Устойчивость к негативным событиям определяется тем, как мы на них реагируем, что думаем в эти минуты, какой способ взаимодействия с миром выбираем.
Три основных фактора, которые могут затормозить выход из кризиса:
1) персонализация – убеждение, что «во всем виноват я сам»;
2) обобщение – вера в то, что одно событие негативно скажется на всех сферах жизни;
3) постоянство – уверенность в том, что отголоски трагедии будут преследовать человека всю жизнь.
Обычно в голове это звучит так: «Это я виноват в том, что все так ужасно. Вся моя жизнь – кошмар. Ничего никогда не изменится».
Первый шаг на пути к выздоровлению – признать, что все это не так. Даже если с вами случилась страшная трагедия, это не ваша вина (или, по крайней мере, не полностью ваша), жизнь не рухнула (даже когда кажется, что это так), а самый ужасный кошмар не может длиться вечно. Такой подход помогает во всех сферах жизни – в учебе, на работе, в личной жизни.
Профессия страхового агента относится к категории крайне стрессовых. День за днем люди слышат отказы, причем не всегда вежливые. По данным исследования Мартина Селигмана и Питера Шульмана, опубликованного в Journal of Personality and Social Psychology, агенты, не принимавшие отказы на свой счет и помнившие, что завтра они смогут предложить услуги своей компании кому-то еще, продавали в два раза больше и в два раза дольше работали в профессии, чем те, кто делал наоборот.
Не все, что с нами случается, происходит из-за нас. Для начала важно перестать извиняться. Если вы чувствуете, что «простите» стало частым словом в вашем лексиконе, это тревожный знак. Не стоит винить себя за то, что вы расплакались на рабочей встрече из-за недавней трагедии. Когда вы говорите: «Простите меня, мне так жаль/стыдно», вы признаете, что с вами что-то не так. Хотя горевать в тяжелой ситуации более чем нормально.
Затем постарайтесь увидеть, что не все так ужасно.
В определенный момент главным страхом Шерил стало то, что ее дети никогда не оправятся от потери отца и уже не смогут наслаждаться детством. Однако спустя какое-то время она заметила, что дети стали лучше спать по ночам, меньше плакать, больше играть. А значит, что-то хорошее все-таки происходило.
Часто в этом помогает работа. Ощущение, что ты по-прежнему ценен как специалист и можешь принести немалую пользу (даже если не сразу), позволяет людям получить заряд положительных эмоций, а значит, помогает бороться с депрессией. Будучи работодателем, постарайтесь проявить сочувствие и поддержать оказавшегося в беде сотрудника. Порой самое главное – знать, что окружающие помнят, кто ты и на что ты способен. Дайте человеку столько времени, сколько ему нужно, чтобы относительно восстановиться, а потом помогите проявить себя.
Следом за «извините» из вашего лексикона должны уйти слова «никогда» и «всегда» со всеми возможными вариациями. Замените их на «иногда» и «в последнее время». Вместо «Мне всегда будет так же паршиво» скажите «Иногда мне будет так же паршиво». Не самая веселая мысль, но уже лучше, чем было.
Когда Шерил тонула в неизвестности и пыталась силком заставить себя думать о светлом будущем, которое рисовалось ей лишь в черных тонах, психолог предложил действовать от обратного и подумать о том, насколько хуже все могло бы быть прямо сейчас. Например, сердце Дэвида могло остановиться, когда он вез детей в школу. Рядом с Шерил могло не оказаться любящей семьи, которая бы ее поддерживала. У нее могло бы не быть работы, где ее ценят и ждут.
Благодарность – испытанная техника, которая помогает хоть в какой-то мере нейтрализовать горе. Заведите дневник и записывайте туда по три вещи, за которые вы благодарны каждый день. Это поможет естественным образом перевести фокус с негативного на то позитивное, что есть в вашей жизни уже сейчас.