1.1. Китай с древности представлял собой страну, ориентированную в первую очередь на города (а не на сельскую местность), что способствовало развитию внутренней торговли. Однако денежная система была архаичной, стоимость слитков зависела от места их штамповки; долгое время, помимо металлов и параллельно с ними, использовались и другие платежные средства. Техника изготовления денег была на невысоком уровне, они были уязвимы для подделок и сильно отличались по весу друг от друга даже в случае легального изготовления (порой более чем в два раза).
С бумажными деньгами дела обстояли не лучше. Плохое качество бумаги и быстрое ее истирание, отказ в приеме купюр при уплате налогов, неоднократное изъятие из оборота – все это вело к инфляции. В XIII веке была сделана попытка перейти только на бумажные деньги (драгоценные металлы стали только средствами обеспечения). Но правящую династию свергли, а новая отказалась платить по старым обязательствам. Все это дискредитировало бумажные деньги. В 1620 году бумажные деньги были и вовсе надолго запрещены.
1.2. Хотя с 1516 года количество серебра в Китае (привезенного из Америки) стало быстро увеличиваться, это спровоцировало не развитие капитализма, а усиление традиционализма. Не поспособствовал капиталистическим формам хозяйствования и значительный рост населения – чего можно было бы ожидать, проводя параллели с Европой.
Дело было в принципиальном различии китайских и европейских городов. Китаец-горожанин не прерывал своей связи с родом и деревней, значимые для него события происходили на его малой родине и он сохранял в деревне свой прежний статус. У китайских городов не было своих специфических свобод (вроде закрепленных в соответствующих европейских хартиях). Самоуправления было больше как раз в деревнях.
Такая ситуация возникла из-за торговых различий: европейские города были ориентированы на внешнюю, морскую торговлю, китайские – на сухопутную внутреннюю. Морскую даже специально ограничивали – чтобы заграничные порядки не влияли на традицию.
Развитие китайского города зависело не от предприимчивости горожан, а от перераспределения денежных и – еще более – ирригационных потоков императорскими чиновниками. При этом на более низком уровне практически всем управляли роды и цеха – профессиональные союзы.
1.3. Ориентация на земледелие получила соответствующее отражение в сфере религии: император воспринимался как покровитель плодородия, а бог – как верховный чиновник, которому надлежит подавать жалобы на его «подчиненных», от императора до мелкого бюрократа. Миропорядок земной и небесный рассматривался как единое целое – соответственно, если что-то в природе шло не так, виновных в нарушении космической гармонии находили на земле. Нередко обвинение адресовалось императору: в харизматическом государстве правитель обязан был подтверждать свою харизму благоприятными природными условиями, покоем в государстве, реже – военными успехами. Если же император харизму утрачивал, он утрачивал и основание править. В лучшем случае его ожидало публичное покаяние; если же дела не улучшались, то дальнейшая его участь – свержение или даже принесение в жертву.
Чиновники рангом ниже также отвечали за происходящее в их местностях. Неблагоприятные события означали, что данный чиновник потерял расположение духов этой местности, и должен был уволиться.