2.1. Власть императора зависела от того, насколько эффективным было его управление. С расстоянием возможность влиять ослабевала. Чтобы как-то скорректировать это, в древние времена император назначал на должности чиновников, управляющих делами в провинциях, представителей своего рода и потомков княжеских родов, подчинившихся ему, но сохранивших влияние над бывшей своей территорией.
Китайское государство тогда могло быть определено как «государство родов», а император (как и в феодальной Европе) был верховным сюзереном. Помимо этого, он был также и верховным понтификом – на нем были важнейшие жертвоприношения.
2.2. Такая ситуация сформировалась к IX веку до нашей эры и держалась довольно долго. Однако она начала постепенно меняться, когда титул стали жаловать, а должности продавать (с III века до нашей эры – эпохи Шихуан-ди). Значение наследственной харизмы (полученной часто благодаря военным заслугам древних времен) уменьшалось, феодальная иерархия (ведущая свое начало от военной) сменялась чиновничьей. Состоятельные, но не знатные люди получали доступ к государственному управлению с помощью своих знаний и способностей. Книжник становился доверенным лицом при правителе и противостоял ленной знати.
2.3. Единство империи существовало во многом благодаря единым ритуалам, единым сословным обычаям и единению книжников – по факту, главных хранителей культуры. Ошибка в ритуале могла стоить императору трона. Этические требования (не злоумышлять против сюзерена, не нападать на находящегося в трауре и т. п.) были чрезвычайно важны.
2.4. Несмотря на приход к власти книжников, проблемы с централизацией никуда не делись. Огромные расстояния и интересы чиновников на местах препятствовали ей. В итоге практически все финансовые дела контролировались в провинциях. Не было ни надежного бюджета, ни даже представления о денежных ресурсах провинций.
2.5. Не улучшал общего расклада и принцип назначения чиновников в провинции. Их постоянно – каждые три года – перемещали в другую провинцию или на другую должность, при этом служить на своей малой родине чиновник не имел права. Местности Китая весьма отличались друг от друга – так что свеженазначенный чиновник зачастую даже не знал языка своих подчиненных и уж точно понятия не имел о местном традиционном прецедентном праве. Так что он был крайне зависим от советников, помощников и своих коллег рангом ниже, но проживших в этой местности дольше. У них, по сути, и была власть.
2.6. Крестьяне облагались несколькими видами повинностей. Основными были денежные выплаты, натуральные выплаты (например, зерном) и принудительные работы – чаще всего в строительстве, транспорте, курьерской службе). Кроме того, крестьяне обязаны были снабжать армию и двор правителя. С ходом времени все большую долю занимали денежные подати.
2.7. К середине XVII века в Китае были зафиксированы налоги, власти отказались от идеи принудительных работ, и, как следствие, были отменены ограничения на свободу передвижения, выбор профессии и место проживания. Это привело к демографическому взрыву: до конца XIX века население выросло с 60 миллионов до, по разным данным, 350–400 миллионов. Внутренняя торговля резко возросла, однако внешняя не оживилась – она велась лишь в одном порту (в Кантоне). Не произошло и модернизации экономической сферы.