Традиционный маркетинг подразумевает выпуск на рынок финальной версии продукта. И работа маркетолога начинается непосредственно перед этим выпуском. Маркетолог не участвует в стадиях планирования и разработки, а имеет дело с уже готовым товаром и никак не может повлиять на его качество. Он может лишь придумать, как лучше рекламировать то, что есть, даже если очевидно, что это никуда не годится. И речь часто идет об очень больших тиражах.
Хакеры роста считают, что выпуск финальной версии продукта без предварительного тестового варианта – непозволительная роскошь. Слишком велик риск, что продукт окажется неудачным, невостребованным на рынке. Чтобы максимально снизить этот риск, нужно как можно раньше, еще до выхода конечного продукта, получить обратную связь от потенциальных пользователей.
Поэтому сперва создается прототип – тестовый вариант, упрощенная модель конечного продукта. Его еще называют минимально жизнеспособным продуктом. Он выпускается на небольшой рынок (для ограниченного числа пользователей). Далее активно собирается фидбэк от первых пользователей, и на основании этого в продукт вносятся изменения.
Такой цикл может повториться несколько раз – каждый раз выпускается улучшенный прототип и снова собирается фидбэк. Пока, наконец, не станет ясно, что продукт действительно соответствует потребностям рынка. Это соответствие называется product-market fit. Только после достижения product-market fit товар можно выпускать на большой рынок.
Сервис бронирования жилья Airbnb начинался как небольшой, локальный бизнес в Сан-Франциско. Снять можно было только комнату на чердаке у самих основателей – Брайана Чески и Джо Геббиа. К ночлегу прилагался домашний завтрак.
Очень скоро Чески и Геббиа захотели масштабировать сервис, чтобы и другие люди могли сдавать жилье с помощью их сайта. Сначала они думали оставить ключевую идею в изначальном виде: аренда спального места + домашний завтрак + нетворкинг и общение с хозяевами. Но, протестировав и проанализировав потребности рынка, они поняли, что завтрак и нетворкинг были нужны далеко не всем. Что было действительно востребовано везде – это простая возможность сдать и снять жилье.
Чески и Геббиа изменили сервис – убрали обязательный завтрак и нетворкинг, оставив главное – аренду любого жилья (от лишней кровати в гостиной до целого замка) в любой части мира. Так они нашли свой product-market fit.
Компании находят product-market fit по-разному. Многим приходится долго экспериментировать. У других, как у Airbnb, получается довольно быстро. Некоторые вообще обнаруживают product-market fit нечаянно.
Но даже если идея отличного продукта, который нужен рынку, появилась случайно, все равно, чтобы достичь идеального соответствия, компании приходится потрудиться.
Достижение product-market fit – не просто удача. Это не дело случая, а результат последовательной работы, состоящей из постоянного тестирования, сбора фидбэка и улучшения продукта (и многократного повторения этого цикла).
Продукт, который в итоге выходит на рынок, может кардинально отличаться от прототипа. Более того, для хакеров роста внесение изменений в продукт на основе фидбэка не заканчивается никогда, даже после выхода на большой рынок. Продукт постоянно оптимизируют, улучшают, обновляют. Например, в книгу в каждом новом тираже вносятся изменения на основе отзывов о предыдущем издании. Ведь достижение product-market fit не гарантирует его удержания. Меняется рынок, предпочтения пользователей, появляются новые конкуренты. Нужна постоянная адаптация.
В традиционном маркетинге, если люди не хотят больше покупать продукт, компания меняет его позиционирование, способы рекламы, но не сам продукт.
Хакеры роста, наоборот, считают, что любой продукт нужно рассматривать не как что-то статичное, а как гибкую модель, которую можно и нужно менять.