В XVII в. философ Рене Декарт утверждал, что разум и тело функционируют независимо друг от друга. Западная наука никогда не подвергала эту установку сомнению, не допуская возможности того, что телесные заболевания могут иметь корни в психической и эмоциональной сфере. Однако опыты на обезьянах продемонстрировали связь между стрессом и кровяным давлением. В 1969 году результаты этих исследований были опубликованы в «Американском журнале по физиологии»:
Обезьян вознаграждали всякий раз, когда у них повышалось или понижалось давление, и подавали им сигнал цветными лампочками, если задание было выполнено правильно. В конце концов обезьяны научились регулировать свое давление в зависимости от цвета лампочек, которые перед ними загорались. Таким образом, они управляли уровнем своего давления с помощью мозга.
Мы живем во времена эпидемии, охватившей большинство развитых стран. Повышенное кровяное давление ведет к таким заболеваниям, как атеросклероз, инфаркты и инсульты. Эти болезни сердца и мозга являются причиной более половины смертей в Соединенных Штатах. Основная опасность в том, что на начальной стадии заболевание развивается без явных симптомов. В соответствии с официальными статистическими данными США, болезни, являющиеся результатом стресса, уносят каждую минуту жизни двух человек. Сегодня кардиологи отмечают выраженную тенденцию к омоложению болезней: инфаркты у тридцатилетних мужчин стали вполне обычным явлением.
Нет недостатка в теориях, объясняющих быстрое распространение гипертонии и рост числа сердечных приступов. Традиционно эти болезни объясняли следующими причинами: неправильное питание, недостаток физической активности и наследственная предрасположенность. Однако стрессу как еще одному фактору, способствующему повышению давления, уделялось недостаточно внимания. Несмотря на то, что большинство врачей признают пагубное влияние стресса на здоровье, они предпочитают выписать транквилизаторы, чтобы «успокоить» пациента, а не искать психологические корни проблемы. В то же время, большинство психиатров и психологов не лечат органическое заболевание, так как их волнуют лишь эмоции, мысли и состояние личности. Внушает оптимизм тот факт, что психосоматическая медицина, которая изучает и лечит болезни, прямо или косвенно вызванные психологическими причинами, быстро развивается в последние годы.
Много лет назад, когда автор был начинающим кардиологом, он заметил тенденцию появления у пациентов с высоким кровяным давлением слабых, но опасных симптомов начала болезни сердца. Он также обратил внимание, что они очень часто жалуются на слабость и головокружение, которые являлись следствием приема лекарств для понижения давления. То есть в процессе лечения пациенты начинали страдать от побочного действия медикаментов.
Кроме того, обнаружилось, что давление, измеряемое в кабинете врача, часто оказывалось выше, чем измеренное пациентом дома. Медицинская литература не могла удовлетворительно объяснить этот факт. Доктор Бенсон предположил, что уровень давления у пациентов в кабинете был выше из-за того, что они нервничали, и что, возможно, существует какая-то связь между стрессом и высоким кровяным давлением.
Стресс в нашей жизни возникает по многим причинам: постоянная боязнь потерять работу, невозможность выплатить кредит в срок, давление общественных норм. Люди, как и животные, отзываются на острую или хроническую стрессовую ситуацию, запуская врожденную реакцию организма, известную как «сражайся или убегай» («fight or flight»), которая, по иронии судьбы, была открыта Уолтером Б. Кэнноном в том же гарвардском кабинете, где 60 лет спустя проводил свои исследования Герберт Бенсон. Суть данной реакции заключается в том, что, когда нам требуется резко изменить поведение и приспособиться к чему-то новому, у нас повышается давление, учащается сердцебиение и дыхание, кровь приливает к мышцам и ускоряется обмен веществ. Таким образом, организм готовится к сражению либо отступлению.
Эта врожденная реакция организма ярко проявляется у животных. У испуганной кошки спина выгибается дугой, шерсть встает дыбом, она готова либо убежать, либо броситься в драку; взбешенная собака, защищая своих щенков, рычит на врага.
Первобытные люди, у которых данная реакция была развита лучше, чем у других, имели больше шансов выжить и воспитать потомство. Естественный отбор способствовал тому, чтобы эта реакция у людей сохранялась. Однако постоянное пребывание в состоянии стресса, то есть использование реакции «сражайся или убегай» не по назначению, в конце концов может привести к серьезным заболеваниям сердца и сосудов.
Логично предположить, что у организма есть и противоположная по действию врожденная способность. Каждый из нас обладает природным защитным механизмом против чрезмерного стресса, помогающим противостоять его вредным последствиям. Этот механизм вызывает в организме противоположные изменения – сердцебиение замедляется, снижаются метаболизм и частота дыхания, и организм возвращается к своему нормальному здоровому состоянию. В наше время способность к расслаблению является куда более важной для выживания, поскольку сегодняшние стрессы редко требуют необходимости драться или спасаться бегством, в то время как умение расслабляться может предотвратить или компенсировать тот вред, который наносят организму частые нервные потрясения.