь с кошками (котом)

• владение собственной недвижимостью

• владение и умение управлять личным транспортным средством

• знание сказочной и человеческой психологии

• владение знаниями и практиками косметологии, нутрициологии, натуропатии, фитотерапии

• авантюризм, склонность к риску

• широта души, щедрость

• справедливость

• преданность делу

• хваткость

• находчивость, изобретательность


Баба-Яга – неоднозначный персонаж и, несомненно, один из самых интересных женских сказочных образов-архетипов. Во времена моей работы над антивозрастными средствами на вопрос в исследовании: «Какой ваш самый большой косметический возрастной страх?» – российские женщины отвечали: «Боюсь превратиться в Бабу-Ягу». Что ж, давайте разберемся: кто такая Баба-Яга и почему мы боимся в нее превратиться?

Как сказала одна из моих респонденток, «Баба-Яга – умная женщина со сложной судьбой». Глядя на развитие ее образа в сказках, отечественном кинематографе и отношение к ней женщин разных возрастов, можно с уверенностью сказать, что это сложносочиненный, многослойный образ, вызывающий разнополярные эмоции – от восхищения до пренебрежения. Интересно отметить, что мы (те, кто родился в период 19801990 годов) и наши мамы (1950–1970 г.р.) помним разные образы Бабы-Яги, а наши дети (2003 г.р. и младше) будут воспринимать этот образ уже по-своему. Все дело в том, что Баба-Яга – такой своеобразный феномен среди сказочных женских образов.

Баба-Яга – умная женщина со сложной судьбой.

Несмотря на то, что мы читаем одни и те же народные сказки, образ Бабы-Яги очень подвижен, он постоянно изменяется и по-разному визуализируется художниками, кинематографом, анимацией. Образ и его интерпретация трансформируются под влиянием времени: это, в свою очередь, вызывает новые впечатления у растущего поколения. Так, например, наши мамы при упоминании Бабы-Яги представляют себе персонаж, воссозданный в свое время народным артистом РСФСР Георгием Милляром в фильмах легендарного режиссера Александра Роу. Его Баба-Яга была, скорее, на стороне злых сил: коварная, злобная, страшная и ехидная, с низким хрипловатым голосом, большими длинными руками, крючковатым носом и торчащими кривыми зубами. Сильная, коварная женщина, нападающая на сказочных Иванов и, по сюжету, расставляющая миллионы препятствий на их пути, она задумывала каверзные козни, но раз за разом безыскусно и бескомпромиссно проигрывала. Конечно, образ минимально ассоциативный, непривлекательный и, видимо, достаточно актуальный для того времени: считается, что актер списал его с реальных женщин, которых он встречал на своем жизненном пути.

Баба-Яга противоречит основному женскому культурному коду красоты – ухоженности.

Поколение, рожденное в 1980-1990-х годах, смотрело уже другие, цветные сказки, среди которых особенно ярко вспоминается образ, созданный народной артисткой СССР Татьяной Ивановной Пельтцер в фильме «После дождичка в четверг», а также образ, запомнившийся по мотивам книг Кира Булычева, в фильме «Остров ржавого генерала», созданный народным артистом РФ Александром Леньковым. Баба-Яга Татьяны Пельтцер – добрая, мудрая, в меру милая старушка, строгая, но справедливая. Аккуратная, статная, способная сопереживать, сочувствовать, готовая прийти на помощь, но в то же время не упускающая своего. Баба-Яга Александра Ленькова – озорная, лукавая, игривая, кокетливая, кажется, даже впавшая в детство – большая маленькая девочка, обожающая конфеты, но тем не менее с чертами демонизма, приговаривающая: «Кого надо сожрать? Замучить, изуродовать? С большим удовольствием!». Обе Бабы-Яги (скорее, «бабуси-ягуси») способны на теплые, дружеские отношения. Они легко находят общий язык с детьми и готовы даже на героические поступки ради общего доброго дела. Баба-Яга как бы перекочевала на сторону добра, приобрела положительный заряд. Теперь вместо вороватой и обидчивой старухи она предстает перед нами такой бабушкой «бодрячком», «бабкой мирной и хорошей, хитроватой, но хозяйственной». Так почему же мы боимся в нее превратиться?

Образ Бабы-Яги интерпретируется поколениями по-разному.

Причина наших страхов в том, что Баба-Яга нарушает множество кодов красоты и является полной противоположностью Василисе Прекрасной. Прежде всего Баба-Яга противоречит основному женскому культурному коду красоты – ухоженности. Судите сами: седые растрепанные волосы, космами торчащие в разные стороны; серое, осунувшееся лицо с бородавками; нос загибается крючком («нос в пол врос»), а вместо красочного опрятного сарафана – грязные, старые лохмотья, больше похожие на тряпье, чем на одежду. Ухоженность, чистота, опрятность – все, что свойственно Василисе, полностью отсутствует в традиционном образе Бабы-Яги, созданном в качестве антипода прекрасному и привлекательному. Однако, как только мы добавляем в образ аккуратизм: причесываем волосы, пусть даже седые, одеваем ее в красивый сарафан да еще и приправляем дружеской улыбкой, Баба-Яга преображается и ее образ меняет полярность. Получается, что главный страх взрослеющих женщин (и здесь, заметьте, я намеренно не употребляю слово «стареющих») – превратиться в неухоженную и неопрятную, забытую всеми отшельницу-старуху.

Итак, образ Бабы-Яги интерпретируется временем и поколениями по-разному: для детей, выросших на фильмах 20152020-х годов, мы увидим совершенно другую историю, которая создана, на самом деле, представителями нашего с вами поколения. Это наша интерпретация, наше представление Бабы-Яги. Логика простая: боюсь превратиться, не хочу быть похожей, значит, меняю свое представление и конструирую такой образ, который бы меня не пугал и даже в чем-то, возможно, вдохновлял. Новейшая Баба-Яга – в трилогии о «Последнем богатыре» в исполнении народной артистки РФ Елены Яковлевой. Что поменялось?

• Баба-Яга – женщина волевая, могущественная, живущая по своим правилам – так, как ей удобно. Она решает сама, с кем общаться и дружить, где жить, что делать, куда ходить, как одеваться и как, в конце концов, выглядеть.

• Она независимая и самостоятельная, женщина с собственностью: своя отдельная избушка на курьих ножках и личный транспорт – ступа – всегда на ходу.

• Она в любой момент может преобразиться в молодую и прекрасную женщину за счет косметических средств, моментально устраняющих признаки старения, а также за счет волшебства нутрициологии (отвары, зелья).

• Баба-Яга – сильная женщина с характером, она может приобретать суперсилу, если того требуют обстоятельства, опять-таки посредством нутрициологии и фитотерапии.

• У нее есть личная жизнь, поклонники и воздыхатели; она может и умеет при желании пококетничать и соблазнить, но вместе с тем не утратила способность глубоко чувствовать, быть привязанной и любить, зато искренне верит в настоящую дружбу и поддержку.

• Она профи своего дела, опытнее и мудрее молодых, однако готова уступить, дать им дорогу, возможность попробовать свои силы, а в случае необходимости всегда прийти на помощь и решить проблему своими методами.

• Она ведет здоровый образ жизни: не курит, не пьет, не спит целыми днями; ее «ходячая резиденция» размещена в лесу, где она дышит чистым воздухом, активно двигается, саморазвивается, читая журналы и книги, интересуется новейшими благами цивилизации.

• Да, еще она очень скромная и экономная, не выпячивает свои знания и умения, не носит дорогих и красивых нарядов, не кичится на каждом углу своим профессионализмом.

• Вместе с тем Баба-Яга – весьма чувствительная, ранимая женщина, открытая к отношениям, но имеющая не самый удачный опыт за плечами, от этого ревнивая и мнительная, очень fragile, как говорят французы.


Ну, как вам преображение, идущее в ногу со временем? Согласитесь, что в такую Бабу-Ягу вовсе не страшно превратиться: бабуля очень даже боевая, у нее еще полно пороха в пороховницах, и она еще э-ге-гей! С такой Бабой-Ягой не страшно, она настоящий друг и товарищ. В общем, очень даже самодостаточный и ненавязчивый персонаж со своим внутренним миром и интересами.

Современная экосистема красоты как бы преображает Бабу-Ягу, перекодируя ее на добро и созидание, делая ее еще более значимой в достижении целей, и тем не менее не лишает ее критичности придирчивости, здорового индивидуализма и даже эгоизма.

Образ Бабы-Яги в нашей культуре и в сказках необходимый и уникальный – без нее не случается жизненного волшебства: ведь в трудной ситуации она непременно приходит на помощь. Василисы в современных историях все так же многофункциональны, однако без Бабы-Яги они ни за что не справятся. Им обязательно нужна забота и поддержка более мудрой родственницы, единомышленницы и коллеги – такой своеобразный менторинг или коучинг в решении жизненных сложностей. Современная экосистема красоты как бы преображает Бабу-Ягу, перекодируя ее на добро и созидание, делая ее еще более значимой в достижении целей, и тем не менее не лишает ее критичности, придирчивости, здорового индивидуализма и даже эгоизма.

Пенсионный возраст повышается, а это значит, что с 40 до 65 лет у женщин будет еще 25 лет, в течение которых необходимо иметь силы и ресурсы для того, чтобы оставаться позитивно интегрированной в общество и общественную жизнь, иметь поддержку близких по духу людей и семьи.

К традиционному образу Бабы-Яги у женщин сегодняшнего среднего возраста достаточно много претензий. Одна из главных – характер и отношение к созидательному действию, ведь для того, чтобы сподвигнуть эту женщину на позитивное действие, необходимо зайти к ней с плюшками-печенюшками, подарочками-конфетками-цветочками, да возможно еще и не один раз. Если подарочки не помогают, то иногда приходится применять угрозы и припугнуть ее как следует тем, кто для нее в авторитете. Очень жизненный образ получается. И для многих, к сожалению, он ярко визуализируется в работниках государственных, образовательных и медицинских учреждений – отвечающих у нас за ремонт и обеспечение, обслуживание жилых помещений; без подношений с целью решить рабочий вопрос к таким женщинам приходить нельзя, это просто не имеет смысла. Но как только удается растопить лед, они оказываются «мировыми тетками»! Какая неустроенность в жизненном плане заставляет их отказывать в помощи при первом обращении и в сказках, и в жизни – загадка. Возможно, личная травма, усталость от выполнения своих обязанностей, отсутствие необходимости или желания помогать, делать вклад на своем рабочем месте. Что особенно удивляет – при таком отношении к людям этим Бабам-Ягам приходит достаточно большое количество негативной обратной связи: фрустрация, общее недовольство, ругань, оскорбления. Психологически здоровому человеку в таком компоте эмоций будет крайне некомфортно. С таким настроем на отсутствие позитивной установки к общению можно растерять и близких людей, и друзей, и в итоге вообще остаться в одиночестве, как в сказке. Поэтому поколение 35-40-летних сейчас, думая о возрасте 50+, в котором они окажутся довольно скоро, серьезно ставит себе в приоритет работу со своим психологическим здоровьем и уровнем комфорта своих ощущений, внутренней гармонии, энергетическим состоянием. Они выстраивают баланс между своими переживаниями и контактом с внешним миром, стремятся найти путь при помощи коучей и психологов для позитивного и эффективного взаимодействия, для продуктивной коммуникации. Пенсионный возраст повышается, а это значит, что с 40 до 65 лет у женщин будет еще 25 лет, в течение которых необходимо иметь силы и ресурсы для того, чтобы оставаться позитивно интегрированной в общество и общественную жизнь, иметь поддержку близких по духу людей и семьи.

Следующий вопрос, который предстоит решить современной Бабе-Яге, – это скорость изменения внешнего мира и перестройка собственных привычек и сознания в соответствии с современными реалиями. Пора оставить приговорки о том, что «в наше время было все по-другому», или «когда мы были молодыми», или «а вот 10, 15, 20 лет назад такого не было, и как-то обходились без всего этого», – этот прошлый век остался в прошлом веке. Основа комфорта сегодня – это принятие правил игры сегодняшнего дня, использование инструментов, которые работают в нынешних условиях. Однако никто не запрещает, даже приветствует применение опыта, смекалки и доброго проверенного совета. Волей-неволей, но придется привыкать к той скорости, которая нарастает с каждым новым днем и в которой молодому поколению комфортно и удобно. Тем более что отказ от новшеств, сопротивление позитивным изменениям могут негативно сказаться в том числе и на источнике дохода. К сожалению, достаточно большое количество зрелых женщин теряют свои рабочие места из-за того, что не успевают за скоростями, не могут научиться ориентироваться на новые требования или стандарты работодателя, не принимают изменения и зачастую крайне ревностно и негативно относятся к более молодым коллегам, становясь, таким образом, токсичным членом рабочего коллектива. В подобной ситуации руководителю остается не что иное, как попрощаться с более зрелым сотрудником и взять на его место кого-то пошустрее, посговорчивее и более позитивного. Для того чтобы оставаться ценным работником, Бабе-Яге, возможно, нужно будет бежать быстрее, предпринимая больше усилий в плане открытости изменениям, готовности учиться новому и трансформироваться. И многие это осознают, повышая степень своей квалификации постоянно, осваивая новые специальности, углубляясь в непонятные для себя области, тем самым приобретая уважение среди своих коллег и работодателей.

«До 40 лет я чувствовала себя принцессой, а после 40 и далее в бесконечность я хочу быть, чувствовать и знать, что я королева!»

Ну и третье, немаловажное – это огромная работа над своим физическим состоянием и внешним стилем. «Нос в потолок врос», «нос крючком, уши торчком, а на голове грибы растут» – это все старая, страшная, кошмарно-сказочная Баба-Яга, которая все больше и больше остается в сказках, и все реже будет встречаться в реальной жизни. Почему? Потому что поколению, которое постепенно переходит в зрелый возраст, будут максимально важны такие персонально ощутимые категории, как здоровье, физическая сила и энергия, комфорт, включение в общество и общественную жизнь, принятие. Все это невозможно без ухода за собой, физической интеграции в спорт и движение. Осознание важности и тяга в эту сторону уже начались, и благодаря государственным программам долголетия, которые организуются по всей стране, начиная с крупных городов, и благодаря демократизации и популяризации велнес-культуры и частных фитнес-центров. Внешняя составляющая стиля в настоящий момент немного прихрамывает, так как не всегда понятно, какую одежду носить, где ее покупать, какой макияж в условиях процессов возрастной деформации лица подойдет, какую прическу подобрать и у какого мастера ее сделать. Индустрия красоты для комфортной и красивой жизни в зрелом возрасте у нас в стране, к сожалению, пока не развита. Видимо, то поколение, которое сейчас дозревает до «ягодного» состояния, и придумает бренды, продукты, услуги, которые будут не бороться с возрастом, а делать его изящнее, красивее, великолепнее. Как сказала одна из респонденток: «До 40 лет я чувствовала себя принцессой, а после 40 и далее в бесконечность я хочу быть, чувствовать и знать, что я королева!» Да будет так! Я уверена, что в ближайшем будущем нас ждут крутые, зажигательные, заводные и очень красивые «Бабы-йуо-жки»!

Загрузка...