В деловом мире здоровая доля самоуверенности всегда была мощным двигателем новаторства: например, Генри Форд первым приступил к массовому производству автомобилей, а Стив Джобс увидел большой потенциал в использовании компьютеров за пределами офисов. Так же и Джеймс МакКинзи, профессор бухгалтерского учета и бизнес-политики в Университете Чикаго, ранее получивший университетские степени по педагогике, юриспруденции и философии, решил, что знает, как помочь клиентам преодолевать сложности, возникающие в их бизнесе, и в 1926 г. открыл свою фирму. Это было идеальное время для появления подобной компании.
В период с 1895 по 1904 гг. из 1,800 компаний были образованы 157 мегакорпораций.
Активное строительство железных дорог и распространение телеграфа в США в середине – конце XIX в. привело к возникновению массового рынка потребления. Компании уже могли обслуживать не только локальных клиентов – у них появился континентальный и международный размах, что подтолкнуло их к укрупнению. Однако это породило проблему: как продолжить расти, одновременно сохраняя контроль над бизнесом? У создателей промышленных и финансовых империй Карнеги, Форда и Рокфеллера не было ни времени, ни желания заниматься разработкой системы управления своими корпорациями. Настало время выйти на сцену новому участнику экономических отношений (в дополнение к капиталу и работнику) – профессиональному управленцу.
Не являясь собственником бизнеса, менеджер ощущал необходимость постоянно демонстрировать успехи и достижения вверенного ему предприятия. Ему приходилось одновременно разрабатывать и апробировать методики по управлению быстро растущими организациями, а также искать пути повышения их эффективности, чтобы успешно бороться с конкурентами. Это отнимало слишком много сил и времени, приводило к многочисленным промахам и ошибкам. Тогда на помощь пришли консультанты.
В дальнейшем консультанты McKinsey дистанцируются от бухгалтерской составляющей своей работы. Они будут основывать анализ не только на цифрах, но станут творчески подходить к решению проблем, оценивать целостную картину и перспективу происходящего.
Джеймс МакКинзи впервые сделал бухгалтерский учет инструментом стратегического управления. Он начал использовать его не только для фиксирования прошлого и текущего финансового состояния компаний, но и для прогнозирования развития бизнеса. Идея планирования и принятия решений на основе регулярного анализа данных в то время была в новинку. МакКинзи первым предложил системный взгляд на компанию как на единый организм: стали оцениваться состояние финансовой системы и организационной структуры, положение на рынке в сравнении с конкурентами, эффективность системы управления и внешние факторы, которые могут влиять на развитие бизнеса.
В середине 30-х годов у компании было уже три офиса – в Чикаго, Нью-Йорке и Бостоне, – и в них работало 45 консультантов. Гонорары основателя компании достигали $500 в час, что в то время было самым высоким заработком консультанта в США.
МакКинзи сумел собрать вокруг себя профессионалов под стать себе: они были хорошо образованны, хотели многого добиться в жизни, имели связи, могли максимально концентрироваться на достижении цели, не боялись подвергать сомнению и оспаривать устоявшиеся правила.
Фирма начала активно развиваться, и даже годы Великой Депрессии (1929–1939) не смогли помешать ее росту: клиентами были востребованы консультации по возможностям слияний и поглощений, реорганизации и решению проблем финансирования. Уже тогда значительную часть клиентского портфеля McKinsey стали составлять крупные банки.
МакКинзи не собирался бросать свое детище и планировал через некоторое время вернуться, однако скончался от пневмонии в ноябре 1937 г.
Джеймс МакКинзи покинул Фирму в 1935 г., чтобы возглавить крупнейшую сеть универсальных магазинов и провести там необходимые изменения. Им двигало желание сделать что-то самому, а не только рекомендовать другим, что нужно изменить. В дальнейшем многие консультанты будут уходить из профессии по той же причине.